Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 422. Русов Лев Александрович (Lev Rusov) (1926-1987).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Лев Александрович Русов — замечательный советский российский художник, живописец, график, скульптор, член Ленинградского отделения Союза советских художников, представитель ленинградской школы живописи.

Лев Александрович Русов родился в Ленинграде. Посещал изостудию Выборгского района Ленинграда вплоть до начала войны. Обучался в ленинградском Таврическом училище. В 1948 году проступил на живописный факультет ЛИЖСА имени И. Е. Репина, занимался у Ю. М. Непринцева, Г. В. Павловского. Однако, проучившись два года, по состоянию здоровья оставил занятия в Репинке. Преподавал рисование и черчение в школах Кировского района, одновременно продолжая самостоятельно заниматься живописью, используя опыт, приобретенный за время учебы в академии.

Начиная с 1954 года участвовал в различных художественных выставках, демонстрируя свои работы вместе с произведениями ведущих художников Ленинграда. Работы второй половины 1950-х — начала 1960-х годов выдвинули художника в число ведущих мастеров портретной живописи, хотя для широкой публики и даже многих коллег по Союзу художников он оставался практически неизвестен. В середине 1960-х годов Русов увлекся деревянной скульптурой и русским народным эпосом. Из его рук вышло множество превосходных скульптур — от маленьких фигурок до больших форм.

Единственная прижизненная персональная выставка произведений Льва Русова состоялась в 1970 году в Ленинграде в Физико-техническом институте имени А. Ф. Иоффе АН СССР. Произведения Льва Александровича Русова находятся в музеях и частных собраниях в России, США, Норвегии, Великобритании, Швеции, Франции и других странах.

Рассказ об этом талантливом художнике с удивительной творческой судьбой продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Впечатления от портретов Льва Русова трудно передать словами. Пожалуй, его манеру характеризует живое, неакадемическое восприятие натуры, в отличие от взгляда на нее как на нечто неподвижное, мертвое. В его работах натура живая, жизнь бьет ключом и это ощущение живого взгляда живых людей — самое ценное в его портретах. Ему удавалось “схватить” мимолетные состояния натуры, которые при длительном позировании ускользают от большинства художников. Он это первое впечатление сохраняет до конца и умеет донести до зрителя. Это нечто непередаваемое словами, но что каждый чувствует, глядя на его портреты. Живое дыхание жизни возникает от его работ» (Ю. Шаблыкин, художник).
«Cталевар», 1972 год, картон, масло, 67 × 76 см., Ивановский областной художественный музей.

Живопись Льва Александровича Русова — это всегда энергично, выразительно, мощно и глубоко. Умело используя богатейший арсенал своих выдающихся предшественников-реалистов и импрессионистов, он сумел отыскать свой уникальный и неповторимый стиль и навсегда остаться замечательным мастером ушедшей эпохи. Русов как никто иной умел «выхватить» глубоко личностные характеристики портретируемого из жадных рук обыденности, и в этом заключалась его уникальность.
«Андрей с лошадкой», 1963 год, картон, масло, 44 x 56 cм., частное собрание.

Лев Александрович Русов родился 31 января 1926 года в Ленинграде в семье служащих. Его родители имели крестьянские корни: отец Александр Семёнович Русов происходил из крестьян Нижегородской губернии, мать Ираида Семёновна Немцова была из костромских. Приехав в начале 1920-х годов в Петроград на заработки, так в нем и остались, не в силах уехать из этого города белых ночей, царственной красавицы Невы и удивительных по красоте и величию разводных мостов.
«Тётя Поля с курицей», 1961 год, холст, масло, 108 x 84 cм., частное собрание.

Глава семьи трудился на одном из промышленных предприятий Ленинграда, а мама занималась домом и воспитанием сына. Родители жили дружно, и Лев, будучи желанным ребенком в семье, с раннего детства жил в атмосфере любви и взаимопонимания. Главной мечтой родителей было дать сыну высшее образование, которое, по их мнению, было залогом счастливого и обеспеченного будущего. Поэтому к увлечению сына рисованием в младших классах начальной школы отнеслись довольно прохладно, посчитав это обычной детской прихотью, временной и несерьезной. И только время расставило все по своим местам.
«Девушка в белом платье», 1954 год, холст, масло, 98,5 x 75 cм., Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва.

Детское увлечение не прошло. В 1939 году по рекомендации школьного учителя рисования увлечение детства привело тринадцатилетнего паренька в изостудию Выборгского района Ленинграда, где он прозанимался параллельно с учебой в средней общеобразовательной школе вплоть до начала войны, которой суждено было внести серьезные коррективы в судьбу нашего героя. К счастью для него в декабре 1941 года Льва Русова вместе с матерью эвакуировали из блокадного города по льду замерзшей Ладоги на Большую землю и далее в Горьковскую область, где он провел два первых года войны.
«Портрет молодой колхозницы», 1956 год, холст, масло, 100 x 75 cм., частное собрание.

Вскоре после приезда с Львом Русовым случилась трагедия, которая могла перечеркнуть все мечты юноши стать художником и, соответственно, изменить его судьбу. В результате несчастного случая Лев потерял правый глаз. Казалось, все: крах всех надежд и полная неопределенность в будущем. И в этой тяжелейшей ситуации проявился его характер, Лев не пал духом и от своей мечты не отступился, а в 1943 году после переезда в Кострому поступил в областное художественное училище. Приемная комиссия оценила природное дарование своего абитуриента и — главное — его несгибаемую волю и неукротимое стремление стать художником. Такому юноше просто нельзя было отказать…
«Мальчик и море», 1957 год, холст, масло, 56,5 x 73 cм., частное собрание.

В 1945 году Лев Русов возвратился в Ленинград. Город активно восстанавливался после перенесенной блокады. Русов перевелся в Таврическое училище (ныне Художественное училище имени Н. К. Рериха) на Таврической улице, 35 и продолжил обучение. Училище он окончил в 1947 году, а уже на следующий год поступил на первый курс живописного факультета Института живописи скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Педагогами Русова в Репинке были выдающийся советский живописец, график, профессор Юрий Михайлович Непринцев (1909–1996) и известный в те годы в Ленинграде советский живописец, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР Генрих Васильевич Павловский (1907–1973).
Здание Ленинградского художественного училища (Таврического училища) на Таврической ул., 35

Два года посещал знаменитую Репинку Лев Русов. Ему нравился и сам процесс обучения, и преподаватели, которые хвалили его, отдавая дань природному дарованию и удивительной работоспособности своего студента, но в 1950 году по состоянию здоровья Русов вынужден был оставить занятия в институте. При этом отрицать значительное влияние техники Непринцева и Павловского на творчество Льва Александровича в бытность последнего студентом ИнЖСА — значит сильно кривить душой. Ко всему прочему, и избранные темы работ Русова этого периода во многом копируют аналогичные его гениальных педагогов.
«Молодой улыбающийся индиец», 1957 год, картон, масло, 49,3 x 35 cм., частное собрание.

В течение пяти лет, с 1951 и по 1955 год, Русов преподает рисование в школах Кировского района, одновременно продолжая самостоятельно заниматься живописью, используя при этом опыт, приобретенный за время учебы в Репинке. Его работы находят живой отклик у товарищей по цеху в Ленинградском союзе советских художников, и молодой живописец начинает активно экспонировать свои работы на различных художественных выставках вместе с произведениями ведущих художников Ленинграда.
«Молодой индиец», 1957 год, картон, масло, 49,8 x 35 cм., частное собрание.

На весенних выставках 1954 и 1955 годов он представил работы «Девочка с бантом» (1954), «У моря» и «Портрет художника В. В. Кремера» (обе 1955), обратив на себя внимание как талантливый портретист.
«Девочка с бантом», 1954 год, холст, масло, Вятский художественный музей имени В. М. и А. М Васнецовых.

В 1955 году Льва Александровича Русова принимают в члены Ленинградского союза советских художников по рекомендациям известных живописцев П. Д. Бучкина (1886–1965), Ю. М. Непринцева и В. В. Кремера (1899–1977). В эти годы Русов пробует свои силы в разных художественных стилях, работает в разных техниках, много экспериментирует в поисках собственного стиля. С одинаковым успехом пишет жанровые композиции, натюрморты, пейзажи, работает в технике масляной живописи, акварели и ксилографии.
«Бантики», 1960 год, холст, масло, 98 x 75 cм., частное собрание.

Середина 1950-х годов в творческой биографии художника отмечена его многочисленными творческими командировками на Оредеж: сначала в Накол, а затем в Павшино, которые положили начало замечательной серии детских и юношеских портретов Русова. Среди них «Портрет Зои» (1957), двойной портрет сестер «Кира и Зоя» (1958), «Наташа» (1958), «Наташа», «Бантики» (обе 1960). В 1960-е ее дополнили портреты сына «Андрей с конём» (1963), «Портрет сына» (1965) и другие.
«Зоя» , 1957 год, холст, масло, 109 x 72 cм., частное собрание.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что лучшие работы Льва Александровича Русова были написаны художником в середине 50-х — начале 60-х годов прошлого века. Работы этого периода приходятся на пору наивысшего творческого подъема Русова — живописца и составляют наиболее ценную часть его разнообразного художественного наследия. Их отличает необычайная выразительность образов, смелость композиционных решений, безошибочный художественный вкус. Именно они принесли автору широкую известность и признание.
«Портрет художника Игоря Скоробогатова», 1982 год, холст, масло, 75 х 95 см., Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

За десять лет Льву Русову удалось создать целую галерею портретов, обогативших разнообразные типы и виды современной портретной живописи. Начало ей положили женские образы, среди которых выделяются портреты жены и молодых женщин из круга общих знакомых. Среди них и «Портрет Н. Орловой» (1956), и «Портрет Е. Балебиной» (1956), и «Портрет молодой женщины в красном» (1956), и, конечно, «Портрет молодой женщины» (1957).
«Портрет молодой женщины в красном» 1956 год, холст, масло, 98,5 x 74,5 cм., частное собрание.

Лев Александрович обладал редким и удивительным даром улавливать мимолетные состояния натуры, быстро воплощать на холсте живописную идею — сразу и необычайно убедительно. Созданные им образы сочетают выразительность индивидуальных характеристик с ярким воплощением типичных черт современников. Отличительными особенностями его живописной манеры являлись мощный живописный язык, широкое письмо, острая композиция, особый интерес к ракурсам.
«Наташа», 1960 год, холст, масло, 70 x 48,8 cм., частное собрание.

Полотна Русова вообще уникальны своими необычными ракурсами. Сложно припомнить второго такого отечественного мастера минувшего столетия, которому при помощи простой, но неуловимо изящной, умной и тонкой смены угла зрения удавалось бы так мастерски раскрывать характеры и придавать настроение композиции.
«Кира», 1962 год, холст, масло, 67 x 54 cм., частное собрание.

В 1955 году в жизни Льва Александровича произошли две встречи, оказавшие серьезное влияние на всю его дальнейшую как личную, так и творческую судьбу. Судьба подарила ему встречу с Екатериной Васильевной Балебиной (родилась 29 декабря 1933 года), дочерью В. А. Балебина, прославленного летчика-торпедоносца, Героя Советского Союза, которая спустя четыре года стала его женой, позже матерью сына и главной музой. Удивительно живая и очаровательная женщина, полная самопожертвования, она позировала Русову в качестве модели для многих его картин. Ее безграничная любовь поможет создать и на протяжении всех последующих лет сберечь тот мир, в котором в полную силу раскроется и засверкает творческий дар художника.
«Портрет Екатерины Балебиной, жены и музы художника», 1956 год, холст, масло, 60,5 x 50,5 cм., частное собрание.

В этом же 1955 году состоялось знакомство Русова с Е. А. Мравинским, переросшее в последующие годы в крепкую многолетнюю дружбу, результатом которой стали несколько портретов выдающегося дирижера, созданными на протяжении 1950–1980 годов.
«Портрет Евгения Мравинского», 1957 год, холст, масло, 95 х 73 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Период 1954–1960 годов в творчестве Русова характеризуется его обращением к сложному историческому жанру, в результате которого появилась серия из восьми картин по мотивам романа Шарля де Костера «Легенда об Тиле Уленшпигеле». Выбор темы и ее образное воплощение были созвучны настроениям ранней хрущевской «оттепели» и личным свободолюбивым устремлениям автора.
«Смерть шпионам !» Из серии «Тиль Уленшпигель», 1956 год, холст, масло, 100 х 75 см., Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко.

Впервые работы были показаны на осенней выставке ленинградских художников в конце 1956 года. Картины «Рождение», «На пытки», «Смерть отца», «На полях родины», «Абордаж», «Тиль и Ламме», «Смерть шпионам», «Песня Тиля» (все 1956) принесли Льву Русову всесоюзную известность и заявили о нем как о значительном мастере исторической картины.
«Рождение» Из серии «Тиль Уленшпигель», 1956 год, холст, масло, 100 х 75 см., частное собрание.

Указанные работы и прежде всего двойной портрет «Тиль и Ламме» интересны еще и тем, что художник наделил Тиля чертами внешнего сходства с собой. Это делает его уникальным в творческом наследии художника, поскольку автопортреты Льва Русова неизвестны. Потеряв в эвакуации глаз, он не любил фотографироваться и не позировал для автопортретов.
«Тиль и Ламме» Из серии «Тиль Уленшпигель», 1956 год, холст, масло, 100 x 75 cм.,частное собрание.

1970-е годы в творчестве Льва Русова были посвящены двум великим современникам художника — Д. Д. Шостаковичу и Е. А. Мравинскому, которых живописец представил на картине «Ленинградская симфония. Дирижирует Е. А. Мравинский» (1980). Русов долго работал над замыслом и композицией картины, отвергая один вариант за другим, и, в конце концов, пришел к единственному, который его полностью удовлетворил.
«Ленинградская симфония. Дирижёр Евгений Мравинский», 1980 год, холст, масло, 174 х 122 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Очень интересны для понимания и изучения творчества Льва Русова работы художника в жанре натюрморта. Натюрморт у Русова всегда тесно связан с живописными и композиционными задачами, которые ставил перед собою художник в работе над портретом. Отсюда острота и свежесть композиционных решений, внутренний драматизм и напряжение в его работах этого жанра. Не случайно поэтому то, что по выразительности и глубине образов лучшие произведения Русова в жанре натюрморта не уступают его же известным портретам. Это выделяет их среди созданного в этом жанре в 1950–1970 годы. Среди работ Русова необходимо отметить полотна «Натюрморт с букетом» (1959), «Ноты и скрипка» (1964), «Кухня. Натюрморт» (1979).
«Кухня. Натюрморт», 1979 год, холст, масло, 85 x 75 cм., частное собрание.

В 1960–1980 году творческая жизнь Льва Александровича Русова была поделена между ленинградской мастерской, домом художника в Фонарном переулке и деревней Павшино на Оредеже, где на высоком берегу реки художник отстроил дом с мастерской и проводил ежегодно по многу месяцев. В эти годы художник редко экспонировал свои работы на выставках. Объяснение этому, по всей вероятности, стоит искать прежде всего в особенностях характера самого Льва Александровича. Будучи человеком независимых взглядов, талантливый, прямой, порой безжалостный в оценках и суждениях, поражавший близко знавших его своей чудовищной работоспособностью, он сторонился общественной жизни Союза, был нетерпим к любым проявлениям посредственности и откровенной халтур.
«Ноты и скрипка», 1964 год, холст, масло, 60 x 80 cм., Муромский Историко-Художественный Музей.

В середине 1960-х годов Русов неожиданно для многих увлекся деревянной скульптурой и русским народным эпосом. Отныне и до конца жизни это станет главной темой его творчества, потеснив живопись. Из его рук вышло множество превосходных скульптур — от маленьких фигурок до больших форм. Единственная прижизненная персональная выставка работ Льва Русова состоялась в 1970 году в Ленинграде в Физико-техническом институте имени А. Ф. Иоффе АН СССР.
«Натюрморт с букетом», 1959 год, холст, масло, 128 x 100 cм., частное собрание.

Лев Александрович Русов скончался 20 февраля 1987 года в Ленинграде на шестьдесят втором году жизни от болезни сердца. Сегодня его произведения находятся в музеях и частных собраниях в России, США, Норвегии, Великобритании, Швеции, Франции и других странах. Вдова художника Екатерина Васильевна Русова пережила мужа на пятнидцать лет и скончалась 20 июня 2002 года в Санкт-Петербурге на шестьдесят девятом году жизни.
«Натюрморт с Сенекой», 1963 год, картон, масло, 96 x 76 cм., Нижегородский государственный художественный музей.

В заключение хочется привести слова еще одного человека, хорошо знавшего Льва Александровича Русова: «Лев Русов — мой друг, товарищ, которого я не мог постичь до конца в силу его непостижимой универсальности и в силу созданного им самим глубинного, самородного мировоззрения, своего рода внутренней вселенной, в которой он жил, творил, любил, размышлял и соотносил себя с внешним миром. Поэтому была между нами некая дистанция, преодолеть которую, несмотря на мои усилия, не удавалось. Он обладал необъяснимой притягательной силой своих размышлений, своих философских откровений, а порой и наивных простодушных заблуждений. Он был мощным творцом в искусстве, и его творческий фанатизм был сродни многим выдающимся художникам прошедших эпох». Что еще можно к этому добавить?..
«Нора», 1962 год, бумага, акварель, 40,5 x 35 cм., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Справочник членов Союза художников СССР. М., 1979. Т. 2.
2. Иванов С. О ранних портретах Льва Русова // Петербургские искусствоведческие тетради. СПб., 2012. Вып. 23.
3. Весенняя выставка произведений ленинградских художников: каталог. Л., 1954.
4. Ленинградская школа живописи: очерки истории. СПб.: Галерея АРКА, 2019.
5. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1955 года: каталог. Л., 1956.
6. Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»