Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 417. Саксон Владимир Станиславович (Vladimir Saxon) (1927-1988).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Владимир Станиславович Саксон — известный советский художник-живописец, график, иллюстратор, театральный художник, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Владимир Станиславович Саксон родился в Ленинграде. Занимался в изостудии Ленинградского дворца пионеров у педагогов С. Левина и М. Гороховой, а в 1941 году поступил в Среднюю художественную школу (ныне художественный лицей имени Б. В. Иогансона) при ЛИЖСА, где получил творческий заряд на всю жизнь, занимаясь у А. А. Мыльникова и О. Б. Богаевской. В 1954 году окончил Репинку по мастерской Михаила Бобышова.

После окончания института Владимир Саксон уехал в Пермь, где работал художником в театре оперы и балета. Одновременно работал по договорам с местным отделением Художественного фонда как живописец и график. В 1956 был принят в члены Пермского союза советских художников. С 1957 года участвовал в выставках.

В 1958 году Владимир Саксон вернулся в Ленинград, работал по договорам с Художественным фондом, иллюстрировал книги в издательстве «Московский рабочий». Работал не только в станковой, но и в монументальной живописи. В 1960 был принят в члены Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Его произведения находятся в музеях и частных собраниях в России, Японии, Франции, Германии, Италии и других странах.

Рассказ об этом замечательном художнике продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Владимир Станиславович Саксон родился 17 мая 1927 года в Ленинграде. Родители Владимира были культурными и образованными людьми, поэтому, когда их сын в юном возрасте проявил склонность к рисованию, обрадовались этому и в дальнейшем всячески способствовали ее развитию. Они добились участия Володи в городском конкурсе детских рисунков, посвященном памяти А. С. Пушкина, и когда работы юного художника, выделявшиеся, по мнению членов жюри, среди изображений других участников, оказались в числе победивших, привели сына заниматься любимым рисованием в изостудию Ленинградского дворца пионеров.
«Церковь на Волхове», 1956 год, картон, масло, Пермская художественная галерея.

Володя Саксон занимался в изостудии в 1940–1941 годах у известных ленинградских педагогов тех предвоенных лет Марии Алексеевны Гороховой (1903–1991) — советского живописца, графика, художника росписи по ткани и Соломона Давидовича Левина (1907–1990) — советского живописца, графика, автора многочисленных статей по вопросам воспитания и знаменитого учебника рисования для юных художников и их родителей «Ваш ребенок рисует». Наставники юного таланта сразу оценили природное дарование своего ученика и посоветовали его родителям продолжить художественное образование сына.
«На реке Мсте», 1960 год, холст, масло, частное собрание.

В 1941 году Владимир поступил в Среднюю художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры — кузницу будущих талантов для советского живописного цеха. Учиться в те годы в СХШ было не только очень престижно, но зачастую и просто необходимо для тех, кто мечтал посвятить свою жизнь живописи и стать профессиональным художником. Это в полной мере относилось и к Владимиру Саксону, твердо определившего свой дальнейший жизненный путь.
«Ночной натюрморт», 1961 год, холст, масло, частное собрание.

Путь весьма непростой и тернистый, но для того, кто его выбрал, — единственный. Именно этому учили Саксона преподаватели художественной школы Андрей Андреевич Мыльников (1919–2012) — выдающийся советский живописец, художник-монументалист, профессор и Ольга Борисовна Богаевская (1914–2000) — замечательный советский художник, живописец и график. К сожалению, недолгим оказалось предвоенное обучение Саксона в художественной школе. Начавшаяся война нарушила все планы и перевернула жизнь. Многие педагоги покинули СХШ и ушли на фронт, но сама школа продолжала жить.
«Читальный зал», 1969 год, холст, темпера, частное собрание.

Первую, самую тяжелую блокадную зиму Владимир Саксон провел в осажденном Ленинграде, продолжая посещать занятия в художественной школе днем и дежуря вместе с мальчишками на крышах в противовоздушном расчете ночью. На фронт юного паренька не брали по возрасту, но бороться с вражескими зажигалками на крышах и улицах родного Ленинграда ему никто запретить не мог. И это был его вклад в борьбу с ненавистным врагом.
«Старые деревья», 1965 год, холст, масло, 60 х 64,5 см., частное собрание.

Весной 1942 года Владимира вместе с другими учениками художественной школы и ЛИЖСА, а также их родителями по льду замерзшей Ладоги эвакуировали на Большую землю, в Самарканд. При эвакуации из блокадного Ленинграда смерть вновь заглянула в лицо нашего героя. В первый раз это случилось, когда шальной осколок оборвал жизнь его друга зимой 1941 года во время внезапного обстрела одной из улиц Ленинграда, по которой они в то время шли в СХШ, держась за руки, чтобы хоть как-то поддержать друг друга. Смерть тогда была на расстоянии вытянутой руки, и это было страшно…
«На реке Мсте» 1986 год, холст, масло, 90,3 х 79,3 см., частное собрание..

Вот и сейчас получилось так, что Володя с мамой, замешкавшись, пропустили посадку в машину, в которой им были расписаны места для пересечения Ладоги и вынуждены были дожидаться следующей, сильно переживая о случившемся. Когда же они после пересечения Ладоги добрались до места выгрузки, выяснилось, что машина, на которую они первоначально опоздали, при движении по льду попала в припорошенную полынью, провалилась под лед и все пассажиры погибли. И вновь было страшно…
«Унылая пора» 1971 год, картон, масло, 70 х 50 см., частное собрание.

В 1944 году после снятия блокады беженцы вернулись в Ленинград, и Владимир смог продолжить учебу в СХШ, наверстывая упущенное за годы войны и вновь занимаясь любимым делом. В 1949 году после успешного окончания СХШ Владимир Саксон поступает на отделение живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
«Деревня Горячий Ключ», 1970 год, картон, масло, 68 х 48,2 см., частное собрание.

Он занимается у известного советского живописца, графика и педагога Александра Адольфовича Деблера (1908–1981), выдающегося советского живописца, графика и педагога, профессора и будущего академика АХ СССР Юрия Михайловича Непринцева (1909–1996), замечательного советского живописца, графика и педагога, будущего заслуженного деятеля искусств РСФСР Михаила Георгиевича Платунова (1887–1972) и известного ленинградского живописца и педагога Александра Израилевича Сегала (1905–1971).
«Окраина Перми», 1970 год, бумага тонированная, акварель, гуашь, графитный карандаш, Пермская государственная художественная галерея.

В годы обучения в Репинке начинается и профессиональная карьера Саксона как художника. Во время обучения была организована выездная театральная бригада, в результате деятельности которой Владимир Саксон стал автором сценографий к спектаклям «Трембита» и «Вольный ветер». В этой связи стоит отметить, что и дипломной работой выпускника Саксона, когда он в 1954 году оканчивал институт по мастерской Михаила Павловича Бобышека (1885–1964), заслуженного советского театрального художника, живописца, графика и педагога, стало оформление эскизов, костюмов и декораций к спектаклю «Садко» Н. А. Римского-Корсакова.
«Сумерки. Нижняя Курья», 1956 год, бумага тонированная, акварель, гуашь, графитный карандаш, Пермская государственная художественная галерея.

После окончания Репинки Владимир Станиславович уехал по распределению в Пермь, где ему предстояло работать художником в местном театре оперы и балета. В архивах театра и по сей день хранятся созданные художником эскизы костюмов и декораций к многочисленным спектаклям, шедшим в те годы на сцене театра. Одновременно художник работал по договорам с местным отделением Художественного фонда как живописец и график, а в 1956 году был принят в члены Пермского союза советских художников.
«Маленький дворик в Бухаре», 1962 год, холст, масло, 40,5 х 23 см., частное собрание.

Не прерывал все эти годы художник связи и с родным Ленинградом, с 1955 года участвуя в ленинградских и всесоюзных выставках Союза художников. В город на Неве Саксон вернулся в 1958 году. Активно сотрудничал с Художественным фондом, иллюстрируя книги в издательствах «Детская литература» и «Московский рабочий». В этой связи стоит отметить, что книжная графика была для Саксона излюбленной сферой творчества. С особенным удовольствием он создавал иллюстрации для поэтических изданий В. Солоухина, В. Фёдорова, Б. Корнилова.
«Поселок Хужир на берегу Байкала», 1958 год, картон, масло, 49 х 21,5 см., частное собрание.

Не прекращалась в эти годы и творческая деятельность художника. Экспериментируя в разных художественных жанрах, Владимир Саксон писал пейзажи, портреты, натюрморты, при этом работая не только в станковой, но и в монументальной живописи. Развитие его живописной манеры последовательно шло от традиционного пленэрного письма 1950-х годов к усилению декоративности колорита и локальности цвета, условности и некоторой обобщенности рисунка.
«Зима», 1969 год, холст, масло, Астраханская картинная галерея имени П.М.Догадина.

Он часто ездил в творческие командировки, предпочитая живую и активную работу на натуре спокойной и размеренной работе в мастерской. Он вообще любил путешествовать. Совершая поездки на Байкал, в Киргизию, в Тюмень, Саяны, он везде вдохновлялся местной природой, и как результат на холсте появлялись изысканные пейзажи, полные лирического упоения или восторженного восхищения увиденной красотой.
«Ангара», 1958 год, картон, масло, 17,4 х 49 см., частное собрание.

Много работал Саксон и на творческой базе ленинградских художников в Старой Ладоге, в Горячем Ключе, на академической даче в Гурзуфе. В 1960 году художник был принят в члены Ленинградской организации Союза художников РСФСР. В восьмидесятых годах художнику было поручено создать пять фресок для Адмиралтейского завода в Ленинграде, отражающих славную историю российского флота. К сожалению, фрески были уничтожены, и мы можем оценить уникальный характер этой работы только на основе архивных чертежей.
«Ленинградский судостроительный», 1984 год, холст, масло, 150 х 500 см., Пермская художественная галерея.

Творческое наследие Владимира Станиславовича Саксона обширно и многообразно. Среди его живописных произведений хочется отметить картины «Байкал, Большие Коты» (1958), «Улица Нижнего Ангарска», «Чинят сети», «Хужир» (все 1959), «В горах Тянь-Шаня», «Вечерний натюрморт» (обе 1961), «Морские рыбы», (1965), «Утро» (1968), «Витрина», «В Эрмитаже» (все 1969), «Портрет Н. Г. Леоновой» (1970), «Река», «Ночь» (все 1971), «Женский портрет» (1972), «Апрель», «В Доме творчества» (обе 1973), «Ночь», «Тополь», (все 1975), «Бельё» (1982).
«Байкал. Большие Коты», 1958 год, холст, масло 34,5 х 49,3 см., Астраханская картинная галерея им. Доганина.

Владимир Станиславович Саксон скончался 13 марта 1988 года в Ленинграде на шестьдесят первом году жизни. В 1993 году состоялась посмертная персональная выставка Саксона в ЛОСХ, а в 2007 году состоялась персональная выставка художника в художественной галерее «Арка» (Санкт-Петербург).
На открытии выставки Владимира Станиславовича Саксона (Март 2007)

Сегодня работы Владимира Станиславовича Саксона находятся в собраниях Пермского государственного музея, музея Академии художеств имени И. Е. Репина, Новокузнецкого музея искусств, Астраханской государственной галереи, Музея изобразительного искусства Брно (Словакия), а также в многочисленных частных собраниях в России, Японии, США, Канады, Франции, Германии, Италии и Китая.
«Владимирские проселки (В. Солоухин)», 1967 год, холст, масло, 80 х 200 см., Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Двести лет Академии художеств СССР: каталог выставки. Л.; М.: Искусство, 1958.
2. Таганов В. Владимир Саксон. Вечерний натюрморт //Художник. 1962. № 8.
3. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987.
4. Связь времён. 1932–1997. Художники — члены Санкт-Петербургского союза художников России: каталог выставки. СПб.: ЦВЗ «Манеж», 1997.
5. Русская деревня. Выставка произведений петербургских художников. Живопись. Графика. СПб., Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1998.
6. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.
7. Логвинова Е. В. Владимир Саксон. Живопись. СПб., 2007.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»