Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 473. Ладыженский Геннадий Александрович (Gennady Ladyzhensky) (1853-1916).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Геннадий Александрович Ладыженский — замечательный русский художник, живописец-пейзажист, педагог, академик Императорской Академии художеств.

Геннадий Ладыженский родился в городе Кологрив Костромской губернии Российской империи. Учился в Императорской Академии художеств по классу архитектуры. Обучался пейзажной живописи у профессора М. К. Клодта. Большую роль в становлении Ладыженского как художника сыграли также И. И. Шишкин, И. Н. Крамской и К. К. Костанди. В 1879 году получил звание художника 2-й степени.

Геннадий Ладыженский преподавал в рисовальной школе Одесского общества изящных искусств. Работал маслом и акварелью. В 1891 году высочайшим Указом государя императора был награжден орденом Святого Станислава третьей степени, а в 1896 году — орденом Святого Станислава второй степени. Будучи талантливым педагогом, воспитал десятки учеников, среди которых Б. И. Анисфельд, Ю. Р. Бершадский, П. А. Нилус, А. А. Шовкуненко, И. Н. Шульга и многие другие.

Рассказ об этом замечательном художнике и педагоге, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Кологривском краеведческом музее, других художественных музеях нашей страны, а также в многочисленных частных собраниях в России, Франции, Германии, США, Канаде и других странах дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Милое, дорогое искусство, величайший дар, каким природа наградила душу людей. Как тяжело было бы мне здесь, если бы я не имел малюсенького кусочка этого дара — это мое единственное в жизни счастье, мой мир, я ношу его с собою, где бы и при каких обстоятельствах ни был» (Г.А. Ладыженский).
«Пахарь», начало ХХ века, холст, масло, 77 х 41 см., Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Многим знаком известный портрет художника Ладыженского кисти великого Ивана Крамского (1837–1887), но в современной России имя Геннадия Александровича Ладыженского мало кому известно, к сожалению… В конце жизни весь свой архив и большинство работ своего творческого наследия художник привез в родной Кологрив, глубокую провинцию в Костромской области, расположенную вдали от культурных центров страны. Здесь они и находятся последние сто с лишним лет в ожидании энтузиастов, которые займутся скрупулезным исследованием жизни и творчества этого удивительного самородка земли русской.
«Куры», середина 1870-х годов, холст, масло, 50 x 72 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва

И тогда не только жители замечательного Кологрива и случайные заезжие туристы, но и любители живописи всей нашей необъятной страны смогут открыть для себя новое имя в многообразном отечественном искусстве. Смогут познакомиться с жизнью и творчеством большого русского художника, академика живописи, получившего при жизни титул «короля акварели», замечательного педагога, воспитавшегоцелую плеяду талантливых живописцев, известного коллекционера, подарившего родному городу свои бесценные коллекции, на основе которых был открыт Кологривский краеведческий музей, Геннадия Александровича Ладыженского.
«Спасательная станция в Одессе», 1886 год, холст, масло, 49 x 71 см., Национальный художественный музей Украины, Киев Инв. номер: Ж-1395.

Геннадий Александрович Ладыженский родился 3 февраля (23 января) 1853 года в городе Кологрив Костромской губернии Российской империи в семье мелкого отставного чиновника, имевшего чин губернского секретаря, бывшего писаря Александра Никаноровича Ладыженского.
«Конечно, вы не из Парижа. Вы приехали из Кологрива навестить свою покойную бабушку» (Ильф и Петров «Двенадцать стульев»). Этот небольшой городок Кологрив затерялся в густых лесах на северо-востоке Костромской области. Добраться туда и сегодня нелегко, но оно того стоит: там словно попадаешь в другой мир, законсервированный десятки лет назад и сохранивший удивительное очарование прошлого.
«Инкерман», 2-я пол. XIX столетия, бумага, акварель, 41 х 59 см., Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.М. Машкова.

Ладыженские—старинный дворянский род, известный в России еще с XIV века и ведущий свою родословную от шведского дворянина Облашни (по некоторым источникам Облагини), приехавшего в Московское княжество в 1375 году на службу к Дмитрию Донскому.Глава семьи занимался торговлей, на что и содержал семью. Жену он взял из кологривских купцов, породнившись с богатым и многочисленным купеческим родом Невзоровых. Супругой его была Екатерина Мефодьевна Невзорова. У них было трое детей: Иван, Елена и Геннадий.
«Роща», 1914-1916 годы, бумага, акварель, Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Рисовать Геннадий начал рано. Увлечение рисованием пришло к нему в Кологривском уездном училище, куда десятилетний Геннадий был отдан на обучение. Стоит отметить, что увлечение было настолько сильным, что через некоторое время отодвинуло на второй план все другие увлечения мальчика, удивив этим и друзей, и родителей юного художника, весьма далеких и от искусства вообще и от живописи в частности. Немалую роль в пробуждении и укреплении этого увлечения сыграл местный учитель рисования, бывший выпускник МУЖВЗ Иван Борисович Перфильев, влюбленный в искусство и большой энтузиаст.
«Пейзаж», 1910 год, холст, масло, Кологривский краеведческий музей имени Г. А. Ладыженского.

Именно он и посоветовал своему ученику после окончания училища продолжить художественное образование на более высоком профессиональном уровне. В 1870 году по совету своего наставника и наперекор отцу, видевшего в сыне продолжателя семейного дела, Ладыженский поступил в столичную Императорскую Академию художеств вольноприходящим учеником на архитектурное отделение, а потом попросил Совет Академии о разрешении держать экзамены для поступления на очное обучение. Он писал: «Вольнослушателем быть не могу, потому что не имею средств внести плату за годовое обучение». В 1871 году был переведен на очное отделение. В 1872–1873 годах студент Геннадий Ладыженский в рамках текущего учебного задания исполнил чертежи и акварельные рисунки ряда русских церквей XVI века в Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде.
«На пастбище», 1890-е годы, холст, масло, 17 х 25 см., Кологривский краеведческий музей имени Г. А. Ладыженского.

Отправившись в учебную командировку по красивейшим местам родного края, Ладыженский серьезно задумался о том, чтобы сменить направление своей творческой деятельности и всю свою дальнейшую жизнь посвятить живописи, которая оказалась ему ближе архитектуры. Плюс к этому в 1873 году состоялось знакомство Геннадия Александровича с известными русскими художниками Иванов Николаевичем Крамским и Иваном Ивановичем Шишкиным, под влиянием которых студент ИАХ Ладыженский принял решение перейти на живописное отделение в мастерскую выдающегося русского художника и педагога Михаила Константиновича Клодта.
«Пейзаж», 1910-е годы, бумага, акварель, 40 х 60 см., Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Отец Геннадия Александровича Александр Никанорович, человек крутого характера, был крайне недоволен профессиональным выбором сына, считая рисование пустой тратой времени, не достойной его сына, и материально его не поддерживал. Обучение Ладыженского в ИАХ проходило трудно. Его товарищ по Академии Г. Сластьон вспоминал, что Ладыженский жил вместе с ним в так называемой литейно-дворской казенке и спал на холодном грязном полу, а «с ним спала для теплоты его собачка Дианка».
«Сельская ярмарка», конец ХІХ века, бумага, акварель, 22 х 28 см., Самарский областной художественный музей.

Трудные это были годы, но желание стать профессиональным художником поддерживало упорного и старательного студента. Под руководством своего педагога Ладыженский с 1873 по 1879 год успешно осваивал изображение натуры. Вскоре к нему пришел и первый успех. В 1874 году за пейзаж «На Черной речке» он был награжден малой серебряной медалью. В 1878 году за картину «Вечер» художник был награжден большой серебряной медалью. Многие ранние работы художника экспонировались на выставках Академии художеств и Общества поощрения художников.
«Порт. Черное море» 1902 год, бумага, акварель, Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Геннадий Ладыженский вынес все житейские испытания и в 1879 году с отличием закончил Академию художеств, получив звание классного художника 2-й степени по пейзажу. В этом же году он отметился участием в академической выставке несколькими картинами с места боев начавшейся войны с турками за освобождение Болгарии. Он и в дальнейшем будет участвовать в выставках, экспонируя на них свои выполненные акварелью и маслом южнорусские пейзажи. После окончания Академии художник некоторое время проживал в столице в ожидании вакансии педагога, однако позднее вернулся в родной Кологрив, где и оставался до конца 1881 года.
«Базар на приволжских пристанях», начало ХХ века, холст, масло, Кологривский краеведческий музей имени Г. А. Ладыженского.

В 1882 году Геннадий Александрович переехалв Одессу и начал преподавать в Одесской рисовальной школе Общества изящных искусств. Это было началом самого плодотворного этапа в жизни и творчестве художника. Осенью 1886 года в Одессе состоялась первая персональная выставка художника, имевшая успех у зрителей. Продемонстрировав жанровое многообразие и широкий диапазон интересов художника, огромный потенциал его личности, выставка сумела поднять авторитет Ладыженского среди одесских художников. В дальнейшем художник неоднократно принимал участие в выставках Общества русских акварелистов в Петербурге. Работы его всегда имели успех у любителей и специалистов. В 1890 году Геннадий Александрович стал одним из учредителей Товарищества южнорусских художников, сыгравшего большую роль в истории украинского изобразительного искусства конца XIX — начала XX веков, принял участие в создании городского музея изящных искусств в Одессе.
«Базар на юге», 1903 год, холст, масло, 34 х 52 см., Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Все его последующие годы были заполнены работой, исступленной, неистовой, вдохновенной. Он создал сотни картин, воспитал десятки учеников, среди которых известные живописцы Бродский и Греков.
Художник пробовал свои силы в разных художественных жанрах, выступая как пейзажист, портретист, жанрист и анималист, с успехом работая в различных техниках. Если в начале своего творческого пути молодой выпускник Императорской Академии художеств восновном работал маслом, то в последующие годы излюбленной техникой его стала акварель. Увлечение этой техникой вывело Ладыженского на рубеже XIX — XX веков в число ведущих художников — акварелистов страны. Одесские художники вполне заслуженно называли его королем акварели.
«Дорога», конец XIX – начало ХХ века, бумага, акварель, 17,5 х 24 см., Ярославский художественный музей.

Будучи замкнутым и нелюдимым человеком, Ладыженский жил только искусством: много работал (хотя выставлялся редко, а в последние годы и совсем ничего не показывал публике), преподавал в художественном училище и гимназии, собирал, живя в Одессе, ценнейшую коллекцию живописи и антиквариата для будущего музея. «Друзей у него было мало, хотя его очень многие почитали как художника и любили как человека, но редко кто мог вынести его чудовищную, болезненную подозрительность, строптивость. Чувствуя горячую ненависть ко всему скаредному, буржуазному, ненавидя и презирая и других, и себя, и несовершенства жизни, он жил, уходя от ее шаблона, от людей. То, что он не хотел жить так, как другие, не прощали ему, как не могли простить его болезненной чувствительности» (П.А.Нилус).
«В Турции», 1900-е годы, холст, масло, 31 х 51,5 см., Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Живя и работая в Одессе, художник увлекся коллекционированием. В свободные от работы часы Ладыженский часто посещал местные антикварные лавки, бывал на знаменитых одесских базарах, приобретал картины и рисунки выдающихся художников, пополнял все растущую коллекцию сабель, мечей, пороховниц, ружей, монет, пищалей, мушкетов и вообще всякой старины: вазы, кувшины, самовары, ендовы, музыкальные инструменты, платки, ковры. Геннадий Александрович предлагал местным властям, чтобы они выделили специальное помещение для размещения его сокровищ, чтобы их могли видеть все. Но при жизни никто не заинтересовался его собранием.
«Хаджибей», 1899 год, холст, масло, Одесский художественный музей

В 1891 году Высочайшим Указом императора Александра III Геннадий Александрович Ладыженский был награжден орденом Святого Станислава третей степени, а в 1896 году Указом уже императора Николая II — орденом Святого Станислава второй степени. В 1909 году в Одессе было организовано чествование Ладыженского в связи с 25-летием его художественно-педагогической деятельности. В 1910 году за многолетнюю творческую и педагогическую деятельность решением Собрания Императорской Академии художеств Геннадию Александровичу Ладыженскому было присвоено почетное звание академика живописи.
«Лунная ночь», конец ХІХ века, бумага, акварель, белила, 20 х 29,6 см., Кологривский краеведческий музей имени Г. А. Ладыженского.

В 1914 году Геннадий Александровичвышел в отставку и вернулся в родной Кологрив. Из своей богатой коллекции исторических и художественных памятников он ничего не оставил ни художественному училищу, где проработал около тридцать лет, ни городскому музею изящных искусств, в устройстве которого принимал деятельное участие. На родине он намеревался продолжить художественную деятельность, организовать музей.
«Базар на юге», 1910-е годы, бумага, акварель, 12 x 29,5 см., Тверская областная картинная галерея.

Большую свою коллекцию и многочисленные собственные произведения Геннадий Александрович разместил в специально для этого купленном здании в центре Кологрива. По возвращении в родной Кологрив Ладыженский завещал свою богатую коллекцию городу.
В советское время на здании была мемориальная доска с текстом: «В этом доме провел последние годы жизни (1914–1916) художник-академик Геннадий Александрович Ладыженский (1853–1916». А в музее долгое время в экспозиции стояло кресло, в котором умер художник.
«Зимний вид Кологрива», начало ХХ века, бумага, акварель, белила, 16 х 26 см., Кологривский краеведческий музей имени Г. А. Ладыженского. .

Геннадий Александрович Ладыженский скончался 2 сентября 1916 года в родном Кологриве, где и был похоронен.
Могила Г. А. Ладыженского перед Кологривским краеведческим музем имени Г. А. Ладыженского

«Со смертью Ладыженского ушла из жизни одна из самых оригинальных живописных фигур. В нем как в чисто русском человеке была смесь самых противоречивых особенностей, достоинств и недостатков. Влюбленный в жизнь, в ее блеск, праздник, преклонявшийся пред порывом, мощью человеческой души, он вел жизнь скупца, отказывал себе в необходимом… И в то же время этот человек, носивший старую, потертую одежду, живший в ужасной квартире, никогда не убиравшейся, не останавливался перед сотнями рублей, отдавая их за художественную старину. Он страстно собирал вещи для будущего музея, который мечтал основать на родине, в глуши Костромской губернии…» (П.А.Нилус).
«Босфор», 1902 год, холст, масло, 31 х 50 см., Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

После смерти художника его коллекция послужила основанием для создания Кологривского краеведческого музея с большим и ценным художественным отделом. Большую роль в создании музея сыграли брат Геннадия Александровича Иван Александрович и его сын Николай Иванович, ставший первым директором музея. В состав коллекции вошло старинное холодное и огнестрельное оружие: пищали, бердыши, секиры, турецкие ятаганы, испанские арбалеты, французские мушкеты, африканские щиты из кожи бегемота, нидерландские аркебузы, немецкие мечи, десятки полотен, написанных маслом и акварелью (их в запасниках хранится почти десять тысяч), мебель из дворянских усадеб и многое другое. В наши дни работы Геннадия Александровича Ладыженского находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Кологривском краеведческом музее, в музеях Одессы, Костромы, Баку и других городов. В 2003 году к 150-летию художникаЛадыженского Кологривскому краеведческому музею было присвоено имя художника.
Кологривский краеведческий музей имени Г. А. Ладыженского.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии художеств, 1915.
2. З. И. Осипова. Г.А. Ладыженский — король акварели // Губернский дом. 2005. № 1–2(64–65).
5. Г.А. Ладыженский— не только король акварели//Департамент культуры Костромской области (24.12.2012). Дата обращения 29 декабря 2012. Архивировано 05.01.2013.
4. Владимир Шпанченко. Кологривские чудеса // Вокруг света. 1990. № 12(2603).
5. Костромские музеи: раздел имущества. Общероссийский государственный телеканал «Культура» (21.04.2011). Дата обращения 14.12.2011.
6. Наследие Геннадия Ладыженского спасено. Государственный интернет-канал «Россия» (27.12.2012). Дата обращения 27.12.2012. Архивировано 05.01.2013 года.
«Вид города с горы», 1990-е годы, холст, масло, 40 х 32 см., Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.