Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 411. Савенко Иван Григорьевич (Ivan Savenko) (1924-1987).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Иван Григорьевич Савенко — замечательный советский живописец, заслуженный художник РСФСР, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Иван Григорьевич Савенко родился в селе Варваровка Черниговской области на Украине. До войны посещал изостудию в городе Кизеле. Важную роль в приобщении Савенко к искусству сыграло его знакомство с Н. Серебренниковым, основателем Пермской картинной галереи.

Фронтовик. Был демобилизован по ранению. В 1944 году посещал вольнослушателем Саратовское художественное училище, а осенью того же года был принят в Киевский художественный институт, который окончил с отличием в 1950 году по мастерской Григория Светлицкого. В 1950–1954 годах занимался в аспирантуре Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина у Александра Герасимова, а позже работал у него в творческой мастерской Академии художеств.

Иван Савенко был участником художественных выставок начиная с 1950 года. Писал пейзажи, портреты, жанровые и тематические композиции. Совершил творческие поездки на Средний Урал, по рекам Каме и Чусовой, в Восточную Сибирь, на Черниговщину. Работал на творческой базе ленинградских художников в Старой Ладоге. В 1975 году был удостоен почетного звания «Заслуженный художник РСФСР».

Рассказ об этом талантливом художнике, ярком представителе Ленинградской школы живописи продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Иван Григорьевич Савенко родился 17 января 1924 года в небольшом украинском селе Варваровка Долинского района в зажиточной крестьянской семье, имевшей по линии отца казацкие корни. Родители Ивана работали на земле, вели крестьянский образ жизни, к творчеству и искусству никакого отношения не имели.
«Пристань», 1952 год, холст, масло, 80 х 105 см., частное собрание.

В суровые годы коллективизации семья Савенко была записана местными активистами в кулаки, раскулачена и выслана в полном составе на постоянное местожительство в Сибирь, осев, в конце концов, в небольшом шахтерском поселке Верхня Губаха на берегах живописной реки Косьвы.
«Осень наступила», 1982 год, холст, масло, 30 х 40,8 см., частное собрание.

Поселок, ставший фактически второй родиной для Ивана Савенко, возник на строгановских землях в 1755 году после открытия месторождения железной руды. Населенный пункт был основан близ места впадения речки Губашки в реку Косьву. В начале XIX века было найдено первое в этой местности месторождение угля. Это дало толчок для развития поселения. К тому времени эти земли принадлежали промышленникам Лазаревым и Всеволоду Всеволожскому.
«На Косьве», 1971 год, картон, масло, 30 х 40 см., частное собрание.

В первые годы советской власти, в 1924 году, в Губахе построили Кизеловскую ГРЭС – одну из первых по плану ГОЭЛРО. В 1928 году Губаха получила статус поселка городского типа, а в 1941 году несколько рабочих поселков объединили в город Губаха. Именно здесь в 1930-е годы учился Иван Савенко в средней школе и именно здесь увлекся рисованием, немало удивив этим своих родителей.
«Облачный август», 1971 год, холст, масло, частное собрание.

После окончания средней школы Иван Савенко поступает в Кизеловский горный техникум, планируя связать свою дальнейшую жизнь с горным делом, но, как это часто бывает, жизнь внесла свои коррективы. Еще учась в Кизеловском техникуме, Савенко начинает посещать местную изостудию, проявляя неподдельный интерес к изобразительному искусству.
«Гроза приближается», 1970-е годы, холст, масло, частное собрание.

К сожалению, история не сохранила для нас имен первых преподавателей будущего художника, но, по его собственным утверждениям, именно им удалось раскрыть перед простым сельским пареньком всю красоту увлекательного мира изобразительного искусства, а для отечественной живописной школы открыть новое имя талантливого самородка из далекой глубинки.
«Хлеб поспел», 1970-е годы, холст, масло, частное собрание.

Важную роль в приобщении Ивана Савенко к искусству сыграло его знакомство с искусствоведом Николаем Николаевичем Серебренниковым (1900–1966), музейным работником и собирателем основных коллекций Пермской художественной галереи, историком искусства Прикамья и Урала. Именно он посоветовал Ивану продолжить свое художественное образование и, в конечном счете, посвятить свою жизнь искусству. Иван Григорьевич прислушался к совету своего старшего товарища, но его планам помешала война.
«Рожь поспевает», 1970-е годы, холст, масло частное собрание.

22 июня 1941 года Иван Савенко встретил в глубоком тылу на Урале. После начала Великой Отечественной войны работал по восстановлению оборонных заводов, эвакуированных на Урал, но уже в 1942 году был призван в армию и направлен на ускоренную учебу в танковое училище. По окончании был зачислен в гвардейский 19-й танковый корпус. Сражался на Центральном, Третьем Украинском и Четвертом Украинском фронтах. 26 октября 1943 года в неравном танковом бою под Каховкой был контужен и тяжело ранен, снарядом ему оторвало правую руку. Длительное время находился на излечении в военном госпитале в Саратове, по решению военно-врачебной комиссии был признан негодным к воинской службе, получил инвалидность и был комиссован. Был награжден орденом Славы 3-й степени, медалью «За победу над Германией».
«Леcная речка», 1974 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Несмотря на тяжелейшее ранение и полученную инвалидность, Иван Савенко с мечтой стать профессиональным художником не расстался, а наоборот, продолжал идти к намеченной цели. В 1944 году Савенко поступает вольнослушателем в Саратовское художественное училище, а осенью того же года его как заслуженного фронтовика без экзаменов принимают в Киевский художественный институт.
«Ива цветёт», 1970-е годы, холст, масло, частное собрание.

Учился Иван Григорьевич по мастерской замечательного советского украинского педагога и художника, пейзажиста и портретиста Григория Петровича Светлицкого (1872–1948). Учился с большим желанием, уверенно осваивая академический курс. Отмечая большое природное дарование студента-фронтовика, педагоги поражались и удивительной работоспособности упорного студента, полностью отдававшегося любимому делу.
«Стог сена», начало 50-х годов, картон масло, 22 х 30 см., частное собрание.

В 1950 году Савенко с отличием оканчивает художественный институт и отправляется в Ленинград, где поступает в аспирантуру Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина к выдающемуся советскому живописцу, архитектору и теоретику искусства, педагогу, профессору Александру Михайловичу Герасимову (1883–1961).
«Осень на северном Урале», 1968 год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург.

Занятия в аспирантуре продолжались четыре года. В 1952 году Савенко был принят в члены Ленинградской организации Союза художников РСФСР. В 1954 году Савенко становится кандидатом искусствоведения после защиты диссертации тремя картинами по теме «Родные поля». После окончания аспирантуры в период 1954–1957 годов работал в творческой мастерской Академии художеств у своего недавнего педагога Александра Герасимова.
«Дорога в Манишино», 1975 год, холст, масло, частное собрание.

С 1950 года Иван Савенко являлся участником многочисленных художественных выставок различного уровня. Его полотна неизменно демонстрировались вместе с произведениями ведущих художников Ленинграда. Персональные выставки художника состоялись в Москве в 1973 и в 1990 годах. С одинаковым успехом художник работал в разных художественных жанрах и техниках. Писал пейзажи, портреты, жанровые и тематические композиции, но главным в его творчестве всегда оставался пейзаж.
«Осень», 1960-е годы, холст, масло, частное собрание.

Пейзаж – жанр одновременно и простой и сложный. С одной стороны, простой – пиши, что видишь своими глазами, выбирая место и время. Но с другой стороны, пейзаж – очень сложный жанр, после появления фотографии и после выдающихся русских пейзажистов прошлого Саврасова, Шишкина, Левитана, Рылова и многих других… Сказать в этих условиях свое слово и не потерять при этом, а наоборот, создать свою манеру, свой пейзаж – задача архисложная, как говорил в свое время вождь мирового пролетариата.
«Валдайские просторы», 1970 год, картон, масло, 40 х 50 см., частное собрание.

Каждый художник отвечает на этот вызов и решает для себя эту задачу по-своему. Свой ответ всегда был и у Ивана Савенко, и всегда он был разный. Иногда он эпичен, и по эпической силе достигал вершин Левитановского полотна «Над вечным покоем», иногда он лиричен и подобен «Московскому дворику» Поленова, но всегда этот ответ был интересен и непредсказуем.
«Сенокос», 1980-е годы, холст, масло, частное собрание.

«Середина лета», 1970-е годы, холст, масло, частное собрание.

Художник много путешествовал по стране. Он совершил творческие поездки на Средний Урал, по рекам Каме, Чусовой, в Восточную Сибирь, на Черниговщину. Часто писал на творческой базе ленинградских художников в Старой Ладоге. В 1975 году Иван Григорьевич Савенко был удостоен почетного звания «Заслуженный художник РСФСР». В 1957–1987 годах избирался делегатом съездов художников СССР и РСФСР.
«Просторы Ладоги», 1960-е годы, холст, масло, частное собрание.

Творческое наследие художника объемно и многообразно. Среди его работ нельзя обойти вниманием работы «Днепр вечером», «Спелый хлеб», «Рожь» (все 1950), «Доярки» (1951), «Колхозное стадо» (1950), «Рожь зеленая» (1953), «Чусовая. Осенний день» (1957), «Осень на Урале» (1959), «Сентябрь на Урале» (1960), «Весенний разлив» (1963), «Урал. Серебряный день», «Камские просторы», «Кама осенью» (все 1967), «Старая Ладога» (1969), «Полдень» (1973), «Васильки» (1975), «Голубое Забайкалье» (1980), «Сибирячка Дина Устюгова» (1983).
«Старая Ладога», 1969 год, картон, масло, 30 х 40 см., частное собрание.

Иван Григорьевич Савенко скончался 17 декабря 1987 года в Ленинграде на шестьдесят четвертом году жизни.
«Стога», 1951 год, холст, масло, 34 х 45 см., частное собрание.

Его произведения сегодня украшают экспозиции Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, многочисленных художественных музеев и частных собраний в России, Японии, Франции, США, Великобритании и других странах.
«Интерьер в хате», 1973 год, картон, масло, 36 х 33 см., частное собрание.

В 2017 году фонды Кировоградского областного художественного музея пополнились еще одним ценным экспонатом. Его подарил Андрей Петрович Савенко, племянник художника Ивана Григорьевича Савенко. Это портрет матери художника, который он назвал «Хлебороб Евдокия Пазенко» и который датирован 1969 годом.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Справочник членов Союза художников СССР. М.: Советский художник, 1979. Т. 2.

2. Мы помним… Художники, искусствоведы — участники Великой Отечественной войны. М.: Союз художников России, 2000.

3. Иван Григорьевич Савенко. Живопись. Рисунок: каталог выставки. М.: Советский художник, 1990.

4. Выставка произведений ленинградских художников 1951 года: каталог. Л.: Лениздат, 1951.

5. Выставка изобразительного искусства Украинской ССР. Декада Украинского искусства и литературы в Москве 1951 года. Живопись. Скульптура. Графика: каталог. Харьков: Мистецтво Киев, 1951.

6. Весенняя выставка произведений ленинградских художников: каталог. Л.: Изогиз, 1954.

7. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1956 года: каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»