Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 427. Скуинь Елена Петровна (Elena Skuin) (1908-1986).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Елена Петровна Скуинь — замечательный советский художник, живописец и педагог, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Елена Скуинь родилась в Екатеринодаре. Училась в Кубанском педагогическом техникуме, где приобрела первые профессиональные навыки живописца. Занималась в Институте повышения квалификации работников искусств у Р. Френца и Д. Митрохина, позже была принята сразу на третий курс ЛИЖСА, где обучалась у Семена Абугова, Генриха Павловского, Дмитрия Митрохина. В 1939 году Скуинь с отличием окончила институт по мастерской Александра Осмеркина.

Елена Скуинь преподавала в Средней художественной школе при Академии художеств, в 1949–1951 годах — на кафедре общей живописи Высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. Одновременно много работала творчески, участвуя в большинстве выставок ленинградских художников. Писала жанровые картины, портреты, натюрморты, пейзажи. Наибольшего успеха и признания добилась в жанре натюрморта. В 1989–1992 годах уже после смерти Е. П. Скуинь ее работы с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad и других во Франции.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого находятся в музеях и частных собраниях в России, Казахстане, на Украине, в Латвии, Франции, Италии, Великобритании и других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Елена Петровна Скуинь родилась 2 апреля 1908 года в городе Екатеринодаре (ныне Краснодар) в семье школьного учителя, приехавшего на Кубань из Риги за несколько лет до этого в поисках лучшей доли. Детские годы Елены прошли в этом небольшом на тот момент и тихом городке, здесь же она пошла в школу. Рисованием увлеклась в старших классах школы, чему отец девочки, владевший техникой акварели на любительском уровне, был очень рад. Он всячески старался поддерживать это увлечение дочери и фактически стал ее первым учителем. О матери Елены, ее судьбе и роде занятий информации, к сожалению, не сохранилось.
«Цветы и вишня», 1956 год, холст, масло, 75 х 100 см., Музей Академии художеств, Санкт-Петербург.

В 1926 году после окончания девятого класса по настоянию отца Елена поступила в Кубанский педагогический техникум, где в течение четырех лет обучения приобретала первые профессиональные навыки живописца, твердо решив связать жизнь с искусством. После завершения обучения в 1930 году в последующие два года работала учителем рисования в одной из местных школ.
«Черешня и цветы на столе», 1957 год, холст, масло, 118 х 92 см., частное собрание.

Желая продолжить свое обучение, в 1931 году Елена Скуинь приезжает в Ленинград и поступает на живописный факультет Института живописи скульптуры и архитектуры, однако первая попытка оказывается неудачной. Не привыкшая отступать от намеченных целей и не желая возвращаться домой с неудачей, Елена устраивается художником на ленинградский завод имени И. В. Сталина (впоследствии Металлический завод имени XXII партсъезда). В целях подготовки к новому поступлению в заветный художественный вуз Елена Скуинь начинает посещать занятия в Институте повышения квалификации работников искусств, где занимается у известного советского живописца, графика и педагога Рудольфа Федоровича Френца (1888–1956) и замечательного советского художника, мастера книжной и станковой графики Дмитрия Исидоровича Митрохина (1883–1973).
«Морские пехотинцы 64 ОМСБ в бою с фашистами у села Белый Раст, декабрь 1941», 1970-е годы, холст, масло, Военно-морской музей, Санкт-Петербург.

Здесь же судьба дарит ей встречу, которой суждено будет серьезным образом повлиять на ее дальнейшую судьбу. Елена Скуинь знакомится с известным советским живописцем и педагогом Александром Александровичем Осмёркиным (1892–1953). Опытный педагог Александр Осмёркин, познакомившись с ученическими работами молодого художника, оценил природное дарование Елены Скуинь и предложил ей перейти в Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств, где он в то время преподавал и руководил мастерской. Он же помог уладить необходимые формальности, и 1934 году Елену Скуинь приняли сразу на третий курс художественного института.
«Натюрморт с клубникой», 1965 год, холст, масло, 49 х 62 см., Ивановский областной художественный музей.

Тут стоит оговориться, что Александр Осмёркин был уникальной фигурой тех лет в Академии художеств — и как художник, и как человек того времени. Вот как отзывалась о нем одна из его учениц, художник Вера Любимова (1918–2010): «…Очень горячий человек, сердечный, добрый. Таких эпитетов даже не найти, насколько он был хорош по внешнему виду — он всегда ходил с бантом. Рассказывал о мастерских, в которых он бывал запросто, как приятель этих художников. Когда он приезжал, мы всегда навещали его в “Астории”, приносили туда грузинское или армянское вино, которое он очень любил, поздравляли его. И были чудесные разговоры об искусстве…»
Мастерская А.А. Осмёркина. Слева: Е.П.Скуинь. Справа: Е.В.Байкова и О.Б.Богаевская. 1938 год.

Мастерская А.А.Осмеркина. 1939 год.

Педагогами Елены Скуинь в ЛИЖСА были известный советский живописец, график, профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина, член Ленинградского союза художников Семен Львович (Шимон Лейбович) Абугов (1877–1950) и замечательный советский живописец, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР (1907–1973), известный советский график, иллюстратор, мастер станковой гравюры, офорта и литографии, автор множества книжных иллюстраций Дмитрий Исидорович Митрохин (1883–1973).
«Кружевницы», 1969 год, холст, масло, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Елене Петровне нравилось учиться в ЛИЖСА: нравились внимательные и требовательные педагоги, нравилась сама атмосфера творчества и состязательности, которой был пронизан весь процесс обучения. Педагоги ее хвалили, часто ставя в пример, а она успешно осваивала сложный академический курс. При этом главным своим учителем она всегда будет считать Александра Осмёркина, по мастерской которого в 1939 году с отличием окончила институт, представив художественному совету дипломную картину «Занятие кружка, изучающего военно-морское дело». Картина получила высший балл у членов совета и в 1941 году экспонировалась в Москве на выставке дипломных работ студентов художественных вузов и техникумов. Ныне находится в собрании Музея Академии художеств в Санкт-Петербурге.
«Натюрморт с георгинами», 1952 год, холст, масло, 40 х 70 см., частное собрание.

После окончания института Скуинь осталась жить и работать в Ленинграде и вскоре была приглашена профессором Рудольфом Френем для работы ассистентом в его мастерской батальной живописи. В октябре 1939 года Елена Петровна была принята в члены Ленинградского союза советских художников. Привычное течение жизни нарушила война, начало которой Елена Скуинь встретила в Ленинграде. Вскоре вместе с маленькой дочерью ее эвакуировали в Ленинск-Кузнецкий, где она все последующие военные годы работала художником местного театра драмы имени С. Орджоникидзе, участвовала в оформлении города, а также в выставках художников Кузбасса.
«В теплице», 1966 год, картон, масло, 24,5 х 35 см., частное собрание.

В Ленинград Елена Скуинь возвратилась в 1944 году уже после снятия блокады. Город медленно восстанавливался и залечивал раны. По мере сил художник помогала его восстановлению. Начала преподавательскую деятельность: сначала в Средней художественной школе при ЛИЖСА имени И. Е. Репина, затем в Высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной. Параллельно принимала участие в многочисленных выставках. Все свободное время уделяла творчеству. Пробовала свои силы в разных художественных жанрах, работала в разных техниках, много экспериментировала в поисках собственного стиля. Создавала жанровые полотна, пейзажи, натюрморты, а также портреты.
«Натюрморт с кукурузой», 1965 год, картон, масло, 33 х 48 см., частное собрание.

Постепенно Елена Скуинь стала отдавать предпочтение жанру натюрморта, и в 1950-е годы натюрморт становится основным направлением в ее творчестве. Все натюрморты художника этого периода откровенно постановочные, мастерски срежиссированные, нарядные и торжественные, говорящие о полноте и радости жизни. Оставив педагогику в 1951 году, Елена Петровна полностью сосредотачивается на творчестве. Начинается ее долгое и плодотворное сотрудничество с Ленизо — кооперативным товариществом ленинградских художников.
«Натюрморт», 1970-е годы, холст, масло, 49 × 60 см., частное собрание.

1960-е годы в творчестве Елены Скуинь ознаменовались ее частыми творческими командировками, вызванными работой по заказам. В поисках натуры Елена Петровна посещает родную Кубань, в результате чего свет увидели многочисленные натурные этюды, картины «Табак Кубани» (1962), «В садоводстве» (1962), «Табак», «Садово-парниковый натюрморт» (обе 1964) и другие.
Этюд к картине «Цветоводы», 1962 год, картон, масло, 33 х 48 см., частное собрание.

«Аул Эль-Тюби», 1967 год, картон, масло, 35 х 50 см., частное собрание.

Происходит заметное изменение в манере письма художника. Традиционная тональная живопись Скуинь 1940–1950-х годов заменяется новым живописным решением ее работ, когда ведущее место отводилось декоративному цветовому пятну, задававшему характер всей композиции. Ведущим становятся яркий насыщенный колорит, изысканность цветовых отношений, широкое письмо, усилившаяся с годами декоративность и приподнятое мироощущение.
«Сдоба», 1974 год, бумага, акрил, фломастер, белила, 65 х 92 см., частное собрание.

Вершины выразительности предметного цвета Скуинь достигает в работах 1971 года: «Тёмно-синие ведра» и «Натюрморт с красными баллонами». Точно взятое цветовое пятно передает форму предметов без светотеневой моделировки, одним лишь силуэтом. При всей лаконичности такого решения созданный образ рождает широкий круг ассоциаций. Цвет предметов, будничных и привычных, приобретает в работах художника самодостаточное значение.
«Темно-синие ведра», 1971 год. холст, масло, 94 х 99 см., Серпуховский историко-художественный музей.

В целом ее натюрмортам этого периода присущи богатство подтекста, ассоциативность, эмоциональная наполненность. Среди известных произведений Елены Скуинь работы «Натюрморт с айвой», «Натюрморт с рыбой» (обе 1961), «Бегония», «Лейка и розы» (обе 1964), «Фиалки» (1965), «Натюрморт с кувшином и хурмой», «Голубой натюрморт» (обе 1968), «Ветка абрикоса» (1968), «Глицинии» (1969), «Кружевницы» (1969), «Примулы и цикламены» (1971), «Любимая профессия. Цветоводы» (1975), «Сирень», «Яблони в цвету» (обе 1980) и другие.
«Глицинии», 1969 год, холст, масло, 60 х 45 см., Муромский Историко-Художественный Музей.

1970-е годы в творчестве Елены Скуинь отмечены ее многочисленными работами в технике акварели. Созданные ею произведения, такие как «Натюрморт с пролесками» (1969), «Старый английский фарфор и ананас» (1971), «Красный угол» (1974) и другие позволяют отнести этого мастера к числу крупнейших ленинградских акварелистов. Мастерски владея разнообразными акварельными техниками, она сумела создать удивительно яркие и запоминающиеся образы близкого современнику предметного мира, передав его эстетическую значимость и наделив душевной теплотой вещи, составляющие бытовое окружение современника.
«Натюрморт с розами», 1982 год, бумага, гушь, акварель, 45 х 34 см., Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

«Натюрморт с ландышами», 1947 год , бумага, гушь, акварель, 44,5 х 34,5 см., Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

В 1978 году в залах ленинградского отделения Союза художников РСФСР прошла первая персональная выставка произведений Елены Скуинь, приуроченная к ее семидесятилетию. В 1989–1992 годах, уже после смерти Елены Петровны Скуинь, ее работы с успехом представляли отечественное искусство на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad и других во Франции. В 2005 году выставка произведений Елены Скуинь была показана в галерее «Голубая гостиная» Санкт-Петербургского Союза художников.
«Натюрморт с ромашками», 1979 год, бумага, гушь, акварель, 43,5 х 34 см., Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

Елена Петровна Скуинь скончалась 12 февраля 1986 года в Ленинграде на семьдесят восьмом году жизни. Сегодня ее произведения украшают экспозиции многочисленных региональных художественных и краеведческих музеев нашей страны, находятся в частных собраниях в России, Казахстане, Украине, Латвии, Франции, Италии, Великобритании и других странах.
«Мальчик из Эль-Тюби»,1967 год, картон, масло, 49.7 х 34 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1961.
2. Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 60-летию Великого Октября. Л.: Художник РСФСР, 1982.
3. Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года: каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958.
4. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1962 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1962.
5. Памяти учителя. Выставка петербургских художников — учеников мастерской А. А. Осмеркина. СПб., 1997.
6. Скуинь Елена Петровна. Выставка произведений: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1980.
7. Передвижная выставка произведений ленинградских художников: каталог. Мурманск: ЛССХ, 1957.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»