Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 469. Решетников Фёдор Павлович (Fyodor Reshetnikov) (1906-1988).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Фёдор Павлович Решетников — замечательный советский, российский художник-живописец, график. Народный художник СССР (1974).

Фёдор Решетников родился в селе Сурско-Литовском (ныне Днепровский район Днепропетровской области Украины) в семье иконописца. Учился на рабфаке искусств в Москве, поступил во ВХУТЕИН, где занимался в 1929–1934 годах, в частности у Д. С. Моора.

В 1953–1957 годах преподавал в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова, в 1956–1962 годах — в Московском педагогическом институте имени В. И. Ленина. Автор известных работ «Прибыл на каникулы» (1948, Третьяковская галерея) и «Опять двойка» (1952). Автор книг «Моя работа над картиной “Опять двойка”» (М., 1955) и «Тайны абстракционизма» (М., 1963). Действительный член Академии художеств СССР с 1953 года, член президиума (1953–1958, 1962–1966, 1970–1974), вице-президент (1974–1987). Член Союза художников СССР.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, а также в многочисленных частных собраниях России, Украины Франции, США, Канады и других стран, продолжает серию наших публикаций.

Фёдор Павлович Решетников родился 15 (28) июля 1906 год в селе Сурско-Литовском в Екатеринославской губернии Российской империи (ныне Днепровский район Днепропетровской области Украины) в многодетной семье местного иконописца, сумевшего передать двум своим наиболее талантливым сыновьям гены любви к искусству. В немалой степени формированию у них с детства прекрасного художественного и эстетического вкуса способствовала и удивительная по красоте природа окружавших мест.
«Дорога. Таруса», 1939 год, холст, масло, Музей изобразительных искусств республики Карелии, Петрозаводск.

Расположенное на берегу величавой и спокойной в своем течении реки Мокрая Сура, правого притока Днепра, село своим появлением в конце ХVIII века обязано было знаменательной победе Российской империи в русско-турецкой войне 1787–1791 годов, после которой началось интенсивное заселение земель Южной Украины. Благодаря своему близкому расположению к крупному промышленному центру, коим во второй половине ХIХ века стал Екатеринослав, село стало быстро увеличивать численность своих жителей и скоро стало центром Сурской волости Екатеринославского уезда.
«В деревне Малый Городок», 1943 год, холст, масло, Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.

Фёдор родился вторым ребенком в семье, и тяга к изобразительному искусству была заложена у него с детства, как и у его старшего брата Василия, который в желании продолжить семейное дело пошел по стопам отца, получил от него начальные знания, касавшиеся основ художественного мастерства и поступил в свое время в Киевское художественное училище. Брат тоже мечтал о карьере иконописца, но жизнь рассудила по-другому. Завершить обучение и получить законченное профессиональное образование ему не довелось. В 1909 году умерли отец и мать, и старшему брату пришлось взять на себя заботу о младших, чтобы их воспитывать и содержать семью, а у Фёдора был еще младший брат Иван.
«Натюрморт с коралловым браслетом», 1945 год, холст, масло, Вологодская областная картинная галерея.

Новоявленный глава семьи занялся росписью церквей и храмов, а дома в свободное время писал лики святых. Маленький Федя, которому очень нравилось все, что было связано с процессом рисования, всеми силами старался помогать старшему брату, растирал краски, готовил холсты и кисти.
И только третий брат Иван выказывал полное равнодушие к тому, чем занимались старшие, он был молчалив и задумчив, что, впрочем, не помешало ему в будущем искренне и самозабвенно увлечься революцией…
Достоверные биографические данные о нем долгое время отсутствовали, и следы были утеряны. В дальнейшем все трое встретились на короткое время в Мариуполе в 30-х годах, после чего каждый пошел своей дорогой.
«Красный зонтик», 1946 год, холст, масло, Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

Позже все трое братьев переехали в Днепропетровск. Василий писал плакаты, рисовал декорации к любительским спектаклям (после революции на это был большой спрос), а Фёдор помогал ему в выполнении заказов. Старший брат, видя, что у младшего есть большие природные способности, всячески поощрял их. Жизнь братье не баловала. Фёдору в подростковом возрасте приходилось самостоятельно зарабатывать тяжелым физическим трудом, чтобы помочь семье. Он брался за любую работу, лишь бы прокормить себя и своих близких.
«Летом», 1971 год, холст, масло, Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

В начале 1921 года после окончания школы, взяв сверток с кистями и красками, узелок с сухарями и новые байковые брюки, Федор тайком от братьев отправился на Донбасс. Жизнь побросала его по различным городам и весям. За годы скитаний ему пришлось поработать плотником, сапожником, маляром, шахтером и даже художником в железнодорожном клубе станции Гришино.
«Натюрморт с фруктами», 1947 год, холст, масло, 68 х 88 см., Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

Его способности были столь очевидны, что в 1928 году по существовавшим в то время в стране правилам социалистического устройства Фёдор Решетников получил путевку в жизнь — он был направлен в столицу, в Москву, для поступления на рабфак,то есть в учреждение системы народного образования, дававшее базовую грамотность и азы рабочих профессий, с целью дальнейшего обучения искусству. После его окончания, в 1929 году Решетников стал студентом Высших художественно-технических мастерских ВХУТЕИН, образованных на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
«Великая клятва», 1925 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Педагогами Решетникова в период его обучения во ВХУТЕИНе (1929–1934) наряду с остальными выступили выдающийся русский и советский живописец, яркий представитель русского импрессионизма, создавший также целый ряд эталонных картин социалистического реализма, мастер книжной иллюстрации и портретист Сергей Васильевич Герасимов (1885–1964), у которого он учился живописи, и замечательный русский и советский художник, признанный мастер графики, один из основоположников советского политического плаката Дмитрий Стахиевич Орлов, работавший под творческим псевдонимом Моор (1883–1946), у которого Решетников постигал искусство графики.
«Достали «языка» 1945, картон, масло, 74 х 91,5 см., Брянский художественный музей.

Вскоре к молодому художнику пришла всесоюзная известность, основу которой он заложил за год до этого. В 1932 году ледокол «Сибиряков» по решению руководства молодой Советской республики должен был впервые в истории мореплавания пройти по Северному морскому пути. Узнав об этом, Решетников, несмотря на учебный семестр, отправился из столицы в далекий Архангельск, за несколько дней нарисовал шаржи на участников экспедиции и устроил в кают-компании веселую выставку. Это очень понравилось Отто Шмидту, а сам молодой автор настолько обаял легендарного полярника, что тот не раздумывая, предложил Фёдору отправиться в плавание с командой.
«Портрет Папанина», 1930 год, холст, смешанная техника, 33 х 48 см., Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

На следующий год по проложенному «Сибиряковым» маршруту оправился уже ледокол «Челюскин», и Отто Шмидт вновь предложилФёдору Решетникову принять участие в переходе. Путешествие завершилось трагедией — как известно, легендарный «Челюскин» был раздавлен льдами Чукотского моря и затонул, а сотня отважных полярников оказалась заперта во льдах. Требовалось что-то, что способно было поднять морально-психологическое состояние людей, оторванных от дома, и уже через несколько дней вышел первый номер стенгазеты «Не сдадимся!», выпуском которой озадачился Решетников. Вот тогда-то и оценил Шмидт свою прозорливость. Художник буквально завалил лагерь ждущих помощи полярников рисунками и карикатурами. Придумал журнал «Ледовитый крокодил».
«Я слышу Землю!», Портрет героя Советского Союза Э. Кренкеля 1981 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Спасенная команда с триумфом вернуласьв столицу, а молодой художник стал героем и в глазах друзей,и в глазах преподавателей и администрации института, засчитавших недавнему полярному пленнику в качестве выполненной дипломной работы его графические рисунки, перепечатанные «Правдой».
«Гибель Челюскина», 1973 год, холст, масло, Самарский областной художественный музей .

В годы Великой Отечественной войны Решетников занимался агитационным искусством, рисовал патриотические плакаты, призывающие на борьбу с врагом.
«В отряде морской пехоты. Севастополь 1942 года», 1942 год, холст, масло, Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.

Мастерство сатирика нашло свое отражение в антигитлеровских карикатурах, обличавших преступную и бесчеловечную деятельность фашизма в годы войны.
«Нет войне!», 1942 год, холст, масло, 142 х 97,5 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

С середины 1940-х годов Решетников в большей степени посвятил себя станковой живописи, создав целый ряд знаковых произведений сталинского соцреализма, посвященных детям. В них автор удивительным образом сумел отразить повседневную жизнь и быт советских школьников, прорисовывая эмоции и настроения, передавая задорные иозорные, а часто мечтательные и задумчивые детские характеры. В конце 1940-х годов Решетников получил Сталинскую премию за картины «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» и «Прибыл на каникулы».
«Прибыл на каникулы», 1948 год, холст, масло, 100 × 80 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

При этом наиболее известной картиной художника на все времена осталась «Опять двойка», созданная в 1952 году. Картина оказалась настолько удачной, характерной, символичной, что в СССР эту работу Решетникова знал практически каждый. Изначально задумав написать жанровую картину об экзаменах в школе, он стал часто бывать на уроках, специально садился на задней парте и старался незаметно наблюдать за ребятами. Художнику очень хотелось передать радость школьника, который получил пятерку. Однажды учительница вызвала к доске лучшего в классе ученика, а он вдруг стал запинаться, совсем смутился и в итоге получил двойку. Его расстроенное лицо взволновало Фёдора, и появилась новая идея картины.
«Опять двойка», 1952 год, холст, масло, 93 × 101 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

«Опять двойка» была написана художников в 1952 году и вызвала небывалый интерес. Картину изучали в школе, по ней писали бесчисленное количество сочинений, а сам школьник стал настоящим назиданием для молодого поколения учиться хорошо, чтобы самим не стать таким же грустно-комичным героем. Решетников решил продолжить выбранную тему, и через два года появилась новая картина на ту же тему — «Переэкзаменовка» — продолжение истории, где действует тот же главный герой. Так появился знаменитый цикл из трех картин: «Прибыл на каникулы»,«Опять двойка» и «Переэкзаменовка». И мало кто обращал внимание на то, что автор на двух из трех своих работоставил своеобразный посыл: в «Двойке» на стене красуется «Прибыл на каникулы», а в «Переэкзаменовке» там же расположена «Опять двойка».
«Переэкзаменовка», 1954 год, холст, масло, 79 x 62 см., Горловский городской художественный музей, Донецкая область.

Еще одну Сталинскую премию Решетников получил, написав картину «За мир!». После войны в жизни Фёдора Павловича произошло знаменательное событие — он женился на Лидии Бродской, дочери художника Исаака Бродского, ученика Ильи Репина. Лидия была очень красивой девушкой, на момент знакомства со своим будущим супругом работала танцовщицей в цирке, но Фёдор Павлович, оценив ее природное художественное дарование, усадил супругуза мольберт. И, как показала дальнейшая жизнь,не ошибся: Лидия Исааковна Бродская (1910–1991) начала писать пейзажи, стала известным живописцем, получила звание народного художника СССР. Сегодня ее полотна по достоинству оценены и музейным сообществом, и частными коллекционерами не только в нашей стране.
«За мир!», 1950 год, холст, масло, 85 × 100 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1953 году Фёдор Решетников стал членом Академии художеств СССР. В 1953–19587 годах преподавал в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова, а в 1956–1962 годах — в Московском педагогическом институте имени В.И. Ленина.
«Друзья навеки (Артек)», 1959 год, картон, масло, 70 Х 49,5 см., Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко.

В 1956 году художник был удостоен звания народного художника РСФСР. Начиная с этого периода в творчестве Решетникова преобладающее место заняла сатира, став его подлинным призванием. Он увлеченно разоблачал формализм в искусстве, создавал острые графические шаржи на коллег.
«С. Коненков. Дружеский шарж», 1961 год, холст, масло, частное собрание.

Разоблачая этот самый формализм, Решетников изобрел даже уникальную форму карикатурного триптиха (Тайны абстракционизма, 1960; все работы — Третьяковская галерея), дополнив его одноименной книгой (1963).
«Тайны абстракционизма». Триптих 1961 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1974 году Решетников был избран вице-президентом Академии художеств и удостоен звания народного художника СССР. В последующие годы за заслуги в области искусства и народного образования был награжден орденами Ленина и Октябрьской Революции.
«Мальчик в ушанке», 1977 год, холст, масло, 45 х 51 см., Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.

Фёдор Павлович Решетников скончался 13 декабря 1988 года в Москве. Был похоронен на Ваганьковском кладбище (42 участок.) Рядом с ним покоится и его супруга, Лидия Исааковна, ненадолго пережившая любимого мужа и ушедшая из жизни в 1991 году. Примечательно, что за несколько месяцев до кончины Фёдора Павловича работники Читинского художественного музея обнаружили некогда пропавшую картину художника «Дом» на стенах местного торгово-кулинарного училища.
Могила художника Фёдора Павловича Решетникова на Ваганьковском кладбище столицы.

На родине Фёдора Решетникова, в селе Сурско-Литовское, в 2006 году торжественно отмечалось 100-летие знаменитого односельчанина. В свое время художник передал в дар сельской школе, в которой учился, 20 своих картин, в том числе один из вариантов работы «Опять двойка». Стараниями бывшего учителя и директора школы Ольги Ивановой был создан небольшой музей.
«На побывку», 1950 год, холст, масло, Ростовский областной музей изобразительных искусств.

В преддверии юбилея администрация Днепропетровского района выделила деньги на евроремонт двух комнат, которые занимает музей. А для того чтобы произведения Фёдора Решетникова могли увидеть и жители Днепропетровска, часть картин во время ремонта экспонировалась в помещении городского музея металлургии.
«Голуби мира», 1956 год, холст, масло, 150 x 105 см., Донецкий областной художественный музей.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. ТагринН. С. Мир в открытке. М.: Изобразительное искусство, 1978.
2. Васильев А. Художники Ф. П. Решетников и Л. И. Бродская.
3. Смирнов В.Народный мемориально-художественный музейФ.П. Решетникова. М.: Изобразительное искусство, 2008.
4. Жадова Л. А. ВХУТЕМАС — ВХУТЕИН. Страницы истории // Декоративное искусство СССР. 1970. № 11.
5. Иванова-Веэн Л. И. ВХУТЕМАС — ВХУТЕИН: Москва — Ленинград: Выпускники 1920–1930: Справочник. М.: АртКомМедиа, 2010.
«Любины уроки», 1952 год, холст, масло, Калининградский областной музей изобразительных искусств.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.