Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 472. Малявин Филипп Андреевич (Philip Malyavin) (1869-1940).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Филипп Андреевич Малявин — замечательный русский живописец, график, работавший на стыке модерна, импрессионизма и экспрессионизма.

Филипп Малявин родился в селе Казанка Бузулукского уезда Самарской губернии. Учился церковной живописи в монастыре Святого Пантелеймона на Афоне в Греции. Был вольнослушателем Императорской Академии художеств, а после ее реорганизации обучался в Высшем художественном училище при ИАХ в мастерской Ильи Репина.

В 1900 году картина Малявина «Смех» была удостоена золотой медали на Всемирной парижской выставке. В 1901 году картина была выставлена на Четвертой международной художественной выставке в Венеции и куплена итальянским правительством для международной галереи современного искусства. В 1903 году художник стал членом нового выставочного объединения «Союз русских художников». Осенью 1922 года Малявин выехал с семьей за границу, получив разрешение на устройство передвижной выставки своих картин. Семья обосновалась в Париже, позже переселилась в Ниццу. В 1930-е годы персональные выставки Малявина прошли в Югославии, Чехословакии, Англии, Швеции, Дании. Последняя выставка прошла в апреле 1939 года в мастерской в Ницце.

Рассказ об этом талантливом художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ имени А.С. Пушкина, других художественных музеях нашей страны, а также в многочисленных музеях и частных собраниях Франции, Германии, США, Канады и других стран дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

« …Малявин страшно одаренный человек. Без образования, из крестьянской среды и выросший впоследствии среди монахов Афона. Он остался, несмотря на это, таким свежим, чистым, непосредственным. Как в нем сильны такт и врожденное чувство ко всему прекрасному! Здесь он проявляет себя тонким и глубоким наблюдателем и психологом» (Анна Остроумова, художник).
«Вспашка на закате», 1910-годы, холст, масло, 60 × 75 см., Вологодская областная картинная галерея.

В славной истории отечественного искусства нет, пожалуй, второго такого мастера, творившего на стыке двух прошедших столетий, который сумел бы прожить такую бурную и полную событий жизнь, под стать своим замечательным творениям — ярким, экспрессивным и исключительно динамичным. Филипп Малявин покинул этот мир в далеком 1940 году, но и сегодня специалисты в области искусства затрудняются однозначно отнести живопись художника к какому-либо направлению из когда-либо существовавших. Он удивительным образом сумел соединить традиционные приемы импрессионизма с манерой модерна, сохранив при этом традиционный реалистический стиль письма.
«Баба в желтом», 1903 год, холст, масло, Нижегородский художественный музей.

Филипп Андреевич Малявин родился 10 (22) октября 1869 года в небольшом селе Казанка Бузулукского уезда Самарской губернии (ныне Оренбургская область) в обнищавшей многодетной семье государственных крестьян Молявиных. Позже Филипп Андреевич сознательно изменит букву «о» на «а» в своей фамилии для ее благозвучности.
«Две русские красавицы», 1905 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Рисовать маленький Филипп начал рано, по его собственным словам, с четырех лет. Позже в воспоминаниях сам художник рассказывал, что сколько он себя помнит, все время что-нибудь лепил из глины, вырезал различные фигурки из дерева, а особенной страстью было рисование угольками на печке или стенах. При этом это безобидное на первый взгляд увлечение сына совсем не разделялаего мать, которой приходилось постоянно забеливать «шедевры» юного самородка, чье художественное мастерство с годами росло.
«Три бабы», 1902 год, холст, масло, Центр Помпиду, Париж.

Филипп с большим удовольствием копировал иконописные образа, и делал это с таким усердием и мастерством, что заказы на выполнение копий получал даже из соседних сел. Писал он и портреты односельчан, вызывая своими работами восторг и восхищение с их стороны. В дальнейшем эта оценка его творчества сослужит юному таланту хорошую службу в дополнение к его исключительному, самобытному и мощному природному дарованию. Его художественные склонности были замечены и оценены семьей и жителями села.
«Девка», 1903 год, холст, масло 206 х 115 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1885 год стал поворотным в судьбе юноши. Вместе с афонским монахом, приехавшим навестить своих сельских родственников, он отправился в Грецию — в монастырь Святого Пантелеймона, рассчитывая там научиться церковной живописи. При этом важно отметить, что к церкви тянулась и душа будущего художника: «Церковь меня всегда к себе привлекала и тянула, и я всегда смотрел на ее купола-луковицы и необыкновенно был рад, когда слышал звон, в особенности в большие праздники… Мне казалось, за этим звоном далеко-далеко есть что-то другое, хорошее и чудесное…» Поэтому когда Малявину поступило предложение отправиться в Грецию,он не раздумывал долго. Сразу же согласился идти вместе с паломником. Но из-за бедности, в которой жила семья, деньги на дорогу пришлось собирать всем селом.
«Крестьянская девушка», 1910 год, холст, масло. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Шесть долгих лет провел Филипп послушником в монастыре святого Пантелеймона, работая в иконописной мастерской и расписывая стены небольшой местной церкви. Талантливый юноша быстро освоил азы и тайны иконописи, он был старателен, сообразителен и трудолюбив. Однако вскоре юный послушник начал потихоньку вольничать в своем искусстве, добавляя в устоявшиеся каноны свои элементы, проявляя совсем уже непозволительное своеволие и дерзость в изображении святых ликов, чем очень огорчал настоятеля монастыря, вызывая у него законное недовольство. Поэтому когда Малявина призвали на военную службу, настоятель вздохнул с облегчением.
«Две девки». 1910 год, холст, масло, 143 х 106 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Как оказалось, зря… Послужить матушке-России призывнику Малявину было не суждено. Набожный чиновник, руководивший призывом, узнав о его таланте живописца, выдал новоявленному призывнику «белый билет» и за казенный счет отправил обратно на Святую гору в греческий монастырь. Правда, в этот раз пребывание юного художника в монастыре на горе оказалось недолгим. В 1891 году на Святую гору приехал известный скульптор Владимир Александрович Беклемишев (1861–1919), который заинтересовался работами молодого послушника. Именно он убедил Малявина отправиться в Петербург для обучения в Императорской Академии художеств. Тому негде было остановиться в столице, так Беклемишев поселил его у себя и подготовил к поступлению в Академию.
«Женский портрет», 1925 год, холст, масло, 113,5 × 144,7 см., частное собрание.

В 1892 году Филипп Малявин сумел с первой попытки поступить в Академию художеств вольнослушателем под личное наставничество Ильи Ефимовича Репина (1844–1930). За два года обучения в ИАХ Малявин добился небывалого результата — прошел весь курс дореформенной Академии и начал выставляться на передвижных выставках. В 1894 году в результате реформирования Императорской Академии художеств при ней было создано Высшее художественное училище, в котором Малявин продолжил свое обучение в мастерской И.Е.Репина. У Репина в те годы учились также Игорь Грабарь (1871–1960), Константин Сомов (1869–1939), Анна Остроумова (1871–1955), Елизавета Мартынова (1869–1904), Александра Тхоржевская (1876–1939), портреты которых Малявинна писал в период 1895–1896 годов.
«Женщина, прикрывающая рот шалью», 1894 год, холст, масло, 153 х 104 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В мастерской Репина Малявиным были созданы многие из его наиболее известных ранних работ, в том числе «Крестьянка, вяжущая чулок» (1895), первая из его картин, в которой он использовал свой любимый цвет — красный. Три из его ранних работ, все изображающие крестьянок, были выставлены в салоне Московского общества любителей художеств, и две из них («Крестьянка, вяжущая чулок» и «За книгой») были куплены известным московский коллекционером-меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым (1832–1898) для своей галереи, что по тем временам считалось наивысшей оценкой таланта художника. Таким образом, уже ранние работы Малявина принесли ему широкую известность, и в первую очередь, за самобытность таланта, трудолюбие и целеустремленность.
«За книгой. Портрет Александры Андреевны Малявиной», 1895 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Малявин стал весьма популярным художником в столице, получая многочисленные заказы, он сумел создать целый ряд эффектных полотен: «Портрет г-жи Поповой», «Портрет баронессы Вольф», а также замечательных детских образов, таких как «Портрет Ники Ратькова-Рожнова» и «Мальчик в матроске». Заканчивал Высшее художественное училище он уже известным мастером живописи. Газеты наперебой писали о том, что заказы на создание портретов поступают к даровитому студенту в огромном количестве, а его доход вызывал немалую зависть у сокурсников и даже у некоторых учителей.
«Портрет госпожи Поповой», 1899 год, масло, холст, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1899 году настоящий фурор произвела выпускная картина Малявина «Смех». Написанная в качестве конкурсной работы, она изображала русских баб в красных одеждах на зеленом лугу. Необычайно яркий колорит, широкая, размашистая манера письма немедленно вызывали большой интерес и ожесточенные споры. Совет профессоров Академии художеств отверг эту картину за бессодержательность, а звание художника Малявину было дано за серию портретов. При этом в 1900 году картина «Смех» была отправлена в составе экспонатов русского отдела на Всемирную парижскую выставку и была там удостоена золотой медали. В 1901 году картина была выставлена на Четвертой международной художественной выставке в Венеции и куплена итальянским правительством для Международной галереи современного искусства.
«Смех», 1898 год, холст, масло, Международная галерея современного искусства, Венеция.

Из Франции Филипп Андреевич Малявин вернулся известным и вполне обеспеченным художником. Признанием значимости творчества Малявина стало включение его в книгу «История русской живописи в XIX веке» (1901–1902) и книгу «Русская школа живописи» (1904) А. Н. Бенуа.
«Деревенский танец», холст, масло, 1920 год, 116 × 81 см., частное собрание.

Вскоре он женился на бывшей вольнослушательнице Академии художеств, также ученице И. Е. Репина, одесской мещанке Наталии Карловне Новаак-Савич (в браке родились дочери Зоя и Галина). Купив усадьбу рядом с местечком Аксиньино, под Рязанью, Малявин с семьей переехал туда и с 1900 года почти безвыездно жил в ней, ведя практически уединенный образ жизни. С 1900 года начинается рязанский период в творческой биографии Филиппа Малявина.
«Портрет старухи», конец 1890-х годов, холст, масло, 71,0 х 87,5 см., Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова.

1900-е годы вообще стали для Филиппа Андреевича периодом расцвета его удивительного таланта, в это время он создал свои лучшие работы: «Баба в желтом», «Девка» (обе 1903), «Две девки» (1910) и другие. С этого времени крестьянки в ярких красочных нарядах стали неизменными и главными персонажами произведений Малявина. В начале 1900-х годов, став членом Союза русских художников, Малявин с подачи Ильи Репина начал успешно участвовать в выставках Товарищества передвижников. На московской выставке 36-ти он показал большое полотно «Три бабы», которое поражало экспрессией форм, смелой красочной гаммой (находится в музее д’Орсэ).
«Три бабы», 1902 год, холст, масло, музей д’Орсэ, Париж

Наряду со своей главной темой — крестьянством Малявин с неизменной любовью писалдетей своих знакомых, а также неизвестных крестьянских ребятишек. Одной из самых известных картин Малявина является, конечно же, портрет внучки П.М. Третьякова, которую дома ласково называли «Лисичка». В начале 1900-х годов Малявин выполнил ряд интересных портретов современников: «Портрет И. Е. Репина», «Портрет С. П. Дягилева». В 1903 году он стал членом нового выставочного объединения «Союз русских художников». «Портрет А.С.Боткиной («Лисичка»)», 1902 год, холст, масло, 167 x 101 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1906 году на выставке «Мира искусства» в Екатерининском зале при шведской лютеранской церкви в Санкт-Петербурге Малявин представляет на суд зрителей свой очередной шедевр — картину «Вихрь». «Пестрая драпированная неразбериха, подобная ковровой расцветке, где буйство ярких красок и их динамичное движение буквально кружит голову зрителю»,— так в нескольких словах характеризовали это произведение специалисты. Художественный критик Сергей Глаголь писал: «Вихрь производил впечатление красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе». Картину для музея сразу же на выставке приобрел Совет Третьяковской галереи.
«Вихрь», 1906 год, холст, масло, 223 х 410 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Вскоре В. А. Беклемишев, В. В. Матэ и И. Е. Репин выдвинули кандидатуру Малявина к присуждению ему почетного звания академика, и 23 октября 1906 года тридцати семилетний художник, не имевший даже общего образования, был избран академиком и отправился в трехлетнюю заграничную поездку. По приезде в Париж он остановился у Елизаветы Кругликовой, познакомился с проживавшем в Медоне И. И. Мечниковым, портрет которого написал.
«Старуха. Портрет Дарьи Ивановны Татаринцевой», 1898 год, холст, масло, 142 x 85 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В начале 1911 года на 8-й выставке Союза русских художников в Москве Малявин продемонстрировал «Автопортрет с семьей». Большинство критиков восприняло картину как творческое фиаско художника, и Малявин надолго прекратил выставлять свои новые работы. Он продолжал заниматься портретным жанром, пробовал себя в станковой графике, писал авторские копии из уже написанных образов крестьянок. Именно к этим героиням он относился с особым трепетом как в живописи, так и в графике. Они в его работах всегда были как будто на мгновение выхваченными из жизни: их позы, движения, жесты были удивительно точны и правдоподобны. Его крестьянки до сих пор навевают зрителю мысли о радости жизни, безудержном веселье, широте народной души, об эмоциональном вихре красок и чувств.
«Семейный портрет», 1911 год, холст, масло, 285 x 232 см., Окружная художественная галерея
Ханты-Мансийск.

В 1916 году художник представил на суд зрителей свою картину «Баба» («Зеленая шаль») и несколько крестьянских портретов. Широкого успеха работы не имели.
Октябрьский переворот Малявин встретил настороженно — пугала беспощадная действительность и будущая неопределенность. Тем не менее некоторое время художник пытался сотрудничать с новой властью в Рязани, куда он переехал в 1918 году и где занимался преподаванием.
«Баба (Зеленая шаль)», 1914 год, холст, масло, 230 × 205 см., Самарский областной художественный музей.

В 1919 году губернский отдел Наркомпроса организовал первую в карьере художника персональную выставку, которая открылась в Рязани и была приурочена к 50-летию со дня его рождения. Два больших полотна с выставки — «Старик у очага» и «Старуха» — были приобретены Рязанским музеем.
«Старик у очага», 1915 год, холст, масло, 142,5 х 90 см., Рязанский государственный художественный музей.

Успех выставки в Рязани способствовал приглашению художника в столицу. В 1920 году Малявин вместе с семьей переехал в Москву. Благодаря охранной грамоте произведения Филиппа Малявина не были национализированы и оставались в собственности художника (большую часть ему удалось позднее вывезти за границу). в Кремле им были выполнены многочисленные натурные зарисовки руководителей молодого государства рабочих и крестьян. В это же время он написал «Портрет А. В. Луначарского», который показал в 1922 году на выставке Ассоциации художников революционной России. Нарком просвещения познакомил Малявина с Лениным, и Ильич разрешил художнику беспрепятственно посещать не только Кремль, но и бывать у себя на квартире.
«Луначарский, Ленин, Троцкий», 1920 год, бумага, карандаш, частное собрание.

При этом окружавшая действительность угнетала Малявина, он не понимал энтузиазма масс и не разделял веры в будущее освобожденных от эксплуатации граждан молодой республики Советов. Имение Малявиных еще в 1918 году было национализировано, и новая реальность оказалась не для художника…
Осенью 1922 года Малявин выехал с семьей за границу, получив разрешение на устройство передвижной выставки своих картин. Семья обосновалась в Париже, где он писал портреты по заказу, и где в 1924 году в парижской галерее Шарпентье состоялась его вторая персональная выставка (к 55-летию).
«Портрет певицы Надежды Плевицкой», 1924 год, холст, масло , 92 × 65 см., частное собрание.

В конце 1920-х годов Филипп Андреевич переселился с семьей в Ниццу. 1930-е годы были отмечены всплеском творческой активности художника: почти ежегодно персональные выставки Малявина проходили в городах Англии, Дании, Италии, Чехословакии, Франции, Швеции. Помимо работ на национальную крестьянскую тематику, Малявин в эти годы активно экспериментировал с жанрами, создавая марины и зимние пейзажи. Выставочная известность укрепила его репутацию модного салонного портретиста, что способствовало притоку новых заказов на написание портретов членов европейских монарших домов, представителей богемы, видных деятелей литературных кругов русского Парижа.
«Автопортрет на фоне икон», 1930-е годы, холст, масло., частное собрание.

Осенью 1933 года состоялась одна из крупнейших в творческой карьере художника персональных выставок. Экспозиция разместилась в пяти залах современного выставочного павильона Myslbek, построенного в историческом центре Праги. Последняя прижизненная выставка художника состоялась в апреле 1939 года в его мастерской в Ницце.
«Портрет мальчика», 1890 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Начало Второй мировой войны застало Филиппа Андреевича в Брюсселе.
Волею случая, оказавшись на оккупированной Германией территории Бельгии, Малявин был арестован фашистами по подозрению в шпионаже. Не зная, кроме русского, никаких других иностранных языков, он не смог объяснить в гестапо ни причины пребывания на бельгийской земле, ни то, что он всего-навсего художник, пишущий портреты на заказ. Филипп Андреевич был отпущен благодаря счастливой случайности, поскольку отделением гестаповцев, арестовавшим художника, руководил офицер, который умел рисовать и разбирался в искусстве.
«Зимний душ», 1931 год, холст, масло, 73 × 60 см., частное собрание.

Из Брюсселя в Ниццу 70-летний художник добирался пешком, прошагав пол-Европы. Это вынужденное путешествие и потрясение, испытанное Малявиным при аресте, не прошло для него даром. Он вернулся измученным, истощенным, да еще и желтым — у него разлилась желчь. Дома Малявин тут же слег, его доставили в больницу, откуда ему уже не суждено было вернуться.
«Баба, несущая воду», 1907 год, холст, масло, 81 × 100 см., Тверская областная картинная галерея.

23 декабря 1940 года Филипп Андреевич Малявина скончался. Дочери Малявина для покрытия расходов на похороны отца пришлось продать за бесценок пятьдесят полотен торговцу картинами из Страсбурга. Похоронен художник был на Русском кладбище Кокад в Ницце.
Надгробие на могиле художника Филиппа Андреевича Малявина на Русском кладбище в Ницце.

Сегодня художественное наследие Филиппа Андреевича Малявина представлено в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, ГМИИ имени А.С. Пушкина, НИМРАХ, российских региональных музеев, в частных и музейных коллекциях США и Европы (д’Орсэ, музей Зиммерли, музей Мальмё, музей Принца Евгения Вальдемарсудде).В августе 2016 года в Бузулуке Оренбургской области был открыт памятник Ф. А. Малявину. Графика Малявина, рассеянная по российским и зарубежным собраниям, частый и желанный гость на зарубежных художественных аукционах, пользующихся неизменным устойчивым спросом у коллекционеров.
«Автопортрет», 1927 год, холст, масло, 91.8 × 72.5 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Александрова Н. Ф. А. Малявин: альбом. М., 1966.
2. Живова О. А. Филипп Андреевич Малявин. Жизнь и творчество. М.: Искусство, 1967.
3. Филипп Андреевич Малявин: каталог выставки. К 100-летию со дня рождения. Л., 1969.
4. Никитин А. О. Ф. А. Малявин и основание Рязанского художественного училища // Рязанская старина. Рязань, 2003. № 1.
5. Сёмина М. Он пишет кондовую Русь. Новые материалы к биографии Филиппа Малявина // Русское искусство. М., 2012. № 1.
6. Ljunggren M. Филипп Малявин в Швеции // TorontoSlavicQuarterly. Toronto, 2012. № 42.
7. Kozicharow N. «Racy of the Soil»: FilippMaliavin’s London Exhibition of 1935 // A People Passing Rude. British Responses to Russian Culture. Cambridge, 2012.
8. Сёмина М. В. Филипп Малявин. М.: БуксМАрт, 2014.
«Портрет крестьянки», 1915 год , холст, масло, 71 × 61 см., Нижегородский государственный художественный музей.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.