Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 477. Рянгина Серафима Васильевна (Seraphima Ryangina) (1891-1955).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Серафима Васильевна Рянгина — замечательный русский, советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Серафима Рянгина родилась в Санкт-Петербурге. Занималась в частной школе-студии на Литейном проспекте, 59 у профессора ИАХ Яна Францевича Ционглинского (1910–1912) и в Академии художеств ––ВХУТЕИНе (1912–1918 и 1921–1923) у П.Е.Мясоедова, И.И.Творожникова, В.В.Беляева. Д. Н. Кардовского.

После окончания ВХУТЕИНа в 1923 году переехала жить и работать в Москву. Много, настойчиво и увлеченно работала с натурой. В 1930-е годы Серафима Васильевна, как и многие другие художники, увлеченные размахом индустриального строительства в стране, ездила на новостройки, работала над индустриальным пейзажем, создавала образы строителей социализма. Картины Рянгиной, во многом связанные с традициями русской жанровой живописи, посвящены труду и жизни простых советских людей.
Поздние работы Серафимы Васильевны органично входят в общую картину советской живописи 1950-х годов, в которой главное — неторопливый, обстоятельный рассказ — то, к чему всегда тяготела художник. Главный мотив творчества Рянгиной — бытовые картины на сюжеты современной ей жизни. Писала она также портреты, пейзажи, натюрморты.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Оренбургском музее изобразительных искусств, Киевском музее русского искусства, других художественных музеях нашей страны, а также в многочисленных частных собраниях в России, Германии, Италии, США, Канаде и других странах дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Серафима Васильевна Рянгина родилась 13 февраля (25 февраля по новому стилю) 1891 года в Петербурге в аристократической семье. Рисовать начала рано, чему родители девочки были очень рады. Мама Серафимы сама неплохо рисовала акварелью на любительском уровне и старалась всячески способствовать развитию художественных способностей дочери.
«Яйцо на тарелке», 1924 год, холст, масло, частное собрание.

Главной темой детских работ Серафимы было изображение городских домов –– в каждой из комнат со своим интерьером юный художник старалась изобразить свой сюжет и особые бытовые детали. Позднее Серафима сама вспоминала, как в детстве любила рисовать жизнь городского дома «в разрезе» –– интерьеры комнат, в каждой из которых происходит свое действие. «Я долго находила наслаждение в этой игре — быстро разделять лист и погружаться в мир маленьких людей, живущих быстро и хлопотливо».
«Жена приехала», 1929 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Видя реальные успехи дочери в любимом рисовании, мама Серафимы настояла на ее поступлениив 1910 году в популярную в те годы в Санкт-Петербурге частную художественную школу-студию преподавателя Рисовальной школы Общества поощрения художеств, профессора Императорской Академии художеств Яна Францевича Ционглинского (1858–1913), располагавшуюся в самом центре города –– на Литейном проспекте в доме № 59.
«Ветка яблони», 1948 год, холст, масло, частное собрание.

Занятия в школе на всю жизнь запомнились Серафиме. В своей мастерской Ян Францевич устраивал настоящие музыкальные вечера, на которые приглашал играть С. Рахманинова, И.Сливинского, И.Гофмана и Ф.Бузони. Ционглинскому суждено было сыграть важную роль в становлении многих ведущих в недалеком будущемав ангардистов, таких как Михаил Матюшин (1861–1934), Елена Гуро (1877–1913), ВолдемарМатвейс (1877–1914), Павел Филонов (1883–1941).
«Карелия. Пор-Порог», 1936 год, холст, масло, Музей изобразительных искусств республики Карелии, Петрозаводск.

В 1912 году, выдержав большой вступительный конкурс, Рянгина поступила в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, в котором училась с перерывами до 1923 года, даже после того, как оно было преобразовано после Октябрьского переворота новой революционной властью во ВХУТЕИН. Ее учителями в училище были выдающиеся русские мастера, яркие представители русского реалистического искусства, передвижники Пётр Евгеньевич Мясоедов (1967–1913) –– русский исторический и религиозный живописец-жанрист, педагог, ученик Ильи Репина, Иван Иванович Творожников (1848–1919) –– известный русский живописец-жанрист, академик Императорской Академии художеств, педагог, Василий Васильевич Беляев (1867–1928) –– замечательный русский художник, академик Императорской Академии художеств, педагог. При этом первым, главным и любимым своим учителем Серафима Рянгина впоследствии всегда считала Дмитрия Николаевича Кардовского, сформулировавшего свое основное требование к ученикам кратко: «Живописи я не учу, а извольте понять и передать форму».
«Портрет художника Б.Н. Яковлева», 1940-е годы, холст, масло, частное собрание.

В училище состоялось знакомство Рянгиной и со своим будущим мужем, тоже проходившим обучение на Университетской набережной, художником Степаном Михайловичем Карповым (1890–1929), уроженцем Оренбурга, впоследствии оказавшим на ее творчество сильное влияние. В 1917 году Серафима с мужем переехали в Оренбург почти одновременно с распределенным туда из Петрограда своим братом Иваном Рянгиным, которому в ближайшие шесть лет предстояло существенным образом повлиять на архитектурный облик города.
«Шаблонщик Т.Конаков», 1930 год, холст, масло, Оренбургский областной музей изобразительных искусств.

Пять лет Серафима Васильевнас мужем жили и работалив Оренбурге, участвуя в организации первых объединений оренбургских художников. Активно способствовала она и открытию областного музея изобразительных искусств, куда впоследствии передала несколько работ мужа, ставшего официальным живописцем города. В 1921году Серафима Рянгина возобновила свою учебу во ВХУТЕИНе, который успешно окончила в 1923 году с дипломной работой «Интерьер», позволившей ей заявить о себе как о художнике, подающем большие надежды.
«Рабочий-изобретатель», 1929 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Одной из главных особенностей ее творчества явилась рано проявившаяся у нее специфика художника-жанриста. Ее детское увлечение изобразительным рассказом и изобразительным театром через погружение в мир маленьких людей, живущих быстро и хлопотливо, во взрослом творчестве трансформировалось в одну из определяющих черт ее искусства.
«Ликбез», 1928 год, холст, масло, Оренбургский музей изобразительных искусств.

Другая особенность была заключена в характере трактовки ею формы. Школа, которую прошла Рянгина, определила сугубо академический подход художника к форме и цвету. Ее творчество осталось нетронутым ни одним из известных течений искусства начала века. Поэтому вполне естественными логичным было ее вступление в АХРР — она была одним из самых первых (с 1922 года) и активных членов этого объединения, продолжавшего славные традиции передвижников.
«Полдень в ауле», 1926 год, холст, масло, частное собрание.

Здесь необходимо отметить, что само создание в Москве, а затем и в Петрограде Ассоциации художников революционной России (АХРР) явилось большим событием в художественной жизни молодого государства победившего пролетариата. Ассоциация продолжала традиции передвижников, стоя на позициях реалистического искусства, и фактически стала начальным этапом созданияединого Союза художников СССР.
После переезда в 1923 году супругов в столицу, Степан Михайлович Карпов занял руководящее положение в АХРР.
«Цех кирпича. Саткинский завод Магнезит», 1935 год, холст, масло, 149 х 147 см., Челябинский государственный музей изобразительных искусств.

В Москве супруги продолжили упорные занятия в студии на Бауманской (Немецкой) улице, где в это время работали братья Яковлевы, Борис и Василий. Серафима Васильевна пробовала себя в различных художественных жанрах, работая в разных техниках, но постепенно произошла трансформация ее вочень интересного и своеобразного художника-жанриста. В ее первых значительных работах «На кухне», 1925; «В мастерской художника», 1927; «Обед рабочего», 1927 образы простых людей несколько огрублены, с тщательно выписанными деталями, любовно изображенным предметным миром, мастерски переданной материальностью.
«Обед рабочего», 1927 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В эти годы Рянгина была увлечена работой с натурой. Десять созданных и дошедших до наших дней автопортретов, написанныхна протяжении 1924–1925 годов, вполне можно считать началом ее творческого пути как сформировавшегося художника. Автопортреты писались с отображения в зеркале «…так как никакая натура не могла бы так упорно и настойчиво во всякое время быть наготове с художником»,–– писала в своей автобиографии Серафима Васильевна. Последующие полотна художникаво многом связанные с традициями русской жанровой живописи, посвящались труду и жизни простых советских людей. Главным мотивом своего творчества Рянгина выбрала бытовые картины на сюжеты современной ей жизни. Они неизменно отмечены живостью персонажей, умением в непритязательной форме воспроизвести типичные черты нового.
«Автопортрет при вечернем свете», 1925 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В конце 20-х годов произошла некоторая трансформация творчества художника, поскольку ее уже не удовлетворяли подчеркнуто прозаические выхваченные и приукрашенные жизненные сцены. Рянгина пошла дальше в своем творчестве, и от простой передачи простых бытовых ситуаций она перешла к поискам черт новой действительности. Работы «Красноармейская студия ИЗО», 1928 и «Рабочий-изобретатель», 1929 наглядно свидетельствуют, в первую очередь смело представленными ракурсами, об упорных поисках и смелых экспериментах художника в области композиции. Она много и упорно работала, кроме жанра писала также портреты, пейзажи, натюрморты.
«Красноармейская студия ИЗО», 1928 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-петербург.

1930-е годы характеризовались большим числом творческих командировок в биографии Серафимы Рянгиной. Как и многие другие художники, увлеченные размахом индустриального строительства в стране, она ездила на новостройки, работала над индустриальным пейзажем, создавала образы строителей социализма. Тема индустриализации постепенно стала главной в ее творчестве. В 1926-мгоду Серафима Васильевна побывала в Самарканде. В 1929-м она побывала нанефтяных промыслахв Баку и в этот же год написала полотно «Резервуары». Позже художница работала на Балтийском индустриальном заводе в Ленинграде, посетила Свирьстрой, неподалеку от которого строилась Нижнесвирская гидроэлектростанция, и крупный промышленный центр Нефтеюганск. В 1930-м и 1933-м годах она побывалана Кавказе и в Дагестане.
«Резервуары», 1929 год, холст, масло, Азербайджанский национальный музей искусств, Баку.

В 1934-м году на Сураме Серафима Рянгина завершила одну из своих самых известных и значительных соцреалистических картин — «Все выше». На ней художник изобразила передовую советскую молодежь: сильные и уверенные парень и девушка монтируют высотные линии электропередачи в бывшем сельском районе СССР. Счастье вдохновенного, свободного труда, смелость дерзаний –– все слилось в одну замечательную гармонию, говорящую о величии и героизме советской эпохи, о юности страны. Здесь появились, наконец, свет, воздух, радостный колорит, чего так не доставало ранним работам художницы. При этом картина получило современную критику со стороны Известий за свою «шоколадную сладость», из-за которой построение социализма выглядело как дневная прогулка.
«Все выше», 1934 холст, масло, Ки­ев­ский национальный музей русского искксства.

Начало войны Серафима Васильевна встретила в Москве. Как и большинство ее товарищей по цеху оперативно переключилась на военно-патриотические темы. Среди работ этого времени — сюжетная картина «Подарки фронту» и полотно «Подруги» с двумя девушками, которые читают письма с фронта.
«Подруги», 1945 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В последние годы жизни интересы художницы были сосредоточены главным образом на композиционном жанровом портрете. На своих полотнах она запечатлела ряд советских художников в обстановке их творческих мастерских: «В мастерской скульптора», 1947, «Беседа», 1947, «Дружба», 1949, «В мастерской художника Ю. И. Пименова», 1955. Полотна Серафимы Васильевны этих лет вполне органично входят в общую картину советской живописи 1950-х годов, в которой главное –– неторопливый, обстоятельный рассказ –– то, к чему всегда тяготела художница. Незадолго до смерти, в 1955 году, ей было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
«В мастерской скульптора (И.М.Чайков)», 1947 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Серафима Васильевна Рянгина скончалась 16 июня 1955 в Москве. Была погребена на Новодевичьем кладбище столицы рядом с мужем.
Могила художника Серафимы Рянгиной на Новодевичьем кладбище Москвы.

Сегодня произведения художника украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и других крупных музеев нашей страны и стран бывшего СССР, а также находятся в многочисленных частных собраниях в России, Германии, Италии, США, Канаде. Значительное число полотен Рянгиной (жанровые, портреты, пейзажи, натюрморты) хранятся в Оренбургском музее изобразительных искусств.
«Дружба», 1949 год, холст, масло, Вологодская областная картинная галерея.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Вторая Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Живопись. Скульптура. Графика. Монументально-декоративное и театрально-декорационное искусство: каталог. М.: Советский художник, 1965.
2. Живопись 1920–1930-х гг. / сост. А. М. Муратов. СПб., 1991.
3. Серафима Васильевна Рянгина[статьи и публицистика]. М.: Советская живопись, 1963.
4. . Живова О. А. Серафима Васильевна Рянгина. Жизнь и творчество. М.: Искусство, 1965.
5. Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии художеств, 1915.
6. Разумовская С. В. Серафима Васильевна Рянгина. М.: Советский художник, 1957.
«Самарканд», 1926 год, холст, масло, Самаркандский Государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.