Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 424. Позднеев Николай Матвеевич (Nikolai Pozdneev) (1903-1988).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Николай Матвеевич Позднеев — замечательный советский художник, живописец, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Николай Позднеев родился в Ленинграде. Обучался в СХШ у В. А. Горба и М. Д. Бернштейна. В 1950 году Позднеев был принят на первый курс живописного факультета ЛИЖСА имени И. Е. Репина, где обучался у педагогов А. А. Деблера, И. П. Степашкина, Е. Табаковой, А. Мыльникова, В. Анисовича. В 1956 году окончил Репинку по мастерской профессора Виктора Орешникова с присвоением квалификации художника живописи.

После института Позднеев писал картины по договорам с Художественным фондом. Одновременно занимался творчеством, пробуя себя в разных жанрах. С 1956 года участвовал в выставках. Уже первые показанные самостоятельные работы, привезенные с академической дачи, обратили на себя внимание самобытной хлесткой манерой письма и особым видением цвета. В 1957 году за серию пейзажей, показанных на юбилейной Всесоюзной художественной выставке в Москве, Позднеев был удостоен диплома второй степени Министерства культуры РСФСР. Писал портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены, тематические композиции. Николай Матвеевич Позднеев скончался 10 июня 1978 года в Ленинграде в результате несчастного случая на сорок восьмом году жизни.

Рассказ об этом талантливом художнике с удивительной и трагической судьбой, работы которого находятся в собрании Государственного Русского музея, в музеях и частных коллекциях в России, на Украине, в КНР, Японии, Германии и Италии, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«На рубеже 1950–1960-х годов имя Николая Позднеева, подобно новой звезде, вспыхнуло на небосклоне ленинградского изобразительного искусства. Место, занятое им в современной живописи, оказалось настолько особым, что и спустя десятилетия после смерти художника вокруг его творчества и личности не стихают споры, а сами они вызывают неослабевающий интерес. Без преувеличения можно сказать, что с его уходом в истории ленинградской живописи была закрыта одна из лучших и неповторимых страниц» (С. В. Иванов, искусствовед).
«Весенний день», 1956 год, холст, масло, 75 х 120 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Николай Матвеевич Позднеев родился 28 сентября 1930 года в Ленинграде в преподавательской семье. Глава семьи Матвей Владимирович Позднеев (1893–1970) происходил из духовного сословия, однако получил светское университетское образование и свою жизнь посвятил научной и преподавательской деятельности в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта, став в 1930-е годы одним из наиболее известных специалистов в области проектирования и строительства систем водоснабжения. За свои труды был отмечен высшей правительственной наградой того времени — орденом Ленина. Его жена занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей.
«На пирсе», 1959 год, холст, масло, 81 x 121 cм., Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П.Пожалостина.

Предки Николая по отцовской линии были известными в России людьми. Прадед будущего художника по отцовской линии был протоиерей Сретенской церкви в Орле Матвей Автономович Позднеев, а братья отца были известными учеными-востоковедами, мировыми знаменитостями в своей области и профессорами Петербургского университета. В квартире Позднеевых на Невском проспекте в доме № 90 часто бывал во время приездов в Ленинград ближайший друг главы семейства еще с гимназической поры, известный философ Алексей Фёдорович Лосев (1893–1988).
«Бабушкин домик», 1960 год, холст, масло, 60 x 85,4 cм., частное собрание.

Член религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева, хорошо знавший крупнейших философов Серебряного века Николая Бердяева, Семена Франка, Ивана Ильина, Платона Флоренского и выпустивший в 1920-е годы, когда для философии, отличной от марксизма, наступили трудные времена, восемь своих книг с пометой «издание автора», Лосев в 1830 году оказался за решеткой благодаря своей последней наиболее знаменитой книге цикла «Диалектика мифа», ставшей для автора фатальной, ибо в ней Лосев раскрывал понятие «миф» на примере советской реальности и иронизировал над идеей строительства социализма в отдельно взятой стране.
«Осенний день», 1961 год, холст, масло, 133 x 160 cм., Брянский областной художественный музей.

По документальным свидетельствам самого Николая Матвеевича, он, будучи еще маленьким мальчиком, с родителями неоднократно бывал в гостях у дяди Д. М. Позднеева, жившего неподалеку на Фонтанке в знаменитом «толстовском» доме Ф. Лидваля. Сестра Д. М. Позднеева Софья Матвеевна была замужем за протоиереем Петром Булгаковым, приходившимся дядей писателю М. А. Булгакову, который во время своих посещений Ленинграда часто останавливался у своих родственников. Существует версия, согласно которой хозяин квартиры профессор-востоковед Д. М. Позднеев послужил для знаменитого писателя одним из прообразов Воланда, а его квартира № 660 одним из прообразов «нехорошей» квартиры, описанной в романе «Мастер и Маргарита».
«Последние Грибы», 1965 год, холст, масло, 40 х 104 см., частное собрание.

И сама семья будущего художника была очень дружной и хлебосольной. Мама Николая увлекалась музыкой и неплохо рисовала акварелью на любительском уровне. В семье много внимания уделялось воспитанию в детях чувства прекрасного и всячески поощрялось проявление у них творчества в любых формах, поэтому совсем неудивительно, что юный Коля Позднеев по примеру старшей сестры рано увлекся рисованием, порадовав этим родителей, старавшихся это увлечение дочери и сына всячески развивать.
«Эскиз с домом», 1969 год, картон, масло, 39,5 х 52 см., частное собрание.

Начало войны семья Позднеевых встретила в Ленинграде. После первых бомбардировок города вражеской авиацией Николай с мамой и старшей сестрой были эвакуированы на Урал в село Ножовка Еловского района Молотовской области, где оставались до полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. В 1944 году после возвращения в Ленинград Николай был принят в Среднюю художественную школу (СХШ) при Всероссийской Академии художеств, располагавшуюся после возвращения из эвакуации на третьем этаже здания Академии художеств, большую часть которого занимал Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
«Копченая Вобла», 1969 год, картон, масло, 60 х 75 см., Новосибирский государственный художественный музей.

Педагогами Позднеева в СХШ стали известный советский живописец, график, педагог, профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Владимир Александрович Горб (1903–1988) и известный в те годы советский живописец и график, профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина Михаил Давидович Бернштейн (1875–1960). В 1950 году Николай Позднеев успешно окончил СХШ и летом того же года был принят на первый курс живописного факультета ЛИЖСА имени И. Е. Репина, где продолжил обучение в разные годы у замечательного советского живописца, графика и педагога, члена Ленинградского союза художников Александра Адольфовича Деблера (1908–1981), известного советского живописца и педагога, члена Ленинградского союза художников Ивана Петровича Степашкина (1882–1960), советского художника, живописца и педагога, члена Санкт-Петербургского союза художников Елены Ильиничны Табаковой (1919–2010) и выдающегося российского живописца, художника-монументалиста, педагога, профессора Андрея Андреевича Мыльников (1919–2012).
«Огурцы и помидоры», 1959 год, холст, масло, 50 х 96 см., частное собрание.

Педагоги Позднеева сразу обратили внимание на незаурядные способности своего молодого студента. Так, профессор И. П. Степашкин писал о нем в 1956 году: «Настоящим с удовольствием рекомендую в члены Союза советских художников Позднеева Николая Матвеевича. Товарищ Позднеев, не говоря уже о живописи, особенно ярко проявил себя в композиции. Его композиционные работы всегда несли в себе какую-то теплоту, радость и счастье, что он и повторил в своей дипломной работе, за которую он вполне заслуженно получил высокую оценку».
«Натюрморт. В Художественной Студии», 1969 год, холст, масло, 86 х 101,5 см., Художественный музей имени Ц. С. Сампилова, Улан-Уде.

В 1956 году Позднеев окончил институт по мастерской профессора Виктора Михайловича Орешникова (1904–1987) с присвоением квалификации художника живописи. Его дипломная работа — картина «Из школы», написанная свободно, без назиданий и дидактики, с подчеркнутым вниманием к передаче детских характеров, сочетавшая элементы пейзажа и бытового жанра и посвященная детям современной деревни, получила высший балл у членов художественного совета.
«Из школы», 1956 год, холст, масло, 75 х 120 см., частное собрание.

После окончания Репинки Позднеев остался жить и работать в родном Ленинграде. Он много пишет в это время, пробует свои силы в разных художественных жанрах, работает в разных техниках, много экспериментирует в поисках собственного стиля. Пишет картины по договорам с Художественным фондом. Уже первые показанные самостоятельные работы Позднеева, привезенные им с Академической дачи, обратили на себя внимание самобытной хлесткой манерой письма и особым видением цвета. С 1956 года молодой выпускник участвует в различных художественных выставках. В 1957 году за серию пейзажей «Зимой», «Лодки», «На Онеге» (все 1957), показанных на Юбилейной Всесоюзной художественной выставке в Москве, художника удостаивают диплома Министерства культуры РСФСР. В том же году Позднеева принимают в члены Ленинградского союза художников (ЛОСХ).
«Утро», 1958 год, холст, масло, 84 x 117 cм., Томский областной художественный музей.

Для понимания истоков творческого успеха Николая Позднеева стоит сделать небольшое уточнение. Его вступление в самостоятельное творческое плавание совпало по времени с большими переменами, наметившимися в тот период в нашем отечественном искусстве. Они заключались, в первую очередь, в стремительном нарастании в те годы большого стилистического разнообразия, связанного с возникновением многочисленных новых течений, появлением в отечественном искусстве новых молодых художников, смело и решительно заявивших о своих притязаниях на некое новое слово и собственное лидерство.
«На скамейке» 1960 гго, холст, масло, 74 х 47 см., Мурманский областной художественный музей.

Строгий субъективизм 1930–1950 годов сменился в творчестве молодых московских и ленинградских живописцев активным поиском ярких индивидуальных форм в живописи, подтверждающим идею значимости и ценности внутреннего мира творческой личности. При этом представителей живописного цеха города на Неве отличала большая приверженность традиционно русскому пониманию задачи искусства, которое придерживалось осмысленности и нравственной цели замысла. Творчество Позднеева заняло в живописи начала 1960-х свое место в условном очерчиваемом пространстве между ленинградскими «левыми» и московскими «суровыми» пространстве, к которому при всей его условности тяготело большинство ленинградских живописцев, пришедших в искусство в послевоенные годы и придерживавшихся линии на развитие и углубление реалистической традиции.
«Полка», 1966 год, холст, масло, 79,5 х 99 см., Серпуховский историко-художественный музей.

Произведения конца 1950-х — первой половины 1960-х годов постепенно выдвинули Позднеева в число ведущих ленинградских живописцев. Среди многочисленных работ художника этого периода в первую очередь стоит обратить внимание на картины «Весна» (1957), «Пекарня» (1958), «Грибы. Натюрморт», (1959), «Наташа в коляске», «Две старухи», «Бабушкин дом» (все 1960), «Лето», «Уже весна», (обе 1961), «Листопад» (1963), «Натюрморт в траве», «Полочка», «Снегири», «Копченая вобла», «На лужайке», «У бабы Саши», «Рябина» (все 1964).
«Натюрморт а траве», 1964 год, холст, масло, 64,5 x 80 cм., Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.

Середина 1960-х годов в творчестве нашего героя характеризуется рождением особой индивидуальной манеры Николая Позднеева. В работах этого периода он раскрывается как талантливый колорист, обладавший редким природным чувством цвета. Его творческую манеру отличает мощное широкое письмо, энергичный раздельный мазок и корпусная кладка краски, свежесть и непринужденность композиционных решений и артистизм исполнения. Художник обладал удивительным и редким даром бытового композитора и колориста. Все, что его окружало, любую вещь, предмет интерьера или бытовую сцену он с легкостью мог превратить в оригинальный и глубокий поэтический образ.
«Летние чтения», 1959 год, холст, масло, 87 х 48 см., Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

При этом большинство современников мастера сходилось во мнении, что толчком к стремительному раскрытию дарования Позднеева стали его первые поездки на Академическую дачу, быстро найденный свой круг тем и так же быстро сложившийся круг творческого общения, в который входила группа талантливых ленинградских, московских и тверских живописцев, обосновавшихся в этих местах. Среди них были М. К. Копытцева и А. П. Левитин, В. Н. Гаврилов, В. Ф. Шумилов, К. Г. Казанчан, Л. А. Фокин и некоторые другие.
«Две старушки», 1960 год, холст, масло, 154 х 74 см., Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П.Пожалостина.

Отличительной особенностью работ Николая Позднеева всегда была их оригинальная смелая компоновка. Темами его работ становились переборка ягод и бабушкин дом, чаепитие или беседа двух старух, деревенское застолье, последние грибы, жена за чтением в саду или уголок собственной мастерской. Практически все сюжеты для своих картин он брал из повседневной окружавшей жизни. Будучи по натуре человеком открытым, жизнерадостным и простодушным, таковым он был и в своем творчестве. Без задней мысли, без надуманности и туманной многозначительности он брал то, что было рядом, что его окружало, открывая в создаваемых образах подлинную красоту простых вещей и простых отношений.
«Сортировка Ягод», 1966 год, холст, масло, 39,5 х 36 см., частное собрание.

В 1950–1970 годы Николай Позднеев совершает поездки в Кандалакшу, по Уралу и реке Чусовой, по Вятке, работает в домах творчества художников Горячий Ключ, Старая Ладога, Академическая дача. Но теснее всего его творческая судьба была связана с живописными окрестностями Вышнего Волочка, деревней Малый Городок, где жила семья его жены Веры Васильевны, с расположенными по соседству деревнями Подол, Новое и Старое Котчище, Валентиновка, Кишарино. Здесь он ежегодно работает с конца 1950-х годов. Река Мста и озеро Мстино, раскинувшиеся по его берегам деревни — здесь он не только писал свои многочисленные этюды и картины, но и находил живое творческое общение с близкими по взглядам на искусство художниками.
«Горячий Ключ», 1964. Холст, масло, 35 х 64 см, Нижегородский государственный художественный музей.

В 1967 году Позднеев был удостоен медали Всесоюзной художественной выставки. В многочисленных бытовых натюрмортах, жанровых сценах он сумел передать неповторимое ощущение своего времени, простых человеческих отношений. Как и сам мастер, его искусство было добрым и бесхитростным, исполненным оптимизма, иногда ироничным, говорило о полноте жизни. Среди его произведений конца 1960-х и 1970-х годов заслуживают внимания работы «Красные камни», «Перед путиной», «Пирс в Кандалакше», «На кухне» (все 1967), «В мастерской», «Чаепитие» (1969), «Дом у моря» (1970), «Натюрморт с луком», «Весенний этюд» (1973), «Баренцево море», «На сопке (метеостанция)» (обе 1977).
«Пирс в Кандалакше», 1967 год, картон, масло, 49,5 х 70 см., Приморская государственная картинная галерея, г. Владивосток.

Николай Матвеевич Позднеев скончался 10 июня 1978 года в Ленинграде в результате несчастного случая на сорок восьмом году жизни. Его произведения находятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях в России, Великобритании, США, Японии, Германии и других странах.
Вдова Николая Позднеева Вера Васильевна Позднеева (в девичестве Ерополова) пережила мужа на сорок два года и ушла из жизни в июле 2020 года.
«Красные камни», 1967 год, холст, масло, 80 х 60 см., Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.

Место, занятое Николаем Позднеевым в ленинградском искусстве, всегда определялось своеобразием его живописного дарования и особенностями жизненных обстоятельств. Подолгу живя в деревне Городок по соседству с Академической дачей, полюбив и досконально изучив изнутри уклад деревенской жизни, Николай Матвеевич Позднеев стал одним из немногих, если не единственным ленинградским живописцем, в творчестве которого ведущее место занял деревенский бытовой жанр.
«Наташа в детской коляске», 1960 год, холст, масло, 140,5 х 95 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Колотило М. Толстовский дом. Люди и судьбы. СПб.: Искусство России, 2010.
2. Митрохина Л. Н., Кириллова Л. Н. История создания Средней художественной школы // Петербургские искусствоведческие тетради. СПб., 2009. Вып. 16.
3. Псковская картинная галерея. Искусство 1950–1980-х годов. М., 1992.
4. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.
5. Никифоровская И. Итоги большой творческой работы // Вечерний Ленинград. 1957. 10 окт.
6. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1961.
7. Республиканская художественная выставка «Советская Россия»: каталог. М.: Советский художник, 1960.
8. Позднеев Николай Матвеевич (1930–1978). Личное дело члена ЛОСХ // Центральный государственный архив литературы и искусства. СПб., Ф. 78, ОП. 5, Д. 172.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»