Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 470. Греков Митрофан Борисович (Mitrofan Grekov) (1882-1934).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Митрофан Борисович Греков — замечательный русский советский художник-баталист.

Митрофан Греков родился на хуторе Шарпаевка Яновской волости Донецкого округа Области Войска Донского. Настоящее имя — Митрофан Павлович Мартыщенко. В 1897 году поступил учиться живописи в Одесское художественное училище, в 1902 году начал обучениев Высшем художественное училище при Императорской Академии художеств. Сначала Греков занимался в мастерской Ильи Репина, а затем перешел в батальную мастерскую Франца Рубо — знаменитого классика батального жанра.

С 1912 года Греков служил в лейб-гвардии Атаманском полку. В Первую мировую войну был на фронте, получил тяжелое ранение. Революцию встретил с энтузиазмом, в 1920-м вступил добровольцем в Красную армию. Рисовал Первую конную армию Будённого. Был членом Ассоциации художников революционной России (АХРР). В 1930 году выступил одним из создателей Союза советских художников.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в доме-музее М. Б. Грекова в Новочеркасске, а также в многочисленных частных собраниях России, Украины и дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Творчество Митрофана Борисовича Грекова является свидетельством удивительной цельности и целеустремленности. Многие художники советской эпохи впоследствии обращались к тем же темам и тем же событиям, однако главным отличием полотен Грекова является то, что создавал он их не по воспоминаниям очевидцев и многочисленным историческим источникам, не по архивным материалам и красочным литературным описаниям, а исключительно на основе личных впечатлений и собственных переживаний» (М.И. Беседина, искусствовед).
«Замерзшие казаки генерала Павлова», 1927 год, холст, масло, 128 x 205., Центральный музей Вооружённых сил, Москва.

Мчащиеся по степи Донского края с его неоглядными просторами лихие всадники, играющие марш трубачи и пулеметные тачанки удивительным образом оживают на живописных полотнах Грекова. И не только потому, что сам Митрофан Борисович, имея казацкие корни, был родом из казацкой семьи с хутора Шарпаевка Яновской области Войска Донского, но еще и потому, что он сам был непосредственным участником военных походов и тяжелых кровопролитных боев с армией генерала Деникина на юге России.
«Знаменщик и трубач», 1934 год, холст, масло, 130 х 161 см., Центральный музей Вооружённых сил, Москва.

Митрофан Борисович Греков (до 1911-го — Митрофан Павлович Мартыщенко)родился 3(15) июня 1882 года, на небольшом казачьем хуторе Шарпаевка, ныне хутор Костино-Быстрянский Яновской волости (ныне Морозовский район) Области Войска Донского в многодетной семье отставного казачьего хорунжего Бориса Ивановича Грекова. Детство и юность героя нашего повествования прошли на Дону. Необходимо отметить, что местные жители и сегодня с почтение относятся к наследию своего земляка — в честь художника названа одна из улиц хутора.
«Волы в плугу», 1911 год, холст, масло, Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.М. Машкова.

Когда Митрофану исполнилось семь лет, его родители переехали на хутор Ивановкав Милютинском районе, основанном еще его дедом, войсковым старшиной Иваном Борисовичем Грековым. Об этом местный краевед Николай Иванович Приходько сообщает в Летописи Милютинского края: «Род Грековых уходит своими глубокими корнями ко времени активного образования казачества второй половины XVI века. Отец художника Борис Иванович в 1890 году по стечению семейных обстоятельств вынужден был покинуть хутор Шарпаевку близ станицы Морозовской и поселиться на реке Березовой. Но не на пустое место он приехал, а на обжитое помещичье подворье с домом, садом и хозяйственными постройками».
«Бой при Егорлыкской», 1928—1929 годы, холст, масло, 178 х 250 см., Центральный музей Вооружённых сил, Москва.

Рисовать Митрофан Мартыщенко начал рано, удивив этим и друзей, и родителей, весьма далеких и от искусства в целом, и от живописи в частности, но при этом деревенское детство не стало решающим в его становлении как художника. О том, насколько тяжело ему пришлось, реализуя свое природное дарование, Митрофан Борисович напишет позже в своей автобиографии:«Детство провел в трудовой семье земледельцев. Сельский быт, степи, лошади, волы. До 17 лет я не видел ни одной картины, кроме репродукций в журнале “Нива”, но рисовал с детского возраста, конечно, от себя, потому что о рисовании с натуры не имел представления. В семье у нас кроме меня никто этим не увлекался. Единственный мой руководитель, который, может быть, определил мой жанр, — дядя, крестьянин. Он часто вырезал мне из дерева коней и быков чрезвычайно примитивно, даже без ног. Я, помню, сознавал, что они мало походят на коней и быков. Вспоминаю, что меня несколько смущала застывшая их форма. С годами у меня развилась большая страсть к рисованию, что стало моим отдыхом».
«Атака лейб-гвардии Гренадерского полка на турецкие позиции под Горным Дубняком 12 октября 1877 года», 1914 год, холст, масло, 105 x 260 см., Собрание Центральный военно-исторический музей артиллерии инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург.

Митрофан рос на хуторе, где не было условий для серьезных занятий рисованием. Учиться приходилось самостоятельно. Свое образование будущий художник начал в Маньково-Берёзовской церковно-приходской школе, в которой закончил первые четыре класса и куда осенью и весной его возили в дрожках, запряженных конем по кличке Русак, изображенным впоследствии на полотне под названием «Конь Русак».
В 1894 году двенадцатилетний Митрофан Мартыщенко поступил в окружное училище в станице Каменской (ныне город Каменск). В училище вдали от дома в первую очередь благодаря местному учителю страсть к рисованию вспыхнула в нем с новой силой. Прошлое копирование незатейливых картинок из «Нивы» было забыто. Он начал рисовать уже «от себя», придумывая какое-либо захватывающее путешествие и его самостоятельно иллюстрируя.
«Атака лейб-гвардии Кирасирского его величества полка в 1813 году», 1911 год, холст, масло., 148 x 256 см., Центральный военно-исторический музей артиллерии инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург.

Именно в Каменской Мартыщенко решает для себя вопрос выбора дальнейшего жизненного пути. Все его мысли и устремления отныне будут связаны с искусством, а цель — стать художником. «Я стал проситься в художественное училище, — рассказывает он в «Автобиографии». — Отец никогда не отговаривал меня от этого. Моя мать, хоть и неграмотная крестьянка, тоже не возражала. Но братья учились (один — в техническом училище, другой — в штейгерской школе), их нужно было содержать». Его мечтам суждено было сбыться в 1898 году, спустя год после окончания окружного училища, когда он с легкостью поступил в Одесскую рисовальную школу, вскоре преобразованную в художественное училище. Природное дарование самородка из глубинки было настолько очевидно, что шестнадцатилетнего юношу, минуя так называемый элементарный класс, зачислили сразу в орнаментальный.
«Сев. Лошади в степи», 1924—1929 год, холст, масло, Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко.

Будущему художнику нравилось учиться в Одессе, и о своем пребывании в Одесском художественном училище он всегда вспоминал с неизменной теплотой: «Здесь я впервые начал рисовать с натуры. Натурой были гипсовые орнаменты, казавшиеся мне очень скучными. Но сознавая, что иначе я не научусь писать такие картины, какие я видел в Одессе, и таких портретов и этюдов, какие рисовали старшие ученики школы, я со старанием принялся за это скучное дело. Пробовал иногда для себя нарисовать гипсовую фигуру, но видел, что у меня хуже выходит, чем у старших товарищей, и тогда я с новым усердием принимался за орнаменты. Впоследствии у меня развилась любовь к рисованию с натуры. В школе эскизы были не обязательны, но преподаватели рекомендовали их делать и давать на просмотр. С эскизами у меня пошло лучше, мне дали стипендию имени художника Судковского. Потом у меня выправился рисунок с натуры».
«Атака шведов ярославскими драгунами у деревни Эрестфер 29 декабря 1701 года», 1914 год, холст, масло,
106 x 200 см., Центральный военно-исторический музей артиллерии инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург.

Грекову (Мартыщенко) посчастливилось учиться у выдающихся наставников, преподававших в Одесском художественном училище в те годы: Кириака Константиновича Костанди (1852–1921) — выдающегосяу краинского художника греческого происхождения, академика Императорской Академии художеств, получившего широкую известность, благодаря своим полотнам «У больного товарища» и «В люди», и Геннадия Александровича Ладыженского (1852–1916) — замечательного русского художника, академика Императорской Академии художеств, признанного мастера акварели. Педагоги всячески поощряли работу своих учеников на плэнере, придавали большое значение колориту и прививали ученикам высокую требовательность к себе.
«Отряд Будённого в 1918 году», 1926 год, холст, масло, Центральный музей Вооружённых сил, Москва.

Пять лет обучения в городе у моря пролетели быстро, и 7 июня 1903 года в торжественной обстановке Митрофану Мартыщенко был вручен аттестат об окончании училища. При этом, в отличие от остальных выпускников, ему была выдана рекомендация, позволявшая без экзаменов поступить в Высшее художественное училище при Петербургской Академии художеств. Это был успех, успех большой и вполне заслуженный. Успех, которого выпускнику 1903 года Митрофану Мартыщенко удалось достичь благодаря своему таланту, своему усердию и своему кропотливому труду.
«Тачанка», 1925 год, холст, масло, 83 х 114 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

По существовавшему в то время положению, Митрофан Мартыщенко, как только поступивший студент, был зачислен в головной класс, где происходило обучение рисунку, живописи и композиции. Ежемесячно по каждому из этих предметов проводились экзамены и выставлялись так называемые разряды. Высшим считался первый разряд. Сохранились два учебных рисунка Мартыщенко (в фондах музея-квартиры И.И. Бродского в Ленинграде): «Натурщик, сидящий на стремянке» и «Стоящий натурщик». Второй рисунок, датированный 17 декабря 1904 года, оценен высшим разрядом. По положению ученик, получивший высшие разряды по трем главным предметам, переводился в мастерские профессоров-педагогов. В конце 1906 года и Митрофану Мартыщенко была предоставлена возможность продолжить свое художественное образование в мастерской профессора наставника. Он выбрал мастерскую Ильи Ефимовича Репина (1844–1930).
«Кавалерийская атака», 1927 год, холст, масло, 140 x 205 см., Центральный музей Вооруженных Сил, Москва.

Под руководством выдающегося мастера Мартыщенко пришел первый настоящий успех — на академическом конкурсе эскизов его картина «Охота на лисицу»— конные охотники с борзыми преследуют лисицу — была отмечена первой премией и наградой в сто рублей, значительной суммой по тем временам. Немногие, даже самые талантливые ученики академии, удостаивались такой чести! В начале 1906 года уже другая работа Митрофана Мартыщенко — картина «Охотники»— на очередном конкурсе получила третью премию и в числе лучших ученических работ поступила в музей Академии художеств, где и находится поныне. В декабре 1907 года, после ухода Репина из Академии художеств, Митрофан Мартыщенко сменил наставника, перейдя в батальную мастерскую, которой руководил видный живописец, автор огромных панорам «Штурм аула Ахульго» и «Оборона Севастополя», Франц Алексеевич Рубо (1859–1928).
«Разоружение деникинцев», 1933 год, холст, масло, Орловский музей изобразительных искусств.

Рубо очень благосклонно относился к своему новому студенту. Отдавая дань его природному дарованию, он видел в нем продолжателя своих идей и своего помощника. Мартыщенко провел четыре года в мастерской Рубо, изучая секреты батальной живописи, ее законы и приемы. Здесь же он получил навыки в панорамном искусстве, помогал Рубо при установке панорамы «Оборона Севастополя», когда она временно экспонировалась в Петербурге, и во время реставрации панорамы «Штурм хутора Ахульго». Именно тогда он увлекся этим «искусством будущего», начал мечтать о своей панораме. В ноябре 1910 года, считая своего ученика достаточно подготовленным для написания самостоятельной работы, Франц Рубо посоветовал ему приступить к разработке дипломной темы — картины «Лейб-гвардейский Казачий полк в Бородинском сражении» (ныне она находится в доме-музее художника в Новочеркасске).
«Лейб-гвардии Гренадерский полк в сражении при Бородине 26 августа 1812 года», 1912-1913 годы, холст, масло, 108 x 184 см., Центральный военно-исторический музей артиллерии инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург.

Полотно было написано, но неудачно — по мнению автора, многофигурная композиция ему не удалась, и с ним выходить на защиту диплома было нельзя. И сам Рубо не мог ничего посоветовать в тот момент, поскольку отсутствовал, занятый работой над панорамой «Бородино». Мартыщенко взялся за другую тему, которая по-настоящему воодушевлялаего. Картина получила название «Волы в плугу», и за нее Мартыщенко присвоили звание художника. Диплом об окончании Академии художеств ему вручили первого ноября 1911 года. А в апреле 1912 года самый популярный журнал России «Нива» воспроизвел «Волов». У своих выдающихся наставников Митрофан Мартыщенко воспринял методы и принципы реалистической живописи, которым остался верен до конца жизни.
«Волы в плугу», 1911 год, холст, масло, Серафимовичский районный литературно-краеведческий музей

В 1911 году художник сменил свою фамилию и отчество. Теперь вместо Митрофана Павловича Мартыщенко он стал Митрофаном Борисовичем Грековым. Это произошло после выставки первой работы, получившей всеобщую похвалу и принесшей ему официальное звание художника. Еще один интересный штрих в биографии мастера. Краеведы нашли документы, подтверждающие, что вместе с остальными пятью братьями и сестрами определением Дворянского Депутатского собрания области Войска Донского от 27 февраля 1915 года Митрофан Греков был сопричислен к дворянскому роду. Обучаясь в Каменском окружном училище, в Одесском художественном училище и Высшем училище при ИАХ, Митрофан Борисович все летние каникулы проводил в родной Ивановской усадьбе. Работал вместе с остальными членами семьи в поле, рыбачил, охотился. Митрофанникогда не расставался с мольбертом. В Ивановке им были написаны либо сделаны наброски таких картин о природе и быте, как «Луга», «Копички», «Охота на лис», «Выселки слободы Маньково-Берёзовской», «Усадьба зажиточного крестьянина» и другие.
«Чертов мост», 1931 год, холст, масло, 75 x 99 см., Центральный музей Вооруженных Сил, Москва.

1912 год, первый год по окончании Высшего училища при ИАХ, принес молодому художнику ряд успехов.
«Я получаю премии на всемирной выставке. Советом Академии с выставки назначается на международную выставку в Мюнхен моя картина “На Выборгской стороне”. Небольшая вещь также с выставки приобретается для Лондонского городского музея. Однако вскоре военная служба отняла у меня возможность заниматься живописью. С 1912 по 1913 год я отбываю воинскую повинность», — вспоминал художник.
«На походе. Первая конная», 1927 год, холст, максло, частное собрание.

С самого начала Первой мировой войныв течение трех лет Греков пробыл на германском фронте в составе 19-й казачьей сотни. Здесь он приобщился к военному быту, ко всем превратностям солдатской судьбы, здесь же был тяжело ранен. 22 мая 1916 года художник был прикомандирован к штабу походного атамана при ставке командующего Юго-западным фронтом генерала Брусилова. Во время знаменитого Брусиловского прорыва, оказавшись в самой гуще сражения, Греков прямо с двуколки делал зарисовки, собирая материал для будущих батальных полотен. Позднее на основе этих боевых впечатлений он создает несколько глубоко реалистичных картин: «Ушли из боя», «Спешенные атаманцы», «Гвардейский атаманский полк на русско-австрийском фронте».
«Взятие Новочеркасска», 1925 год, холст, масло, Государственный центральный музей современной истории России, Москва.

После тяжелого ранения и наступивших в результате этого проблем со здоровьем в 1917 году Греков был демобилизован и на время поселился в хуторе Ивановка, где после смерти отца хозяйничал младший брат Николай. Здесь осенью 1917 года его застало известие об Октябрьской революции. На Дону была установлена советская власть, которую художник восторженно приветствовал. Однако в мае 1918 года на донскую землю пришли белые части. Находившийся на излечении Греков не успел уйти с красными частями. Вынужденный остаться на Дону, он перебралсяв Новочеркасск, надеясь на скорое восстановление советской власти. Чтобы как-то существовать, Греков устроилсяучителем рисования в гимназию Влоцлавского, эвакуированную в 1916 году из Варшавы. Подрабатывал иллюстрированием. Материальное положение художника несколько улучшилось, когда музей Донского казачества заказал ему небольшие полотна на темы войны: «Выезд казачьей батареи на позиции», «Казаки»… В октябре 1919 года под Воронежем корпус Будённого наголову разбил белую конницу,и армии Деникина спешно отступили на юг.
«На другой день в станице Платоновской», 1934 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В январе 1920 году, когда Красная армия вошла в Новочеркасск, Греков написал одну из лучших своих картин «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского», фактически ставшую разделительной чертой в его творчестве. Он добровольно облачился в буденовку и начал преподавать на первых курсах военных художников, организованныхпо его собственной инициативе. Новой власти были нужны талантливые люди, которые смогли бы правильно выстроить военную идеологию в картинах и плакатах. Выполнение этой задачи и взял на себя Митрофан Греков, за что был удостоен высокой похвалы от командующего Северо-Кавказским военным округом Клима Ворошилова.
«Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск в 1920 году», 1920 год, холст, масло, Центральный музей Вооружённых сил, Москва.

В первой половине 1920-х годов художник создает серию батальных картин, посвященных победам над белогвардейцами и проникнутых романтикой революционной стихии.
В середине марта 1923 года первые крупные работы Грекова — «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского», «Артиллерия на волах» и портрет помощника командующего войсками Северо-Кавказского военного округа Михаила Левандовского — были представлены на IV выставке Ассоциации художников революционной России в Центральном доме Красной армии в Москве, а затем поступили во вновь организованный музей Красной армии.
«На пути к Царицыну», 1934 год, холст, масло, Бердянский художественный музей им. И. И. Бродского.

Успех вдохновил Грекова, который приступил к изучению истории 1-й Конной армии по устным рассказам бойцов и командиров и даже несколько раз встречался с самим Семёном Будённым. В 1923 году художник завершил картину «В отряд к Будённому», имевшую большой успех у военного руководства Красной армии. В цикл работ о 1-й Конной армии вошли картины «Красногвадрейский отряд в 1918 году», «Отряд Будённого в 1918 году», «Красное знамя в Сальских степях», несколько портретов героев 1-й Конной армии, «Тачанка» и «Бой за Ростов под Большими Салами».
«В отряд к Будённому», 1923 год, фанера, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Живописец активно участвовалв художественной и общественной жизни страны. Его картины постоянно экспонировались навыставках АХРР, членом которой он являлсяс 1925 года. В 1927-м году в Новочеркасске прошла первая персональная выставка Митрофана Борисовича Грекова, а в 1930-м он стал одним из создателей Союза советских художников. В этот период его увлекают идеи разработки диорамных и панорамных работ. В течение нескольких месяцев Греков с помощниками напряженно трудился над «Взятием Ростова» — полотном размером 4 на 8 метров. Эта работа подорвала здоровье художника, но результат был достоин восхищения: чтобы увидеть грандиозную диораму, зрители выстраивались в длинную очередь. К сожалению, во время войны полотно сгорело при бомбардировке поезда, на котором его эвакуировали.
«Тачанка (Выезд на позиции)», 1933 год, холст, масло., 150 x 300 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1931 году Греков переехал в Москву. В 1934 году он приступилк реализации грандиозного проекта — работе над первой советской панорамой «Перекоп». Выступая новатором в этой области, художник предлагает заменить круглую панораму на комплексную, состоящую из ряда диорам, объединенных композиционно и тематически. Эта огромная работа не мешалаему продуктивно трудиться и в области станковой живописи. Картины «Чертов мост» (1931), «Конармейская тачанка. Выезд на позиции» (1933), «Знаменщик и трубач», «Трубачи Первой Конной армии», «На Кубань» (все 1934) знаменуют собой высший расцвет батальной живописи Грекова.
«Трубачи Первой Конной армии», 1934 год, холст, масло, 157 × 127 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Весной 1934 года художник тяжело заболел и отправился в Евпаторию навестить семью брата и поправить здоровье, и благоприятный климат Крыма вдохновил его на работу. Он вернулся в столицу, а 24 ноября 1934 года большая группа художников, возглавляемая М.Б.Грековым и Г.К. Савицким, выехала из Москвы. 26 ноября поезд прибыл в Симферополь. Отсюда двумя автобусами художники отправились в Севастополь. Утром 27 ноября начался осмотр знаменитой панорамы Рубо «Оборона Севастополя». Перед глазами Грекова развернулась знакомая картина: зеленые холмы с надвигающимися красномундирными колоннами, фашинные брустверы Малахова кургана, орудия, прислуга…
«Пленный белогвардеец», 1931 год, холст, масло, 37 х 50 см., Симферопольский художественный музей

Неожиданно он почувствовал себя плохо. В ближайшем медицинском учреждении художнику оказали необходимую помощь, прописали лекарство и полный покой. Греков вышел на улицу, присел на лавочку — и сердце художника остановилось. Бывшие при нем именные часы — подарок Первой Конной — показывали два часа по полудни 27 ноября 1934 года. Ему было 52 года…
«Пленный», 1933 год, ьхолст, масло, Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского.

Тело Митрофана Борисовича Грекова было отправлено в Москву. Художника похоронили на Новодевичьем кладбище столицы.
Могила художника Митрофана Грекова на Новодевичьем кладбище Москвы. Автор скульптурной композиции -скульптор Александр Таратынов.

Его именем названы два художественных училища —Ростовское и Одесское. В Новочеркасске в просторном казачьем доме на полтора этажа давно и успешно работает дом-музей М.Б. Грекова. В этом доме он создал лучшие свои картины.
Дом-музей художника Митрофана Борисовмча Грекова в Новочеркасске.

В 1966 году Министерством культуры СССР, Союзом художников СССР и ГПУ СА и ВМФ была учреждена медаль имени М. Б. Грекова за лучшие произведения изобразительного искусства на военно-патриотическую тему. С 1996 года за лучшие произведения на военно-патриотическую тему ежегодно ко Дню Победы присуждаются золотая и три серебряных медали имени Грекова. Работы художника хранятся в коллекциях Дома-музея Грекова, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и других музеев нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья.
Ростовское художественное училище имени Грекова.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Грекова Т. Т. Певец подвига М. Греков. 2-е изд..М.: Воениздат, 1973.
2. М. Б. Греков в воспоминаниях современников. Л.: Художник РСФСР, 1966.
3. Тимошин Г. А. Митрофан Борисович Греков. Жизнь и творчество.М.: Советский художник, 1961.
4. Лапунова Н. Ф. Митрофан Борисович Греков: монография. М.: Изобр. иск-во, 1982.
5. Лазарев С. Е. Между белыми и красными: судьба военного художника М. Б. Грекова (к 135-летию со дня рождения) // Преподавание истории в школе. 2017. № 7.
6. Халаминский Ю. Митрофан Борисович Греков. М.: Искусство. 1956.
«Этюд», 1920-е годы, картон, масло, Ростовский областной краеведческий музей.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.