Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 468. Гончаров Андрей Дмитриевич (Andrey Goncharov) (1903-1979).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Андрей Дмитриевич Гончаров — замечательный советский живописец и график, художник книги, театральный художник, педагог. Народный художник РСФСР (1979). Член-корреспондент АХ СССР (1973).

Андрей Гончаров родился в Москве. Брал первые уроки по рисунку в частной студии К. Ф. Юона. В 1917–1919 годах учился в 59-й трудовой школе. В 1918 году поступил во вторые Государственные свободные художественные мастерские (бывшее Московское училище живописи, ваяния и зодчества), где сначала занимался в мастерской И. И. Машкова, а затем перешел в мастерскую А. В. Шевченко. В 1921 году поступил на графический факультет ВХУТЕМАСа, где учился по отделению гравюры на дереве у В. А. Фаворского. В 1927 году с отличием окончил графический факультет ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа со званием художника-полиграфиста.

С 1923 года Гончаров постоянно работал иллюстратором в газетах, журналах, издательствах. Начал преподавать в изостудии Фрунзенского отдела народного образования Москвы, на этнологическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова. В 1928 году участвовал во Всесоюзной полиграфической выставке. В 1929–1930 годах — доцент ленинградского ВХУТЕИНа. В 1930–1934 годах — доцент МПИ. В 1934–1938 годах — доцент МГАХИ имени В. И. Сурикова. Фронтовик. В 1947–1948 годах преподавал в Московском центральном художественно-промышленном училище на факультете монументальной живописи. В 1948–1979 годах преподавал в Московском полиграфическом институте, где с 1950 по 1974 год заведовал кафедрой рисунка и живописи.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, а также в многочисленных частных собраниях в России, Франции, Германии, США, Канаде и других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Считаю, не должно быть графиков и живописцев, оформителей или театральных художников… Должны быть просто художники, хорошо знающие разные материалы и умеющие в них работать. Должно быть так, как было у Леонардо, Микель-Анджело, Дюрера…» (А.Д. Гончаров).
«Женский портрет в зеленых тонах (портрет дочери)» 1972 год, холст, масло, 110 х 100 см., Архангельский областной музей изобразительных искусств.

Сильный и темпераментный талант, яркая индивидуальность Андрея Дмитриевича Гончарова, сложное и насыщенное историческими событиями время, в которое он жил и творил, и известные художники, у которых он учился, — все это дало возможность выдающемуся художнику войти в историю отечественного искусства крупным и многогранным мастером, сумевшим воплотить в жизнь и оставить нам в наследство свои гениальные творческие установки.
«Городская улица», 1930-е — 1940-е годы, бумага, акварель, 48,8 х 39 см., частное собрание.

Андрей Дмитриевич Гончаров родился 9 (22 июня) 1903 года в Москве в семье юриста. Родители мальчика были культурными и образованными людьми. Его отчим Сергей Георгиевич Кара-Мурза был не только известным в Москве адвокатом, но еще и автором многих статей по искусству, в свободнее время немного рисовал и писал маслом. Именно он привил своему приемному сыну любовь к рисованию. Мама будущего художника Мария Алексеевна Кара-Мурза (Головкина, в первом браке Гончарова), хорошо образованнаяи обаятельная интеллигентная русская женщина, прекрасно знала несколько иностранных языков и занималась переводами зарубежных писателей, увлекалась музыкой и литературой.
«Интерьер с фигурой за столом», 1934 год, холст, масло, 120 х 144 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Андрей был желанным ребенком в семье. С детства был окружен любовью и заботой близких, а также книгами, картинами иразговорами о литературе. Ему посчастливилось с детства находиться в обществе людей искусства, с большим удовольствием посещавших радушный и гостеприимный дом его родителей. Как отметил в своих воспоминаниях сам Андрей Дмитриевич: «Мама была образованным человеком. Увлекалась музыкой и литературой. В свое время покупала французские книги у Готье и много читала по истории Франции, французской революции, выдающихся французских женщин, читала и мемуары Казановы. Возможно, что увлечение романтическими тенденциями она привила и мне. Во всяком случае любовью и пониманием литературы я обязан ей. Как я обязан и пониманием искусства вообще. Она научила меня связывать искусство с этикой и проблемами морали, что я потом нашел и у Фаворского».
«Портрет Марианны Бруни», 1956 год, холст, масло, 100 х 80 см., Киргизский государственный музей изобразительных искусств. Фрунзе.

Рисовать Гончаров начал рано, в возрасте семи лет новое детское увлечение целиком захватило его, обрадовав родителей. Мария Алексеевна старалась всячески способствовать развитию художественных способностей сына, рассказывая ему о художниках, посещая с ним музеи и всячески поощряя его первые детские художественные эксперименты. В 1912 году Андрей поступил в 1-ю Московскую мужскую гимназию в приготовительный класс, благоговея это время, по его собственным воспоминаниям, перед Ильей Репиным (1844–1930)и Виктором Васнецовым (1848–1926). Посещая с мамой Tpeтьяковскую галерею, он подолгу простаивал перед «Запорожцами» и «Иваном Грозным». В возрасте 12-ти лет увлекся творчеством Александра Бенуа (1870–1960), начав рисовать различные исторические композиции и отдавая предпочтение в своих детских занятиях чтению.
«Портрет Наташи Дехтеревой», 1951 год, холст, масло, 80 х 60 см., частное собрание.

В 1915 году мама привела его в частную студию замечательного русского живописца, мастера пейзажа и признанного театрального художника Константина Фёдоровича Юона (1875–1958), хорошего знакомого их семьи.
Внимательно ознакомившись с работами молодого дарования, мэтр согласился давать ему уроки рисунка, фактически став для будущего художника первым педагогом. Октябрьские события в Петрограде, как и многие молодые люди в то время, Гончаров встретил восторженно. Обучаясь в трудовой школе, в конце 1917 года поступил в частную художественную студию известного русского художника, одного из основателей и активного участника художественного объединения «Бубновый валет» (1910) Ильи Ивановича Машкова (1881–1944), занятия в которой посещал по вечерам.
«Интерьер. Сон», 1950-е годы, холст, масло, 100 х 100 см., Национальная галерея, Берлин.

В 1918 году вместе с группой учеников педагога перешел к нему во вновь открытые на базе бывшего Московского училища живописи, ваяния и зодчества Вторые свободные государственные художественные мастерские. Талантливый педагог, коим являлся Илья Иванович Машков, учил своих студентов беззаветно любить искусство, живопись Сезанна и упорный кропотливый труд художника, что, по воспоминаниям Гончарова, являлось на тот момент его наиболее слабым местом, поскольку «это в то время ко мне прививалось очень плохо».
«Портрет С.Г. Кореня в халате» 1952 год, холст, масло, 120 x 100 см., Львовская картинная галерея.

В 1919 году Гончаров был вынужден сделать перерыв в своем занятии живописью — он был направлен на службу в одну из канцелярий Северной железной дороги. В конце 1920 года художник продолжил обучение в Государственных свободных художественных мастерских, стараясь познать сущность искусства не только эмпирически, но и теоретически, найдя метод, раскрывающий композиционный подход к изображению. К этому времени окончательно сформировалась его нелюбовь ко всякому виду натурализма и иллюзионизма.
«В кресле с собакой», 1971 год, холст, масло, 134 x 95 см., Курская областная картинная галерея им. А.Дейнеки.

В надежде найти твердые принципыкак для техники письма, так и для чтения натуры, Гончаров с несколькими своими сокурсниками по мастерским перешли в творческую мастерскую известного советского живописца и графика, теоретика искусства, авангардиста Александра Васильевича Шевченко (1883–1948), но пробыв у нового педагога год и не найдя в этой мастерской того, чего искал, ушел в марте 1921 года на графический факультет, где сразу попал на производство, стал по зарисовкам с натуры делать автолитографии и офорты для альбома «Москва-III конгрессу Коминтерна».
«Пейзаж. Солнце в Гурзуфе», 1949 год, холст, масло, 60 х 80 см., Инв. № Ж-1271, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

«Пейзаж. Вечер (Сухуми)», 1952 год, холст, масло, 65 х 80 см., Частное собрание. Москва

На графическом факультете ВХУТЕМАСаАндрею Гончарову посчастливилось попасть на отделение деревянной гравюрык выдающемуся советскому художнику-живописцу, мастеру ксилографии и книжной графики Владимиру Андреевичу Фаворскому (1886–1964), у которого он нашел именно то, что так долго искал, и которого все последующие годы будет считать своим главным учителем в жизни. Гончаров стал заниматься гравюрой, увлекся композиционными проблемами, компоновал экслибрисы, иллюстрации, фронтисписы. Фактически стал одним из первых учеников Фаворского, воспринявшим теоретические основы его искусства, сумевшим воплотить их в своих произведениях, но не став при этом банальным последователем наставника, лишенным собственной творческой оригинальности.
Заставка к пьесе «Бесприданница» из сборника пьес А. Н. Островского, 1974 год, бумага (желтоватая); ксилография, Г-7859, ПГХГ КП-23908, Пермская Государственная художественная галерея.

В учебную программу ВХУТЕМАСа тех летвходил новый курс лекций Фаворского «Теория композиции». Тут необходимо отметить, что если художественная практика мастера вызывала восхищенные отклики у современников, то теоретические выкладки художника зачастую оставались непонятными его студентам. Субъективная терминология, сложность и запутанность логических умозрительных построений, вводимых Фаворским гипотетически, были оценены и приняты далеко не всеми его студентами.
Читаемый Фаворским курс изобиловал понятиями, зачастую заимствованными из технических науки вольно трактованными, требующими пояснения и расшифровки. Гончаров был одним из тех немногих, кому уроки Фаворского давались легко — отчасти помогла подготовка в студии Машкова. Свои первые работы в ксилографии он выполнил уже в 1921 году. Если Фаворский перенес технику черного штриха в торцовую гравюру, то Гончаров обратился непосредственно к «первоисточнику» — обрезной продольной гравюре.
«Иллюстрация к повести «Пиковая дама» А.С. Пушкина», 1948 год, ксилография, отпечаток на рисовой бумаге, 17 х 14 см., частное собрание.

В 1923 году Андрей Гончаров начал работать иллюстраторомв газетах, журналах и различных издательствах (Известия ЦИК, Academia, «Молодая гвардия», ГИХЛ и другие). В 1924 году художник впервые выставил свои работы на Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства (Москва, Тверская ул., 54) в составе «группы трех» с А. А. Дейнекой (1899–1969)и Ю. И. Пименовым (1903–1977), в 1925 году стал членом-учредителем Общества станковистов (ОСТ). В 1927 году Андрей Гончаров с отличием окончил графический факультет ВХУТЕИНа и удостоился права на заграничную командировку за дипломную работу — гравюру на дереве к поэме «Пугачев» Сергея Есенина, однако в силу определенных причин личного характера воспользоваться этим правом не смог.
Гончаров А.Д. Иллюстрация к пьесе «На всякого мудреца…», 1946 год.

После окончания института остался жить и работать в столице. Пробовал свои силы как живописец, гравер, изредка как театральный художник, педагог. В живописи отдавал предпочтение работе с натуры, стремясь, как он говорил в воспоминаниях, «захватить в ней то, чего я еще не знаю, и только в ней вижу единственный животворящий источник, из которого можно пить без конца…». В своем творчестве старался обращать особое вниманиена целостное и активное восприятие, отличавшее настоящий реализм, на искусство, имевшее цельный стиль, где каждое явление рассматривалось пластически. Главным в изображении для художника оставался стиль, поскольку он был уверен, что сюжет он сможет изобразить хорошо только тогда, когда переживет его тоже как стиль, когда сюжет станет таким же большим содержанием, как пластика в работе с натуры.
«Пейзаж. Красные крыши», 1951 год, холст, масло, 60 х 80 см., Инв. № 19377, Белорусский государственный музей социалистического преобразования Полесья. Пинск

«Пейзаж. Облака. Поле», 1950 год, холст, масло, 59,5 х 80 см., Инв. № 146-Ж, Курская областная картинная галерея им.А.А.Дейнеки.

Основой своего стиля Гончаров понимал цвет. Цветовой силуэт — таков был его метод. Возможно, поэтому ему было столь близко творчество Андрея Рублева и русских иконописцев XII–XV веков, а также Веласкеса, Рембрандта, Шардена и Матисса. По его собственным словам, каждый большой художник позволял открывать ему что-то новое, замечательное и поучающее. Он смело ставил перед собой пространственные задачи, при этом в работе с натурой более всего его занимала проблема интерьера, который очень помогал художнику в его желаниисоединить изображение живого человека со средой.
«Девочка с цветком», 1924 год, холст, масло, 122 х 72,5 см., Инв. № 1818-Ж, Архангельский областной музей изобразительных искусств.

Большое место в работе Андрея Дмитриевича Гончарова занимала его педагогическая деятельность. Как педагог он начал работать с 1924 года, когда стал ассистировать В.А.Фаворскому во ВХУТЕИНе по ксилографии и графическим дисциплинам. Затем преподавал рисунок, живопись, теорию композиции в 1927–1929 годах на курсах изобразительного искусства Фрунзенского отдела народного образования Москвы и этнологическом факультете в МГУ. 1929–1930 годах был доцентом и заведующим основным отделением Ленинградского ВХУТЕИНа и преподавал там живопись. В 1930–1934 годах — доцент,преподававший живопись, рисунок, ксилографию и композицию книги на издательском факультете Полиграфического института в Москве, в 1934–1938годах — доцент МГАХИ имени В. И.Сурикова.
«Шарманщик», 1925 год, холст, масло, 127 х 107 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Во время Великой Отечественной войны Гончаров служил в рядах Рабоче-крестьянской Красной армии. Работал выпускающим редактором и художником в журнале «Фронтовой юмор» (издание 3-го Белорусского фронта), а затем главным художником выставки «Политработа в частях 3-го Белорусского фронта». После окончания войны и демобилизации продолжил преподавательскую деятельность. В 1947–1948 годах преподавал в Московском центральном художественно-промышленном училище на факультете монументальной живописи. В 1948–1979 годах преподавал в Московском полиграфическом институте, где с 1950 по 1974 год заведовал кафедрой рисунка и живописи.
«Вечер в Гурзуфе. Кипарисы», двусторонняя, 1951 год, холст, масло, 62 × 80 см., частное собрание.

В 1958 году Гончарову было присвоено звание профессора. Андрей Дмитриевич неоднократно экспонировал свои работы на многочисленных выставках в СССР и за рубежом, удостаиваясь высоких званий и наград. В 1959 году Гончаров создал четыре главных панно для советской выставки в Нью-Йорке. В 1959 году Гончаров был удостоензолотой медали за иллюстрации к пьесам У. Шекспира на Международной выставке искусства книги в Лейпциге и почетнойграмоты Всемирного совета мира за большой вклад в дело мира. В 1965 году Гончаров удостоилсясеребряной медали за оформление книги У. Шекспира «Гамлет» и за иллюстрации и книжное оформление книги А. П. Чехова «Вишневый сад» на Международной выставке искусства книги в Лейпциге. В 1971 году Гончарову была вручена премия имени Иоганна Гутенберга за выдающиеся заслуги в развитии советской книжной культуры и международного издательского дела на Международной выставке искусства книги в Лейпциге. Там же — золотая медаль за иллюстрации к произведениям Ф. М. Достоевского.
Иллюстрация к древнерусским былинам, 1947 год, бумага, ксилография, 65 х 100 см., Российская государственная библиотека.

Иллюстрация к древнерусским былинам, 1948 год, бумага, ксилография, 70 х 107 см., Российская государственная библиотека

В 1960 году вышла в свет книга Андрея Дмитриевича Гончарова «Об искусстве графики»,а в 1964 году — идание «Художник и книга». В 1971–1979 годах Гончаров занимал пост председателя жюри Всесоюзного ежегодного конкурса «Искусство книги». Член-корреспондент АХ СССР (1973).
«Купающаяся», 1949 год, холст, масло, частное собрание.

Андрей Дмитриевич Гончаров умер 6 июня 1979 года в Москве. Был похоронен на Кунцевском кладбище столицы. Сегодня работы замечательного мастера украшают экспозиции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Государственной Третьяковской галереи в Москве, Архангельского областного музея изобразительных искусств, других художественных и краеведческих музеев в нашей стране и за ее пределами, а также многочисленные частные собрания в России, Франции, Германии, Канаде, США и других странах.
«Гладильщица», 1932 год, холст, масло, 98 х 126 см., частное собрание, Милан.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Нормальный человек не может изобразить женщину в таком виде! (Об американской выставке в Москве и советской выставке в Нью-Йорке 1959 года.) // Коммерсант. Власть. № 31 (584). 09.08.2004.
2. Гончаров А. Д. Об искусстве графики. М., 1960.
3. Гончаров А. Д. Художник и книга. М., 1964.
4. ЭфросА. М. В. Фаворский и современная ксилография // Русское искусство. 1923. № 1.
5. ВласовВ. Г. Теория формообразования в изобразительном искусстве: учебник для вузов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017.
6. ВласовВ. Г.Московская школа ксилографии // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. / В. Г. Власов. СПб.: Азбука-Классика, 2006. Т. 5.
«Мальчик с собакой», 1925 год, холст, миасло, 107 х 85 см., Архангельский областной музей изобразительных искусств.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.