Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 458. Подляский Юрий Станиславович (Yuri Podlasky) (1923-1987).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Юрий Станиславович Подляский — замечательный российский художник-живописец. Народный художник РСФСР, член Ленинградского союза художников.

Юрий Подляский родился в Хабаровске. После переезда семьи в город Вышний Волочёк Калининской области посещал кружок рисования при местном Доме пионеров. В 1938 году приехал в Ленинград и поступил в Среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств. В 1942 году поступил в ЛИЖСА имени И. Е. Репина, который окончил в 1949 году по мастерской Бориса Иогансона с присвоением квалификации художника живописи.

Юрий Подляский участвовал в выставках с 1949 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Член Ленинградского союза художников с 1949 года. Совершил творческие поездки по Сибири, Карелии, Прибалтике, по Волге, работал в Гурзуфе, Новгороде, Архангельске. Посетил Албанию, Францию, Италию, Англию, Австралию, Новую Зеландию, Голландию, Германию, Швецию, Норвегию. В 1989–1992 годах, уже после смерти художника, его работы с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, художественных и краеведческих музеях и частных собраниях в России, Италии, Великобритании, Японии, Норвегии, Франции и других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Юрий Станиславович Подляский родился 5 июня 1923 года в Хабаровске в простой рабочей семье. Родители Юрия работали на одном из предприятий города, были далеки от искусства в целом и от живописи в частности, поэтому к увлечению сына рисованием отнеслись как к обычному детскому увлечению, коих в детстве великое множество.
«Собирают клевер», 1950-е годы, холст, масло, Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина.

В 1933 году в поисках лучшей доли семья переехала к родственникам в город Вышний Волочёк, где Юрий продолжил обучение в местной средней школе № 6. Здесь на увлечение Юрия рисованием обратил внимание школьный учитель рисования, и настоятельно порекомендовал родителям мальчика отвести сына в студию ИЗО при местном Дворце пионеров.
«Пасмурный день в Ленинграде», 1958 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Руководитель студии –– известный местный художник Г. А. Коростелёв, выпускник МУЖВЗ, влюбленный в свое дело энтузиаст и талантливый педагог, сразу обратил внимание на нового ученика. Он и стал фактически первым учителем будущего художника, обучив его азам художественного мастерства и познакомив с удивительным и неведомым миром прекрасного.
«Шоссе в колхозе им. В. И. Ленина», 1950 год, холст, масло, Ярославский художественный музей.

Видя художественное дарование своего ученика, педагог настоятельно рекомендовал Юрию продолжить образование уже на более высоком уровне, написал рекомендательное письмо коллегам в Среднюю художественную школу при ВАХ, с которым герой нашего повествования в 1938 году после окончания школы-семилетки отправился в Ленинград для дальнейшего обучения.
«Первый сквозной», 1980-е годы, холст, масло, Белгородский государственный художественый музей.

Ленинград встретил Юрия цветущей сиренью и белыми ночами, а действительность оказалась гораздо более яркой и живописной, чем ожидания. Город влюбил в себя юношу с самой первой встречи и на всю жизнь, а его улицы, набережные, площади и мосты станут в дальнейшем одной из основных тем творчества Юрия Подляского.
«Ветер на озере», 1983 год, холст на картоне, масло, 31,7 х 45,5 см., Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера».

Но это будет в будущем, а пока талантливого молодого человека из далекой глубинки приняли в Среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств, располагавшуюся на третьем этаже знаменитого здания на Университетской набережной, 17, первые два этажа которого занимал храм трех искусств –– ЛИЖСА. Четыре года будет продолжаться обучение Подляского в СХШ, обучение, которое не сможет прервать ни война, ни блокада.
«Белая сирень», 1983 год, холст, масло, 59,5х47,6 см., Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.М. Машкова.

Начало войны Юрий Подляский встретил в ставшем для него родным Ленинграде. Вместе со всеми он участвовал в рытье окопов и возведении укреплений на подступах к городу, вместе с одноклассниками по школе после занятий дежурил на крышах в противовоздушных расчетах, борясь с вражескими зажигалками, сбрасываемыми немецкими самолетами на крыши осажденного города, вместе с другими учениками СХШ участвовал в подготовке к эвакуации шедевров Эрмитажа.
«Утро, солнце блуждает», 1982 год, холст, масло, 50х40 см., Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

В блокадном Ленинграде Подляский провел первую, самую страшную блокадную зиму, не прекращая занятий и помогая осажденному городу. В феврале 1942 года вместе со всем персоналом СХШ по льду замерзшей Ладоги был эвакуирован на Большую землю и далее в Среднюю Азию, в Самарканд. Там окончил СХШ и поступил на первый курс живописного факультета ЛИЖСА. В 1944 году вместе с институтом переехал в Загорск, а после снятия блокады летом 1944 года вернулся в Ленинград.
«К осени», 1981 год, холст, масло, 51х40 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Принимал активное участие в восстановлении города. Продолжил обучение в ЛИЖСА имени И. Е. Репина. Педагогами Юрия в институте в разные годы обучения выступили Иван Петрович Степашкин (1882–1960), Михаил Иванович Авилов (1882–1954), Юрий Михайлович Непринцев (1909–1996). На третьем курсе, когда пришло время выбирать персональную мастерскую для продолжения обучения, Подляский выбрал мастерскую замечательного советского живописца, графика и педагога, профессора и одного из ведущих представителей социалистического реализма в живописи Бориса Владимировича Иогансона (1893–1973), по мастерской которого в 1949 году окончил ЛИЖСА с присвоением квалификации художника живописи.
«В освобожденном Новгороде», 1985 год, холст, масло, 100 х 139 см., Таганрогский художественный музей.

Борис Владимирович Иогансон был талантливым педагогом и яркой творческой личностью. Для его стиля, обладающего ярко выраженными чертами социалистического реализма, было характерно живописное начало с использованием некоторых приемов импрессионизма. Его ученики были бесконечно увлечены творческой энергией своего учителя и проходили блестящую школу мастерства. Как живописец Юрий Подляский сложился под влиянием своего учителя. Надо сказать, что у Подляского с Иогансоном сложились очень доверительные отношения, продолжавшиеся и после окончания студентом Подляским Репинки. Профессору нравился этот вдумчивый, спокойный, уравновешенный и целеустремленный студент большого природного дарования и удивительной работоспособности.
«Гранд-канал», 1963 год, картон, масло, 32,4 х 47,5 см., частное собрание.

После окончания института Юрий Подляский остался жить и работать в Ленинграде. В поисках собственного стиля пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. Писал городские виды, портреты, натюрморты. Постепенно ведущее место в своем творчестве стал отдавать пейзажу, в котором неизменно выступал как яркий живописец и колорист. Художника вдохновляли образы родной природы, и в своих работах он всегда старался отразить мысли о красоте русской земли с ее бескрайними полями, милыми сердцу березками, лесными опушками и уютными деревеньками. Каждый пейзаж художника пронизан лирическим настроением и выразителен по своему художественному решению.
«Осеннее солнце», 1981 год, бумага, картон, масло, 20.4 х 28.4 см., Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Юрий Подляский любил творческие командировки. После окончания института много путешествовал по России в поисках вдохновения. Совершил поездки по Сибири, Карелии, Прибалтике, по Волге, работал в Гурзуфе, Новгороде, Архангельске. Позже посетил Албанию, Францию, Италию, Англию, Австралию, Новую Зеландию, Голландию, Германию, Швецию, Норвегию.
«Западный БАМ. Трудовая победа», 1982 год, холст, масло, Белгородский государственный художественный музей.

Неизменным результатом таких путешествий становились многочисленные этюды, рисунки и почти готовые работ, написанные свободной широкой кистью. Живописность, характерная для ранних работ художника, сохранит свои лучшие особенности и в более зрелом творчестве. Юрий Станиславович всегда живо интересовался жизнью и бытом своих современников, особенно молодежи. Он создавал выразительные жанровые картины и яркие самобытные образы. Индустриальные пейзажи занимают значительное место в творческом наследии художника.
«Укладка серебряного звена», 1970-е годы, бумага, смешанная техника, 52,5 х 70 см., Белгородский государственный художественный музей.

Юрий Подляский участвовал в выставках начиная с 1949 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В 1989–1992 годах, уже после смерти художника, его работы с успехом представляли наше отечественное искусство на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции.
«С колхозных полей», 1951 год, холст, масло, Тверская областная картинная галерея.

Творческое наследие Юрия Станиславовича Подляского обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают его картины «Огни колхозной ГЭС» (1950), «Ленинград», «Они начинали Братскую ГЭС» (обе 1959), «Город Касимов. Базарная площадь», «Волга. Плёс» (обе 1962), «Морозное утро» (1964), «На Оби» (1965-67), «Освобождение» (1975), «На краю села» (1976), «Магистральный» (1977), «Разбуженный край», «Трудные километры» (обе 1980), наглядно свидетельствующие о творческом потенциале, технических возможностях и художественном мастерстве автора. В 1957 за картины «Над Ангарой», «У истоков Ангары» и «Сибирский лес» художник был удостоен серебряной медали на выставке Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.
«На Оби», 1965-1967 годы, холст, масло, 200 x 349 см., Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

В своих произведениях Подляскому неизменно удавалось мастерски передавать свет и настроение. Его зимние пейзажи могут быть как суровыми и даже мрачными, так и легкими, почти звенящими от мороза, благодаря розоватой гамме, голубым оттенкам и простым композициям. Его произведения написаны в лучших традициях русской школы живописи, великолепны по композиционному решению, отмечены национальным колоритом и практически всегда несут жизнеутверждающее начало.
«На Волхове», 1972 год, холст, масло, 42 х 51,5 см., частное собрание.

Юрий Подляский никогда не забывал родные места. Уже став известным живописцем, он часто приезжал в Вышний Волочёк и на Академическую дачу, где создал картины «Старый Вышний Волочёк» и «Новый Вышний Волочёк» (обе 1954), «Озеро Мстино» (1953, все в Вышне-Волоцком краеведческом музее), «Весна идет» (1952, США, частное собрание), «Май, вечер» (1965), «Тишина» (1970). Художник, как никто другой, умел видеть и удивительным образом передавать своеобразную красоту будней, он тонко подмечал приметы современности в окружающей жизни. Последняя крупная его работа — «Сибирская серия» — была отмечена серебряной медалью на I Всесоюзном фестивале молодежи и студентов 1957 года. В 1983 году Юрию Станиславовичу Подляскому было присвоено звание народного художника РСФСР.
«Май, вечер», 1965 год, холст, масло, 27 х 51,1 см., Вышне-Волоцкий краеведческий музей.

Юрий Станиславович Подляский скончался 7 июля 1987 года в возрасте 64 лет в Ленинграде после тяжелой продолжительной болезни.
«У моря», 1977 год, холст на картоне, масло, 19 х 35 см., Самарский областной художественный музей .

Сегодня его произведения находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Италии, Великобритании, Японии, Норвегии, Франции и других странах. Желанные гости они и на многочисленных художественных аукционах предметов современного искусства.
«Солнечный день на окраине», 1957 год, холст, масло, Музей изобразительных искусств республики Карелии, Петрозаводск.

Произведения автора пользуются неизменным спросом у коллекционеров на арт-рынке России и всего постсоветского пространства, заслуживают отдельного внимания, поскольку встречаются крайне редко в силу того, что расходились по государственным музеям всего СССР, художественному фонду РСФСР согласно государственным заказам.
«Верба распускается», 1976 год, холст, масло, 41 х 52 см., Орловский музей изобразительных искусств.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Коровкевич C. Ярче и глубже показывать новое, передовое. Заметки о весенней выставке работ ленинградских художников // Вечерний Ленинград. 1954. 12 июня.
2. Серов В. Знать жизнь, показывать правду жизни // Ленинградский альманах. Л.: Лениздат, 1954. Кн. 8.
3. Серебряный И. Молодые живописцы // Ленинградский альманах. Л.: Лениздат, 1954. Кн. 9.
4. Мочалов Л. Выставка без жюри. Новые работы ленинградских живописцев // Вечерний Ленинград. 1956. 11 декабря.
5. 1917–1957. Выставка произведений ленинградских художников: каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958.
6. Никифоровская И. Итоги большой творческой работы // Вечерний Ленинград. 1957. 10 октября.
7. К новым творческим успехам. С собрания ленинградских художников // Вечерний Ленинград. 1960,.14 мая.
«Сено убирают. Туман», 1981 год, холст на картоне, масло, 29,1 х 44,5 см., Оренбургский областной музей изобразительных искусств.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»