Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 480. Творожников Иван Иванович (Ivan Tvorozhnikov) (1848-1919).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Иван Иванович Творожников — известный русский живописец, художник-жанрист и портретист, академик Императорской Академии художеств.

Иван Творожников родился в селе Большое Жуково Тверской губернии Российской империи. С восьми лет обучался чтению, счету и письму в сельской церковно-приходской школе, проявив сильную тягу к рисованию. Посещал занятия в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге, после окончания которой с 1868 по 1875 год продолжал обучение в Императорской Академии художеств. Завершил обучение с малой золотой медалью и званием классного художника первой степени.

Вместе с Суриковым работал в Москве, где написал «Четыре Вселенских собора» в храме Христа, за которые был удостоен золотой медали. Работы Ивана Творожникова также расположены в иконостасе Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и в других храмах. В 1895 году Творожников был назначен преподавателем в натурный класс в Академии художеств. Его учениками были А. Е.Осипов, Е. М.Чепцов, И. Н.Шульга, П. М.Шухмин, В.А.Кузнецов и многие другие. В 1898 году Иван Творожников был удостоен звания профессора искусств. Продолжал работать и преподавать в Академии художеств до 1918 года.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, других художественных музеях нашей страны, а также в частных собраниях в России и странах дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Профессора “общих классов” были большими педагогами, с громадным художественным опытом, работавшие уже много лет в Академии. Старый профессор И.И. Творожников был в высшей степени скромен, вежлив со студентами. Он никогда не садился поправлять рисунок или работу по живописи. Он имел в кармане много тонких палочек-указок, с помощью которых проверял наши работы, вскрывал ошибки, показывал, как можно исправить» (А.А. Кокель, художник).
«Мальчик-нищий с корзиной», 1886 год, холст, масло, Козьмодемьянский художественно-исторический музей им А.В. Григорьева.

Его удивительные по своей реалистичности полотна появлялись на многочисленных выставках в России, Западной Европе и в Америке. Они неизменно привлекали всеобщее внимание и охотно раскупались как частными лицами, так и для наиболее известных галерей и музеев. Картины талантливого сына крепостных крестьян сегодня представлены в экспозициях многих художественных музеях и галереях по всему миру. Многие из его полотен охотно репродуцировались в лучших художественных изданиях. А много ли мы знаем о нем?
«Дети, собирающие хворост», 1890 год, холст, масло, Плёсский музей-заповедник.

Иван Иванович Творожников родился 10 октября 1848 года в многодетной семье завидовских крепостных крестьян в небольшом селе Большое Жуково, располагавшемся в полутора километрах от живописной речки Шоши Тверской губернии (на территории нынешнего Конаковского района Тверской области). Деревни Жуково в наши дни уже не существует, хотя она и не попала в свое время в зону затопления водами Шошинского плеса Иваньковского водохранилища, поскольку находилась поодаль, на возвышенности. Сейчас здесь располагается крупное охотничье хозяйство. В 1937 году многие жители деревни, чтобы не искушать судьбу и по настойчивой рекомендации властей переселились перед созданием водохранилища в поселок Редкино. Туда же был перевезен и дом Творожниковых, на котором в 1974 году была размещена мемориальная доска.
«Поручик Василий Мирович у трупа Иоанна Антоновича 5-го июля 1764 года в Шлиссельбургской крепости». 1884 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея.

Семья Творожниковых жила бедно. Работа на земле была тяжелой и неблагодарной, при этом дети, а у Ивана были еще две сестры и младший брат, изо всех сил старались помогать взрослым, чтобы не быть иждивенцами, что в деревне всячески порицалось. Детские годы Ивана прошли в родном селе: работа в поле, уход за лошадьми в ночном, окрики старших, детские горести, когда рвались на заборе единственные штаны, или когда промокали на обломившемся льду единственные валенки…
«Горе», 1899 год, холст, масло, 98,8 х 118,2 см, Новгородский художественный музей.

Несмотря на тяжелую жизнь, родители всячески старались дать детям какое-никакое образование, понимая, что без него им будет тяжело устроиться в жизни. В селе функционировала церковно-приходская школа, и с восьми лет Иван начал обучение в ней чтению, счету и письму. Он тянулся к знаниям, но еще больше — к творчеству. До школы он увлекся рисованием, увлекся серьезно, в одночасье отодвинув на второй план все остальные детские увлечения, чем сильно удивил и друзей по детским играм и родителей, весьма далеких и от искусства вообще и от живописи в частности.
«Крестьянка, выходящая из избы», 1895 год, холст, масло, Самарский хужожественный музей.

Юных художник все свободное время посвящал любимому увлечению, используя для творчества подручный материал в виде угля и бревенчатых стен. Он усердно и кропотливо разрисовывал углем сельские стены, благо были они в изобилии, да и угля в нехитром крестьянском хозяйстве было достаточно. И творил он на сеновале, во дворе, в сенях. Сверстник и товарищ будущего художника Скворцов в своих воспоминаниях впоследствии рассказывал, что еще очень маленьким мальчиком Иван усердно рисовал углем на стенах разные картины. На сеновале, во дворе, в сенях — везде для него находились «полотна» — бревенчатые стены и заборы.
«Борьба добрых и злых духов», 1875 год, холст, масло, Музей РАХ, Санкт-Петербург.

В 1860 году двенадцатилетнего Ивана за год до освобождения крестьян от крепостной зависимости отец повез в Петербург, как тогда было принято — «определять на место». Мест этих юноша из провинции сменил немало, довелось ему быть и половым в трактире, и приказчиком в лавочке, и подручным в мастерской, а также простым рабочим и много еще кем. И везде он находил возможность рисовать — чем попало и на чем придется.
«Старушка с прошением», конец XIX века, холст, масло, Херсонский художественный музей.

Его величество случай определил дальнейшую судьбу молодого Ивана Творожникова. Рисунки юного художника попались на глаза случайному прохожему. Тот обнаружил в мальчике художественные задатки и отвел его к большим художникам, которые в свою очередь уже помогли Ивану устроиться в существовавшую тогда в Петербурге Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Отучившись в школе, 23 мая 1868 года на экзамене в Рисовальной школе Иван Творожников был удостоен «за рисование гипсов малой серебряной медали». Начало было положено.
«Продавец душеспасительных книжек», 1888 год, холст, масло, Псковский художественный музей.

Преподаватели в школе в один голос советовали талантливому юноше продолжить свое обучение в Императорской Академии художеств, но существовало одно существенное препятствие: несмотря на свои блестящие успехи по рисованию Иван Творожников не мог поступить в число действительных студентов вследствие отсутствия документов об общем образовании. Но, как говорится, в каждом правиле существует исключение, и в 1868 году выдающиеся способности Ивана Ивановича были отмечены советом Академии и на основании персонального прошения он был принят в число действительных студентов первого курса по классу живописи. Уже в 1870 году Ивану Ивановичу была присуждена медаль первого достоинства за рисунок, а в 1871 году — медаль того же достоинства за этюд с натуры. Ежемесячные рисунки его неизменно сопровождались блестящими отметками. Всего за время обучения в ИАХ Творожников был представлен за успехи в рисовании и живописи к двум малым и двум большим серебряным медалям.
«Вербное воскресенье», 1890-е годы, холст, масло, частное собрание.

Творожников расписал иконостас для церкви в Астрахани и исполнил два портрета императора Александра II. Портреты императору понравились. Закончил молодой художник свое обучение в Академии в 1875 году с вручением ему малой золотой медали и присвоением звания классного художника первой степени за написанные по программе картины «Давид, играющий на гуслях перед Саулом» (1873) и «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Вероники» (1875).
«Девочка», 1889 год, холст, масло. Иркутский художественный музей.

Перед нами выписка из журнала совета Академии художеств от 3 января 1876 года за подписью бывших ректоров Иордана и Рязанова и профессоров Виллевальда, Шамшина, Фон-Бока, Верещагина и Венига: «Определением совета, 31 октября 1875 года состоявшимся, никто из конкурентов не удостоен первой золотой медали, между тем некоторые из программ, а именно учеников Сурикова и Творожникова, исполненные лучше прочих, выказали в их авторах художественный талант, вполне достойный поощрения. Признавая, что путешествие за границею с целью осмотра и изучения произведений древнего и нового времени, несомненно, послужит к дальнейшему развитию, вышеозначенные члены совета ходатайствуют о предоставлении возможности ехать им за границу на два года за казенный счет». Правда, ходатайство это было благополучно отклонено и вожделенная поездка не состоялась. Совет Академии довел дело до конца простым способом: каждому из несостоявшихся медалистов присвоили звание классного художника первой степени и… отпустили с миром.
«Крестьянская девочка», 1990-е годы, холст, масло, Вологодская областная картинная галерея.

Первые серьезные самостоятельные работы Ивана Ивановича Творожникова были в области церковной живописи. Наиболее ранние сохранились в церкви села Николо-Тешилова. В 1877-м и 1878-м годах он вместе с Суриковым работал в Москве, где написал «Четыре Вселенских собора» в храме Христа Спасителя, за которые был удостоен золотой медали. Работы Ивана Ивановича имеются в иконостасе Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и в других церквях. Позже в своем творчестве художник оставил библейскую и историческую тематику и обратился к набиравшему силу в те годы в России жанровому направлению в живописи. Он стал навещать родную деревню. Перетряхнул гнилую отцовскую избушку, шатер на огороде сделал, да целыми летами и занимался в деревне рисованием — нанимал стариков, старух, нищих, убогих разных, детей и женщин, с них и писал картины в разных видах. В целой галерее созданных Творожниковым групп и одиноких фигур можно узнать портреты его односельчан, нищих, прохожих, офеней.
«Зимой», 1890 год, холст, масло, 44 x 71 см., Нижегородский художественный музей.

В этой связи, несомненно, лучшими произведениями художника считаются «Поручик Василий Мирович у трупа Иоанна Антоновича 5 июля 1764 года в Шлиссельбургской крепости» (1884), «Продавец душеспасительных книжек» (1888), «Нищие около церкви» (1889) и «Бог милости послал», «Мальчик-нищий с корзиной», Козьмодемьянский музей имени А.В. Григорьева; «Бабушка и внучка», Государственный Русский музей; «Дети, собирающие хворост», Плесский музей-заповедник; «Зимой», Нижегородский музей; «Деревенская девушка», Псковский художественный музей-заповедник; «Девочка» (1889), Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева.
«Нищие около церкви», 1889 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1895 году Иван Иванович Творожников был назначен преподавателем в натурный класс Высшего художественного училища при ИАХ. Его учениками были А. Е.Осипов, Е. М.Чепцов, И. Н.Шульга, П. М.Шухмин, В.А.Кузнецов и многие другие. В 1898 году он был избран профессором искусств по тому же натурному классу, в каковом звании продолжал оставаться (по выборам через каждые пять лет) до 1918 года. С 1906 года за известность на художественном поприще Императорская Академия художеств избрала Ивана Ивановича Творожникова своим академиком.
«Девушка с книгой», 1890 – начало 1900-х годов, холст, масло, Нижнетагильский художественный музей.

Его картины появлялись на многочисленных выставках в России, Западной Европе и даже в Америке. Картина «Послушник» находится в музее Академии художеств, а «Бабушка и внучка» — в Русском музее. Яркое полотно «Девочка — холодно» хранится в Венецианском музее в Италии. Картину «Вам Бог милости прислал» Иван Иванович выставил на международной выставке в Венеции. Здесь она привлекла к себе внимание ценителей, была приобретена и сейчас находится в галерее короля Гумберта. Несколько вещей — «За работой», «Девочка и мальчик» — на выставках были приобретены для галереи Желтышева. Из картин известностью пользуются «За стаканом пива» и «За пяльцами», «За пособием. Старушка» и «В семье чужая». Цветковская галерея в Москве приобрела в свое время картины Ивана Ивановича «Бедный мальчик с корзинкой», «Кумушки», «Девочка у колодца», «Безродный» и «Горе». На Всемирной выставке в Чикаго и на других выставках большим успехом пользовались полотна «За хворостом», «Зима», «Крестьянские дети», «Мальчик с уздечкой», «Мальчик в поле», «Элегия», «Рабочие» и другие. Большой холст «У церкви» можно увидеть в Третьяковской галерее. Однакоперечисленным список полотен Ивана Ивановича Творожникова не исчерпывается.
«Бабушка и внучка», 1891 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В последний раз Иван Иванович Творожников экспонировал свои работы в 1917–1918 годах на 45-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Его картины внешне просты по сюжету и приемам, но производят (особенно портреты детей и жанровые сценки) глубокое впечатление, заставляя вспомнить лучшие образцы русской реалистической живописи и классические произведения немецкой, английской и фламандской школ. Иван Иванович Творожников скончался 12 июня 1919 года в Петрограде «в крайней бедности и от полного истощения», фактически проживая последние годы в крайней нужде.
«Птичка улетела», 1917 год, холст, масло, Бердянский художественный музей.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Творожников Иван Иванович // Татары — Топрик. [в 51 т.] М.: Советская энциклопедия, 1956. Т. 42.
2. Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764–1914.СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1915. Т. 2 (Часть биографическая).
3. Кондаков С. Н. Творожников Иван Иванович // Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии художеств. СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1915. Т. 2.
4. Румянцев Б. И.И. Творожников — наш земляк // Заря (Конаковский район). 1968. 19 окт.
5. Румянцев Б. Крестьянин — академик // Вече Твери. 1999. 8 апр.
6. Петропавловский Б.И. Конаково и Конаковский район: исторический очерк.Тверь, 2002.
«Портрет дочери», 1888 год, холст, масло, Сумский художественный музей.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.