Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 433. Васильев Анатолий Ильич (Anatoly Vasiliev) (1917-1994).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Анатолий Ильич Васильев — замечательный советский художник, живописец, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Анатолий Васильев родился в Петрограде. Занимался в Ленинградском художественно-педагогическом училище у С. Бутлера, С. Чугунова, Н. Левитского, М. Асламазян. В 1938 году был принят на первый курс живописного факультета ЛИЖСА ВАХ. Занимался у М. Бернштейна, В. Белкина, П. Наумова, Д. Киплика. Фронтовик. Орденоносец. В феврале 1945 года демобилизовался по инвалидности в звании лейтенанта. В 1945 году вернулся к учебе в институте. Занимался у Михаила Бернштейна, Николая Рутковского, Игоря Грабаря. В 1950 году окончил ЛИЖСА имени И. Е. Репина по мастерской Виктора Орешникова.

Работал проректором и исполняющим обязанности ректора ЛИЖСА. В 1951–1953 годы занимался в творческой мастерской Б. В. Иогансона. Писал портреты, жанровые сцены, тематические и исторические композиции, пейзажи, натюрморты, этюды с натуры. Среди творческого наследия в живописном отношении наиболее интересны исторические картины, а также многочисленные натурные этюды, исполненные в 1950–60-е годы в ходе поездок художника по Уралу и Каме, на Байкал, в Бурятию, по Русскому Северу. Неоднократно работал в домах творчества художников в Гурзуфе, Старой Ладоге, на Академической даче.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого находятся в ГРМ, музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Германии, Франции, США и в других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Анатолий Васильев принадлежал к поколению ленинградских художников, пришедших в искусство в первое послевоенное десятилетие. Именно этому поколению было суждено своим творчеством сформировать явление в изобразительном искусстве ХХ века, известное сегодня во всем мире как ленинградская школа живописи» (Е. В. Логвинова, историк искусств).
«Станция Байкал. У причала», 1961 год, картон, масло, 50 х 70 см., Иркутская картинная галерея.

Анатолий Ильич Васильев родился 18 марта 1917 года в Петрограде в простой рабочей семье. Глава семьи Илья Андреевич Васильев работал механиком на столичных заводах «Старый Лесснер» (с 1927 года — «Двигатель») и «Оптический завод» на Выборгской стороне, а мама Елизавета Пименовна, в девичестве Тархова, занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Семья жила дружно, хоть и без особого достатка.
«Причал в Елабуге», 1953 год, картон, масло, 23 х 35 см., частное собрание.

Илья Андреевич видел в сыне продолжателя своего дела, поэтому после окончания школы-семилетки в 1931 году Анатолий пошел по стопам отца постигать рабочую профессию, учился в ФЗУ при заводе «Двигатель», на котором после революции продолжал трудиться отец, позже работал на этом же заводе токарем. Как и все молодые люди того времени, активно участвовал в общественной жизни. Занимался выпуском заводской стенгазеты, периодически помещая в очередные номера различные собственные рисунки на злободневные заводские темы, увлекся рисованием, хотя ранее им никогда не интересовался.
«Деревня Хохловка на Каме», 1953 год, картон, масло, 20,5 х 31,5 см., Музей Академии художеств, Санкт-Петербур.

Тут стоит оговориться. У заводского паренька Анатолия Васильева были увлечения, которым он посвящал практически все свободное время: чтение и музыка. Обладая сочным, хорошо поставленным баритоном, Анатолий даже подумывал связать с музыкой и вокальным искусством свою дальнейшую жизнь и поступить в Ленинградскую консерваторию, но, к счастью для отечественного живописного искусства, его судьбе угодно было сложиться иначе. Его способности в рисовании были замечены администрацией завода, и в 1933 году заводская комсомольская организация направила Анатолия Васильева на учебу в вечернюю художественную школу при городском отделе народного образования, где он получил первые профессиональные навыки и сделал свой окончательный выбор в пользу живописи.
«На Каме», 1953 год, картон, масло, 19 х 35,5 см., Ивановский областной художественный музей.

Далее последовала учеба в Ленинградском художественно-педагогическом техникуме, на Таврической улице в доме 35, в народе известном как Таврическом училище, куда недавний заводской паренек был зачислен в 1934 году сразу на второй курс. В училище, до революции известном как Рисовальная школа Императорского Общества поощрения художеств, в 1930-е годы вели занятия многие известные ленинградские художники, скульпторы и педагоги Виктор Михайлович Орешников (1904–1987), Всеволод Всеволодович Лишев (1877–1960), Аркадий Александрович Рылов (1870–1939), Михаил Иванович Авилов (1882–1954) и другие.
«Серый день на Неве», 1953 год, холст, масло, 22 х 42,5 см., Музей истории Санкт-Петербурга.

К ним, к сожалению, Васильев в ученики не попал — не судьба, но зато его педагогами в училище стали замечательный ленинградский художник-график, бывший художественный редактор издательства «Свободное искусство» Владимир Николаевич Левитский (1879–1942), известный советский художник, живописец и художник-оформитель, член общества «Круг художников» и его секретарь в 1926–1931 годах Сергей Александрович Чугунов (1901–1942) и замечательный советский армянский живописец, график, будущий народный художник СССР Мариам Аршаковна Асламазян (1907–2006). Отдавая дань природному дарованию Васильева, педагоги вместе с тем отмечать большую работоспособность, упорство и творческую энергию своего ученика.
«Берег Камы», 1953 год, картон, масло, 10 х 17 см., частное собрание.

В 1938 году Анатолий Васильев с отличием оканчивает Таврическое училище и поступает на первый курс отделения монументальной живописи живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры при ВАХ, тем самым осуществив свою мечту учиться в стенах прославленной Императорской Академии художеств. Его педагогами в на первых курсах обучения были художник-символист Павел Семенович Наумов (1884–1942), советский художник, живописец, график Вениамин Павлович Белкин (1884–1951), а позже, по монументальной мастерской известного советского живописца, автора трудов по технологии живописи Дмитрия Иосифовича Киплика (1865–1942), советский живописец, график Михаил Давидович Бернштейн (1875–1960) и Виктор Михайлович Орешников (1904–1987).
«Плоты на реке Кама», 1953 год, картон, масло, 11,5 х 26 см., Иркутская картинная галерея.

Осенью 1939 года после началась война с белофиннами со второго курса института Анатолий Васильев был призван в Красную армию. В бою с белофиннами на Карельском перешейке получил контузию, после госпиталя был демобилизован и вернулся к занятиям в институте. Начало Великой Отечественной войны Васильев встретил в Ленинграде. В первые дни войны по зову сердца добровольцем ушел в Красную армию. Был направлен горвоенкоматом в спецподразделение для маскировки кораблей Балтийского флота, где прослужил до ноября 1941 года. Затем был командирован на курсы младших политруков Ленинградского фронта, по окончании которых был назначен политруком стрелковой роты в 34 отдельную лыжную бригаду, участвовал в прорыве блокады Ленинграда в январе 1943 года, в форсировании Невы у поселка Марьино, в освобождении Шлиссельбурга.
«Над Камой», 1953 год, картон, масло, 25 х 35 см., Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва.

В бою под Синявино в 1943 году был тяжело ранен. В госпитале раненого бойца Васильева выхаживала молодая и симпатичная санитарка Галя Берлинская. Судьба познакомила молодых людей, и они остались вместе на всю жизнь. После войны Галина Всеволодовна окончила институт имени И. Е. Репина, стала искусствоведом и работала в издательстве «Аврора», а красноармеец Васильев после госпиталя вернулся на фронт, участвовал в освобождении городов Кингисеппа, Сланцы, Нарвы, Таллина, в боях по окончательному снятию блокады Ленинграда в январе 1944 года под Ораниенбаумом в районе Гостилицы — Ропша.
«На берегу Ангары», 1961 год, картон, масло, 20,8 х 28,6 см., Иркутская картинная галерея.

Демобилизовался Анатолий Ильич уже в начале 1945 года по инвалидности за несколько месяцев до долгожданной Победы. В родной Ленинград вернулся орденоносцем в звании лейтенанта. Восстановился в институте, но приступить к долгожданным занятиям не удалось — в октябре 1945 года его как фронтовика и коммуниста избрали освобожденным секретарем партийной организации института. Все силы ему пришлось отдавать не на учебу, а на решение неотложных административных вопросов, связанных с восстановлением нормального функционирования недавно вернувшегося из эвакуации института.
«Беломорский Канал», 1956 год, картон, масло 9,7 х 16,6 см., частное собрание.

Война нанесла тяжелый удар по профессорско-преподавательскому составу Репинки, фактически обескровила его. Не смогли пережить страшную блокаду многие замечательные педагоги, в том числе и обучавшие Васильева до войны И. Я. Билибин и Д. И. Киплик. Не хватало кадров и самого необходимого для учебного процесса, многим вернувшимся с фронта и из эвакуации негде было жить. Правительство предоставило возможность недавним фронтовикам поступать в институты без экзаменов, и новых студентов нужно было обеспечить общежитием. Все эти вопросы требовали ежедневного аврального решения, и это входило в круг обязанностей молодого парторга.
«Озеро Байкал. Деревня Сохюрты», 1963 год, картон, масло, 10 x 17,2 см., Иркутская картинная галерея.

В 1947 году Васильева направили в Прагу на первый Всемирный фестиваль молодежи и студентов. По возвращении он получил предложение перейти на учебу в Дипломатическую академию. Отказ от высокой чести стать советским дипломатом был в то время делом весьма рискованным. Но Васильев не бросил искусство.
«Рижское взморье», 1956 год, картон, масло, 23 х 34 см., частное собрание.

Лишь в 1947 году Анатолию Ильичу удалось вновь вернуться к полноценной учебе. Занимался у Михаила Давидовича Бернштейна (1875–1960), живописца, графика, художника театра, монументалиста, автора жанровых картин, портретов, пейзажей и натюрмортов Николая Христофоровича Рутковского (1892–1968) и выдающегося советского художника, живописца, искусствоведа, профессора и педагога Игоря Эммануиловича Грабаря (1871–1960). Через три года в 1950 году Васильев окончил Репинку по мастерской профессора В. М. Орешникова, представив дипломную картину «Михаил Ломоносов — отец русской науки». Картина получила высший балл у членов Совета, принеся автору долгожданное звание художника живописи.
«М. В. Ломоносов — отец русской науки», 1950 год, холст, масло, 75 х 77 см., Музей МГУ имени М. В. Ломоносова.

В 1950 году за свою картину Анатолий Васильев был удостоен золотой медали на Всесоюзной художественной выставке, проходившей в Третьяковской галерее, и в этом же году был принят в члены Ленинградского союза художников по секции живописи. Рекомендации молодому художнику дали В. М. Орешников, А. А. Ефимов, А. Д. Зайцев, И. А. Серебряный. Дипломная картина позже неоднократно воспроизводилась в журналах в виде открыток и цветных репродукций.
«Озеро Байкал оеоло Сохюрты», 1963 год, картон, масло, 9,8 х 17 см., Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва.

После окончания учебы Васильев остался жить и работать в Ленинграде, занимался административной и педагогической работой в институте. Работал проректором и исполняющим обязанности ректора ЛИЖСА имени Репина. В 1951 году Анатолий Ильич оставил административную работу и поступил в творческую мастерскую Академии художеств, где до 1953 года занимался под руководством академика живописи Бориса Владимировича Иогансона (1893–1973), одновременно работая ассистентом на кафедре графики вплоть до 1957 года.
«Деревня Листвянка на озере Байкал», 1961 год, картон, масло 29,6 х 27,5 см., частное собрание.

Первое участие Анатолия Васильева в художественной выставке относится к 1937 году. Начиная же с 1950 года Анатолий Ильич уже постоянно участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда.
«Посёлок на Селенге», 1963 год, картон, масло, 9,5 х 16,3 см., Картинная галерея Новокузнецка.

Писал портреты, жанровые сцены, тематические и исторические композиции, пейзажи, натюрморты, этюды с натуры. Персональная (посмертная) выставка художника состоялась в Санкт-Петербурге в 1995 году.
«Натюрморт с яблоками», 1978 год, картон, масло, 36 х 38см., частное собрание.

1953 год в творчестве Васильева отмечен его первой большой творческой командировкой по Уралу и Каме. Впечатления от нее оказали большое влияние на последующее творчество художника, раскрыв в нем талант прирожденного мастера натурного этюда. Камские этюды Васильева, тонко передающие краски и естественное состояние природы, живые, наблюдательные, с неповторимым ощущением времени.
Большинство из них, несмотря на малый размер и быстрое исполнение, являются самостоятельными произведениями со своим особым настроением и колоритом, что является главным секретом их притягательности и непреходящей ценности.
«Теплоход по Каме», 1953 год, картон, масло, 22,3 x 32,7 cм., Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

Творческое наследие Анатолия Васильева обширно и многогранно. При этом в живописном отношении наиболее интересны его исторические картины, а также многочисленные натурные этюды, исполненные в 1950–60-е годы в ходе поездок художника на Байкал, в Бурятию, по Русскому Северу. Итогом этих поездок стало множество натурных этюдов, превосходных по живописи, декоративных, написанных широко, со вкусом и большим настроением, что неизменно отличало творчество Васильева. Среди них «Станция Байкал. У причала» (14), «Лодки. Этюд» (1961), «Весна на Ангаре», «На молодежной стройке» (1962), «Долина Селенги», «Поселок Лиственничный», «Тункинская долина» (1963), «Сохюрты» (1963). Неоднократно работал Васильев в домах творчества художников в Гурзуфе, Старой Ладоге, на Академической даче.
«Сохюрты», 1963 год, картон, масло, 10 х 17 см., Картинная галерея Новокузнецка.

Среди произведений, созданных А. Васильевым в разные периоды его творческой деятельности, особо хочется отметить картины «Портрет И. Сталина в Кремле» (1950), «Артисты на фронте» (1951), «Пермь на Каме» (1953), «М. Ломоносов в Москве. 1731 год» (1957), «В особняке Кшесинской», «Портрет П. Домбровского, водолаза Балтфлота» (обе 1960), «Станция Байкал. У причала», (1961), «Весна на Ангаре», «На молодежной стройке» (обе 1962), «Ветреный день», «Ленинградские онкологи» (обе 1964), «Колокол на острове Сухо» (1970), «Портрет Н. Альтмана», (975), «Тишина» (1977), «Весна на Мстино», (1978), «Сергей Кабанов» (1981), «Владимир Северин» (1985). Именно они характеризуют творческий потенциал и художественное многообразие живописи нашего героя.
«Пермь на Каме», 1953 год, картон, масло, 25 х 33,7 см., Картинная галерея Новокузнецка.

В 1964–1980-х годах Васильев работал в известной студии художников-маринистов при Центральном военно-морском музее, где выполнил для музея ряд картин на темы Великой Отечественной войны и Военно-морского флота. При этом с конца 1960-х годов ведущим жанром в творчестве Васильева становится портрет. В эти годы им созданы «Портрет конструктора Кировского завода П. Луговцева» (1969), «Шахтеры. Смена» (1973), «Портрет художника Н. Альтмана» (1975, Картинная галерея Иркутска), «Внучка» (1975, Картинная галерея Осаки, Япония), «Памяти друга. Портрет Н. Власова» (1984) и другие. Для зрелого мастера образ современника наполняется новым содержание, его хронологические рамки расширяются.
«Памяти друга. Портрет Н. Власова», 1984, год, холмт, масло, частное собрание.

Начиная с 1972 года Васильев стал проводить практически каждое лето в деревне Терпигорево на академической даче в окрестностях Вышнего Волочка. Эти любимые многими поколениями русских художников места стали для него незаменимым источником творческого вдохновения. Когда наступала осень, художник возвращался в родной Ленинград, где до конца весны работа продолжалась уже в его городской мастерской на Алтайской улице, в которой он проработал больше тридцати лет.
«Зимой в деревне», 1960 год, холст, масло, 29 х 40 см., частное собрание.

Анатолий Ильич Васильев скончался 4 июня 1994 года в Санкт-Петербурге на 78-м году жизни.
«Начало мая», 1993 года, картон, масло, 35 х 43 см., частное собрание.

Сегодня произведения художника украшают экспозиции Музея истории Санкт-Петербурга, Научно-исследовательского музея РАХ в Санкт-Петербурге, Иркутской картинной галереи, Музея политической истории в Санкт-Петербурге, Государственного исторического музея в Москве, Музея московского университета имени М. В. Ломоносова, Картинной галереи Новокузнецка, галерей и частных собраний в России, Японии, Франции, США, Северной Корее, Германии.
«На реке Каме», 1953 год, картон, масло, 14,5 x 30,3 см.,Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

В 1970-е годы с работами Анатолия Васильева познакомились в Японии на выставках советской живописи в галерее Гекоссо. В конце 1980-х и в начале 1990-х годов работы А. Васильева представляли отечественное искусство во Франции в Дрюо на выставках и аукционах «L’Ecole de Leningrad», где пользовались неизменным успехом у ценителей живописи.
«Эскиз керамического панно для тираспольского театра (Молдавская ССР)», 1964 год, картон, темпера, 60 х 40( лист), 37 х 20.5 см (изображение), частное собрание.

В 1995 году уже после смерти Анатолия Ильича Васильева в Санкт-Петербурге в выставочном зале СХ РСФСР на Охте прошла персональная выставка произведений художника. В марте 2017 года к столетию со дня рождения художника в галерее «Петербургский художник» на набережной реки Мойки, 100 с больщим успехом прошла выставка произведений Анатолия Васильева. Было представлено свыше 130 живописных произведений, написанных художником в 1950-1980-е годы: портрет, пейзаж, жанровая и историческая картина, этюд с натуры.
Председатель Санкт-Петербургского Союза художников А. В. Сайков открывает юбилейную выставку Анатолия Васильева. На снимке второй справа — сын художника Юрий Анатольевич Васильев, заслуженный художник России, председатель секции графики Санкт-Петербургского Союза художников.

На открытии выставки выступили художник Константин Кириллович Иванов и Анатолий Павлович Левитин (на снимке второй справа), народный художник РСФСР, вице-президент Российской Академии художеств.

Петербургский коллекционер и автор книги «Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа» С. В. Иванов, близко знавший Васильева в конце 1980-х — начале 1990-х годов, считает его непревзойденным мастером натурного этюда: «Знакомство и встречи с Анатолием Ильичом Васильевым в его мастерской на Алтайской улице перевернули мои представления о живописи 1950–1960-х годов. Благодарен ему за эти уроки и никогда не забуду наши встречи и то ни с чем не сравнимое волнение, которое испытал, впервые открыв для себя его камские и байкальские этюды. И на склоне лет он оставался олицетворением эпохи своей молодости, убежденным романтиком и энтузиастом. Чем-то он мне неуловимо напоминал актера В. И. Стржельчика. Наверное, они одной группы крови. Таким я его и помню». Таким же запомним его и мы.
На выставке А. И. Васильева в галерее «Петербургский художник». Фрагмент экспозиции.

Данный выпуск подготовлен по материалам:
1. 1917–1957. Выставка произведений ленинградских художников: каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958.
2. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1968 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1971.
3. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
4. Васильев А. И. Станция Байкал. У причала // 80 лет Санкт-Петербургскому союзу художников. Юбилейная выставка. СПб.: Цветпринт, 2012.
5. Мы помним… Художники, искусствоведы — участники Великой Отечественной войны. М.: Союз художников России, 2000.
6. Логвинова Е. В. Художник Анатолий Ильич Васильев. Штрихи к творческому портрету мастера. К 100-летию со дня рождения // Петербургские искусствоведческие тетради. СПб., 2017. Вып. 46.
7. Васильев Ю. А. Васильев Анатолий Павлович // Страницы памяти: справочно-биографический сборник. 1941–1945. Художники Санкт-Петербургского союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. СПб.: Петрополис, 2014. Кн. 1.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»