Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 430. Баженов Всеволод Андреевич (Vsevolod Bazhenov) (1909-1986).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Всеволод Андреевич Баженов — замечательный советский художник, живописец, пейзажист, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Всеволод Баженов родился в городе Сердобске Сердобского района Пензенской губернии. Занимался в местной изостудии у художников А. Е. Гоферта и Н. В. Кузьмина. В 1927–1930 годах проходил обучение в Ленинградском художественно-промышленном техникуме у Дмитрия Киплика, Михаила Авилова, Владимира Федоровича. С 1934 года работал художником на ленинградской картографической фабрике, участвовал в экспедициях на Северный и Южный Урал, в Армению, Курдистан, в Хибины, Карелию и везде писал этюды с натуры.

С 1951 года Всеволод Баженов принимал участие в выставках. Писал пейзажи, жанровые картины, портреты, натурные этюды. Манеру художника отличает мастерское владение приемами пленэрной живописи, изысканность колорита, артистизм исполнения. С середины 1960-х годов и в течение двадцати лет Всеволод Баженов руководил работой творческих групп художников в Доме творчества Старая Ладога. Здесь им было написано множество этюдов и картин.

Рассказ об этом талантливом художнике, работы которого находятся в музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Германии, Франции, США и других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Уникальность творчества замечательный мастера живописного этюда Всеволода Баженова состоит в том, что за долгую жизнь в искусстве он создал тысячи работ, разошедшихся по всему свету еще при жизни автора и в буквальном смысле слова. Едва ли в истории мировой живописи найдется второй такой художник, чьи картины каждодневно можно было видеть в разных уголках планеты, не только в музеях и выставочных залах, но и в разных уголках мирового океана» (Марков С. И., искусствовед).
«Дом художников в Старой Ладоге», 1977 год, картон, масло, 35 х 28 см., частное собрание.

Всеволод Андреевич Баженов родился 18 февраля 1909 года в городе Сердобске Пензенской губернии в интеллигентной артистической семье. Родители Всеволода были неординарными личностями, сумевшими передать сыну множественные таланты. Глава семьи Андрей Владимирович был известным в городе художником, окончившим в свое время Пензенское художественное училище и преподававшим в Сердобском реальном училище основы рисования и черчения. Он-то и стал для сына первым учителем, когда тот ожидаемо увлекся рисованием.
«Осенние цветы». 1971 год, картон, масло, Бердянский художественный музей им. И. И. Бродского.

«Рисовал в школе, — позже писал в своих воспоминаниях Всеволод Андреевич, — дома отец ставил натюрморты… В Сердобске посещал студию, может, это и была школа живописи… Я помню только преподавателей А. Е. Гофферта и Н. В. Кузьмина. Студия или школа находилась на Набережной улице, на горе, недалеко от Ремесленного училища».
«Зимнее утро», 1956 год, холст, масло, частное собрание.

Мама будущего художника Евгения Николаевна Чистякова была талантливой пианисткой и учительницей музыки, давала концерты, и это, естественно, не могло не сыграть свою роль в увлечении мальчика музыкой. Андрей Владимирович по достоинству оценил природное дарование и художественные успехи своего сына, и позднее юный Всеволод Баженов постигал азы художественного мастерства уже в местной изостудии у художников Александра Евгеньевича (1899–1978) и Николая Васильевича Кузьмина (1890–1987). Именно они настояли на том, чтобы их талантливый ученик продолжил свое обучение на более высоком уровне.
«Грачи», 1952 год, холст, масло, 60 х 100 см., Мурманский областной художественный музей.

В 1928 году после окончания в Сердобске средней школы самородок из глубинки Всеволод Баженов отправляется в Ленинград для продолжения своего обучения. Он поступает в Художественно-промышленной техникум при ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН, где занимается вплоть до 1930 года у замечательного советского живописца и педагога, автора трудов по технологии живописи Дмитрия Иосифовича Киплика (1865–1942) и выдающегося советского живописца и педагога Михаила Ивановича Авилова (1882–1954).
«Петропавловская крепость», 1960-е годы, холст, масло, 60 х 120 см., Центральный государственный архив литературы и искусства, Санкт-­Петербург.

В 1930 году неожиданно для преподавателей Всеволод Баженов прерывает свое обучение в Таврическом училище и с третьего курса покидает его стены, поступив взамен на курсы топографов-геодезистов. Точных сведений о причине такого неожиданного решения Баженова нет. По одним сведениям, причиной ухода стало трудное материальное положение молодого человека, по другим — реорганизация живописного факультета Училища в клубно-инструкторский.
«Морской этюд», 1950 год, картон, масло, 21,5 х 45,8 см., частное собрание.

По окончании курсов топографов-геодезистов молодой художник начинает работу в системе геологоразведки в полевых разведочных партиях — сначала в качестве топографа, затем прораба и позже начальника полевых партий. Во время экспедиций он написал множество зарисовок из жизни Уральского региона, Армении, Хибин, Карелии, Кавказа и Курдистана.
«Алтай», 1953 год, картон, масло, 20,2 х 34,8 см., Художественный фонд России, Москва.

«В горах Алтая карьер», 1950 год, картон, масло, 16,2 X 34 см., Государственный художественный музей Алтайского края.

Дальнейшей работе в экспедициях Баженову помешали проблемы со здоровьем. В 1934 году по состоянию здоровья художник прекратил экспедиционную деятельность, вернулся в Ленинград и поступил художником на ленинградскую картографическую фабрику, где проработал до 1941 года. В 1940 году, в частности, вышел карманный атлас мира, цветовое оформление карт которого было выполнено Всеволодом Баженовым.
«Алтайский край», 1954 год, картон, масло, 18,5 х 27 см., Музей Академии художеств, Санкт-Петербург.

«Горы Алтая», 1954 год., картон, масло, 20,2 х 34,8 см., Государственный художественный музей Алтайского края.

Начало войны Баженов встретил в Ленинграде. В первые месяцы вместе с семьей, а в 1940 году он женился на Екатерине Андреевне Кузнецовой, и 24 июня 1941 года у них родился старший сын Александр, позже ставший кинорежиссером, был откомандирован в Свердловск для работы по специальности в местной картографической части. В декабре 1942 года Баженов был призван в Красную армию в звании лейтенанта-техника старшим картографом.
«Душистые травы», 1955 год, картон, масло, 19,5 х 32 см., Вятский художественный музей имени В. М. и А. М Васнецовых, Кировск.

«Рыбаки Байкала», 1958 год, холст, масло 30 х 65 см., частное собрание.

В декабре 1945 года после демобилизации Баженов вернулся в Ленинград. Город активно восстанавливался после ужасов недавней блокады. Свою лепту в работы по восстановлению постарался внести и Всеволод Андреевич. С осени 1946 года он начал свою трудовую деятельность художником-живописцем по найму в Ленизо. В эти годы много работал в разных художественных жанрах. Писал в технике масляной и темперной живописи. Создавал пейзажи, жанровые картины, портреты, натурные этюды. Начиная с 1951 года являлся активным участником различных художественных выставок, демонстрируя свои произведения вместе с работами ведущих мастеров Ленинграда.
«Скалы озера Байкал», 1958 год, картон, масло, 22,2 х 31,2 см., частное собрание.

В 1951 году Всеволод Андреевич Баженов был принят в члены Ленинградского Союза советских художников. Манеру художника отличало мастерское владение приемами пленэрной живописи, изысканность колорита, артистизм исполнения. В 1950-х годах Баженов совершил ряд длительных творческих поездок по стране для сбора материалов для картин, в том числе по Восточной и Западной Сибири, Алтайскому краю и Уральскому региону.
«В горах», 1958 год, картон, масло, 14 х 35 см., Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Среди его работ 1950-х — начала 1960-х годов нельзя обойти вниманием полотна «Рыбаки» (1949), «Пашня» (1950), «Мстинское водохранилище», «Ранняя весна» (обе 1951), «Весенний вечер» (1953), «Перед бурей», «Солнце спряталось за горой» (все 1956 ), «Байкал. Остров Чаек» (1958), «Сумерки» (1960), «Огни Ангары», «Сибирский путь» (обе 1961).
«Байкал. Остров чаек», 1958 год, холст, масло, частное собрание.

В 1962–1963 годах Баженов принял участие в морском переходе на судне-краболове «Евгений Никишин» из Ленинграда во Владивосток вокруг Европы и Азии со стоянками в портах Гибралтара, Суэцкого канала, Сингапура, Вьетнама.
«Аравийский берег», 1962 год, картон, масло, Нижегородский государственный художественный музей.

В ходе этого необычного морского путешествия через одиннадцать морей и океанов, длившегося больше трех месяцев, художнику удалось создать более двухсот этюдов, картин и рисунков, объединенных общей темой в его творчестве. Ряд задуманных работ был окончен художником позднее уже в ленинградской мастерской на основе этюдов и непосредственных впечатлений от плавания.
«Море», 1962 год, картон, масло, 16,5 х 34 см., частное собрание.

«В Сингапурском проливе», 1962 год, холст, масло, 26 х 88 см., частное собрание.

Порядка 120 работ из этой серии были показаны в 1963 году сначала на выставке Всеволода Баженова в ЛОСХ, а позднее во Дворце искусств им. К. С. Станиславского, а также в Пушкине, Бокситогорске и Тихвине. Среди работ, вызвавших особый интерес у зрителей, были картины «Аравийский берег», «Лодки в море», «В Сингапурском проливе», «Дания на горизонте», «В заливе Ха-Лонг», «Дельфины играют» и «Суэцкий канал».
«В заливе Халонг», 1962 год, картон, масло, частное собрание.

«Отлив. Вьетнам», 1962 год, картон, масло, Оренбургский музей изобразительных искусств.

«У берегов Вьетнама», 1962 год, картон, масло, частное собрание.

С середины 1960-х годов и в течение последующих двадцати лет Всеволод Баженов руководил работой творческих групп художников в Доме творчества Старая Ладога. Здесь им было написано множество этюдов и картин, среди который «Зимний этюд», «Март в Доме творчества», «Весенний этюд» (все 1967), «К весне» (1969), «Весна пришла» (1974), «В Доме творчества Старая Ладога», «Последний снег» (обе 1977), «Март» (1980), «Весной у Волхова» (1981), «Весна на реке Волхов» (1981) и другие.
«Весна на реке Волхов», 1981 год, картон, масло, 29 х 35 см., частное собрание.

В этой связи необходимо отметить, что наибольшего признания Всеволод Баженов добился своими натурными этюдами. Среди его основных произведений начала 1950-х и середины 1960-х годов особо хочется отметить картины «Пашня» (1950), «Начало весны» (1951), «Весенний вечер» (1953), «Алтай» (1953), «Голубой Алтай», (1957), «Рассвет» (1961). Благодаря своим работам Баженов стал одним из ведущих ленинградских мастеров лирического пейзажа 1950–1970-х годов, признанным мастером натурного этюда.
«Алтай», 1953 год, картон, масло, Музей изобразительных искусств Карелии, Петрозаводск,.

1960–1970-е годы в творчестве Всеволода Баженова отмечены его участием в специально созданной небольшой группе ленинградских художников, писавших картины для кают-компаний строившихся на Ленинградских верфях океанских кораблей и подводных лодок. Всего им было написано около ста картин для кораблей разного назначения, в основном пейзажей нашей Родины. Большинство работ оказались на кораблях Тихоокеанского и Северного флотов. В 1976 году художник был удостоен почетной грамоты от командования ВМФ СССР за создание картин для флота.
«Стога сена», 1963 год, картон, масло, 49 х 67 см., частное собрание.

Особое место в творчестве Всеволода Баженова принадлежало работам, посвященным удивительным по красоте и очарованию местам Карелии, творческие поездки в которую художник совершал регулярно. Впервые Баженов побывал здесь еще в 1931 году. В 1981 году он впервые посетил остров Валаам, куда приехал по приглашению местного музея-заповедника. С тех пор и до самой кончины стал одной из главных тем творчества художника. В 1984 году на острове состоялась персональная выставка картин Всеволода Баженова, устроенная музеем.
«Иван-чай», 1976 год, картон, масло, 21,5 x 27 cм., частное собрание.

Персональные выставки работ Всеволода Андреевича Баженова прошли в Ленинграде в 1963 и в 1982 годах и в Санкт-Петербурге в 1994 и 2009 годах. Всего за годы жизни художника состоялось порядка десяти персональных выставок его произведений в разных городах страны. В 1989–1992 годах уже после смерти художника его работы с успехом представляли отечественное искусство на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции.
«На берегу Финского залива», 1967 год, холст, масло, 42 х 62 см., Музей изобразительных искусств Карелии, Петрозаводск,.

Всеволод Андреевич Баженов скончался 2 августа 1986 года в Ленинграде на семьдесят восьмом году жизни.
«Весна в горах Алтая», 1979 год, холст, масло, 27 х 80 см., частное собрание.

Творческое наследие Всеволода Андреевича Баженова обширно и многообразно. Его картины находятся в Государственном Русском музее, художественных музеях и частных коллекциях в России, Японии, Франции, Англии, Китае. Есть его работы и за океаном — в США и Канаде. Частые и желанные гости они и на многочисленных западных аукционах современного искусства.
«Деревенская банька», 1976 год, картон, масло, 16 х 21,5 см., частное собрание.

Широкую известность получил живописный портрет Всеволода Андреевича Баженова, написанный в 1985 году художником С. А. Ротницким (1915–2004). Очевидно, портрет писался в мастерской Баженова на Московском проспекте, в то время, когда Сергей Аронович Ротницкий жил неподалеку. Художников связывали не только многолетнее знакомство и участие в крупнейших выставках, но и общие взгляды на искусство. «Когда я писал портрет Всеволода Андреевича, — пишет С. А. Ротницкий в книге воспоминаний, — мною руководило одно желание: максимально убедительно передать в характере старого художника, что смысл жизни он видел в созидании и служении красоте». Сказано просто и удивительно емко.
С.А. Ротницкий «Портрет художника В. А. Баженова», 1985 год, холст, масло, Институт Русского Реалистического Искусства, Москва.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М.: Искусство, 1970. Т. 1.
2. Выставка произведений ленинградских художников 1951 года: каталог. Л.: Лениздат, 1951.
3. Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.
4. L’ Ecole de Leningrad. Auction Catalogue. Paris, Drouot Richelieu. 1990, 12 Mars.
5. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1953 года: каталог: Л.: ЛССХ, 1953.
6. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1959.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»