Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 420. Невельштейн Самуил Григорьевич (Samuel Nevelshtein) (1903-1983).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Самуил Григорьевич Невельштейн — замечательный советский художник, живописец, график, педагог, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Самуил Григорьевич Невельштейн родился в Херсоне. Рано потеряв отца, уже в тринадцать лет работал подручным литейщика на заводе. В 1927 году окончил московский ВХУТЕМАС и уехал в Ленинград, где вне конкурса был принят на живописное отделение ВХУТЕИНа. Занимался у Василия Савинского, Аркадия Рылова. В 1931 году Невельштейн окончил Институт пролетарского изобразительного искусства (так с 1930 по 1932 годы назывался бывший ВХУТЕИН; с 1932 года — Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры). После окончания института Невельштейн продолжил обучение в аспирантуре.

С 1934 года занимался педагогической работой в только что организованной по инициативе С. М. Кирова Школе юных дарований, преобразованной вскоре в Среднюю художественную школу (СХШ) при Всероссийской Академии художеств. С 1936 по 1940 год — директор СХШ.
Писал портреты, жанровые композиции, пейзажи, натюрморты. Работал в технике акварели и масляной живописи. Ведущей темой творчества стал портрет.

Рассказ об этом художнике с удивительной творческой судьбой, работы которого находятся в музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Германии, Франции, США и других странах, продолжает серию наших публикаций

Итак, мы начинаем…

Самуил Григорьевич Невельштейн родился 22 марта 1903 года в Херсоне, в семье далекой от искусства. О годах юности будущего художника известно очень мало. Рано умер отец, и матери пришлось одной поднимать детей. В 1916 году перед самой революцией Самуил уже работал на большом сталелитейном производстве подручным литейщика. Жизнь была тяжелая, и надо было помогать семье. Ни о каком интересе к рисованию речь тогда, естественно, не шла, далеко это было от каждодневных интересов молодого рабочего.
«За околицей», 1950 год, холст, масло, 45 х 60 см., Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.

Революцию Самуил Невельштейн встретил с большим энтузиазмом. Старая жизнь и старый порядок не давали никаких шансов и надежд на будущее молодому пареньку из провинции, зато страстные речи и красивые лозунги кружили голову. Гражданская война несколько отрезвила. В 1919 году Самуил Невельштейн добровольцем ушел в Красную армию защищать завоевания Великого Октября.
«Март», 1948 год, картон, масло, 34 х 71 см., частное собрание.

В 1921 году после демобилизации Самуил возвращается домой в родной Херсон с надеждами на будущее и новым увлечением: в армии он увлекся рисованием, и хотя свободного времени у молодого бойца Красной армии было немного, если оно появлялось, то все его он посвящал общению с карандашом и бумагой. Невельштейн с удовольствием рисовал своих сослуживцев, и делал это по отзывам однополчан настолько хорошо, что те отсылали рисунки молодого художника домой — вместо фотографий. В Херсоне Самуил Невельштейн устраивается разнорабочим на местный маслобойный завод.
«Лесной пейзаж», 1950-е годы, холст, масло, 45,5 х 62 см., частное собрание.

Все свободное время Самуил продолжает посвящать любимому рисованию, и в 1923 году по путевке завода отправляется в Москву, где поступает на рабфак при ВХУТЕМАСе.
ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) являлись учебными заведениями, созданными после революции 1917 года в Москве, Петрограде и некоторый других российских городах. Московский ВХУТЕМАС был образован в 1920 году путем объединения Первых и Вторых государственных свободных художественных мастерских (созданных ранее на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества).
«Облака», 1936 год, холст, масло, 25,5 x 31 см., частное собрание.

Мастерскими руководила в те годы выборная коллегия из пяти человек, в которую вошли Ф. Ф. Федоровский, С. В. Ноаковский, А. В. Щусев, Ф. О. Шехтель и М. П. Солодовникова. В новом учебном заведении были образованы восемь факультетов: архитектурный, художественные (живописный, скульптурный) и производственные (полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий). Творческое лидерство во ВХУТЕМАСе в то время принадлежало преподавателям архитектурного факультета.
«Весенний день», 1951 год, холст, масло, 55,5 х 75 см., Ивановский областной художественный музей.

В 1927 году Невельштейн оканчивает московский ВХУТЕМАС и переезжает в Ленинград, где его вне конкурса зачисляют на живописное отделение ВХУТЕИНа, созданного на базе местного ВХУТЕМАСа.
В августе 1921 года решено было создать новое учебное заведение — Петроградские высшие государственные художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) с общим подготовительным отделением и четырьмя факультетами: архитектурным, живописным, скульптурным и полиграфическим. Затем, в сентябре 1922 года, властью было предписано организовать петроградские мастерские по образцу уже действовавшего московского ВХУТЕМАСа. Ректором петроградского ВХУТЕМАСа был назначен скульптор Василий Львович Симонов (1879–1960), членами правления К. С. Петров-Водкин (1878–1939), В. А. Денисов (1878–1970), А. Е. Карев (1879–1942), С. С. Серафимов (1878–1939). 12 сентября приняли новое название — Петроградский высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН).
«Пейзаж с коровой», 1940-50-е годы, картон, акварель, 23,5 х 30 см., Муромский историко-художественный музей.

Педагогами у Самуила Невельштейна в Ленинграде были известный русский живописец, график, исторический живописец и портретист, профессор и действительный член еще Императорской Академии художеств Василий Евмениевич Савинский (1859–1937) и выдающийся русский и советский живописец-пейзажист и график Аркадий Александрович Рылов (1870–1939). Отдавая дань природному дарованию Невельштейна, педагоги отмечали вместе с тем и необычайную работоспособность своего старательного студента, а также умение решать самые сложные художественные задачи.
«Питерский дворик», 1927 год, бумага, акварель, 57 х 43 см., частное собрание.

«Вид из окна квартиры Дома художников на Песочной набережной», 1960- годы, бумага, акварель, частное собрание.

В 1931 году Самуил Невельштейн успешно оканчивает Институт пролетарского изобразительного искусства (так с 1930 по 1932 год назывался бывший ВХУТЕИН; с 1932 года — Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры) с присвоением звания художника массово-бытовой живописи. Дипломной работой выпускника стала картина «Детский праздник», получившая высший балл у членов художественного совета. После окончания института Невельштейн продолжил свое обучение в аспирантуре.
«Праздник книги в Ленинграде», Эскиз, 1932 год, бумага, акварель, 35 х 32,5 см., частное собрание.

В 1934 году по инициативе местных органов власти Самуила Невельштейна приглашают на преподавательскую работу в только что организованную по инициативе тогдашнего первого секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергея Мироновича Кирова (1886–1934) Школу юных дарований, преобразованную вскоре в Среднюю художественную школу (СХШ) при Всероссийской Академии художеств.
«За работой (портрет жены)», 1928 год, бумага, акварель, частное собрание.

С первых дней создания знаменитой ленинградской Средней художественной школы при ВАХ Самуил Григорьевич принимал по поручению Исаака Израилевича Бродского (1883–1939), тогдашнего директора Всероссийской Академии художеств в Ленинграде, самое деятельное участие в ее становлении, а с 1936 по 1940 год был ее директором. В те годы СХШ располагалась на третьем этаже здания Академии художеств, являясь как бы ее неотъемлемой частью.
«Сын», 1931 год, бумага, акварель, 39 х 32,5 см., частное собрание.

Школа юных дарований в те годы была вечерним учреждением, где талантливые дети проходили курс обучения, не отрываясь от занятий в обычной школе; никаких общеобразовательных дисциплин в школьную программу не включалось. Уроки проходили три раза в неделю, начинаясь в три часа дня. В школе учились дети в возрасте от 12 до 17 лет; в 1934 году в школу поступили 70 учеников и еще 36 учеников были приняты на конкурсной основе. Преимущественно в школе обучались дети из семей рабочих, военных, крестьян, а также дети-сироты.
«Портрет сына», 1935 год, бумага, акварель, 55 х 39,5 см., частное собрание.

Школа являлась первой ступенью начального художественного образования и направляла развитие детского художественного образования в СССР. Ее опыт широко пропагандировался Невельштейном; он выступал с докладами на ряде совещаний, в том числе на Всесоюзной конференции по среднему художественному образованию в 1940 году. Учащимся в школе назначались стипендии в размере 40 рублей в месяц, а особо талантливым ученикам поощрительные стипендии по 100 рублей. Продолжительность обучения в школе составляла четыре года.
«Катюша», 1927 год, бумага, акварель, 56 х 41,5 см., частное собрание.

Занимаясь преподавательской работой, Невельштейн все эти годы не забывал и о творчестве. Он пробовал свои силы в разных жанрах и техниках, много экспериментировал. Писал портреты, жанровые композиции, пейзажи, натюрморты. Работал в технике акварели и масляной живописи. Постепенно ведущей темой в его творчестве стал портрет. Живописную манеру художника отличали сдержанный колорит, усилившаяся с годами широта письма, интерес к передаче световоздушной среды и тончайших оттенков тональных отношений.
«Осень на Академичке», 1946 год, холст, масло, 46 х 58 см., Нижегородский государственный художественный музей.

В 1935 году Самуила Григорьевича Невельштейна принимают в члены Ленинградского союза советских художников, что явилось большим успехом для молодого живописца. Войну Самуил Григорьевич встретил в Ленинграде. Участвовал в создании оборонительных рубежей на подступах к городу. Вступил в народное городское ополчение и до весны 1942 оставался в блокадном Ленинграде. В конце марта 1942 года по льду замерзшей Ладоги был эвакуирован на Большую землю и далее на Урал, в Кыштым. В Кыштыме создал серию графических портретов и акварельных пейзажей, показанных после возвращения в Ленинград на персональной выставке 1944 года в Ленинградском союзе художников.
«Натюрморт со слонами», 1929 год, бумага, акварель, 31 х 42 см., частное собрание.

Невельштейн вернулся в Ленинград уже после снятия блокады в 1944 году. Наравне со всеми принимал активное участие в восстановлении города. После войны художник оставил педагогическую деятельность и целиком сосредоточился на творческой работе. Работал в технике акварели и масляной живописи. Ведущей темой творчества художника в эти годы прочно становится портрет молодого современника. Образы современников, созданные Невельштейном в эти годы, неизменно привлекают глубиной передачи характера и свободным владением техникой живописи, акварели, рисунка.
«Портрет девушки», 1939 год, холст, масло, 61,2 х 40,5 см., частное собрание.

В этом плане характерен портрет мастера спорта СССР Ольги Малышевой, написанный художником в 1963 году. «Портрет Малышевой» в одинаковой степени выразителен как в психологическом отношении, так и в художественном. Крепкое, развитое тело девушки, мощно и свободно развернутое в пространстве, гордая осанка, волевой подбородок и уверенный твердый взгляд — в этом читается натура сильная, мужественная, волевая, качества, без которых немыслим большой спорт. Вместе с тем бережная, легкая лепка лица, тончайшие переливы светлых, серебристых тонов, мерцающий фон несут в себе также присущие образу женственность, чистоту, поэтичность.
«Портрет мастера спорта СССР Оли Малышевой», 1963 год, Холст, масло. 110 х 70 см., Оренбургский областной музей изобразительных искусств.

Творческое наследие Самуила Григорьевича Невельштейна обширно и многообразно. Знакомясь с работами художника, в первую очередь стоит обратить внимание на его полотна «Облака» (1936), «Перед грозой» (1948), «Оля» (1954), «Портрет художника» (1956), «Аня», «Оля», «Золотой день», «Сумерки» (все 1957), «Наташа» (1959), «Портрет медсестры Поляковой» (1960), «Портрет польской студентки» (1962), «Коля», «Люся» (обе 1965), «На праздник первого звонка», «Медсестра» (обе 1975), «Алёнушка» (1980), «Первокурсница» (1982).
Персональные выставки Невельштейна состоялись в Ленинграде в 1944, 1956, 1964, 1968 и 1985 годах.
«Перед грозой», 1948 год, холст, масло, 58 х 76 см., частное собрание.

Самуил Григорьевич Невельштейн скончался 16 ноября 1983 года в Ленинграде на 81-м году жизни. Сегодня произведения художника находятся в музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Германии, Франции, США и других странах. В 1988 году жена Самуила Григорьевича Мария Петровна подарила коллекцию его работ художественному музею города Херсона.
«Розы», 1956 год, холст, масло, 57 х 47,5 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Ленинградские художники. Живопись 1950–1980 годов: каталог. СПб.: Выставочный центр ПСХ, 1994.
2. Этюд в творчестве ленинградских художников. Выставка произведений: каталог. СПб.: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1994.
3. Лирика в произведениях художников военного поколения. Выставка произведений: каталог. СПб.: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1995.
4. Живопись 1940–1990 годов. Ленинградская школа. Выставка произведений: каталог. СПб.: 1996.
5. Натюрморт в живописи 1940–1990 годов. Ленинградская школа: каталог выставки. СПб.: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1996.
6. Время перемен. Искусство 1960–1985 в Советском Союзе. СПб.: Государственный Русский музей, 2006.
7. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.
8. Пышный И. Н. Ленинградская живописная школа. Соцреализм 1930—1980. Некоторые имена. СПб.: Коломенская верста, 2008.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»