Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 471. Куприянов Михаил Васильевич (Mikhail Kupriyanov) (1903-1991).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Михаил Васильевич Куприянов — замечательный советский, российский художник-живописец, график, карикатурист. Народный художник СССР (1958). Член творческого коллектива «Кукрыниксы».

Михаил Куприянов родился в небольшом городке ТетюшиКазанской губернии Российской империи. В 1920–1921 годах учился в Центральных художественных учебных мастерских в Ташкенте, в 1921–1929 годах — на графическом факультете Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС, позднее переименованы во ВХУТЕИН) в Москве у Н. Н. Купреянова, П. В. Митурича и П. И. Львова.

В годы учебы Михаил Васильевич Куприянов сдружился с П. Н. Крыловым и Н. А. Соколовым. Созданный в середине 1920-х годов творческий коллектив «Кукрыниксы» существовал более шестидесяти лет. Работали методом коллективного творчества. В 1925–1991 годы активно занимался также индивидуальной творческой деятельностью. Общение с русскими художниками М. В. Нестеровым и Н. П. Крымовым в значительной степени сформировало мировоззрение М. В. Куприянова как художника-живописца. Создал множество художественных произведений, неповторимых по мастерству и глубоких по своему духовному содержанию. Живописные и графические работы художника неоднократно экспонировались на всесоюзных и зарубежных художественных выставках.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, других художественных и краеведческих музеях нашей страны, а также в многочисленных частных собраниях России, Франции, Германии, США, Канады и других стран дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Михаил Васильевич Куприянов родился 8 октября 1903 года в небольшом волжском городке Тетюши, неподалеку от Казани в простой рабочей семье. Детство и юношество будущего известного художника прошли на берегах Волги в старинном уездном купеческом городке на Волге, основанном между 1574 и 1578 годами, название которого переводится статарского как «гора-камень» и ведущим свою историю еще со времен Казанского царства.
«Улица Чкалова», 1952 год, холст, масло, 24 х 33,3 см., Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина.

Удивительные по красоте окружавшие пейзажи бескрайних волжских далей способствовали формированию у юноши безупречного эстетического и художественного вкуса. Михаил рос с такими же, как и он, ребятами у большой воды великой русской реки, купался, плавал, загорал, набираясь сил и жизненной энергии, ловил рыбу, встречал восходы и любовался закатамии навсегда полюбил воду, впоследствии постоянно включая ее в свои поздние пейзажные произведения.
«На Волге», 1950-е годы, холст, масло, Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.М. Машкова.

Михаил Куприянов рано начал рисовать, немало удивив этим и друзей, и родителей, крайне далеких от искусства и от живописи. Никаких препятствий сыну в занятии любимым делом они не чинили, а когда в 1919 году на выставке самодеятельных художников в Тетюшах их сын получил главную премию за свой акварельный пейзаж, были очень за него рады. Первый успех вдохновил Михаила, но приступить к желанным занятиям искусством молодой художник, к сожалению, не смог: забота о хлебе насущном занимала в тот момент все его мысли. Это были трудные годы становления государства рабочих и крестьян, годы голода и разрухи.
«Геническ. Рыбачья лодка», 1956 год, картон, масло, 13 Х 18 см., частное собрание.

Михаилу пришлось отправиться на заработки на юг. И даже это сделать было совсем непросто, поскольку пришлось ехать «зайцем» на крышах товарных вагонов или прятаться под скамейкой волжского парохода. Целью путешествия был Туркестан, где он смог устроиться рабочим на одну из местных угольных шахт. Работа была тяжелая — республике нужен был уголь, но и здесь в свободные от работы часы Михаил находил и время, и место для рисования. Его творчество было замечено местным начальством. Советская власть старалась всячески поддерживать народные таланты, и в 1920 году Куприянова откомандировали в ташкентскую художественную школу-интернат. Впервые в жизни он получил возможность заниматься любимым делом.
“Облака”, 1962 год, холст, масло, 32.1 x 45.7 cм., Ярославский художественный музей.

Два года продолжалась учеба Куприянова в школе-интернате. Опытные педагоги по достоинству оценили природное дарование своего нового ученика и вскоре вручили ему направление для продолжения художественного образованияуже в будущей столице, в высшем учебном заведении ВХУТЕМАСе, куда в 1921 году талантливого самородка из далекой провинции приняли без вступительных экзаменов на основании представленных им творческих работ.
«Закат в Бердянске», 1969 год, холст на доске, масло, 35 × 50 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Михаила Куприянова зачислили на литографическое отделение графического факультета учебного заведения, позднее переименованного во ВХУТЕИН,где его наставниками выступили замечательные педагоги тех лет: профессор Николай Николаевич Купреянов (1894–1933) — известный советский художник-график, мастер рисунка, ксилографии, литографии и книжной графики, а также Пётр Васильевич Митурич (1887–1956) — замечательный русский и советский художник, будущий теоретик искусства и профессор Пётр Иванович Львов (1882–1944) — известный русский художник-живописец, график и литограф, преподававшие в институте рисунок.
«Геническ. Вечер», 1959 год, холст на картоне, масло, 22,5 × 35 см., Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

В годы учебы в институте Михаил Васильевич Куприянов сдружился с такими же, как он студентами ВХУТЕИНа Порфирием Никитичем Крыловым (1902–1990)и Николаем Александровичем Соколовым (1903–1995). Созданный молодыми художниками в 1925 году творческий коллектив «Кукрыниксы» успешно просуществовал более шестидесяти лет. Название «Кукрыниксы» было составлено из первых слогов фамилий КУприянова и КРЫлова, а также первых трех букв имени и первой буквы фамилии НИКолая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества. Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.
Кукрыниксы за работой.

• 1929 год — создание костюмов и декораций для феерической комедии В. В. Маяковского «Клоп» в Театре Вс. Мейерхольда.
• 1932–1981 годы — создание иллюстраций к произведениям М. Горького, Д. Бедного, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова, М. Сервантеса, М. А. Шолохова, И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, карикатур для газеты «Правда», журнала «Крокодил», шаржей на деятелей искусств, изданных отдельными книгами.
• 1941–1945 годы — создание антивоенных карикатур, плакатов и листовок, опубликованных в газете «Правда» и в «Окнах ТАСС».
• 1942–1948 годы — создание многочисленных картин, в том числе«Таня» и «Бегство фашистов из Новгорода».
«Геническ», 1952 год, масло, холст на картоне, 25 х 45 см., Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Hестерова, Уфа.

В конце 20-х — начале 30-х годов Михаил Куприянов много работал в технике акварели, посвятив себя созданию индустриальных пейзажей, связанных с железной дорогой. Эти листы и сегодня привлекают прежде всего особым артистизмом, свободой исполнения, убедительно переданным движением. Свои работы с паровозами, вагонами, цистернами, зданиями депо, художник оживлял фигурами железнодорожных рабочих, различными техническими постройками и приспособлениями — стрелками, станционными будками, опорами семафоров. Жизненность этих акварелей в тонкой гармонии природы и техники, прекрасно переданной атмосфере утреннего тумана и воздуха, которую Куприянов виртуозно создавалдовольно ограниченными средствами.
«Товарняк», 1934 год, бумага, гуашь, 29 х 42 см., Вильнюсский государственный музей искусств.

«Станция», 1934 год, бумага, гуашь, 31 х 44 см., частное собрание.

В годы Великой Отечественной войны Куприянов совместно со своими коллегами по творческому союзу «Кукрыниксы» создал целую галерею антивоенных карикатур, плакатов («В Москве калачи, как огонь горячи!», 1941; «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941; «Били, бьем и будем бить!», 1941; «Бьемся мы здорово, колим отчаянно — внуки Суворова, дети Чапаева», 1942) и листовок, опубликованных в газете «Правда» и «Окнах ТАСС» («Брехомет», №625; «Превращение фрицев», №640; «На приеме у бесноватого главнокомандующего», №899; «Близится час», №985; «Крыловская мартышка о Геббельсе», №1109; «История с географией», №1218) и многие другие. В составе «Кукрыниксов» Куприянов присутствовал в качестве художника-журналиста на Нюрнбергском процессе, выполнил серию натурных зарисовок.
Кукрыниксы, «Бегство фашистов из Новгорода», 1944-1946 годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Однако творчество художника, известного многим по остросатирическим зарисовкам или же иллюстрациям к любимым художественным произведениям под коллективным псевдонимом «Кукрыниксы», при более детальном с ним знакомстве представляется намного глубже и многограннее, оно охватывает различные направления изобразительного искусства. Многолетняя плодотворная работа в составе творческой группы вместе с художниками и друзьями П. Н. Крыловым и Н. А. Соколовым дала отечественной культуре многие произведения и принесла их создателям мировую известность, но не обезличила индивидуальное творчество каждого автора.
«В окрестностях Рима», 1963 год, холст на картоне, масло, 22,6 × 34 см., Тверская областная картинная галерея.

Куприянов много времени уделял индивидуальной творческой деятельности. Общение с русскими художниками Михаилом Васильевичем Нестеровым (1862–1942) и Николаем Петровичем Крымовым (1884–1958) в значительной степени сформировало мировоззрение Михаила Куприянова как художника-живописца.
«Берлин», 1945 год, холст на картоне, масло, 23,5 х 33 см., Астраханская государственная картинная галерея имени П.М.Догадина.

Работая как живописец и график Куприянов написал большое количество подмосковных и волжских пейзажей, крымских видов и видов европейских городов: Венеции, Неаполя, Парижа, Рима («Суханово», 1945; «Москва. Неглинная улица», 1946; «Пристань вечером», 1947; «Москва», 1948; «Ленинград», 1949; «Азовское море», 1951; «Мост на реке», 1953; «Венеция. Мост», 1957; «Париж», 1960; «Венеция. Канал»,1963; «Река», 1969; «Коктебель в октябре», 1973; «Рим», 1975; «Геническ», 1977; «Литвиново. Лето», 1979).
«Париж», 1960 год, холст на картоне, масло, 23 х 34 см., Музейный комплекс имени И.Я. Словцова, Тюмень.

Впоследствии Куприянов часто вспоминал наставления Крымова, утверждавшего, что только цвет может помочь решить тональные отношения светлого и темного. Тон, общая тональность картины, соотношение света и тени, усиленные цветом, цветовым пятном, по мнению выдающихся русских живописцев, и являются собственно живописью. В индивидуальном творчестве Куприянова органично синтезируются живопись и графика, точный энергичный рисунок соединяется с правдивой цветовой гаммой. Куприянову-пейзажисту свойственны простота, лаконизм и убедительность изобразительных приемов.
«Рим. Вилла», 1975 год, холст, масло, 23 х 34 см., Саратовский государственный художественный музей имени А.H. Радищева

Очень показательно, что Куприянов в своем творчестве обращалсяне к жанровым темам, а именно к камерному по своей сути жанру — пейзажу, близкому ему и по духу, и по сути. Куприянов очень любил пленэр. Работа на воздухе позволяла ему отвлечься от мирской суеты и заглянуть в свой внутренний духовный мир, требующий покоя и молчания. Именно их художник находил на берегу Азовского моря в маленьком городке Геническ.
«Азовское море», 1962 год, холст на картоне, масло, 25 х 37,5 см., частное собрание.

Михаилу Куприянову неизменно удавались эти неповторимые камерные лирические пейзажи с рыбацкими баркасами на берегах Азовского моря. Куприянов-пейзажист — настоящий певец природы, он с бережностью передавалв своих картинах ее неповторимые образы, мастерски перенося на холст тончайшие состояния воздуха, воды, неба. С нескрываемым интересом и проникновением написаны им пейзажи, выполненные во время многочисленных творческих командировок.
«Море», 1939 год, картон, масло, 26 х 38,5 см., частное собрание.

Куприянов в течение всей своей жизни очень ценил творчество французских художников, в частности барбизонцев: К. Коро, Ж. Милле, Ш. Добиньи, Ж. Дюпре, Т. Руссо. Послевоенные, полные воздуха, коричневато-серебристые пейзажи Михаила Куприянова колористически напоминают работы этих художников. При этом, несмотря на вполне традиционную и даже консервативную живописную манеру, Михаил Васильевич сумел выработать свой собственный тонкий иузнаваемый стиль. По содержательности и глубине чувства, которое вкладывал художник в свои пейзажи, их образной завершенности и композиционной цельности многие его этюды близки к картинам.
«Гурзуф», 1967 год, картон, масло, 16,5 x 34,5 см., Оренбургский областной музей изобразительных искусств.

«Серпухов», 1951 год, картон, масло, 34 × 44,5 см., частное собранин.

В работах Михаила Куприянова чарует летняя ночь, когда вот-вот должен наступить рассвет. Уже появляется его чуть заметный розоватый отблеск при свете луны, которая не написана. Есть только ее отражение. На картине художника стоит полная тишина. В нее погружены лодки с высокими тонкими мачтами, море, которое по цвету почти сливается с небом. Самые чудесные работы художника на Азовском море изображают сумерки и вечера, реальность ускользает, становится призрачной и таинственной. В Крыму Михаил Куприянов часто писал Коктебель, где особенно чиста и прозрачна морская вода, где скудна растительность, полностью выжженная солнцем, и белеют домики на фоне высоких гор.
«Плёс», 1946 год, холст, масло, 19 х 321 см., Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко.

Не забывал художники любимую Волгу. Много пейзажей было написано Куприяновым в Плёсе, где все дышит тишиной и покоем — и гладь воды, и отражения в ней фигур людей и деревьев, и баржи, и пристани. Важно отметить, что искусство Куприянова и по сей день не утратило своей актуальности, оно живет, волнует современников, заставляет задуматься о красоте и быстротечности жизни и о том, что уходя, человек оставляет после себя.
«Плёс», 1947 год, холст на картоне, максло, 20 х 27 см., частное собрание.

В шестидесяти километрах от Москвы знойным летом 1965 года Михаил Куприянов написал чудесный пейзаж «Нара. Литвиново». От летнего пейзажа художника так и веет жаром, который, как вуалью, накрывает большой луг, и хочется спрятаться под светло-зеленые тенистые кроны деревьев, которые отражаются в неширокой речке с прохладной водой. Здесь прекрасна игра света и тени.
«Нара. Литвиново», 1965 год, картон, масло, 32 х 46 см., Данковский краеведческий музей — структурное подразделение МУК «Данковский городской центр культуры и досуга».

Особого внимания заслуживают городские пейзажи художника, в которых часто преобладает дождливая погода, когда на улицах много луж, которые повторяют силуэты прохожих, становятся зеркалом для неба и зданий. Также поэтичны его ленинградские пейзажи, где великолепные архитектурные творения отражаются в каналах.
«Пейзаж», 1950-е годы, бумага, акварель, 31,5 х 40 см., частное собрание..

Академик АХ СССР, член Союза художников СССР Михаил Васильевич Куприянов скончался 11 ноября 1991 года в Москве. Был похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Могила художника Михаила Васильевича Куприянова на Новодевичьем кладбище Москвы.

Полотна Михаила Васильевича Куприянова неоднократно и с большим успехом экспонировались на всесоюзных и зарубежных художественных выставках. Сегодня произведения мастера украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусствимени А. С. Пушкина, Вильнюсского государственного музея искусств и других крупных музеев России и стран ближнего зарубежья, а также многочисленные частные собрания в России, Германии, Великобритании, Италии, Испании, Франции, США, Японии и других странах.
«Док. Эстонская ССР», 1976 год, холст, масло, 41 х 62 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Кукрыниксы. М.: Изобразительное искусство,1988.
2. Куприянов Михаил Васильевич: каталог выставки произведений живописи и графики, посвященной 105-летию со дня рождения художника. М.: Форма, 2008.
3. Герценберг В. Р. Иллюстрации художников Кукрыниксы к рассказам А. П. Чехова. М.: Государственная Третьяковская галерея, 1953.
4. Герценберг В. Р. Кукрыниксы об искусстве. М.: Изобразительное искусство, 1981.
5. Демосфенова Г. Л. Кукрыниксы — иллюстраторы: альбом / редактор И. И. Никонова; художник И. Ф. Ререберг. М.: Искусство, 1956.
6. Демосфенова Г. Л. Кукрыниксы. М.: Знание, 1960.
7. Пистунова А. М. Единосущная троица. М.: Советская Россия, 1978.
«Лето», 1968 год, холст на картоне, масло, 34 х 49,5 см., Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.