Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 415. Натаревич Михаил Давидович (Mikhail Natarevich) (1907-1979).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Михаил Давидович Натаревич — замечательный советский художник, живописец, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Михаил Давидович Натаревич родился в городе Витебске. Получил первоначальное художественное образование в студии Ю. Пэна, живописца и педагога, окончившего Императорскую Академию художеств в Петербурге. После окончания подготовительных классов при Всероссийской Академии художеств обучался на живописном факультете Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Окончил ЛИЖСА по мастерской Бориса Иогансона. Фронтовик. Участвовал в ожесточенных боях на Карельском фронте в должности командира взвода связи.

После демобилизации Михаил Натаревич преподавал на кафедре рисунка Репинки и в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной. С 1947 года – постоянный участник городских, республиканских и всесоюзных художественных выставок. Писал жанровые и историко-революционные композиции, портреты, пейзажи. Работал в технике масляной и темперной живописи.

Рассказ об этом интересном художнике, работы которого находятся в Государственном Русском музее, а также в других музеях и частных собраниях России, Великобритании, Германии, Франции и США, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Михаил Давидович Натаревич родился 29 сентября 1907 года в городе Витебске в обеспеченной еврейской семье. Родители мальчика всеми силами стремились дать детям приличное образование, всячески поддерживая любые проявления у них творческого начала. Поэтому неудивительно, что когда у юного Михаила появился интерес к рисованию, родители отнеслись к этому с пониманием и привели его учиться живописи в студию Юделя Моисеевича Пэна (1854–1937) — живописца и педагога, выпускника столичной Императорской Академии художеств, видного деятеля «еврейского ренессанса» в искусстве начала XX века.
Пэн Юдель Моисеевич «Автопортрет».

Вообще стоит отметить, что частная школа рисования и живописи Юделя Пэна представляла собой уникальное явление в культурной жизни не только Витебска, но и всей царской России того времени, являясь, по сути, первым в стране еврейским художественным училищем, которое действовало до 1918 года, а позже было преобразовано Марком Шагалом в Витебское художественное училище, просуществовавшее до 1941 года.
Витебское народное художественное училище, 1919 год.

«В первый раз я узнал о существовании Пэна, когда ехал как-то на трамвае вниз к Соборной площади, и мне бросилась в глаза белая на синем фоне надпись: «Школа живописи Пэна». «Ого! — подумал я, — какой культурный город наш Витебск!», — вспоминал позже его ученик, известнейший художник-авангардист Марк Шагал в своей книге «Моя жизнь». В мастерской Пэна обычно занимались не более 25 человек, и большинство — из еврейских семей, что вполне объяснимо, ибо более 52% населения Витебска на тот момент составляли евреи. Занятия в школе проходили пять дней в неделю. Пэн, как и многие его ученики, праздновал шаббат, ходил в синагогу, а воскресенье посвящал работе над собственными картинами. Как вспоминал скульптор Заир Азгур, «Юрий Моисеевич любил учить и любил, чтобы у него было много учеников. Это его даже вдохновляло на собственное творчество».
«Мороз», 1969 год, холст, масло, 60 х 70 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Учениками Юделя Пэна в разные годы были Лев Зевин (1903–1942), Реймонд Брайнин (1908–2000), Лазарь Лисицкий (1890–1941), Ева Левина-Розенгольц (1898–1975), Илья Мазель (1890–1967), Оскар Мещанинов (1884–1956), Александр Ахола-Вало (1900–1997), Ефим Минин (1897–1937), Осип Цадкин (1890–1967), Марк Шагал (1887–1985), Елена Кабищер (1903–1990), Заир Азгур (1908–1995), Соломон Юдовин (1892–1954), Давид Якерсон (1896–1947), Илья Чашник (1902–1929). Попасть в школу было достаточно сложно, а учеба в ней считалась большой удачей. Именно здесь и делал первые шаги в своем художественном образовании будущий живописец Михаил Натаревич.
Годовщина Витебского Народного художественного училища, 1920 год. Лев Зевин (1й ряд, пятый справа), 2й ряд: Лисицкий, Якерсон, Пэн, Шагал, Малевич, Ермолаева.

Октябрьский переворот художник встретил весьма настороженно, поначалу не понимая лозунгов победившего пролетариата и не принимая активного участия в художественном оформлении происходивших на его глазах преобразований. Переехал в Москву, работал бутафором в московских театрах, однако деятельность театрального художника не увлекла. Творчеством в этот период занимался мало, работы этого периода практически не сохранились.
«Вечерний туалет», 1962 год, холст, темпера, 50 х 49,5 см., частное собрание.

В 1929 году Михаил Натаревич был призван на службу в ряды Красной армии. Службу проходил в полку связи в Московском военном округе. Занимался оформительской деятельностью и после демобилизации уехал в Ленинград, где в 1932 году поступил в подготовительные классы при Всероссийской Академии художеств. После двухгодичного обучения в 1934 году был зачислен на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Педагогами по рисунку у Натаревича были известный русский советский живописец, график, профессор Михаил Давидович Бернштейн (1875–1960) и заслуженный советский живописец, график, профессор Семён Львович (Шимон Лейбович) Абугов (1877–1950), а по живописи — известный русский и советский живописец Александр Иванович Савинов (1881–1942).
«Пляж», 1974 год, холст, масло, частное собрание.

Педагоги отмечали природное дарование своего студента, отдавая должное его упорству и удивительной работоспособности, позволявшей успешно осваивать непростой академический курс. Михаил Натаревич всегда очень тепло отзывался еще об одном своем наставнике — замечательном советском художнике и педагоге, одном из ведущих представителей социалистического реализма в живописи, профессоре Борисе Владимировиче Иогансоне (1893–1973), по мастерской которого в 1940 году оканчивал институт с дипломной работой «Котовский».
«Открытый день», 1957 год, картон масло 32,8 х 31,5 см., частное собрание.

Тепло отзывался о своем выпускнике и Борис Владимирович, благодаря ходатайству которого молодой выпускник Михаил Натаревич в том же году был принят на кафедру рисунка института в качестве преподавателя. Это ли был не успех? Но началась война, страшное испытание для всего советского народа, которой суждено было нарушить многие планы и поломать многие судьбы…
Семья Михаила (в 1936 году он женился на студентке второго курса архитектурного факультета института Ольге Раевской, и в 1940 году у них родился сын Аркадий) осталась в Ленинграде, а сам он ушел на фронт.
«Возрождение», 1947 год, холст, масло, частное собрание.

С первых дней Великой Отечественной войны Михаил Натаревич был в действующей армии, участвовал в боях на Карельском фронте в должности командира взвода связи. Был награжден медалями «За оборону Советского Заполярья», «За Победу над Германией». Демобилизовался в 1945 году в звании лейтенанта.
«Деревенские плотники», 1974 год, холст, темпера, частное собрание.

После демобилизации Михаил Давидович вернулся в Ленинград, с 1945 по 1951 год преподавал на кафедре рисунка Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, в 1955–1956 годах преподавал рисунок в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной. Ему нравилась преподавательская работа, но она отнимала слишком много времени, не оставляя его для творчества. Тем не менее, все эти годы Натаревич не забывал творчество, старательно восстанавливая утраченные за годы войны навыки, а затем работая в поисках собственной темы, героя и живописного языка.
«Возрождение», 1951 год, холст, масло, частное собрание..

Михаил Натаревич пробовал свои силы в различных художественных жанрах, писал жанровые и историко-революционные композиции, портреты, пейзажи. Часто обращался к событиям и героям Октябрьской революции 1917 года. Работал он в технике масляной и темперной живописи.
«Посещение В.Лениным первого рабочего Санатория в Петрограде», 1946 год, холст, масло, 46,5 х 75 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

В конце 1940-х — начале 1950-х годов художник обращается к теме подвига советского народа в годы войны. Написанные в этот период произведения являются как бы продолжением и обобщением опыта, накопленного при работе над дипломной картиной. В них художник подтверждает профессиональное владение мастерством жанриста в духе классических традиций построения бытовой картины.
«Из госпиталя». 1954 год, холст, масло, Художественный музей, Витебск.

В работах более позднего периода конца 1950-х годов в творчестве художника появляется тема молодости, молодого современника, нового облика страны. Показательна в этом плана работа «Студенты на мосту» (1957), отмеченная в год написания дипломом Всесоюзной художественной выставки. С нее и начинается поворот к обретению нового образного языка в творчестве мастера.
«Студенты на мосту», 1957 год, холст, масло, 100 x 150 см., частное собрание.

Работы художника начала 1960-х годов характеризуются в первую очередь формированием в них индивидуального, хорошо узнаваемого почерка. Его отличительными чертами являются обобщенность формы и цвета, общее усиление декоративности живописи и особое внимание к пластической выразительности композиции. В это время художник начинает отдавать предпочтение технике темперной живописи, которая в большей мере отвечала поставленным задачам.
«У старой яблони», 1977 год, холст, масло, 100 х 100 см., частное собрание.

В 1960-е — 1970-е годы Михаил Натаревич уделяет значительное внимание теме современной деревни, материал для которой находит под Ленинградом на Оредеже, где работает каждое лето. Его деревенские образы характеризуют художника как удивительно тонкого, порой даже ироничного мастера глубокого поэтического дарования. В этом отношении очень интересны работы «Вечер» и «Полдень» (обе 1959–1960 годы, из серии «Простые люди»), «В субботний день» (обе 1961), «У автобусной остановки» (1968), «Механизаторы» (1964), «Выборы в деревне» (1975), «Вечер», «Суббота», «У старой яблони» (все 1977), «Встреча стада» (1977).
«Выборы в деревне», 1975 год, холст, темпера, частное собрание.

Жанровое разнообразие картин Михаила Натаревича велико: пейзажи, портреты, исторические работы. Его интересовали и участники Октябрьской революции, и герои Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления страны, и представители молодого поколения, и образ молодости в целом. Художник всегда выбирал не острые, стрессовые моменты, а останавливал свой взгляд на повседневной жизни обыкновенных людей. Говоря о творчестве мастера, нельзя также не упомянуть жанр женского портрета.
«Юность», 1957 год , картон, масло, 50 х 40 см., частное собрание.

Тема материнства интересовала Натаревича всегда. Семейные ценности, тема отцов и детей, семейного долга также находили свое отражение в картинах Михаила Давидовича. Среди произведений, вошедших в творческое наследие живописца, работы «Гражданин» (1946), «Три возраста» и «В санатории. Мать и дитя» (обе 1961), «Молодые мамы» (1964), «Первенец» (1971), «Материнство», «Бабушка» (обе 1973). В них художник мастерски воспевает возвышенную красоту материнского чувства и показывает свое особое отношение к таким непреходящим ценностям, как семья, сыновний и отцовский долг.
«Гражданин», 1946 год, холст, масло, частное собрание.

Прекрасно передавая атмосферу жизни своего современника, Натаревич практически всегда отказывался от деталей в своих картинах, считая наиболее важным пластику тела, способную наилучшим образом выразить характер человека. Особняком в его творчестве стоит серия картин-портретов «Портрет Пабло Пикассо» (1969), «Портрет скульптора Н. Могилевского» (1969), «Марк Шагал» (1972), выросших на изучении творчества портретируемых и отличающихся не только колоритом, композиционным строем, но и самим подходом к теме, хотя главным в них остается для художника человек, его внутренний мир.
«Портрет Пабло Пикссо», 1969 год, холст, темпера, Художественный музей, Витебск.

Первая выставка с участием работ Натаревича состоялась в 1941 году. С 1947 года Натаревич — постоянный участник городских, республиканских и всесоюзных художественных выставок. В 1946 году Михаил Натаревич был принят в члены Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Считается одним из самых ярких представителей ленинградской школы живописи. Персональные выставки его произведений были показаны в 1983 году в Ленинградском союзе художников и в 2008 году — в Государственном Русском музее.
«Мальчики», 1974 год, холст, темпера, 110 х 150 см., частное собрание.

Михаил Давидович Натаревич скончался 23 февраля 1979 года в Ленинграде на семьдесят втором году жизни. Его произведения находятся в Государственном Русском музее, в других музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Германии, Франции, США и других странах.
«На мосту», 1957 год, холст, масло, частное собрание.

29 ноября 2007 года в корпусе Бенуа открылась выставка, приуроченная к 100-летию со дня рождения Михаила Натаревича. В экспозиции было представлено 30 произведений живописи из собрания семьи художника, а также из коллекции Русского музея. Это работы 1960–1970 годов — наиболее насыщенного и плодотворного периода творчества мастера.
«Мать и сыновья», 1968 год, Холст, темпера, 170 х 144 см., Государственный Русский музей.

Данный выпуск подготовлен по материалам:
1. Бродский В. Жизнеутверждающее искусство // Ленинградская правда. 1957. 11 октября.
2. Передвижная выставка произведений ленинградских художников: каталог. Мурманск: ЛССХ, 1957.
3. Михаил Давидович Натаревич. Выставка произведений: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1982.
4. Справочник членов Союза художников СССР. М.: Советский художник, 1979. Т. 2.
5. Михаил Давидович Натаревич. Выставка произведений: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1982.
6. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1980.
7 Наш современник. Третья выставка произведений ленинградских художников 1973 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1974.
8. Выставки советского изобразительного искусства: справочник. 1941–1947 годы. М.: Советский художник, 1973. Т. 3.
9. Визирякина Т. Эпоха. Время. Художник // Невское зеркало. 1996. № 7.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»