Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 425. Рудницкая Мария Леонидовна (Maria Rudnitskaya) (1916-1983).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Мария Леонидовна Рудницкая — замечательный советский художник, живописец и педагог, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Мария Рудницкая родилась в городе Екатеринослав (ныне Днепр) на Украине. В 1935 году поступила в Таврическое художественное училище, занималась у А. Громова, С. Бутлер, В. Левитского, В. Орешникова, М. Асламазян. В 1939 году окончила училище и поступила на первый курс Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Занималась у Семёна Абугова, Бориса Фогеля, Михаила Бернштейна, Игоря Грабаря. В 1949 году Рудницкая окончила Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина по мастерской Виктора Орешникова.

Начиная с 1949 года Рудницкая участвовала в различных художественных выставках. Писала пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. Тяготела к пленэрной живописи. Много работала в жанре детского портрета. В 1949 году была принята в члены Ленинградского союза художников. В 1951–1952 годах преподавала живопись и рисунок в художественном институте в Тарту (Эстония). По возвращении в Ленинград работала в Средней художественной школе, а в 1960-х годах — на кафедре общей живописи Высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной.

Рассказ об этом талантливом художнике, работы которого находятся в собрании Государственного Русского музея, в музеях и частных коллекциях в России, Германии, Великобритании, Франции и других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Мария Леонидовна Рудницкая родилась 17 июня 1916 года в Екатеринославе на Украине в семье инженера. Отец Марии инженером-путейцем на местном отделении железной дороги. Мама занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием дочери. Сразу после рождения Марии глава семьи был переведен на строительство Транссибирской железной дороги, и семья последовала за ним в Сибирь к новому месту работы. Мама Марии была женщиной образованной, неплохо разбиралась в музыке и даже в условиях кочевой жизни на строительстве умудрялась создавать дома уют, уделяя при этом практически все время дочери. Она старалась воспитать ее культурной и образованной девушкой и привить любовь к прекрасному, и поэтому, когда юная Мария увлеклась рисованием, была искренне рада этому и постаралась сделать все возможное, чтобы это увлечение развить.
«У причала», 1960-е годы, картон, масло, 35 х 50 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Учитель рисования в школе, где училась Мария, оценил природное дарование маленькой ученицы и посоветовал ее родителям продолжить художественное обучение дочери. На семейном совете был выбран Ленинград, а в городе на Неве — Ленинградское художественное училище, одно из старейших учебных заведений страны, которое вело свою историю с 1839 года, когда в здании Петербургской таможни членом-корреспондентом Академии наук К. Х. Рейссигом была основана Рисовальная школа для вольноприходящих. Училище располагалось на Таврической улице в доме 35, отчего и носило неофициальное название Таврическое училище.
«Двойной портрет», 1940-е годы, картон, масло, 67 х 84 см., Приморская государственная картинная галерея, г. Владивосток.

И вот, в 1932 году после окончания школы-семилетки Мария Рудницкая приехала в Ленинград и с первого раза поступила в заветное Таврическое училище. Ее педагогами оказались замечательный советский живописец и график Александр Александрович Громов (1886–1956), известный ленинградский художник-график, бывший художественный редактор издательства «Свободное искусство» Владимир Николаевич Левитский (1879–1942), выдающийся советский живописец, мастер портрета, профессор Виктор Михайлович Орешников (1904–1987) и замечательный советский живописец, график, будущий народный художник СССР Мариам Аршаковна Асламазян (1907–2006).
«Лесной пейзаж», 1950-е годы, картон, масло, 38 х 20,7 см., Музей изобразительных искусств Карелии, Петрозаводск.

Рудницкой нравилось обучение в училище, а педагогам нравилась эта талантливая и исключительно целеустремленная девушка, всегда первой приходившая на занятия и последней уходившая с них, которой были по плечу любые, даже самые сложные художественные задания. Ее твердое желание стать художником подкупало, а упорство и решимость в достижении цели вызывали уважение. И это все соседствовало с большим талантом, которым щедро наградила ее природа и который отмечали все преподаватели.
«Два буксира», 1960-е годы, картон, масло., 35 х 49,5 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

В 1939 году Рудницкая успешно окончила Таврическое училище и поступила на первый курс Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. И здесь ей тоже очень повезло с преподавателями, ведь занималась она у таких корифеев отечественного искусства, как Семён Львович (Шимон Лейбович) Абугов (1877–1950) — советский живописец, график и педагог, профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина, член Ленинградского союза художников Борис Александрович Фогель (1872–1961) — советский живописец и педагог, профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина, член Ленинградского союза художников, Михаил Давидович Бернштейн (1875–1960) — советский живописец, график и педагог, профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина, член ЛОСХ и Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960) — известный советский художник, живописец, теоретик искусства и просветитель.
«Грибы», 1960 год, картон, масло, частное собрание.

Марии Рудницкой посчастливилось учиться в ЛИЖСА в удивительное время. К моменту ее поступления минуло пять с момента назначения директором Всероссийской Академии художестви ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры Исаака Израилевича Бродского (1883–1939) — выдающегося советского живописца и графика, педагога и организатора художественного образования, заслуженного деятеля искусств РСФСР, ученика И. Е. Репина, привлекшего к работе в институте крупнейших художников и педагогов. В основу подготовки будущих живописцев было положено овладение рисунком, композицией, живописью, а также историей искусства.
«Девочка», 1960 год, картон, масло, 50 x 35 cм., Брянский областной художественный музей.

На живописном факультете института была восстановлена система творческих индивидуальных мастерских, в которых студенты продолжали обучение после второго курса. Руководили мастерскими профессора И. И. Бродский, Б. В. Иогансон (1893–1973), В. Н. Яковлев (1893–1953), Д. Н. Кардовский (1866–1943), А. А. Осмеркин (1892–1953), А. И. Савинов (1881–1942), Р. Р. Френц (1888–1956), П. А. Шиллинговский (1881–1942), М. П. Бобышов (1885–1964). Их усилиями в этот период были возрождены и получили новое развитие традиции русской художественной школы. Спокойную мирную жизнь и обучение в ЛИЖСА нарушила война, которую Мария Рудницкая вместе с другими студентами института встретила в Ленинграде. Вместе со всеми пережила она ужасы первой, самой суровой блокадной зимы, вместе со всеми в феврале 1942 года была эвакуирована по льду замерзшей Ладоги на Большую землю и далее в Самарканд, где продолжился учебный процесс в институте. Находясь вдалеке от линии фронта, студенты ЛИЖСА и СХШ, стараясь оказать посильную помощь в борьбе с ненавистным врагом, участвовали в строительстве местной гидроэлектростанции и железной дороги, в уборке урожая, в массовой наглядной агитации.
«Девочка в красном платье», 1963 год, масло на картоне, 69 x 49 cм., Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

Два года находился институт в Средней Азии. Лишь в январе 1944 года Академия художеств, институт и СХШ были переведены в Загорск, а в июне 1944 года после окончательного снятия блокады вернулись из эвакуации в Ленинград. В 1949 году Рудницкая окончила Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина по мастерской Виктора Орешникова с присвоением квалификации художника живописи. Дипломная работа Марии Леонидовны — картина «Материнство» была высоко оценена членами художественного совета.
«Материнство», 1949 год, холст, масло, частное собрание.

После окончания Репинки Мария Рудницкая остается жить и работать в Ленинграде. К этому времени у нее появилась семья. В 1946 году Рудницкая вышла замуж за художника Василия Михайловича Звонцова (1917–1994), а в 1947 году у них родилась дочь Екатерина, которая впоследствии окончила ЛИЖСА имени И. Е. Репина и, как и отец, стала художником-графиком. В это время Мария Рудницкая много работает, пробует свои силы в разных художественных жанрах, работает в разных техниках, много экспериментирует в поисках собственного стиля. Пишет пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины, тяготеет в большей степени к пленэрной живописи. Постепенно начинает отдавать предпочтение жанру детского портрета. Ее лучшие произведения отличают меткость характеристик, изысканность колорита, мастерская передача пленэра. С 1949 года Рудницкая активно участвует в различных художественных выставках, и в этом же году ее принимают в члены Ленинградского союза художников.
«В порту», 1960-е годы, картон, масло, 50 х 35 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

В 1951 году в творческой биографии Марии Леонидовны Рудницкой начинается период преподавательской деятельности. Она переезжает в Тарту (Эстония) и 1951–1952 годах преподает живопись и рисунок в местном художественном институте. По возвращении в Ленинград преподает в Средней художественной школе, а в 1960-х годах — на кафедре общей живописи Высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. Среди наиболее ярких произведений, созданных Рудницкой, стоит отметить картины «Натюрморт с рыбами» (1957), «Берега реки Сороти» (1958), «Тропинка», «Грибы» (обе 1960), «Девочка в саду» (1964), «На стадионе» (1961), «Натюрморт с красным подносом» (1967).
Мария Леонидовна Рудницкая скончалась 1 января 1983 года в Ленинграде на шестьдесят седьмом году жизни. Сегодня ее произведения находятся в музеях и частных собраниях в России, США, Франции, Италии и в других странах.
«Девочка в саду», 1964 год, масло на картоне, 50 x 35 cм., Томский областной художественный музей.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Справочник членов Союза художников СССР. М.: Советский художник, 1979. Т. 2.
2. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
3. Традиции школы живописи государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. [Кафедра общей живописи]. СПб., 2010.
4. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1959.
5. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1963.
6. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»