Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 476. Ефанов Василий Прокофьевич (Vasily Efanov) (1900-1978).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Василий Прокофьевич Ефанов — замечательный советский, российский художник-живописец, мастер парадного портрета, график, педагог. Народный художник СССР (1965).

Василий Ефанов родился в Самаре. Учился в Художественно-промышленном техникуме (1917–1919) и одновременно в драматической студии при Городском театре в Самаре. После неудачных попыток поступить в петроградские Свободные художественные мастерские (бывшая Императорская Академия художеств) и московские Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) в 1922 году переселился в Москву, где занимался в Вольной академии художеств под руководством А. Е. Архиповаи в Студии на Тверской художника К. П. Чемкоу Д. Н. Кардовского.

В 1926 году как художник-график Ефанов начал сотрудничество с журналами «Смена», «Пионер», «Красноармеец и краснофлотец», в газете «Красная звезда». Выполнил ряд политических плакатов. В 1930-х годах стал известен своими монументальными полотнами в стиле социалистического реализма, на которых были изображены наиболее известные люди того времени. В 1948–1957 годах — профессор кафедры живописи и руководитель мастерской в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова.С 1959 года и до конца жизни преподавал живопись на художественно-графическом факультете Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, других художественных музеях нашей страны, а также в многочисленных частных собраниях в России, Франции, Германии, США, Канаде и других странах дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Василий Прокофьевич Ефанов родился 10 (23) ноября 1900 года в Самаре в многодетной семье бывших крестьян, перешедших в мещанское сословие после переезда в губернский город, где глава семейства занялся мелким предпринимательством. В семье Ефановых было десять детей. Доходы от предпринимательской деятельности главы семейства, а он был мелким лавочником, были небольшие, поэтому семья жила бедно, едва сводя концы с концами. Мама Василия вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием детей.
«Девочка с теленком», 1962 год, картон, масло, 29,5 х 44,5 см., частное собрание.

При этом, как бы тяжело не жилось, родители старались всем своим детям дать хотя бы начальное образование, понимая, что без него устроить свою жизнь им будет крайне трудно. Когда пришло время, Василий пошел учиться в единую трудовую школу второй ступени, в стенах которой увлекся рисованием, удивив этим и друзей, и родителей, весьма далеких и от искусства вообще, и от живописи в частности. Не относясь к этому серьезно, родители не препятствовали увлечению сына, полагая, что, как и все остальные детские увлечения, оно со временем пройдет, и Василий займется серьезным делом, способным прокормить его и будущую семью.
«Выпускной день на Красной площади», 1960-е годы, холст, масло, частное собрание.

Жизнь рассудила иначе. Василий решил стать художником, а последовавшие успехи на этом поприще только укрепили его в своем жизненном выборе. Стремясь к своей цели, в 1917 году Василий поступил в Самарский художественно-промышленный техникум, где, получив начальное художественное образование, смог подробно познакомиться со свое будущей профессией. Его педагогами в техникуме выступили известные в то время в Самаре художники –– декораторы Фёдор Чижов (1877–1939) и Пётр Краснов (1870–1942). Энтузиасты своего дела они сумели оценить природное дарование своего нового ученика, выделявшегося среди сверстников и своими работами и своим отношением к учебе.
«Весна. Одуванчики», 1975 год, картон, масло, 24 x 37 cм., частное собрание.

На годы учебы Василия в техникуме пришлось много исторических событий, которым суждено было оказать существенное влияние и на жизнь страны, и на жизнь ее граждан: две революции, Гражданская война, смена власти. Василий Ефанов с радостью принял революционные события в Петрограде, новое время сулило новые возможности и перспективы. В 1919 году Василию Ефанову как одному из наиболее талантливых студентов было предоставлено право поступления для продолжения обучение вовновь образованные на базе Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств Петроградские государственные свободные художественно-учебных мастерские(ПГСХУМ).
«У могилы героя», 1940-е годы, холст, масло, Самарский областной художественный музей

Поездка в Петроград оказалась неудачной –– он провалил вступительные экзамены, пришлось вернуться на родину. Кстати, будущая попытка поступить в московские Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) тоже окажется неудачной, как говорится –– не судьба… В 1922 году Василий Ефанов покинул родную Самару и переехал жить и учиться в столицу. В Москве он учился в Вольной академии художеств под руководством Абрама ЕфимовичаАрхипова (1862–1930) и в Студии на Тверской художника К. П. Чемко под руководством Дмитрия Николаевича Кардовского (1866–1943), выдающегося русского графика и педагога одного из любимых учеников самого Ильи Ефимовича Репина (1844–1930). Пять лет продолжалось обучение Ефанова у выдающегося графика и педагога, за которые он сумел освоить наследие русской реалистической школы и довести свое мастерство до совершенства.
«Тошино хозяйство», 1973 год, холст, масло, 24,5 х 33 см., Сальский музей имени народного художника В. К. Нечитайло.

После окончания обучения в 1926 году Василий Ефанов остался жить и работать в Москве. Пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. В качестве художника-оформителя начал сотрудничать в журналах «Смена», «Пионер», «Красноармеец и краснофлотец», в газете «Красная звезда». Выполнил ряд политических плакатов. Как актер, гример, декоратор сотрудничал в 4-й Студии МХАТ (1930–1934).
«Ялтинская конференция», 1946 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

К началу тридцатых годов в советском искусстве произошли серьезные изменения. Конструктивизм и супрематизм первых лет революции уступил место социалистическому реализму, потеряли актуальность, уйдя на задний план, авангардные и модернистские течения. Пафосное искусство тех лет было наиболее понятно его массовому потребителю, в полной мере отвечая его интересам и чаяниям. Василий Ефанов к тому времени был уже вполне состоявшимся художником. Он состоял в Ассоциации художников революционной России и стал известен своими монументальными полотнами в стиле социалистического реализма, на которых были изображены наиболее известные люди того времени. В 1933 году на выставке, приуроченной к 15-летию Красной армии, художник представил свое полотно «Ликвидация антоновщины». Картина имела успех, Ефанова заметили и пригласили в группу художников, создававших по инициативе Клима Ворошилова диораму «Штурм Перекопа», посвященную последней большой битве Гражданской войны — переходу Красной армии через Сиваш и прорыву в Крым.
«Портрет Н.С.Самокиша», середина 1940-х годов, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Для создания диорамы при активном участии М. Б. Грекова и Г. К. Савицкого была организована художественная мастерская «Перекоп», куда в 1934 году и пригласили Ефанова. В диорамную бригаду, возглавляемую Б. В. Иогансоном, входили Г. Н. Горелов, А. В. Моравов, А. А. Пластов, П. П. Соколов-Скаля. Панорамной руководил Г. К. Савицкий, помощниками его были Н. П. Христенко и В. П. Ефанов. От Главного Политического Управления Красной армии был назначен консультантом участник гражданской войны и штурма Перекопа генерал Д. М. Карбышев. В 1938 году картина экспонировалась в Москве в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина на выставке, посвященной 20-й годовщине Рабоче-крестьянской Красной армии и Военно-морского флота.
«Портрет В.М. Молотова», 1947 год, холст, масло, 200 x 99 см., Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.

Работе уделялось большое идеологическое значение, а совместная работа стала для Василия Ефанова первой ступенью к всесоюзной известности. Затем последовало хорошо встреченное яркое полотно «Встреча слушателей Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского с артистами театра имени К.С. Станиславского», которое позже назовут «аплодисментным реализмом».
«Встреча слушателей Военно-Воздушной академии им. Н. Е. Жуковского с артистами театра им. К. С. Станиславского», 1938 год, холст, масло, 300 х 380 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

18 марта 1939 года в преддверии XVIII съезда ВКП(б) в Москве открылась Всесоюзная художественная выставка «Индустрия социализма», на которой Василий Ефанов представил свою самую известную работу под первоначальным названием «Незабываемое», над которой начал работать в мастерской «Перекопа» еще в 1936 году. Вместе с одиннадцатью другими произведениями она была удостоена Государственной Сталинской премии. А в 1941 году это произведение у автора приобрела Государственная Третьяковская галерея. Полотно без всякого преувеличения может быть названо шедевром социалистического реализма, иллюстрирующим социалистическую действительность тех лет. На нем изображена встреча вождя народов Иосифа Сталина с женами руководителей, здесь же присутствует и супруга Ильича. Идею сюжета полотна подсказал автору Народный комиссар тяжелой промышленности СССР Григорий (Серго) Орджоникидзе, а уже яркий талант мастера позволил этому групповому портрету занять свое место в истории советского искусства.
«Незабываемое (Незабываемая встреча; Руководители Партии и Правительства в Президиуме Всесоюзного совещания жён хозяйственников и инженерно-технических работников тяжёлой промышленности в Кремле)». 1936-1937 годы, холст, масло, 270 х 391 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1938 году Василий Прокофьевич Ефанов получил грандиозный заказ — роспись павильона СССР на Международной выставке в Нью-Йорке, и в 1939 году под его руководством бригада художников в составе А. П. Бубнова, Т. Г. Гапоненко, А. А. Пластова, В. Г. Одинцова, Г. Г. Нисского, В. В. Крайнева, Д. А. Шмаринова, К. П. Ротова и других написала картину «Знатные люди Страны Советов» –– групповой портрет передовиков социалистического строительства. Размеры этого парадно-официозного полотна небывалые даже для социалистического реализма: 11 на 17 метров.
Писалось панно в помещении ГУМа на Красной площади. Задание было срочным, и мастера соцреализма работали днем и ночью. Заказ был выполнен за полтора месяца. На картине изображены шестьдесят выдающихся представителей страны победившего социализма. В их числе герои-летчики М. М. Громов, В. П. Чкалов, И. С. Юмашев, В. С. Гризодубова, П. Д. Осипенко, М. М. Раскова, В. К. Коккинаки; знаменитые полярники; герои труда Алексей Стаханов, Петр Кривонос, Дуся и Мария Виноградовы; акын Джамбул; прославленные артисты И. М. Москвин, В. И. Немирович-Данченко, А. К. Тарасова; писатель А. Н. Толстой и другие. После выставки полотно с триумфом отправилось экспонироваться по миру.
Ефанов В.П. и группа художников (Панно выполнено В. П. Ефанов (руководитель), А. П. Бубнов, Т. Г. Гапоненко, В. В. Крайнев, А. Х. Лавров, Г. Г. Нисский, В. Г. Одинцов, А. А. Пластов, К. П. Ротов, М. И. Сидоров, Д. А. Шмаринов) «Знатные люди Страны Советов», 1939 год, холст, масло, 1100 х 1700 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Начало Великой Отечественной войны Василий Ефанов встретил в Куйбышеве, в доме родителей. Он был уже знаменитым и очень успешным мастером, лауреатом Сталинской премии. Всю войну он не отсиживался в тылу, а продолжал напряженно работать, неоднократно выезжая на фронт.
В военные годы были написаны картины«Уличный бой», «У могилы товарища», «Хищники», серия портретов героев Великой Отечественной войны и деятелей советской культуры, а в 1943 году состоялась персональная выставка художника. В этом же году в составе бригады художников Ефанов выезжалв Сталинград в самый разгар ожесточенных сражений. Во время боев, под обстрелом он делалнаброски и рисунки, на основе которых позже была написана картина «Сталинград».
«Сталинград» 1943 год, холст, масло, 308,5 х 321,5 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1944 году художник создал еще одну знаковую для себя картину «И.В. Сталин, К.Е. Ворошилов, В.М. Молотов у постели больного А.М. Горького».
Впервые Ефанов обратился к этой теме в 1939 году, исполнив одноименный рисунок.
«И.В. Сталин у постели больного М. Горького» Эскиз картины «И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов и В. М. Молотов у постели больного М. Горького» (1940–1944, ГТГ). 1943, Холст, масло, 71,5 х 90 см.

В этой картине художник хотел передать психологическое состояние вождя и его товарищей и их отношение к больному Горькому, последняя фраза которого была: «Как хочется жить…» Было создано несколько вариантов этого сюжета. Где-то отсутствует Вячеслав Молотов, где-то Климент Ворошилов. Однако идея художника неизменна: Максим Горький настолько важен для советской культуры, для борьбы за нового человека и новое общество, что сам Сталин в чем-то считает себя его учеником и наследником. Картина выдержана в мрачных тонах, она печальна и таинственна. Сталину в конце концов картина понравилась, и в послевоенном 1946-м художнику присудили за нее Сталинскую премию.
«И.В.Сталин, В.М.Молотов и К.Е.Ворошилов у постели больного А.М.Горького» 1940-1944 год. Холст, масло. 71,5 х 90 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Ефанов заслуженно считается непревзойденным мастером парадного портрета, написавшимцелую галерею портретов современников –– академиков, артистов, политических деятелей и военачальников, художников, передовиков производства и простых тружеников села: «Портрет Г. К. Орджоникидзе» (1937), «Портрет железнодорожника А. И. Секретарева» (1942), «Портрет генерала А. А. Игнатьева» (1942), «Портрет народного художника Грузинской ССР Я. И. Николадзе» (1944), «Портрет Народной артистки СССР Е. Н. Гоголевой» (1946), «Народный артист СССР П. М. Садовский» (1946), «В. М. Молотов» (1947), «Портрет профессора А. М. Кирхенштейна» (1947), «Портрет А. А. Жданова» (1948), «Портрет заместителя секретаря комсомольской организации Метростроя Т. К. Рожковой» (1949), «Портрет художника В. Н. Бакшеева» (1953), «Портрет академика И. Г. Петровского» (1958), «Академик П. Л. Капица» (1966), «Портреты А. М. Каневского» (1967), «Портрет академика И. В. Курчатова» (1969), «Портрет Я. М. Свердлова» (1969), «Портрет Героя Социалистического Труда доярки С. К. Крыловой».
«Портрет А. А. Жданова», 1947 год, холст, масло, 102 х 81 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В послевоенные годы Василий Ефанов много времени уделял педагогической деятельности, считая ее не менее важной, чем творческая.
«И.В. Сталин и В.М. Молотов с детьми», 1947 год, холст, масло, 268 x 168 см., Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.

В 1948–1957 годах он являлся профессором кафедры живописи и руководителем персональной художественной мастерской в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова, а с 1959 года и до конца жизни преподавал живопись на художественно-графическом факультете Московском государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина.
«Заседание Президиума Академии наук СССР», 1951 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

С начала 1960-х годов художник много работал в жанре пейзажа –– как в технике масляной живописи, так и в пастели. Совершилтворческие поездки в США (1939), Индию (1952), Монгольскую Народную Республику (1954), Австрию, Болгарию, Венгрию, Германию, Румынию (1960), Италию, Францию, Голландию (1965, 1967–1970, 1975).
«Пасмурный день», 1976 год, картон, масло, 24 x 28,5 cм., Омский художественный музей.

Персональные выставки Василия Ефанова:
— выставка,посвященная 70-летию со дня рождения в Москве (1971);
— выставка произведений, посвященная 75-летию со дня рождения в Москве (1975);
— выставка, посвященная 80-летию со дня рождения в Академии художеств СССР (1981);
— персональная выставка в Академии художеств СССР, посвященная 100-летию со дня рождения (2001).
«Москвичка», середина 1960-х годов, холст, масло, частное собрание.

Василий Прокофьевич Ефанов скончался 3 марта 1978 года в Москве, и был похоронен на Кунцевском кладбище столицы. Сегодня полотна художника украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Омского художественного музея, Самарского областного художественного музея, Сальского музея имени народного художника В. К. Нечитайло, Музея Государственного академического Малого театра и многочисленные частные собрания у нас в стране и за рубежом.
«Ленин и Горький в Горках», 1969 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Сокольников М. В. П. Ефанов. М.: Советский художник, 1953
2. Курочкина Т. Картина «Юность» Василия Ефанова // Художник. 1962. № 12.
3. Вторая Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Живопись. Скульптура. Графика. Монументально-декоративное и театрально-декорационное искусство: каталог. М.: Советский художник, 1965.
4. Гущин В. В. П. Ефанов. М., 1972.
5. Живопись 1920–1930-х гг. / сост. А. М. Муратов. СПб., 1991.
6. Василий Прокофьевич Ефанов [статьи и публицистика] //Cоветская живопись.
«В.П. Антокольская Н.Г», 1964 год, холст, масло, 71 x 82 cм., частное собрание..

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.