Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 461. Самокиш Николай Семёнович (Nikolay Samokish) (1860-1944).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Николай Семёнович Самокиш — известный русский советский художник-баталист и педагог, работавший также в области анималистического жанра и книжной графики.

Николай Самокиш родился в городе Нежине Нежинского уезда Черниговской губернии Российской империи. Первоначальные художественные навыки получил в гимназии у учителя рисования Р. К. Музыченко-Цыбульского. В 1879–1885 годах учился в Императорской Академии художеств в классе Б. П. Виллевальде, другие учителя — П. П. Чистяков и В. И. Якоби. С 1885 по 1888 год совершенствовался в Париже под руководством известного баталиста Эдуарда Детайля.

После окончания ИАХ Николай Самокиш жил в Петербурге. С 1888 года был прикомандирован к военному ведомству, по заданию которого выполнял рисунки, посвященные маневрам и истории кавалерийских полков. Во время Русско-японской войны являлся фронтовым корреспондентом, во время Первой мировой войны в качестве корреспондента выезжал на места боевых действий. После Октябрьской революции 1917 года жил в Евпатории, с 1922 года — в Симферополе. Принимал участие в создании художественных студий и музея в Евпатории. С 1923 года вел уроки рисования в школах, в собственной мастерской, а также в студии при Доме Красной армии. Параллельно в 1924–1930 годах работал преподавателем в художественном техникуме. С 1938 года руководил батально-исторической мастерской Харьковского художественного института. В своем творчестве Самокиш выступал продолжателем традиций русского реалистического искусства. Работал как баталист, анималист, жанрист.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Киевском музее русского искусства, Симферопольском художественном музее и других музеях нашей страны и зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Особенно удались Самокишу величественные пейзажи и яркие типажи Французского Алжира. Перелистывая пожелтевшие страницы елисеевских фолиантов, любуясь пальмами и скалами, арабской и берберской архитектурой, восседающими на верблюдах бедуинами и лихими кавалеристами-спаги, — как-то невольно забываешь, что весь этот удивительный и отчасти уже ушедший в небытие мир изображен не с натуры, а с фотоснимков» (Михаил Девлеткамов, журналист).
«Прогулка», 1883 год, холст, масло, Симферопольский художественный музей.

Николай Семёнович Самокишродился 13 (25) октября 1860 года в Нежине Нежинского уезда Черниговской губернии Российской империи (ныне в Черниговской области Украины) в многодетной семье почтальона Нежинской почтовой конторы Семёна Захариевича Самокиша и его супруги Марии Дмитриевны. В наши дни сохранился дом, где появился на свет маленький Николай — небольшой здание в Нежине, являющееся местным музеем «Почтовая станция». Николай был старшим из пяти детей. Семья с трудом сводила концы с концами, и родители вынуждены были отдать в раннем возрасте двоих своих старших детей на воспитание деду по линии матери, крестьянину села Носовка, в 30 км от Нежина, черниговскому казаку Дмитрию Ивановичу Сенину.
«Тройка», начало ХХ века, холст, масло, Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого.

В семье деда свято чтили традиции казачества, что, несомненно, сыграло важную роль в формировании у мальчика любви к отечественной военной истории, животным и простому народному быту. В доме деда в Носовке сохранялись следы старины, славного боевого прошлого отставного казацкого офицера. На стенах висели лубочные картинки, изображавшие эпизоды Русско-турецкой1828–1829 годов и Крымской 1853–1856 годов войн, которые дополнялись красочными рассказами-воспоминаниями их участника о былых сражениях и суровых военных буднях тех героических лет.
«Солдат имперской охраны», начало ХХ века, холст, масло, 62,5 х 65 см., Харьковский художественный музей.

В 1868 году Николай переехал жить к родителям и воспитывался уже в их доме. После окончания двух классов городской нежинской школы в 1870 году поступил в классическую гимназию Нежинского юридического лицея, созданного на базе «Гимназии высших наук и лицея князя Безбородко» — учебного заведения, в котором в свое время учился Н. В. Гоголь.
«На охоту», 1900-е годы, фанера, масло 28,5 х 47,5 см., Донецкий областной художественный музей.

Четыре года продолжалось обучение Николая Самокиша в юридическом лицее, преобразованном 20 ноября (2 декабря) 1874 года по Высочайше утвержденному мнению Государственного совета в Историко-филологический институт князя А. А. Безбродко. Согласно Высочайше утвержденному 21 апреля (3 мая) 1875 года уставу, историко-филологический институт должен был приготовлять учителей древних языков, русского языка и словесности и истории для средних учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения.
«На постой», конец XIX века, холст, масло, Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Именно в Нежинском лицее Николай увлекся рисование, увлекся серьезно, обратив на себя внимание преподававшего в лицее учителя рисования Родиона Корнеевича Музыченко-Цыбульского (1834–1902). Опытный педагог сумел разглядеть природное дарование своего ученика, много занимался с ним индивидуально, давая ему частные уроки живописи, и постарался оказать посильную поддержку в его творческих начинаниях. Он же настоял на продолжении Николаем художественного обучения на более высоком уровне и снабдил его рекомендательным письмом в столичную Императорскую Академию художеств.
«Казак на плацу», конец XIX века, бумага, акварель, частное собрание.

Молодой человек прислушался к совету своего первого педагога и после окончания лицея в 1878 году отправился покорять столицу. Первая попытка поступить в Императорскую Академию художеств оказалась неудачной, но он был принят вольнослушателем в батальную мастерскую известного русского живописца, академика, заслуженного профессора батальной живописи Богдана Павловича Виллевальде (1819–1903). Только через год в 1879 году знаменитое здание Императорской Академии художеств на Университетской набережной гостеприимно распахнуло свои двери новому студенту Академии, коим стал талантливый самородок из далекой глубинки Николай Самокиш.
«Преследование», 1904 год, бумага, акварель, частное собрание.

Педагогами Самокиша в разные годы его обучения в Академии выступили замечательный русский художник, мастер исторической, жанровой и портретной живописи, академик, профессор и действительный член Императорской Академии художеств Павел Петрович Чистяков (1832–1919) и известный русский живописец, профессор, академик, член академического Совета Императорской Академии художеств, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок Валерий Иванович Якоби (1834–1902). Учился Самокиш в Императорской Академии художеств вклассе Б. П. Виллевальде.
«Атака гусар Кульнева у Клястиц 20 июля 1812 года», начало XX века, хромолитография, Донецкий художественный музей.

В 1881 году Николай Самокиш получил малую золотую медаль за картину «Возвращение войск на родину». В 1882 году издал первый альбом офортов, выполненных под руководством известного рисовальщика и гравера на меди, офортиста, академика Императорской академии художеств Льва Евграфовича Дмитриева-Кавказского (1849–1916). В следующем 1883 году Самокиш был удостоен премии С. Г. Строганова (1794–1882) за картину «Помещики на ярмарке». В 1884 году был награжден второй малой золотой медалью за картину «Эпизод из битвы при Малом Ярославце», а картину «Прогулка» приобрел для своей галереи Павел Третьяков. В 1885 году за дипломную работу «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году» Николай Семёнович Самокиш получил большую золотую медаль, звание классного художника 1-й степени и право пенсионерской поездки за границу.
«Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля в 1805 году», холст, масло 44,5 х 76 см., Симферопольский художественный музей.

Три года с 1885 по 1888 год пробыл Самокиш во Франции, совершенствуя свое мастерство в Париже под руководством известного в те годы французского академического художника и баталиста, отличавшегося точностью и реализмом в изображении деталей, командора ордена Почетного легиона Жана Батиста Эдуарда Детайля (1848–1912). В 1890 году уже после возвращения в Россию Николай Семёнович был удостоен звания академика за работу «Табун маток Ново-Томниковского конного завода». В 1888 году Самокиш совершил поездку на Кавказ для сбора материала для картин, заказанных Тифлисским военно-историческим музеем. Создал три полотна: «Сражение при Авлиаре», «Баталия при речке Иори», «Защита Наурской станицы», которые принесли ему известность как баталиста.
«Табун маток Ново-Томниковского конного завода», 1890 год, холст, масло, Музей коневодства Московской сельскохозяйственной академии имени К.Е. Тимирязева, Москва.

В 1890 году Самокиш начинает работать в качестве художника военного ведомства. Конференц-секретарь Академии художеств П. Ф. Исеев показал рисунки Самокиша великому князю Владимиру Александровичу, президенту Академии. Тот представил рисунки наследнику Николаю Александровичу Романову, и молодого художника рекомендовали военному ведомству для зарисовок маневров. Годом ранее в жизни Николая Семёновича произошло знаменательное событие — он женился на Елене Петровне Судковской (урожд. Бенард). В браке она приняла двойную фамилию Самокиш-Судковская. Елена Петровна Самокиш-Судковская (1863–1924) была впоследствиии звестным книжным иллюстратором. Училась у В. П. Верещагина (1835–1909), много иллюстрировала А. С. Пушкина. Особенно известны ее иллюстрации к сказке Ершова «Конёк-горбунок». В 1896 году за рисунки для «Коронационного сборника» получила высочайшую награду и медаль на голубой ленте. Впоследствии Гражданская война разлучила супругов. Умерла Елена Петровна в эмиграции, в Париже в 1924 году.
«Вечер в Крыму», 1906 год, холст, масло, Черниговский областной исторический музей.

Николай Семёнович с большим желанием работал в жанре иллюстрации. Вместе с Сергеем Ивановичем Васильковским (1854–1917) и Дмитрием Ивановичем Яворницким (1855–1940) он работал над иллюстрациями к альбомам по истории Украины (1898–1904) («Из украинской старины», «Мотивы украинского орнамента»). Являлся авторомтысяч книжных и журнальных иллюстраций. Среди них иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина («Полтава»), Л. Н. Толстого («Холстомер»), Н. В. Гоголя, Марко Вовчока, Л. А. Мея, И. С. Нечуя-Левицкого, М. Горбаня и других. Среди наиболее известных работ художника— иллюстрации и художественное оформление очерков Н. И. Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» в четырех томах (1896–1911). В иллюстрировании книги приняли участие Л. С. Бакст, А. К. Беггров, А. Н. Бенуа, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Е. Е. Лансере, К. В. Лебедев, А. П. Рябушкин, И. Е. Репин, В. И. Суриков, Ф. А. Рубо, Л. О. Пастернак, К. А. Савицкий, В. А. Серов, А. С. Степанов. Использовались и литогравюры с произведений Дж. Доу, В. Г. Шварца, Ф. Г. Солнцева, А. Д. Литовченко.
«Подвиг солдат генерала Н.Н.Раевского под Салтановкой 11 июля 1812 года», 1912 год, холст, масло,
Музей-панорама «Бородинская битва».

Много иллюстраций художника было опубликовано в журналах «Нива» и «Солнце России». По заданию «Нивы» в мае 1904 года Самокиш уехал на фронт Русско-японской войны и работал там как художник журнала «Летопись войны с Японией» до конца 1904 года. Результатом поездки на фронт стал альбом Самокиша «Война 1904–1905. Из дневника художника». Кроме альбома рисунков, по фронтовым впечатлениям были созданы картины. Самая знаменитая из них — «На сопке после штурма. 1904». Полотно, посвященное одной из самых жестоких битв между русской и японской армиями, в 1910 году поместили в военную галерею Зимнего дворца.
«На сопке после штурма. 1904» 1908 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1912 году, когда вся Россия отмечала 100-летие Отечественной войны 1812 года, Николай Самокиш создал к юбилею серию рисунков для журнала «Нива» — целый ряд последовательных эпизодов, главнейших сражений и походов русской и французской армий: от «Перехода через Неман 12 июня 1812 года» до «Наполеон оставляет армию в Сморгони 3 ноября 1812 года». Широкую известность в те годы получили выполненные им к юбилею работы «Атака Шевардинского редута» и «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой».
«Атака Шевардинского редута», 1910 год, бумага на холсте, масло, смешанная техника, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1915 году Николай Самокиш с Высочайшего разрешения сформировал «художественный отряд» из пяти учеников батального класса Академии художеств — Р. Р. Френц, П. И. Котов, П. В. Митурич, П. Д. Покаржевский, К. Д. Трофименко — и выехал на фронт Первой мировой войны. Это уникальный случай в истории искусства — художественная практика на фронте. Было выполнено около четырехсот работ. Рисунки Самокиша были (частично) опубликованы в изданиях Д. Маковского «Великая война в образах и картинах» (1915) и «Русским героям Сербии и Черногории» (1915). По мнению некоторых историков, именно книга Самокиша послужила распространению названия «Великая война» (применительно к Первой мировой), которое потом, соединившись с Отечественной войной (используемой для войны с Наполеоном 1812 года), дало имя Великой Отечественной войне.
Н. С. Самокиш с учениками перед отправкой на фронт Первой мировой войны. Из газетной публикации 1915 год.

Самокиш получил признание и известность и как опытный и талантливый педагог, начав заниматься преподавательской деятельностью еще в 1894 году, когда его пригласили в Рисовальную школу, где он преподавал рисунок и живопись 23 года. По учебному пособию Николая Семёновича Самокиша «Рисунок пером» до сих пор учатся российские художники-иллюстраторы. Являлся действительный членом Императорской Академии художеств, где преподавал с 1912 года, будучи профессором ируководителем батального класса в 1913–1918 годах. Среди его учеников известные художники М. И. Авилов, П. И. Котов, П. В. Митурич, Г. К. Савицкий, К. Трохименко, Л. Чернов. В Академии художеств Самокиш преподавал до 1918 года, когда Совнарком РСФСР упразднил старую Академию и создал на ее базе Государственные свободные художественные мастерские. Преподавал и на этих курсах до своего отъезда из Петрограда.
«Мчащаяся тройка», 1918 год, холст, масло, 114,5 x 196 см., Львовская государственная картинная галерея.

В годы Гражданской войны Самокиш не покинул родину, а принял новую власть. Работал над полотнами, посвященными Красной армии. В 1918 году после упразднения новой властью Академии художеств, Николай Семёнович уехал в Крым. В 1918–1921 годах жил в Евпатории, где лечился от ревматизма, полученного в окопах Русско-японской и Первой мировой, с 1922 года — в Симферополе. Создал в Симферополе собственную художественную студию (Студия Самокиша), которая стала основным региональным центром художественного образования. Собирал и поддерживал талантливую молодежь. Среди его симферопольских учеников народный художник Украины Яков Александрович Басов (учился у Самокиша с 1922 по 1931 год), Амет Устаев, Мария Викентьевна Новикова, Марк Домащенко и многие другие. Постановлением Совнаркома Крыма № 192 от 28 июня 1937 года «О реорганизации студии им. академика Н. С. Самокиша в Государственное среднее художественное училище им. заслуженного деятеля искусств академика Н. С. Самокиша» на базе студии Самокиша было организовано Крымское художественное училище.
«Запо­рожцы у корчмы», 1920-е годы, холст, масло, 51,5 х 82,5 см., Симферопольский художественный музей.

В 1935 году в Симферополе состоялась первая персональная выставка мастера, за ней последовали выставки в Харькове и Киеве (обе 1940) и Москве (1941). В 1937 году художник был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1941 году— Сталинской премии. Ретроспективные выставки произведений Николая Семёновича Самокиша прошли в Москве в 1946 году и в Симферополе в 1956 году. В своем творчестве Самокиш выступал продолжателем традиций русского реалистического искусства. Работал как баталист, анималист, жанрист. Сумел выработать собственную манеру, в которой черты академического искусства органично сочетались с некоторыми импрессионистическими приемами, например, свободной манерой письма широкой кистью.
«Пресле­дование врангелевцев», 1940 год, холст, масло, 103 х 187 см., Симферопольский художественный музей

В 1936–1941 годах Николай Семёнович работал в Харьковском художественном институте (ХХИ). Уже достаточно пожилой художник какое-то время фактически жил на два города после его приглашения на должность руководителя батально-исторической мастерской Харьковского художественного института. Зимы он проводил в Харькове, а остальное время — в Симферополе. После очередной поездки в Харьков в начале июня 1941 года Самокиш вернулся в Симферополь. Войназа стала его в Крыму. Во время немецкой оккупации Крыма он оставался в Симферополе, где проживал на улице Жуковского, д. 22. С 1 сентября 1942 года ему была назначена персональная пенсия в размере 230 рублей. До своей смерти Самокиш руководил объединением городских художников.
«Переход Красной Армии через Сиваш», 1935 год, холст, масло, 150 х 300 см., Симферопольский художественный музей.

18 января 1944 года заслуженный деятель искусств РСФСР 83-летний Николай Самокиш скончался в Симферополе, за три месяца до освобождения города Советской армией. Он был мужественным, крепким и сильным человеком, но его добила очень некрасивая история. Последняя супруга Наталья Добровольская, фиктивно оформившая с Самокишем брак, в большой квартире старика устроила немецкий салон. Несколько раз в месяц в одной из комнат звучали смех, анекдоты на немецком и звон бокалов. Кроме того, так называемая супруга пыталась тайком продавать картины Николая Семеновича и его учеников. Такого предательства Самокиш пережить не мог — он перестал разговаривать и фактически объявил голодовку.
«Бой Максима Кривоноса с Иеремией Вишневецким», начало ХХ века, холст, масло, Киевский национальный музей русского искусства.

Прах баталиста покоится на 1-м Гражданском (Старорусском) кладбище Симферополя, могила находится у Храма всех святых. Выходившая в Симферополе в те дни русская газета «Голос Крыма» поместила на своих страницах сочувственный некролог. Сегодня на могилу приходят молодые художники — воспитанники Симферопольского художественного училища, а картины живописца украшают экспозиции Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Киевского музея русского искусства, Симферопольского художественного музея, Музея искусств Грузии и многих других. В 1960 году именем Самокиша была названа также одна из улиц Симферополя. На доме № 32 по этой улице установлена мемориальная доска, гласящая: «В этом доме в 1922–1944 жил академик батальной живописи Н. С. Самокиш».
Могила Н. С. Самокиша в Симферополе. 1-е гражданское кладбище, сектор №1.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Самокиш Н. Война 1904–1905 годов. Из дневника художника. СПб.: Изд. Экспедиции заготовления гос. бумаг, 1908.
2. Самокиш, М. Як я став художником. Довідка. Життьовий шлях майстра. Київ, 1937.
3. Лапидус Н. Николай Самокиш. М.: Белый город, 2006.
4. Ткаченко В. Я. Н. С. Самокиш. Жизнь и творчество. 1860–1944. М.: Иск-во, 1964.
5. Яценко В. Ф. Николай Самокиш. Киев: Мистецтво, 1979. [на украинском, русском, английском языках, 98 репродукций.]
6. Лазарев С. Е. Образ Степана Разина в изобразительном искусстве // Преподавание истории в школе. 2016. № 8.
7. С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764–1914. СПб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. Т. 2.
«Красная кавалерия на Перекопе», 1930-е годы, холст, масло, 138 х 275,5 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»