Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n.jpg

Выпуск 278. Неврев Николай Васильевич(1830-1904).

Николая Васильевича Неврева признавали одним из лучших портретистов России. Его портреты неизменно пользоваться успехом у публики, их сравнивали с портретами Зарянко, который в те времена считался общепризнанным мастером портретного искусства.

0_b8e4a_67a21b6c_orig.jpg

Как сообщает первый биограф Н.В. Неврева художественный критик и археолог профессор Адриан Прахов, успехи художника в области портрета были так велики, что петербургские власти хотели даже наградить Неврева, не имевшего законченного художественного образования, званием академика, но в связи с введением Академией художеств нового устава, звание это художником получено не было. Его несправедливо забыли. И все же мастер всегда оставался самим собой, как в области бытового жанра и портрета, так и в области пейзажа и исторической живописи. Совершенствуя свое мастерство, он рос как художник, искал новые сюжеты на всем протяжении своего длинного творческого пути, всю жизнь старался определить свое призвание, обращаясь то к портрету, то к жанру, то к исторической живописи.
«Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Адрианом и учителем Зотовым», 1903 Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.

155bd107f3146b2.jpg

Николай Васильевич Неврев родился 3 мая 1830 года в Москве, в купеческой семье со средним достатком. Способности к рисованию проявились у мальчика в раннем детстве. Родители благосклонно отнеслись к увлечению сына живописью и не препятствовали ему.

75bd107ae75bdb.jpg

Сама судьба казалось благоволила юноше, наградив Николая Неврева удивительной встречей в юности,оказавшей самое непосредственное влияние на его дальнейшую жизнь. «Портрет Г.Н.Федотовой, актрисы Малого театра», 1892 Тюменский музей изобразительных искусств

175bd108903dce6.jpg

Невреву посчастливилось познакомиться с актёром Выксунского театра Иваном Ивановичем Скотти, родным братом Михаила Ивановаича Скотти(1814-1861), выдающегося художника, профессора Московского училища живописи, ваяния и зодчества, академика Императорской Академии художеств.
«Шут (Опальный боярин)», 1891, Кировский областной художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.

395bd10904a5816.jpg

Юноша очень приглянулся известному актёру, понравился юношеский максимализм и упорство Николая, который убеждённо заявлял, что его будущее — это только живопись, и никем другим, кроме как профессиональным художником, он быть не желает и не будет.
«Увещевание», 1893 Государственный музей искусств им. А.Кастеева Республики Казахстан

385bd10a03492e2.jpg

Иван Иванович Скотти, сам в прошлом неплохой живописец, с воодушевлением взялся за обучение Николая Неврева. Он показывал своему подопечному как разводятся краски, как ими пишут, обучал будущего живописца искусству перспективы и правилам сюжетного расположения. Но не одна только живопись занимала в это время мысли Николая. После трагической смерти отца, материальное положение семьи Невревых резко ухудшилось, и чтобы хоть как-то помочь своей семье, Николай Неврев вынужден был зарабатывал на жизнь как канцелярист.
«Портрет певицы Лелевой-Люцанской», 1862 Пензенская областная картинная галерея им. К.А.Савицкого

275bd10a91290d7.jpg

В 1850 году исполнилась давнишняя мечта Неврева о возможности получения профессионального художественного образования. Он был принят в недавно открытое(1843 году) Московское училище живописи и ваяния, первое художественное учебное заведение в Москве, где учился непосредственно под руководством инспектора училища Михаила Ивановича Скотти. Училище было открыто в 1843 году в результате преобразования «Публичного художественного класса» в училище живописи и ваяния при Московском художественном обществе (после 1844 г. находилось на Мясницкой улице, 21). После присоединения к нему в 1865 году архитектурного училища было образовано Московское училище живописи, ваяния и зодчества; выпускники МУЖВЗ были фактически приравнены в правах к выпускникам Петербургской академии художеств.
«Портрет Н.Помяловского», Государственный Литературный музей

235bd10b43c6990.jpg

Михаил Иванович Скотти сразу оценил природное дарование своего нового ученика, и не жалея свободного времени с удовольствием занимался с Николаем, очень скоро превратившегося в его любимого ученика. На пятом году обучения Николай Неврев написал картину «Домашняя крестьянская сцена», за которую в марте 1855 года получил звание «неклассного художника по живописи домашних сцен»,

0_fdd33_8fc74510_XL.jpg

В 1856 году Неврев вынужден был покинуть стены училища, не закончив своего обучения: на место Ф.И.Скотти был назначен известный в то время мастер портретного жанра С.К. Зарянко, с которым у Неврева отношения не сложились и произошла ссора. Покинув училище, Неврев получил звание Свободного художника.

0_b8e4a_67a21b6c_orig5bd106afb1bf8.jpg

Необходимо отметить, что бытовому жанру в Училище живописи и ваяния всегда уделялось особое внимание и Николай Неврев , будучи учащимся, занимался в основном жанровой живописью. Но выйдя из Училища, он начал работать как портретист и как художник, рисующий картины на исторические сюжеты. «Опричники» ,Государственный музей изобразительных искусств Кыргызстана

59d1fc5e29aa3e6ba0e68a505278ff72bc5f6c134549850.jpg

Ранними работами художника в основном были портреты. Колорит этих произведений был не очень примечательным, однако портреты отличались психологизмом и правдивостью изображения. «Женский портрет» ,Астраханская государственная картинная галерея имени П.М.Догадина

08a4219b3606cd5442083a91ec42c692bc5f6c134550389.jpg

В начале 1860-х годов художник познакомился с П.М.Третьяковым, и стал частым гостем в доме мецената и коллекционера. Третьяков заказал Невреву портрет актера Щепкина, «Портрет М.С.Щепкина» 1862
Музей Государственного Малого академического театра

9a204b3e081d0a71282e896c047684e9bc5f6c134550390.jpg

а в начале 1860-х годов Николай Неврев написал несколько портретов родственников П.М. Третьякова, из которых особенно известен портрет М.И. Третьяковой, «Портрет М.И.Третьяковой» Начало 1860-х Государственная Третьяковская галерея.

3b2d0e689232b51677356ca4d9e16100bc5f6c134550390.jpg

Постепенно Николай Васильевич Неврев стал одним из самых популярных портретистов Москвы, отличительной особенностью работ которого была необыкновенная глубина проникновения во внутренний мир портретируемого, а позже Николая Неврева признали и одним из лучших портретистов всей России. Его портреты начали пользоваться успехом у публики, их сравнивали с портретами С.Зарянко, который в те времена считался мастером портретного искусства.

Его достижения в области портретной живописи были несомненны и общепризнанны, свидетельством чему стало присвоение Николаю Васильевичу Невреву в 1859 году звания «классного художника». Мальчики, играющие в карты»
1860-e, Тюменский музей изобразительных искусств.

105bd1063365151.jpg

Постепенно Неврев отошёл от портретной живописи и начал заниматься преимущественно темой народного быта. Эти работы стали со временем визитной карточкой художника. Среди них «Торг. Сцена из крепостного быта»,

86e537cafed4c613aa2ccc3ffe929151bc5f6c134549850.jpg

«Воспитанница», 1867 Государственная Третьяковская галерея

c670ee2a6ffacfd56d420397e6f65927bc5f6c134550389.jpg

«Протодьякон, провозглашающий многолетие на купеческих именинах» 1866 , Государственная Третьяковская галерея

c6d7dc5ffa536b97716b6e9ef6a7236abc5f6c134550389.jpg

Особую известность имела первая картина. За эту работу Николай Неврев был удостоен премии Общества любителей художеств. Картина посвящена торгу о продаже крестьян в доме помещика и вскоре была приобретена П.М. Третьяковым для своей коллекции., «Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением», Государственная Третьяковская галерея.

bb0488f27b5618394498c456620861dbbc5f6c134550390.jpg

В середине шестидесятых к художнику пришла настоящая слава. Художник начинает проявлять себя как талантливый мастер сатиры и картинной драмы.На картине «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие» Николай Неврев показывает присущее ему отличное знание быта купцов. В результате полотно получилось очень ярким и реалистичным, с нотками сатиры, как и многие другие работы художника. Несмотря на успех, который имели его портреты, Н.Неврев в середине 1860-х годов совершенно перестал работать как портретист и целиком обратился к бытовой живописи.«Мочалов среди почитателей» ,Государственный Русский музей

156422e81e434a0249e256562170bdaebc5f6c134550390.jpg

С семидесятых годов художник обращается к исторической тематике, изображая в основном сцены из отечественной истории. В это время появляются картины «Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III», 1875
Национальный художественный музей Республики Беларусь

a117ca4e187005bb2409d472354dd3f7bc5f6c134549849.jpg

«Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма», 1874, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева.

08ce41af892d789a14207e5ec9e18904bc5f6c134549849.jpg

«Представление Ксении Годуновой Лжедмитрию», 1882,

_028.jpg

«Захар Ляпунов и Василий Шуйский»,

2017_10_22-035_001.jpg

Неврев был награждён первой премией Московского Общества Любителей Художеств за картину «Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма».
В 1881 году Николай Васильевич Неврев вступает в Товарищество передвижных художественных выставок, и постоянно участвует в экспозициях этого объединения. «Монахи» 1880, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

064e4feb9ca9696ada46446b9f7219bdbc5f6c134550390.jpg

За пятьдесят с лишним лет творческой деятельности Николай Неврев создаст огромное количество картин с изображением жанровых сцен и эпизодов,и именно жанровые работы принесут ему наибольшую известность. «Последние минуты митрополита Филиппа» 1898, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

56760fe70b4c73a7088c55c35480f0bebc5f6c134550390.jpg

Главными произведениями Неврева по части жанра являются: «Панихида на сельском кладбище» (1865год),

0_fdd63_26a1d003_XL.jpg

«Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие» (1866год; Государственная Третьяковская галерея), «Из недавнего прошлого» (1866 год; Государственная Третьяковская галерея), «Раздел наследства»,

0_fdd6a_e878f0a2_XL.jpg

«Странник в купеческой семье», «Воевода» (из поэмы Мицкевича;), «Выигрышный билет»,

0_fdd62_fe3a53ce_XL.jpg

«Раздел по наследству» (1889 год; в Третьяковской галерее, в Москве)

4497b4837a5157296d35a6d45ce55c41bc5f6c134550390.jpg

и «Смотрины» (1888 год Государственная Третьяковская галерея).

25a0983dd90df3e89948b0494bd5da3bbc5f6c134550390.jpg

В большинстве своих жанровых полотен Николай Васильевич Неврев представлял своих героев в минуты их эмоционального подъема. Создаваемая им в работах атмосфера особенности происходящего позволяла зрителю не только познакомиться с мельчайшими подробностями происходившего, но и вдохнуть особый аромат истории нашей страны.

0_fdd68_8946a3d_XL.jpg

Последние картины Неврева продавались очень плохо , коллекционеры и критики стали постепенно забывать художника, результатом чего стала крайняя нужда , которую испытывал живописец.«Возвращение солдата на родину» 1869
Днепропетровский художественный музей.

3bf01ae5d8da01674481a0aa2999d6a9bc5f6c134550390.jpg

В 1898 году, после смерти П.М. Третьякова,Николаю Невреву было предложено занять пост директора галереи мецената, но он отказался, сославшись на старость. С годами художника все больше и больше удручала болезнь.
«Дед Василий» 1858 Сумской областной художественный музей им. Н. Х. Онацкого

03eed173c4ab7441e674d1af57b1c9a1bc5f6c134550390.jpg

Последние годы своей жизни Николай Васильевич Неврев провёл уединённо в своем имении Лысковщина в Витебской губернии, страдая от нервного расстройства. Он практически не работал, испытывая глубокую внутреннюю неудовлетворённость, порождавшую у него симптомы нервного расстройства.

aba147a9c50bdb6ad0be18e1e44adcd6bc5f6c134549849.jpg

В этом подавленном состоянии, остро переживая одиночество и всеобщее забвение, 3(16) мая 1904 года Николай Васильевич Неврев покончил с собой во время нервного припадка в своём имении, где и был похоронен.

315bd10d0261712.jpg

Творчество Н.В. Неврева очень широко и многообразно. Он работал почти во всех жанрах живописи. Если в конце 1850-х и начале 1860-х годов его считали одним из лучших русских портретистов, то в 1860-х годах Неврев по праву был признан одним из крупнейших мастеров бытовой живописи, а, уже начиная с 1880-х годов и до конца жизни, имя его упоминалось во всех рецензиях, как имя одного из маститых представителей исторического жанра. Трудно сказать, кем же в первую очередь был Неврев — историком, жанристом или портретистом.

55bd10c75aa886.jpg

Успех Неврева оказался непрочным и недолгим, большой славы при жизни он не приобрел.

Его несправедливо забыли. И все же мастер всегда оставался самим собой, как в области бытового жанра и портрета, так и в области пейзажа и исторической живописи. Совершенствуя свое мастерство, он рос как художник, искал новые сюжеты на всем протяжении своего длинного творческого пути, всю жизнь старался определить свое призвание, обращаясь то к портрету, то к жанру, то к исторической живописи.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2018

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «Общероссийский просветительский проект»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «Просветительский проект»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «Общероссийский просветительский проект»;

— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «Просветительский проект» .