Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 416. Семёнов Александр Михайлович (Alexander Semyonov) (1922-1984).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Александр Михайлович Семёнов — замечательный советский художник, живописец, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Александр Михайлович Семёнов родился в Торжке. Способности к рисованию проявились рано. Окончил Таврическое художественное училище. Работал в ЛенИзо, где по заказам писал в Русском музее копии с произведений И. И. Шишкина, И. Е. Репина, И. И. Левитана, постигая искусство великих русских мастеров. Фронтовик. После окончания войны вернулся в Ленинград. В 1957 году был принят в члены Ленинградского союза художников. С конца 1950-х годов основной темой творчества Семёнова становится городской пейзаж, а излюбленными сюжетами — улицы, мосты и набережные Ленинграда.

Много работая на пленэре, Александру Семёнову удалось создать в своих произведениях волнующий и достоверный образ Ленинграда эпохи 1960–1970 годов, сочетающий узнаваемые черты и проницательный личный взгляд художника. Произведения Семёнова — это достоверные художественные свидетельства недавнего прошлого города на Неве, убедительно передающие ощущение своего времени, характерного течения ленинградской жизни.

Рассказ об этом истинно ленинградском художнике, работы которого находятся в различных художественных музеях России и многочисленных частных собраниях у нас в стране и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Размышляя о творчестве Александра Семёнова, об особой притягательности его ленинградских пейзажей, всегда приходишь к выводу, что Ленинград Семёнова — это именно тот единственный город, тот свет, воздух, те краски, которые ни с чем не спутать. Для современников он живет в памяти как автор многочисленных этюдов и городских пейзажей, в которых талантливо передал свое ощущение Ленинграда 1950–1980-х годов. При встрече с его работами мы обращаем на них внимание. Они оставляют свой след в душе, остаются в сознании как образы, связывающие одних с годами юности, других с почти неизвестной и противоречивой эпохой» (С. В. Иванов, искусствовед).
«Вид на Смольный собор в Ленинграде», 1974 год, картон, масло, 70 х 60 см., частное собрание.

Александр Михайлович Семёнов родился 18 февраля 1922 года в небольшом городке Торжке, расположенном в предгорье Валдайской возвышенности, на обоих берегах реки Тверцы — левого притока Волги, в семье рабочего-переплетчика. Бывший крупный торговый центр на пути в Новгород и Петербург из южных районов Руси и до середины XV века — пограничный город Новгородской республики, город сохранял прелесть уютных старых улочек с домами в резных наличниках окон, архитектурные памятники XVII–XIX веков, храмы, Борисоглебский и Воскресенский монастыри.
«Улица в старом Торжке», 1966 год, холст, масло, 41 х 58 см., частное собрание.

Здесь среди заливных лугов и бескрайних просторов по обе стороны Тверцы, среди удивительных красот исконно русской природы и прошли детские годы мальчика Саши, о которых он будет часто с любовью вспоминать, став уже известным и заслуженным живописцем Александром Семёновым. Семья Семёновых — отец Александра Михаил Фёдорович был родом из Петербурга, а мать Елизавета Карповна (в девичестве Дикарёва) родом из Торжка — была дружной. Жили небогато, а кто в те годы испытывал достаток?.. но и особой нужды не испытывали.
«Летний день», 1951 год, картон, масло, 24,7 х 34,7 см., частное собрание.

«Солнечный день», 1973 год, картон, масло, 42 х 50 см., частное собрание.

Каких-либо перспектив в небольшом уездном городке, хоть и с богатой историей, не было, и поэтому, когда главе семейства предложили должность начальника переплетного цеха в Ленинграде, семья без особого сожаления снялась с насиженного места и отправилась в родной для Михаила Фёдоровича город. Отец занял предложенную должность, а мама устроилась ткачихой на одно из местных предприятий.
«На Суворовском проспекте в Ленинграде», 1975 год, картон, масло, 58,5 х 71 см., частное собрание.

Ленинград в буквальном смысле ошеломил юного Александра, влюбив в себя с первого взгляда и с первой встречи бесповоротно и, как оказалось, навсегда. Видавшему виды древней архитектуры купеческого Торжка пареньку из далекой глубинки было все интересно в этом, поначалу незнакомом для него городе на тридцати трех островах, имевших официальные названия, разделенном бесчисленными реками и каналами на части, одна живописней другой. А еще Кронштадт и прекрасные пригороды, которые тоже были основательно изучены и освоены со временем. Все это, пройдет время, станет основной темой творчества одного из самых ярких ленинградских живописцев Александра Семёнова, а пока нашему герою еще только предстояло приобщиться к удивительному миру изобразительного искусства.
«Ленинградская тема», 1974 год, холст, масло, 60 х 50 см., частное собрание.

И произошло это здесь, в прекрасном городе на берегах величественной Невы. Впоследствии, когда у Александра Семёнова спрашивали, что же явилось причиной, благодаря которой у обычного городского паренька из глубинки появилось острое желание рисовать, непременно стараясь перенести увиденное на бумагу или холст, с которым на первых порах были определенные проблемы, художник всегда в недоумении разводил руками. Родители его были далеки от живописи, да и в роду Семёновых, как, впрочем, и Дикарёвых, художников отродясь не было. Возможно, причиной всему был этот удивительный город, который никого и никогда не оставлял равнодушным.
«Суворовский проспект», 1980 год, холст, масло, 60 х 69,5 см., частное собрание.

Родители были искренне удивлены увлечению сына, но его последующему выбору препятствовать не стали, и 1937 году Александр поступает в Ленинградское художественное училище, располагавшееся на Таврической улице в доме 35 и получившее неофициальное название Таврическое училище. Училище имело славную историю, которую вело еще с 1839 года, когда в здании Петербургской таможни членом-корреспондентом Академии наук К. Х. Рейссигом была основана Рисовальная школа для вольноприходящих. В 1858 году школа была передана Обществу поощрения художеств. В 1878 году школа переехала на Большую Морскую улицу, 38, где в 1906–1918 годах ее возглавлял не кто иной, как сам Николай Константинович Рерих (1874–1947).
«Зимний лес», 1963 год, картон, масло, 49,5 х 70 см., частное собрание.

Училище в те годы имело прекрасный профессорско-преподавательский состав. Семёнову довелось учиться у известного ленинградского живописца и графика (офортиста и ксилографа), педагога Александра Александровича Громова (1996–1956), замечательного советского живописца и педагога, мастера портрета, будущего профессора и доктора искусствоведения Виктора Михайловича Орешникова (1908–1987), известного ленинградского художника-графика и педагога Владимира Николаевича Левитского (1879–1942) и замечательного советского живописца, графика Мариам Аршаковны Асламазян (1907–2006).
«Озеро Чикино», 1978 год, холст, масло, 60 х 80 см., частное собрание.

Перед самой войной, в 1940 году, Александр Семёнов успешно окончил училище, остался жить в Ленинграде, поступив на работу в ЛенИзо, где по заказам писал в Русском музее копии с произведений И. И. Шишкина (1832–1898), И. Е. Репина (1844–1930) и И. И. Левитана (1860–1900), постигая искусство великих мастеров и оттачивая свое собственное мастерство.
«Дворик в Старой Ладоге», 1974 год, картон, масло, 50 х 70 см., частное собрание.

22 июня 1941 года Александр Михайлович встретил в ставшем для него уже родным Ленинграде. Вместе со всеми услышал голос Левитана со страшным известием: война! Далее был призывной пункт и — добровольцем на фронт. Участвовал рядовым в кровопролитных сражениях под Пулковом. В августе 1941 года у станции Волосово попал в плен и прошел все испытания войны от начала до конца. Был награжден медалью «За победу над Германией». В 1946 году возвратился в Ленинград.
«Весна», 1977 год, картон, масло, 50 х 60 см., частное собрание.

Принимал самое активное участие в восстановлении пережившего трагическую и героическую блокаду города. Работая по договорам в ЛенИзо, много времени посвящал пленэрам в живописных ленинградских пригородах Рождествено, Выра, Даймище. Этим местам Семёнов оставался верен долгие годы, приезжая сюда каждое лето. Именно здесь художник создал большое количество этюдов и полотен, многим из которых суждено было стать настоящими шедеврами. Среди них «Летний день» (1951), «Куст сирени» (1969), «Ветреный день» (1976), «Проясняется» (1976), «Озеро Чикино» (1978), «Деревня Грязно» (1978), «Тропинка в Рождествено» (1979), «Ветреный день в Грязно» (1980) и другие.
«Деревня Грязно», 1978 год, картон, масло, 57 x 77 см., частное собрание.

Начиная с 1954 года Александр Михайлович Семёнов активно участвует в различных выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Первыми на суд зрителей были представлены работы, привезенные художником из творческих поездок на Урал и Алтай: » Алтайские горы. Черга» (1954), «Алтай. Район Шебалино», «Алтай. У Сешинского перевала» (обе 1954), «Кузнечный цех» (1956), «На Чусовом заводе», «Прокатный цех» (обе 1957) и другие. В них отчетливо проявлялось умение мастера быстро воплощать главную живописную идею, передать основные цветовые отношения и состояние световоздушной среды.
«Алтайские горы. Черга», 1954 год, картон, масло, 21,5 х 35 см., частное собрание.

Творчество Семёнова было оценено, и в 1957 году Александр Михайлович был принят в члены Ленинградского союза художников. В том же году в числе ведущих ленинградских живописцев художник участвовал во Всесоюзной художественной выставке в Москве.
«Металлургический завод», 1960 год, картон, масло, 29,5 х 44,5 см., частное собрание.

Затем последовали творческие командировки в Ярославль, Ростов, Псков, на родину в Торжок и работа на творческой базе ленинградских художников в Старой Ладоге на Волхове. Результатом явились написанные там работы, которые впоследствии составят важную часть творческого наследия Семёнова. Среди них «Зимний лес» (1963), «В Старой Ладоге» (1964), «Дворик в Ростове Великом» (1965), «Зима в Старой Ладоге» (1969), «Полдень» (1971).
«В Старой Ладоге», 1964 год, картон, масло, 25 x 34,7 см., частное собрание.

Много работая на пленэре, Семёнов умело создавал в своих произведениях волнующий, поэтичный и вместе с тем достоверный образ Ленинграда эпохи 1960–1970 годов, сочетающий узнаваемые черты и проницательный личный взгляд мастера. Особое тяготение художника к натурной живописи подсказало Семёнову направление дальнейших творческих поисков, помогло в выборе главной темы творчества, отвечавшей его темпераменту и живописному дарованию. С конца 1950-х такой темой становится городской пейзаж, а излюбленными сюжетами — улицы, мосты и набережные Ленинграда.
«На Староневском проспекте», 1968 год, холст, масло, 42 х 51,8 см., частное собрание.

Семёнов воплотил их в своих многочисленных натурных этюдах и картинах, внеся, таким образом, заметный вклад в современную иконографию Ленинграда. Среди работ, показанных на выставках тех лет, картины « Дождливый день в Ленинграде» (1958), «После дождя» (1960), «Ленинград. Утро» (1969), «Мойка», «Исаакиевская площадь», (все 1961), «Ленинград» (1975), «Кировский проспект» (1965), «Ленинград. Улица Фурманова» (1976) и другие.
«Дождливый день в Ленинграде», 1958 год, холст, масло, 36 х 60 см., частное собрание.

Живопись Александра Семёнова очень узнаваема, и этот узнаваемый почерк художника в целом сложился к середине 1960-х годов. Его яркими, отличительными чертами явились искусное владение натурой, широкое письмо, яркий насыщенный колорит и точность в передаче цветовых отношений. Обобщенный рисунок кистью наряду с активным использованием мастихина разнообразили фактуру письма, позволяя достигать единства замысла и технических приемов его воплощения.
«Прояснение», 1976 год, холст, масло, 60,5 х 73 см., частное собрание.

Работы художника отличаются искренностью и правдивостью, им присущи свежесть взгляда, возвышенное мироощущение, декоративность. На выставках они неизменно обращали на себя внимание цельностью образа, артистизмом исполнения, достоверностью передачи того или иного состояния природы.
«Облачный день», 1981 год, картон, масло, 50 х 70 см., частное собрание.

В городском пейзаже Семёнова всегда присутствуют настроение, свежесть и непосредственность первого впечатления. Многие полотна мастера попросту перерастают сюжетные рамки и воспринимаются уже как обобщенный, поэтичный и необыкновенно выразительный образ современного Ленинграда тех лет, тонко соединивший в себе жанр городского пейзажа с пейзажем настроения. В них убедительно передано ощущение своего времени, характерного течения ленинградской жизни.
«Нева у Литейного моста», 1982 год, картон, масло, 60 х 78 см., частное собрание.

Семёнов очень любил писать город на Неве в столь привычную для него дождливую погоду, и часто писал его таким с особым настроением, уделяя внимание замысловатой игре отражений на мокром асфальте, блестящим от дождя крышам машин и спешащим по своим делам пешеходам под зонтиками. Эта тема развивалась им на протяжении десятилетий и отражена в работах «Дождливый день» (1958), «Дождливый день в Летнем саду» (1961), «На Дворцовой площади», «На Кировском проспекте» (обе 1965), «Невский проспект» (1977), «Малая Садовая улица в Ленинграде» (1979), «Невский проспект в дождь» (1983).
«Малая Садовая улица в Ленинграде», 1979 год, картон, масло, 70 х 60 см., частное собрание.

На протяжении всей жизни художника неизменно тянуло в родной Торжок, где им было написано немало задушевных пейзажей. Среди них «Улица в Торжке» (1966), «Торжок. Дождливый день» (1971), «Торжок утром», «Торжок. Вечерний пейзаж с колокольней» (обе 1972), «Солнечный день в Торжке» (1973). Каждый раз, открывая в знакомом городе что-то новое по сравнению с вѝдением в предыдущий приезд, художник неизменно сокрушался тому, что город уже совсем не тот, каким был раньше, в годы его детства. Родные постепенно уходили, речка Тверца, в которой купался мальчишкой, мелела, а рыба исчезала…
«Солнечный день в Торжке», 1973 год, холст, масло, 55 х 83 см., частное собрание.

Художник неизменно возвращался из таких поездок с некоторой грустью, и только работа возвращала его в привычную колею. Он брал этюдник и вновь отправлялся в город, писал его улицы, площади, скверы и парки и словно подзаряжался столь необходимой для каждого творческого человека энергией. Город питал его жизненными соками и вдохновлял на новые произведения.
«Ленинградские мосты», 1977 год, холст, масло, 60 х 72 см., частное собрание.

Интересны пейзажи вечернего Ленинграда в исполнении Семёнова, над которыми художник работал в 1970-е годы. Среди них «Ленинград ночью» (1972), «Вид на Смольный собор» (1974), «Ночные огни», «Ночь на Исаакиевской площади» (обе 1978). Взгляд Семёнова на городской пейзаж неотделим от повседневных ощущений простого горожанина — его современника, скрытого за горящими разноцветными огнями окон домов, магазинов, кафе, за стеклами троллейбусов и трамваев. В искусстве ему была чужда любая отстраненность, поверхностное фотографическое воспроизведение городских достопримечательностей.
«Ночь на Исаакиевской площади», 1978 год, картон, масло, 60 х 60 см., частное собрание.

В 1970-е годы работы Семёнова представляли советское искусство на выставках в Японии, позднее, в 1990-е, — на аукционах и выставках русской живописи во Франции, Италии, Англии, США, где его творчество приобрело своих почитателей. Первая персональная выставка произведений Александра Михайловича Семёнова состоялась в 1979 году в Ленинграде на прославленном Металлическом заводе, у которого сложились в то время прочные отношения со многими ленинградскими художниками.
«Литейный мост на Неве в Ленинграде», 1982 год, картон, масло, 60 х 80 см., частное собрание.

Александр Семёнов занимал мастерскую в знаменитом Доме художников на Песочной набережной, но не будет преувеличением сказать, что главной его мастерской были улицы, мосты и набережные Ленинграда. Написанные в разное время года, при разной погоде и освещенности, они всегда имеют свой характер и настроение. Далеко не каждому город так открывается, не каждому художнику было дано постичь его так, как Александру Михайловичу Семёнову. Он же всецело осознавал свой удивительный дар и свое особое предназначение. Сегодня его произведения воспринимаются как достоверные художественные свидетельства недавнего времени. И в этом главный секрет их успеха.
«Китайская деревня в Пушкине», 1967 год, картон, масло, 39 х 59,5 см., частное собрание.

Последнее лето своей жизни Александр Михайлович Семёнов провел в деревне Даймище. У него были большие планы, для работы было заготовлено много холстов разных размеров.
«Лето», 1979 год, холст, масло, 60 х 70 см., частное собрание.

Он ушел из жизни 23 июня 1984 года в той самой деревне, в которой провел много прекрасных дней, бродя с этюдником по окрестным лугам, проселкам и лесным дорожкам.
«Ферма», 1950 год, картон, масло, 22,7 х 41,2 см., частное собрание.

В 1987 году в залах ЛОСХ состоялась выставка произведений Александра Семёнова, показанная затем в городах Ленинградской области. В наши дни произведения художника украшают экспозиции многочисленных художественных музеев России, а также частных собраний в России, США, Финляндии, Франции, Японии и Китая. Частые и желанные гости они и на многочисленных западных аукционах современной живописи. Несмотря на уход мастера, произведения Александра Михайловича Семёнова продолжают жить и сегодня, неизменно вызывая в сердцах людей благодарные чувства.
«Нева около моста Петра Великого», 1966 год, картон масло, 59,5 х 50 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1955 года: каталог. Л., 1956.
2. Всесоюзная художественная выставка, посвященная 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции: каталог. М., 1957.
3. Изобразительное искусство Ленинграда: каталог выставки. Л., 1976.
4. Exhibition of modern Soviet Painting. Tokyo, 1976.
5. Александр Михайлович Семёнов. Выставка произведений / вступ. ст. Д. П. Бучкина. Л., 1987.
6. Painture Russe. Catalogue. Paris. Drouot Richelieu. 26 April, 1991.
7. Живопись 1940–1990 годов. Ленинградская школа. Выставка произведений. СПб., 1996.
8. Семёнов А. М. Малая Садовая / А. Цыганов. Чтобы собирать такие картины, надо быть немного романтиком // Невское время. 1996. 13 марта.
9. Семёнов А. М. Малая Садовая / С. Федоров. Весна в городе и натюрморт с вербами // Смена. 1996. 6 марта.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»