Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 479. Соколов Александр Петрович (Alexander Sokolov) (1829-1913).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Александр Петрович Соколов — известный русский живописец, академик акварельной живописи, действительный член Императорской Академии художеств.

Александр Соколов родился в Санкт-Петербурге. В 1847 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, из которого через два года перешел в ученики Императорской Академии художеств. В 1854 году окончил курс в академии со званием свободного художника за «Портрет корнета Киреева».

Александр Соколов посвятил себя акварельной, преимущественно портретной, живописи и вскоре приобрел в этой области заслуженную известность. В 1859 году за портреты госпожи фон Крузе, ее детей и своего брата Петра Петровича Соколова получил звание академика акварельной живописи. В 1881 году вошел как экспонент в состав Товарищества передвижных художественных выставок и с того времени часто выставлял на них свои новые работы. Давал уроки акварельной живописи Софье Крамской (дочери художника И. Н. Крамского), ставшей впоследствии художником. Неоднократно писал портреты вдовствующей императрицы Марии Федоровны и других женских особ императорской фамилии. С 1889 по 1897 год служил хранителем Музея Императорской Академии художеств.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, других художественных музеях нашей страны, а также в частных собраниях в России и странах дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Александр Петрович Соколов прожил долгую и насыщенную событиями жизнь. Родившись спустя четыре года после восстания декабристов, когда в отечественном искусстве преобладал романтизм, он покинул этот мир в канун Первой мировой войны, когда русский модерн уверенно завоевывал свои позиции, превратившись в большое художественное явление. Но Александр Соколов никогда не изменял своим убеждениям, оставаясь приверженцем традиционной реалистической школы, за что современники всегда высоко оценивали его творчество. К сожалению, в наши дни о работах художника вспоминают все реже, хотя они и включены в собрания ведущих отечественных музеев.
«Зимний пейзаж», 1882 год, холст, масло, 48.5 x 59.5 cм., частное собрание.

Александр Петрович Соколов родился 10 ноября 1829 года в Санкт-Петербурге в семье основателя портретной акварельной живописи в России, действительного члена Императорской Академии художеств Петра Фёдоровича Соколова. Александру, младшему брату известных в России живописцев Петра Петровича и Павла Петровича Соколовых, самой судьбой было предопределено тоже связать свою жизнь с искусством, поэтому нет ничего удивительного в том, что он, подобно двум своим старшим братьям с раннего детства тоже продемонстрировал склонности к художественному творчеству.
«Портрет художника И.И. Ендогурова», 1889 год, картон, акварель. 51,5 х 41,5 см., Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.

В семье Соколовых вообще поощрялось любое проявление творчества, поэтому любовь всеобщего любимца маленького Саши еще и к музыке тоже всячески поддерживалось родителями, в особенности мамой, занимавшейся в свое время вокалом и продолжавшей увлекаться музыкой. И вполне возможно, не отдай в соответствии с семейной традицией Александр предпочтение акварели, отечественный музыкальный мир получил бы новое громкое имя.
«Женский портрет (Сандра Дроукер)», 1902 год, бумага, акварель, белила, 40 х 34 см., частное собрание.

Но история не знает сослагательного наклонения и, когда пришло время, Александр начал посещать Вторую Санкт-Петербургскую гимназию, не оставляя при этом свои занятия рисованием, занимавшим все его свободное время. Первыми его учителями стали отец и старшие братья.
«Портрет дочки художника с цветами», 1884 год, акварель на картоне, 39.4 х 26.6 см., частное собрание.

В 1847 году, не окончив полного курса обучения в гимназии, Соколов отправился в Москву, где поступил в Московское училище живописи и ваяния Московского художественного общества, располагавшееся в те годы на Мясницкой улице в доме генерал-поручика Ивана Ивановича Юшкова. Одним из педагогов Александра Соколова в училище был замечательный русский художник, академик Императорской Академии художеств Василий Степанович Добровольский (1787–1856), обративший внимание на талантливого ученика и посоветовавший ему продолжить свое обучение в столичной Императорской Академии художеств.
«Портрет М.К.Тенишевой», 1898 год, бумага, акварель, китайская тушь, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1849 году после двух лет учебы в училище Соколов принял решение прервать свое обучение в Москве и вернуться в Санкт-Петербург. В том же году он продолжил обучение уже в Императорской Академии художеств в качестве вольноприходящего ученика. К сожалению, история не сохранила для нас имен педагогов Соколова в ИАХ, но в 1854 году он успешно окончил курс в Академии со званием свободного художника за «Портрет корнета Киреева». После окончания ИАХ Александр Петрович посвятил себя акварельной, преимущественно портретной, живописи и вскоре приобрел в этой области заслуженную известность. Ранние портреты Соколова по стилистике очень напоминают работы его отца. Но со временем портреты художника становились все более реалистичными, отличаясь уже тонким психологизмом. В 1859 году за портреты госпожи фон Крузе, ее детей и своего брата Петра Петровича Соколова Александр Соколов был удостоензвания академика акварельной живописи.
«Женский портрет», 1901 год, бумага, акварель, китайская тушь, 60 х 47 см., Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.

В 1862 году в жизни Александра Петровича Соколова произошло знаменательное событие — он женился на Анастасии Михайловне Загряжской (1832–1917). Семейная жизнь принесла новые хлопоты, а поскольку занятия живописью не приносили необходимого дохода, позволявшего должным образом содержать семью, Александр Петрович вскоре оставил занятия искусством, полностью решив сосредоточиться на служебной карьере. Служил на различных должностях. До 1876 года служил помощником начальника железной дороги, управляющим имением А. В. Киреевой (о ней писал А. С. Пушкин), ретушером в фотографическом ателье Робильяра, чиновником Общества взаимного поземельного кредита.
«Портрет Любови Николаевны Гауш», 1913 год, бумага, акварель. Передана А.Ф. Гаушем в дар Симферопольскому художественному музею.

В 1865 году в семье Александра Петровича и Анастасии Михайловны родилась дочь Анна. В связи с работой в обществе семья в 1868 году переехала сначала в Вильно (ныне Вильнюс), потом в Витебск, а после в Орёл, где Соколов получил должность начальника Орловского отделения Общества взаимного поземельного кредита. Когда в отделении, возглавляемом Соколовым, произошла растрата денежных средств, Александр Петрович, как человек чести, был вынужден взять все убытки на себя, в результате чего было продано практически все имущество семьи, накопленное за годы службы.
«Женский портрет», 1882 год, картон, акварель, китайская тушь, Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева.

Семья Соколовых вынуждена была вернуться в столицу и фактически начинать все с начала. В 1880 году Александр Петрович вновь вернулся к занятиям живописью. Получая заказы от столичной знати, быстро добился известности и популярности — настолько, что начал получал заказы на исполнение портретов даже от членов императорской семьи.
Великая княгиня Мария Павловна (старшая), 1880-е годы, акварель на картоне, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1882 году Соколов был приглашен к участию в создании Коронационного альбома Александра III, для которого написал портреты Александра III и его супруги императрицы Марии Фёдоровны. Императорской чете изображения понравились, и портреты Соколова были включены в Коронационный альбом. В 1881 году Соколов вошел как экспонент в состав Товарищества передвижных художественных выставок и с того времени весьма часто выставлял на них свои новые работы.
«Государь император Александр III в коронационной одежде 15 мая 1883 года», 1883 год, цветная литография на бумаге.

«Государыня императрица Мария Фёдоровна в коронационной одежде 15 мая 1883 года», 1883 год, цветная литография на бумаге.

Александра Соколова часто приглашали в императорскую семью, где он неоднократно писал портреты вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны и других женских особ царствующей фамилии.
«Императрица Александра Фёдоровна», 1890-е годы, акварель на картоне, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1883 году семья Соколовых переехала в Москву, где Александр Петрович получил должность заведующего монтировочной частью при Императорских театрах, однако служба не сложилась, и в январе 1884 года Соколов вернулся в Санкт-Петербург. С 1889 по 1897 год Александр Петрович являлся хранителем Музея Императорской Академии художеств. В 1896 году стал действительным членом Императорской Академии художеств.
«Княгиня М.Г. Щербатова», 1886 год, картон, акварель, 66 х 40 см, Винницкий областной художественный музей

Александр Петрович Соколов скончался 2 декабря 1913 года в Санкт-Петербурге. Сегодня его работы украшают экспозиции ГМИИ имени А.С. Пушкина, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, музеев Пскова, Севастополя, Хабаровска и других городов России, а также частные собрания у нас в стране и за ее пределами.
«Портрет молодой женщины», 1891 год, бумага, акварель, 44 х 35,5 см, Симферопольский художественный музей

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Кондаков С. Н. Соколовъ, Александръ Петровичъ // Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии художеств. СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1915. Т. 2.
2. Кондаков С. Н. Соколовъ, Александръ Петровичъ // Юбилейный справочник Императорской Академии художеств 1764–1914. СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1914. Т. 1.
3. Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764–1914. СПб.: Т-во Р.Голике и А.Вильборг, 1915. Т. 2.
4. Соколов — фамилия четырех живописцев // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890–1907.
5. Соколов — фамилия четырех живописцев // Энциклопедический словарь / под ред. проф. И. Е. Андреевского. СПб., 1900. Т. XXXА: Слюзъ — София Палеологъ.
«Весёлый танец», 1890-е годы, холст, масло, 73,7 × 101 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.