Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 412. Моисеенко Евсей Евсеевич (Evsei Moiseenko) (1916-1988).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Евсей Евсеевич Моисеенко — замечательный советский живописец, график и педагог, профессор, народный художник СССР.

Евсей Евсеевич Моисеенко родился в местечке Уваровичи Гомельского уезда Могилёвской губернии Российской империи. В период 1931–1935 годов учился в Московском художественно-промышленном училище имени М. И. Калинина. В 1935 году поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, который окончил в 1947 году по мастерской А. А. Осмёркина. Фронтовик.

В своем творчестве сочетал точный, чеканный рисунок и тоновое моделирование формы со свободной живописной манерой, доходящей до экспрессии. На формирование художника повлияло творчество его учителя А. А. Осмёркина, а также глубокое изучение традиций реалистического и авангардного искусства.

Известность Евсею Моисеенко принесли его станковые полотна на темы Гражданской и Отечественной войн, а также на многочисленные евангельские сюжеты. В период 1959–1988 годов художник руководил мастерской в Академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Е. И. Репина и воспитал многих замечательных художников, работающих сегодня в России и за рубежом.

Рассказ об этом выдающемся художнике, ярком представителе ленинградской школы живописи и одном из наиболее любопытных художников второй половины XX века продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Иной раз смотришь, читаешь, слушаешь — и удивляешься отрешенности и равнодушию автора к жизни, к тому, что волнует его современников… Вдруг возрождается салон с будуарной мечтой о красивом. Это чаще — в музыке и поэзии. Бесконечные шторки, занавески из собственного окна. Замыкание в своем, уход в свой чулан. Кружение по собственному следу. Или, как говорил Иван Бунин: “Наши стилисты пишут все более красиво о все менее важном”» (Евсей Моисеенко. Мысли вслух).
«Комиссар», 1969 год, холст, масло, 97 х 93 см., Музей Академии художеств, С-Петербург.

Евсей Евсеевич Моисеенко родился 15 (28) августа 1916 года в местечке Уваровичи Гомельского уезда Могилёвской губернии Российской империи (ныне поселок городского типа в Буда-Кошелёвском районе Гомельской области Беларуси) в простой крестьянской семье.
«Сын», 1969 год, холст, масло, 106 х 86 см., Музей Академии художеств, С-Петербург.

Детство и юность будущего художника прошли среди простых людей, занимавшихся сельским хозяйством, находивших радость в общении с удивительной по красоте местной природой. Родители Евсея были далеки от искусства, любили землю, на которой работали, свято соблюдали традиции и обычаи, которые передавались из поколения в поколение, старались жить в гармонии с окружавшей их природой. Красота родных мест стала самым ярким впечатлением детства и у нашего героя.
«Ночной поселок», 1979 год, холст, масло, частное собрание.

«Я не помню, когда начал рисовать. Больше помню детство, ночь; мы, мальчишки, совсем одни, разудало носимся на конях. Вдруг молнии — первая гроза… Испуганно спешились, накрылись старыми армяками… Прошел дождь, и открылось бездонное звездное небо дивной красоты» (Из воспоминаний Моисеенко).
«Деревенская сцена», 1968 год, картон, масло, 24 х 24 см., частное собрание.

Возможно, именно эти детские впечатления послужили причиной того, что маленький крестьянский мальчик увлекся рисованием, увлекся серьезно, демонстрируя самобытную технику и мастерство, свидетельствовавшие о незаурядном природном даровании юного художника.
«Деревня. Дождик», 1969 год, холст, масло, Национальный художественный музей Республики Беларусь.

Увлечение со временем переросло в твердое желание стать профессиональным живописцем, чему родители Евсея не стали препятствовать.
«У колодца», 1962 год, холст, масло, Национальный художественный музей Республики Беларусь.

После окончания семи классов пятнадцатилетний юноша отправляется из глухого белорусского села в Москву, где в 1931 году после успешной сдачи весьма непростых вступительных экзаменов поступает в Художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина, на отделение росписи по металлу и папье-маше. Училище, одно из немногих по своему художественному профилю учебных заведений того времени, давало возможность пройти производственную практику в известных центрах русского народного творчества — селах Жостово, Федоскино и Палех.
«Городской пейзаж», 1972 год, холст, масло, частное собрание.

Учителями Моисеенко в училище были замечательный скульптор, живописец, художник-керамист, педагог Борис Николаевич Ланге (1888–1969), известный советский скульптор, мастер художественной резьбы Сергей Павлович Евангулов (1893–1973) и замечательный советский художник Александр Викторович Моравов (1878–1951). Учась в Московском художественно-промышленном техникуме, Моисеенко освоил художественную роспись по металлу, побывал почти во всех центрах народных промыслов Москвы и Подмосковья.
«Памяти поэта», 1984-1985 годы, холст, масло, 150 x 170 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

В 1935 году художник успешно оканчивает училище по отделению росписи по папье-маше. Его дипломная работа — папка-адрес «Чапаев» удостаивается самых высоких оценок художественного совета. В последующем специалисты и исследователи творчества Моисеенко, не преувеличивая значения начального этапа художественного образования художника, тем не менее, всегда будут отмечать то влияние, которое оказало народное искусство на его дальнейшее творчество. Возможно, именно здесь и были скрыты истоки зрелого живописного стиля Моисеенко — его свободной темпераментной манеры, отказа от правильного академического рисунка, включения в палитру тяжелого черного цвета.
«Земля», 1964 год, холст, масло, частное собрание.

Весной 1936 года Евсей Моисеенко отправляется в Ленинград, где поступает на живописный факультет Ленинградского института живописи скульптуры и архитектуры. Здесь его педагогами становятся известный советский живописец и график, организатор художественного образования Исаак Израилевич Бродский (1883–1939) и замечательный советский живописец, реставратор, будущий народный художник РСФСР Василий Николаевич Яковлев (1893–1953).
«Автопортрет с женой», 1978 год, холст, масло, 110 х 80 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

Большое влияние на формирование Моисеенко как художника оказал выдающийся советский художник и педагог, участник художественной группы «Бубновый валет» Александр Александрович Осьмёркин (1892–1953), художник высокой профессиональной культуры, сильного темперамента, понимавший и ценивший народное искусство. Евсей Моисеенко увлеченно учился в ЛИЖСА, преподавателям же нравился этот серьезный, спокойный и уверенный в себе студент. Хорошие отношения сложились у Моисеенко и с Осьмёркиным, по мастерской которого он проходил обучение.
«Дома», 1985 год, холст, масло, Музей Академии художеств, С-Петербург.

Все нарушила война, начало которой Евсей Евсеевич встретил в Ленинграде. 5 июля 1941 года Моисеенко ушел добровольцем в народное ополчение. На подступах к Ленинграду он вместе со своей частью попал в окружение, фашистский плен и до апреля 1945 года находился в концентрационном лагере в Альтенграбове. Когда же союзные войска освободили узников концлагеря, юношу по его желанию переправили в Советский Союз, и войну он закончил, сражаясь в 3-м Гвардейском кавалерийском корпусе.
«9 Мая», 1973-1975 годы, холст, масло, 220 х 165 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

После окончания войны Моисеенко вернулся в Ленинград и продолжил обучение в Репинке. Он вернулся в мастерскую к своему учителю, который с радостью встретил одного из лучших своих учеников. По мастерской Осьмёркина Моисеенко и оканчивал институт в 1947 году с дипломной работой «Генерал Доватор», которая была признана одной из лучших на курсе. В ней чувствовалась непостижимая жизненная энергия, стремительный кавалерийский ритм, радость предвкушения победы. За этим произведением, казалось, стоит не дипломированный студент, а зрелый мастер.
«Генерал Доватор», 1947 год, холст, масло, Музей Академии художеств, С-Петербург.

После окончания института Моисеенко остается жить и работать в Ленинграде, ставшим для него второй родиной. И хотя сразу же по окончании института его как зрелого мастера принимают в Союз советских художников, дальнейшее продвижение и официальное признание для недавнего узника концлагеря останется пока невозможным. Положение изменится лишь в 1950-х годах после смерти И. В. Сталина. Начиная с 1956 года, когда Моисеенко впервые изберут в руководство Ленинградского отделения Союза художников, начнется его стремительное восхождение.
«Автопортрет», 1979 год, холст, масло, 79 х 69 см., частное собрание.

Темы революции и гражданской войны станут основными в творчестве Моисеенко. В 1950-е годы он создаст цикл работ, посвященный героям доблестной Красной армии: «Орленок», «Трубач Первой Конной», «Прощание», «Первая Конная», «Красноармейцы в походе». Моисеенко постарается выступить здесь не просто как исторический летописец, а приложит все свои силы для того, чтобы увлечь зрителя новизной и свежестью своих личных впечатлений.
«Красноармейцы в походе», 1958 год, холст, масло, 115 х 195 см., частное собрание..

Своего рода этапным произведением мастера станет его полотно «Красные пришли», созданное в 1961 году. Около пяти лет художник будет вынашивать идею произведения, собирать материалы, делать натурные зарисовки, этюды, писать портреты бойцов, кропотливо работая над общей композицией картины. Эта картина, наделенная повествовательным подтекстом, станет олицетворением героической истории страны.
«Красные пришли» 1961 год, холст, масло, 200 x 360 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

После окончания института Моисеенко будет много экспериментировать в своем творчестве, работая в разных художественных жанрах и техниках. Для его манеры станет характерна острая графичность, доходящая порой до экспрессии в сочетании со свободной работой кистью, мастерская композиция, яркие, чистые цвета.
«Девушка с шахматами», 1974 год, холст, масло, частное собрание.

За время своей творческой деятельности Евсей Моисеенко сумеет раскрыться как одаренный портретист: «Портрет Н. Н. Золотарева» (1967), «Портрет художника А. А. Осмеркина» (1970), «Портрет искусствоведа Г. В. Кекушевой» (1971), «Портрет жены» (1979). Автор поэтических пейзажей: «Пейзаж. Стежки», «Суздаль» (оба 1968). «Цветет яблоня», «Озеро», «Дождик», «Вечер. Старые липы», «Ночной поселок» (все 1973), «Темные деревья», «Зеленый май», «У пруда» (1978). А также как автор плотно и размашисто написанных натюрмортов: «Натюрморт с античным торсом» (1971), «Гитары» (1972), «Натюрморт с жасмином» (1977).
«Портрет художника Н.Н. Золотарева», 1967 год, холст, масло, 120 х 105 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

При этом именно тематическая картина будет определять главное направление в творчестве Моисеенко. Его искусство глубоко автобиографично по своей сути. Художник всегда будет стараться изображать то, что пережил, что глубоко вошло в сознание.
«Ветераны», 1978 год, холст, масло, 57 х 72 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

Большой цикл работ Евсея Моисеенко посвящен событиям Великой Отечественной войны. Тема романтики постепенно уйдет из его произведений, он наполнит свои картины трагическим реализмом, стараясь быть ближе к действительности, яснее и проще выражать свои мысли. В 1960 году появляется картина «Ополченцы», посвященная мужеству солдат, которые в боях под Пулковом стояли насмерть, чтобы не пропустить врага.
«Ополченцы», 1959 год, холст, масло, 200 x 370 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

Тема войны, страдания, высоты человеческого духа, трагических потерь и счастья Победы будет часто становиться основной и в последующем творчестве художника. Он воспроизводит увиденное и пережитое: серия «Этого забыть нельзя» (1960–1962), «Матери, сестры» (1967), «Победа» (1970–1972), «Ветераны» (1978) и наряду с этим творит иную реальность, создавая удивительный сплав правды и мечты.
«Победа», 1970–1972 годы, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург.

В 1958 году начинается период педагогической деятельности Евсея Евсеевича Моисеенко. Он начинает преподавать в родной Репинке, являясь руководителем персональной живописной мастерской. Воспитает несколько поколений художников. Напряженная педагогическая работа не будет мешать его собственному интенсивному творчеству и не прекратится до конца его жизни. В 1963 году Моисеенко было присвоено звание профессора кафедры живописи, а в 1973-м году он избирается действительным членом Академии художеств СССР.
«Матери, сёстры», 1967 год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург.

В 1970 году Евсею Евсеевичу Моисеенко за картины «Первая конная», «Красные пришли», «Вестники», «Черешня» было присвоено звание народного художника СССР; в 1974 году за цикл картин «Годы боевые» ему присуждается Ленинская премия; в 1976 году — орден Дружбы народов.
«Черешня», 1969 год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург.

Художник часто экспонировал свои работы, принимая участие в выставках самых различных уровней.
Открывшаяся в марте 1982 года в Государственном Русском музее персональная выставка Евсея Моисеенко, в ходе которой среди прочих были представлены работы «Из детства», «Красные пришли», «Овражек», «Сергей Есенин с дедом», «Земля», «Матери, сестры», «Черешня», «Победа», продемонстрировала истинный масштаб дарования и невероятную, почти на пределе человеческих возможностей работоспособность художника.
«Из детства», 1960-е годы, картон, масло, 50 Х 50 см., частное собрание.

Евсей Евсеевич Моисеенко скончался 29 ноября 1988 года. Был похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.

В наши дни полотна Евсея Моисеенко украшают экспозиции Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Музея Академии художеств, Псковского художественного музея, Всероссийского музея А. С. Пушкина, многих региональных художественных и краеведческих музеев, а также многочисленных частных собраний.
«Память», 1980 год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург.

В январе 2017 года в парадных залах Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств прошла масштабная выставка живописи и графики Евсея Евсеевича Моисеенко, творческое наследие которого насчитывает до двух тысяч живописных работ и свыше пятнадцати тысяч рисунков.

На доме 56 по Суворовскому проспекту в Санкт-Петербурге, где с 1953 по 1988 год жил и творил Евсей Моисеенко, в наши дни установлена мемориальная доска. В городе Буда-Кошелёво в Гомельской области 25 августа 2007 года была открыта Картинная галерея имени Е. Е. Моисеенко в знак признательности уроженцу Буда-Кошелёвского района.

Творчество Евсея Евсеевича Моисеенко многогранно и по изобразительной манере, и по тематике, но самое главное — по глубочайшей смысловой, философской наполненности. Ему были интересны и подвластны все направления живописи. Он был мастером портрета, писал удивительно тонкие лирические пейзажи, замечательнее натюрморты, создавал картины на жанровые и бытовые темы. В историю изобразительного искусства он вошел как яркий живописец, как художник-философ своего времени, эпохи, овеянной героизмом военных лет.
«Товарищи», 1963-1964 годы, холст, масло, 190 x 160 см., Музей Академии художеств, С-Петербург.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Земская М. За правду жизни и большую мысль. К итогам осенней выставки ленинградских художников // Смена. 1954. 18 декабря.
2. Кекушева-Новосадюк Г. В. Евсей Евсеевич Моисеенко. Л., 1977.
3. Дмитренко А. Человек на своей земле // Ленинградская правда. 1977. 20 ноября.
4. Леняшин В. Поиски художественной правды // Художник. 1981. № 1.
5 Левандовский С. Живопись на Ленинградской зональной // Искусство. 1981. № 2.
6. Кекушева Г. В. Евсей Моисеенко: альбом. М.: Сов. художник, 1981.
7. Бетхер-Остренко И. Художественная летопись истории // Вечерний Ленинград. 1964. 28 января.
8. Аникушин М. Солнце на полотнах // Ленинградская правда. 1964. 3 ноября.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»