Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 413. Николаев Ярослав Сергеевич (Yaroslav Nikolaev) (1899-1978).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Ярослав Сергеевич Николаев — известный советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный художник РСФСР, член Ленинградского союза художников.

Ярослав Сергеевич Николаев родился в городе Шяуляй Ковенской губернии. Его первым учителем живописи был Николай Смолин, ученик Николая Фешина, одного из наиболее ярких и самобытных представителей русского импрессионизма начала ХХ столетия. Посещал двухгодичную школу живописи, занимался в частной студии Казимира Зеленевского, ученика Клода Моне. Занятия в Иркутской государственной художественной студии-мастерской у Ивана Копылова во второй половине 1920-х годов завершили процесс обучения молодого живописца. С 1930 года жил и работал в Ленинграде.

Ярослав Николаев являлся членом Ассоциации художников революции (АХР), а после ее роспуска –– Ленинградской организации Союза художников СССР. В годы войны оставался в Ленинграде, участвовал в выпуске агитационных антигитлеровских плакатов. После войны возглавлял Ленинградский союз советских художников (1948–1951). В 1956 году художнику было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». В 1975 году Николаев был удостоен почетного звания «Народный художник РСФСР».

Рассказ об этом интересном художнике, ярком представителе ленинградской школы живописи продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Ярослав Сергеевич Николаев родился 30 апреля 1899 года в городе Шавли (Шяуляй) Ковенской губернии в семье юриста. Родители будущего живописца были культурными и образованными людьми: мама много времени посвящала литературе и, имея неплохие вокальные данные, занималась музыкой, а отец в свободное время увлекался акварелью на любительском уровне.Семья была дружная, и семейные отношения, основанные на любви и взаимном уважении, способствовали возникновению и развитию различных творческих начал у юного Ярослава. Сразу после его рождения Николаевы переехали в столицу, где проживали до 1906 года, когда в связи со служебными делами отца вынуждены были переехать в далекий уездный город Томск.
«Артиллерия на набережной», 1942 год, холст, масло, 53 x 80 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

Именно в Томске Ярослав пошел в гимназию и именно в Томске он увлекся рисованием, чем немало обрадовал родителей, видевших в приобщении к искусству залог создания фундамента, необходимого для формирования сына как культурного и образованного молодого человека. В 1914 году родители привели Ярослава для занятия живописью в студию к известному местному художнику-портретисту Николаю Фёдоровичу Смолину (1999–1962), который и стал первым педагогом будущего художника.
«Южный этюд.Горы», 1952 год, картон, масло, 12,3 х 19 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Николай Смолин, ученик самого Николая Ивановича Фешина (1881–1955), выдающегося мастера живописи и графики, яркого представителя импрессионизма и модерна, сразу распознал большое природное дарование своего юного ученика. Он много времени посвятил занятиям с Ярославом, и в 1917 году, после окончания Николаевым гимназии, рекомендовал его для продолжения обучения в частной двухгодичной школе живописи художника Казимира Казимировича Зеленевского (1888–1931), выпускника Краковской академии искусств и Венской академии художеств и ученика Клода Моне (1840–1926), основоположника и классика импрессионизма.
«Южный этюд. У моря», 1954 год, картон, масло, 12,3 х 19 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Казимир Зеленевский с 1917 года жил в Томске, организовал три персональные выставки и принял участие в 10-й периодической выставке Томского общества любителей художеств, где удостоился второй премии. Он являлся одним из организаторов школы живописи в Томске, в марте 1918 года преобразованной в Сибирскую народную художественную академию, и местной картинной галереи.
«И.В.Сталин в Туруханском крае», 1947 год, холст, масло, 179,5 х 254 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

С 1919 по 1930 год Ярослав Николаев жил и работал в Иркутске. Здесь в 1925 году он начал обучение в Иркутской государственной художественной студии-мастерской у Ивана Лавровича Копылова (1883–1941), известного художника, талантливого преподавателя живописи, основателя Иркутского художественного училища, положившего начало профессиональному художественногму образованию в Сибири. Обучение в студии Копылова завершилось в 1928 году, и этот год можно считать годом завершения периода ученичества и фактическим началом самостоятельного пути молодого живописца.
«Деревня Рождествено», 1952 год, холст, масло. 21,5 х 29,5 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

С сожалением приходится констатировать, что в наши дни сохранилось мало сведений о живописных и графических работах Николаева, выполненных до его переезда в Ленинград в 1930 году. Известно только, что до своего отъезда он некоторое время преподавал изобразительное искусство в школе-семилетке Иркутска, был членом Иркутского общества художников и участником ряда выставок в Иркутске: сибирских художников 1925 года и передвижной выставки общества художников «Новая Сибирь», посетившей Новосибирск, Омск, Томск, Красноярск и Иркутск.
«Лесная речка». 1971 год, холст на картоне, масло, 25,5 х 16 см., частное собрание.

В 1930 году Ярослав Николаев переезжает жить и работать в Ленинград, которому суждено было стать его второй родиной. Здесь он становится членом Ассоциации художников революционной России, а с 1932 года — членом Ленинградского союза советских художников. В предвоенное десятилетие он работает главным образом в жанре портрета и пейзажа.В эти годы он создает значительное, по отзывам современников, тематическое произведение «Колчаковщина», к сожалению, утраченное во время Великой Отечественной войны.
«Колчаковщина», 1936 год, холст, масло, 120 х 180 см., утрачена.

Произведения, позволившие Ярославу Николаеву войти в избранный круг известных мастеров советской живописи, художник создал уже в годы Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года он встретил в Ленинграде. Вместе со всеми участвовал в рытье окопов и создании укреплений на подступах к городу на Неве, по ночам тушил зажигалки, сбрасываемые на крыши с вражеских бомбардировщиков.
«Площадь Урицкого», 1941-1942 годы, холст, масло, 60 х 77 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

Все дни блокады Николаев провел в осажденном городе. Как и все ленинградцы, жил в условиях ежедневных вражеских обстрелов и бомбежек, голода и холода, был очевидцем ежедневных страшных человеческих трагедий. Но город жил, и город сражался, а вместе с ним сражался и художник Ярослав Николаев, работая над патриотическими плакатами для фронта и тыла. При этом, не делая скидок на усталость, он писал картины, занимался организацией художественных выставок.
«Блокадные зарисовки», 1942 год, холст, масло, собрание семьи художника.

«Блокадные зарисовки», 1942 год, холст, масло, собрание семьи художника.

В период блокады Ярослав Сергеевич не только не бросил творчество, напротив — творчество стало своего рода спасением в условиях голода и холода.
«Блокадные зарисовки», 1941 год, холст, масло, собрание семьи художника.

В конце войны он заканчивает эпическое полотно о блокаде Ленинграда «На Большую землю» (1945), ставшее документальным свидетельством художника о тех страшных и героических днях стойкости и мужества ленинградцев.
«На Большую землю», 1945 год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург.

В дни блокады в жизни Ярослава Николаева состоялась и счастливая для него встреча. Художник встретил женщину, ставшую ему верным и надежным спутником всей дальнейшей жизни. Ею была Мария Григорьевна Петрова — артистка, режиссер и диктор ленинградского радио, обладательница редкого по тембру и выразительности голоса, который во время войны стал своего рода позывным сигналом Ленинграда. После их знакомства Мария Григорьевна часто приходила к художнику позировать, а в 1943 году они поженились.
«Портрет Петровой Марии Григорьевны, Народной артистки РСФСР (Жена художника)»,1942 год, холст, масло. 140 х 90 см., частное собрание.

Свадьбу сыграли в здании Союза художников на Большой Морской, где в блокаду жили и работали некоторые художники, в числе которых был и Ярослав Николаев. Когда приглашенные на свадьбу гости вошли в комнату, где был накрыт праздничный стол, они лишились дара речи: стол ломился от яств, каких и до войны не каждому удалось попробовать. Не сразу они поняли, что и угощение, и фарфоровые тарелки на столе были нарисованы на картоне. А на настоящих тарелках лежали кусочки хлеба, которые молодоженам удалось сэкономить…
«Автопортрет», 1942 год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург.

После снятия блокады Ярослав Николаев участвовал в восстановлении любимого города. Наблюдая происходившие на глазах преобразования, он старательно переносил действительность на холст. Пропуская увиденное через себя, сопровождая это своими эмоциями и впечатлениями, Николаев создавал истинные документальные свидетельства тех лет, реальную художественную ценность которых в наши дни трудно переоценить. После войны Ярослав Сергеевич Николаев написал много картин о том, что видел сам и что пережила страна в годы войны и в период последующего восстановления.
«На всём пути народ стоял», 1957 год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург.

Писал художник и мирную жизнь — натюрморты и пейзажи. В 1948–1951 годах Николаев возглавлял Ленинградское отделение Союза художников, был председателем комиссии по охране памятников Ленинграда. В 1956 году ему было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР», в 1975 году — почетное звание «Народный художник РСФСР».
«Гнев и скорбь», 1960-е годы, холст, масло, Пермская государственная художественная галерея.

Особенностью творчества Ярослава Николаева было то, что процесс работы художника над каждым тематическим полотном всегда был длительным, основанным на тщательном сборе подготовительного материала. В процессе создания эскизов и этюдов всегда шел непростой, подчас мучительный поиск наиболее точной, подходящей формы окончательного варианта произведения.
Этюд к картине «Ветер», 1949 год, холст, масло, 65 x 50 см., Галерея Леонида Шишкина.

Это касалось также некоторых значительных портретов, в процессе работы над которыми автор, согласно воспоминаниям хорошо знавшего его художника Е. Е. Рубина, «старался войти в общение с портретируемым и увидеть его в самых разных ситуациях и обстановке».
«Портрет генерал-лейтенанта медицинской службы В.Воячека», 1971 год, холст, масло, частное собрание.

Творческое наследие Ярослава Николаева объемно и многообразно. Наиболее известными его произведениями являются картины «На Большую землю» (1945), «Ветер Родины» (1947), «На острую тему» (1954), «На всем пути народ стоял» (1957), «Портрет академика П. Куприянова» (1964), «Декрет о земле» (1967).
После войны Ярослав Николаев активно принимал участие в различных художественных выставках, демонстрируя свои работы вместе с произведениями ведущих художников Ленинграда.
«На острую тему», 1954 год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург.

Ярослав Сергеевич Николаев скончался 1 июля 1978 года на 80-м году жизни в Ленинграде, где и был похоронен.

В наши дни произведения художника украшают экспозиции Государственного Русского музея, музеев и частных собраний в России, Великобритании, Франции, Японии и других странах.
«У старых шлюзов», 1961 год, холст, масло, 65 х 80 см., частное собрание.

Будучи убежденным публицистом и борцом за сохранение бесценных культурных памятников Северной столицы, народный художник РСФСР Ярослав Николаев по праву занял достойное место в истории изобразительного искусства нашего города.
«Белая ночь», 1975 год, холст, масло, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1972.
2. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.
3. Ярослав Сергеевич Николаев: сборник материалов и каталог выставки произведений. Л.: Художник РСФСР, 1986.
4. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.
5. Недошивин Г. Окрыляющие перспективы. На Всесоюзной художественной выставке // Правда. 1957.
6. Изобразительное искусство Ленинграда: каталог выставки. Л.: Художник РСФСР, 1976.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»