Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 474. Явленский Алексей Георгиевич (Alexey Yavlensky) (1864-1941).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Алексей Георгиевич Явленский — замечательный русский художник-экспрессионист, живший и работавший в Германии и входивший в группу художников «Синий всадник».

Алексей фон Явленский родился в городе Торжке. Учился в кадетском корпусе. По окончании 3-го Александровского военного училища служил во 2-м Кронштадтском батальоне поручиком. С 25-летнего возраста посещал вольнослушателем класс Репина при Академии художеств в Петербурге. В 1896 году штабс-капитан Явленский вышел в отставку, чтобы посвятить себя живописи.

В 1996 году переехал в Мюнхен, где вместе с Кандинским, Кардовским и Грабарём поступил в художественную студию Антона Ажбе. Отойдя от мюнхенского реализма, до 1908 года находился под влиянием Ван Гога. В 1909 году основал вместе с Кандинским, Эрбслёхом, Габриэль Мюнтер, Марианной Верёвкиной и другими Новое Мюнхенское художественное объединение, предшествовавшее «Синему всаднику»(группе, которую создали Кандинский и Франц Марк и к которой тесно примыкал сам Явленский). Явленский выставлял свои работы совместно с произведениями художников группы. По совету своего импресарио Эммы Шейер («Галка»), вместе с Василием Кандинским, Паулем Клее и ЛионеломФейнингером основал в 1924 году объединение «Синяя четвёрка», проводившее свои выставки в Германии и в США. В 1937 году 72 его работы были конфискованы нацистами как «дегенеративное искусство».

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, ведущих мировых художественных музеях, а также в многочисленных частных собраниях в России, Франции, Германии, США, Канаде и других странах дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Алексей Явленский прошел через страстное увлечение авангардными течениями — постимпрессионизмом, кубизмом, фовизмом. Никогда не подражая и не используя слепо приемы, Явленский примерял к своему взгляду на мир разные изобразительные языки» (А. Сидельникова, искусствовед).
«Шокко в широкополой шляпе», 1910 год, холст, картон, масло, 75 × 65.1 см., частное собрание.

Кем же он является для нас и наших современников по прошествии 80-ти лет после завершения своего столь насыщенного событиями земного жизненного пути? Немецким художником, выходцемиз России или наоборот: русским художником, однимиз ярких представителей немецкого экспрессионизма, как характеризуют Алексея Явленского современные энциклопедические словари. Художник, большую часть жизни проживший за границей, чье имя сегодня гораздо лучше известно за пределами России, чем на родине, заслуживает обретения заслуженной известности и у себя дома.
«Фюссен», 1905 год, картон, масло, 38 × 50 см., Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен.

Его творческое наследие насчитывает более трех с половиной тысяч произведений, его работы хранятся во многих музеях и частных коллекциях Европы и Америки, но в собраниях наших отечественных музеев их едва ли наберется больше двух десятков. При этом многие известные западные искусствоведы, проживающие в Европе, утверждают, что Явленский— уникальный художник, и его отсутствие среди общепризнанных гениев мирового художественного искусства является досадным недоразумением, которое еще предстоит устранить нашим потомкам. Его удивительные и неповторимые «Головы» и «Медитации», серии небольших холстов с ни на что не похожимипортретами, поражали современников скульптурностью, глубиной, смелой живописью и своим духовным звучанием. Они явились миру стараниями мастера вне всякой традиции и не были ниоткуда заимствованы, поскольку выросли из его собственного внутреннего понимания и напряженного поиска.
«Испанка», 1911 год, масло, дерево, 53 × 49 см, частное собрание.

Алексей Георгиевич Явленский — прямой потомок графов Растопчиных, родился 13 марта 1864 года в городе Торжке (Тверская губерния), что в предгорьях Валдайской возвышенности, в семье гусарского полковника Георгия Никифоровича Явленского (1826–1885) и его второй жены Александры Петровны Медведевой, наследницы имения Кузлово в Вышневолоцком уезде.
«Оливковая роща», 1907 год, масло, картон, 52 × 76 см., Музей Людвига, Кёльн.

С самого рождения родители прочили сыну карьеру военного. До десяти лет воспитывался в Кузлово, а после переезда семьи Явленских в Москву в 1875 году одиннадцатилетний юноша был отдан в кадетский корпус. В 1882 году в Москве открылась Всероссийская художественно-промышленная выставка, которую откладывали целых семь лет — сначала из-за участия России во Всемирных выставках во Франции и Америке, потом — из-за покушения на императора. Торжественное открытие явилось значительным событием не только в жизни купеческой патриархальной Москвы, но и заметным событием в жизни всей царской России.
«Деревня Сен-Пре», 1916 год, холст, масло, частное собрание.

Взорам посетителей открылись фарфоровые и водочные заводы, фонтан с одеколоном и электрическая железная дорога, оружейный и сталелитейный заводы, садовые и сельскохозяйственные достижения. Привели на открытие выставки и кадетов, среди которых был ученик кадетского корпуса Алексей Явленский. Здесь впервые в жизни он увидел художественную выставку, произведшею на него неизгладимое впечатление и вызвавшую желание непременно научиться также рисовать и стать художником.
«Натюрморт с фруктами на фоне пейзажа», 1910 год, дерево, масло, 44 × 50 см., Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен.

Увлечение рисованием было настолько сильным, что заслонило собой все остальные юношеские увлечения кадета Явленского, а открывшееся природное дарование побудило учителя рисования, преподававшего в кадетском корпусе, обратиться к отцу Алексея с настоятельной рекомендацией обратить внимание на художественный талант сына и позволить ему профессионально заниматься живописью. Для Егора Никифоровича, весьма далекого от искусства, эта новость и рекомендация стали полной неожиданностью и, вполне возможно, он даже прислушался бы к ним, если бы не его скоропостижная смерть месяц спустя.
«Задумчивая женщина», 1913 год, масло, картон, 53 × 50 см., Художественный музей Берна, Берн.

После смерти отца кадет Явленский выполнил его последнюю волю, стать военным — поступил в 3-е Александровское военное училище, где в течение недели постигал сложную военную науку,а по воскресеньям пропадал в Третьяковской галерее, копируя картины Василия Верещагина. Военное училище Алексей успешно окончил в 1887 году, получив назначение в Москву. При этом и на новом месте Алексей продолжал рисовать, выкраивая для этого каждую свободную минуту. На новом месте службы лейтенант Явленский связями, обаянием, упорством сумел добиться главной для себя цели — перевода из Москвы в Санкт- Петербург во 2-й Кронштадтский батальон, потому что там офицеры могли в случае особого разрешения со стороны командования посещать Императорскую Академию художеств.
«Натюрморт с яблоками и бутылкой», 1900 год, масло, картон, 50 × 60 см., Музей Людвига, Кёльн.

Перевод в Санкт-Петербург позволил ему поступить в художественную школу, а с 1889 года он начал посещать Императорскую Академию художеств в качестве вольнослушателя, обучаясь живописи в классе Ильи Ефимовича Репина (1844–1930). Двумя годами позже Алексей Явленский познакомился с Марианной Верёвкиной, которая была на четыре года старше его и уже успела зарекомендовать себя к тому времени вполне сложившимся художником. Образованной и талантливой Марианне было скучно в рамках традиционного реалистичного искусства, она искала себя, пробовала писать по-новому, искала единомышленников.
«Сад», 1907 год, холст, масло, музей Оствалл, Дортмунд.

Алексей оказался как нельзя кстати. Она взяла на себя смелость его учить и наставлять — они вместе работали в мастерской, уезжали в имение Веревкиных на летние этюды. Восхищенная успехами Явленского, Марианна готова была ради него на все. После знакомства с Явленским Марианна фактически прекратила собственные занятия ради того, чтобы развивать талант нового друга. Влюбленный и восхищенный подругой Алексей ошибочно принимал благосклонность Марианны за любовь, но она любила только его искусство, и ни выходить замуж, ни затевать настоящий роман категорически не хотела — телесную близость она попросту презирала…
«Фабрика», 1910 год, масло, дерево, картон, 72 × 85 см., Художественный музей Берна, Берн.

Решив полностью посвятить себя живописи, в 1896 году штабс-капитан Явленский вышел в отставку с государственной пенсией по состоянию здоровья. Осенью того же года вместе с Марианной Верёвкиной, называвшейся его невестой, Алексей Явленский переехал в Мюнхен, где проступил учиться в художественную студию популярного в те голы в Европе австро-венгерского художника словенского происхождения Антона Ажбе (1862–1905). Вместе с Явленским студию посещали Василий Кандинский (1866–1944), Дмитрий Кардовский (1866–1943), Игорь Грабарь (1871–1960). Финансово Явленскому очень помогли деньги Верёвкиной, получившей к тому времени наследство после смерти отца.
«Натюрморт цветы, фрукты и кувшин», 1909 год, холст, масло, музей Оствалл, Дортмунд.

В Германии Алексей Явленский смело экспериментировал с красками, яркими цветами, неожиданными композиционными решениями, чем заметно выделялся среди других художников. Вообще о влиянии европейской живописи на становление особого индивидуального стиля Явленского можно много спорить и дискутировать, но при этом работы художника этого периода никак нельзя назвать подражательными. Мюнхенские портреты, пейзажи, натюрморты изысканно красивы и свежи: смелые композиционные построения, напряженный мазок, пылающая красками палитра, что свидетельствует о том, что Явленский в Германии предстал ищущим, дерзким, полным творческих идей художником.
«Деревня Мурнау», 1909 год, масло, картон, 53 × 49 см., Художественный музей Берна.

Явленский часто вырывался на родину, приезжая повидаться с родными, периодически участвовал в российских выставках, но его творческие интересы были связаны прежде всего с Мюнхеном: он активно выставлялся, его картины успешно продавались, в доме Явленского и Веревкиной собирались друзья-художники, здесь бывали многие знаменитости, жившие или гостившие в городе. На протяжении 18 лет квартира Явленского и Верёвкиной в доме № 23 по Гизельштрассе оставалась одним из центров русской колонии, где, помимо известных художников, бывали Дягилев и Нижинский, Анна Павлова и Элеонора Дузе. Отойдя от мюнхенского реализма,художник до 1908 года находился под влиянием Ван Гога. После знакомства в 1907 году с Матиссом и другими фовистами развил собственный стиль цветовой гаммы, сохраненный им до начала Первой мировой войны.
«Желтый звук», 1908 год, картон, масло, 33 × 43 см., музей Оствалл, Дортмунд.

Рассказывая о жизни и творческом пути Алексея Явленского, нельзя обойти вниманием еще одну женщину, сыгравшую значительную, если не сказать определяющую роль в жизни художника. В 1894 году в имении генерала Верёвкина («Благодать» близ Ковно) Явленский встретил воспитанницу его владельцев — 13-летнюю Елену Незнакомову (1881–1965), которая позднее находилась в услужении у Марианны. В 1902 году Алексей провел больше года в Прибалтике, где Незнакомова родила ему сына Андрея. Елена Незнакомова была воспитанницей, кухаркой и горничной Веревкиной еще в России и уехала в Мюнхен вместе с ней, чтобы помогать по хозяйству. Тем не менее Явленский не прерывал отношений и с Верёвкиной до 1919 года. Эта несколько странная семья прожила под одной крышей больше двадцати лет: маленького Андрея учили живописи и Марианна, и Алексей, и в путешествия они ездили все вместе, вчетвером. Явленский окончательно порвал с Веревкиной и обвенчалсяс Незнакомовой, когда ему было уже 58 лет.
«Темно-зеленые деревья на склоне», 1910 год, картон, масло, 44.8 × 33 см., частное собрание.

В 1914 году с началом Первой мировой войны Явленскому пришлось покинуть Германию и переселиться в Швейцарию, поскольку, родившись во враждебной державе, среди немцев художник приобрелв статус персоны нон грата. Найдя пристанище на берегу Женевского озера в маленькой деревушке Сен-Пре близ Лозанны,художник нуждался не только в новых идеях, но и в деньгах: из-за войны Верёвкина перестала получать российскую пенсию. Здесь художник начал свои «Вариации» — цикл работ, посвященный ландшафтной тематике.
«Меланхолия вечером — Вассербург на Inn», 1907 год, картон, масло, музей современного искусства, Санкт-Петербург, США.

Постепенно у него появились друзья и почитатели в Женеве и Лозанне, он начал с успехом выставляться в Швейцарии, а в 1916 году Алексей Явленский познакомился с Эмми Шейер (1889–1945). 25-летняя Эмми была дочерью богатого промышленника. Юная импрессионистка, образованная и свободная, побывала на выставке работ Алексея Явленского в 1914 году. И была так потрясена, что разыскала художника, который укрывался тогда в Швейцарии от войны, бросила собственную живопись и посвятила жизнь одной цели — знакомить мир с картинами Явленского. С 1920 года она стала его личным секретарем, организовывала выставки, формировала экспозиции, читала лекции и возила картины художника из города в город и из страны в страну.
«Фиолетовый тюрбан», 1911 год, холст, максло, 52 × 49 см., музей Оствалл, Дортмунд.

В 1917 году Явленский начал серию из ста работ «Мистические головы». Первоначально моделью для них была Шейер, но со временем художник все реже соотносил свои образы с реальными прототипами. Изображая обобщенные женские лица с пристальным взглядом огромных печальных глаз, он вдохновлялся православными иконами: «Я русский по рождению, и моей славянской душе всегда были близки древнерусское искусство и иконопись». В поисках идей Алексей Явленский много путешествовал: посетил Цюрих и Аскону, а в 1922 году вернулся в Германию.
«Мистическая голова», 1917 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва..

Явленский поселился с семьей в Висбадене, где незадолго до этого с большим успехом прошла его персональная выставка. Возобновилась дружба с Кандинским: в 1924 году оба художника вошли в группу «Синяя четверка» (BlaueVier), члены которой выставлялись в Германии и США. Поначалу Явленскому везло — часто проводились персональные выставки. Но в 1933 году к власти пришли нацисты, не оценившие его творчества и запретившие Явленскому участвовать в выставках. Тем не менее через год он получил немецкое гражданство и как потомственный дворянин прибавил к своей фамилии приставку «фон». В 1937 году произведения художника вместе с работами его немецких коллег демонстрировались в Мюнхене на печально известной выставке «Дегенеративное искусство» (EntarteteKunst). Около семидесяти картин Явленского нацисты тогда конфисковали.
«Дом на горе», 1912 год, холст, масло, 49 × 53 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Это стало серьезным ударом для художника, однако не преследования нацистов стали трагедией последних лет жизни художника — тяжелая болезнь артрит явилась причиной прогрессирующего паралича рук и ног Алексея Георгиевича. Борясь с недугом, Явленский создавал свою последнюю серию «Медитации», которая насчитывает более тысячи работ, и не имеет аналогов в искусстве ХХ века. На небольших, 18 на 12 сантиметров листах бумаги он писал предельно обобщенные сумрачно-скорбные лики. Три черные горизонтали — линии бровей, глаз, сжатого рта — пересекает черная вертикаль — линия носа, и, кажется, будто на цветовую поверхность наложен православный крест. Для последних работ художника характерны нарочитая грубость широкого мазка и мрачность контрастного колорита.
«Медитации», 1934 год, бумага, масло, 18 х 12 см., частное собрание.

Алексей Георгиевич Явленский умер 15 марта 1941 года в Висбадене в разгар Второй мировой войны и был похоронен на местном городском православном кладбище. После кончины художника Елена и Андрей вернулись в Швейцарию.
Русское православное кладбище в Висбадене.

Его сын Андрей Незнакомов (1902–1984) также был художником, после пленения советскими войсками до 1955 года находился в советских лагерях. Дочери и вдова Андрея Незнакомова-Явленского, жившие в Локарно, издали в 1990-е годах четырехтомный каталог всего наследия мастера. В 2000 году в Русском музее Санкт-Петербурга состоялась крупная выставка произведений Алексея Явленского. Примечательно, что вступительную статью к каталогу выставки писал не российский, а немецкий искусствовед TayfunBelgin— куратор музея AmOstwall в Дортмунде, где хранится большая коллекция произведений русского европейца Алексея Явленского.
«Женевское озеро», 1915 год, холст, масло, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Девятьярова И. Г. Алексей Явленский. М.: Искусство XXI-век, 2012. (Серия «Художники русской эмиграции»).
2. Шишкин М. П. Русская Швейцария: литературно-исторический путеводитель / С. Гедройц. М.: Вагриус, 2006.
3. Фонд имени Д. С. Лихачёва: Искусство и архитектура русского зарубежья — Явленский (Незнакомов-Явленский) Андрей Алексеевич.
4. Боулт Джон Э. «Воскресный день»: Марианна Веревкина и русский Серебряный век // «Амазонки авангарда» / отв.ред. Г. Ф. Коваленко; Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации. М.: Наука, 2004.
5. Боулт Дж. Э., Фолини М., ЛаучкайтеСургайлене Л. Алексей Георгиевич Явленский (1864–1941): Художники русского зарубежья. М.: Третьяковская галерея, 2008.
6. Олейник М. Алексей Явленский: Эволюция стиля. СПб.: Алетейя, 2017.
«Пейзаж с домами и лугом», 1907 год, холст, масло, музей Оствалл, Дортмунд.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.