Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 410. Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (Viktor Borisov-Musatov) (1870-1905).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов — замечательный русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнезд».

Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове в семье бывших крепостных. Первоначальные навыки и знания получил в изостудии Саратовского общества изящных искусств у Ф. А. Васильева. Обучался в Московском училище живописи ваяния и зодчества, а после переезда в столицу –– в Императорской Академии художеств и частной студии Павла Петровича Чистякова. Усугубление проблем со здоровьем вынудило художника прервать свое обучение в Санкт-Петербурге. Свое художественное образование он продолжил уже в Париже в художественной студии Фернана Кормона.

Виктор Борисов-Мусатов –– автор серии полотен, посвященных старинным усадьбам как символу уходящей в прошлое эпохи. Его кисти принадлежит знаменитое полотно «Водоём», признанное столичными художниками и критиками шедевром русской живописной школы и на целое десятилетие определившее развитие отечественного искусства.

Рассказ об этом талантливом художнике трагической судьбы, чьи работы повлияли на развитие русского символизма в живописи, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«…Он умер, оставив нам тихие образы, и над его величавыми созданиями тихо несется время, но они остаются. У времени и у них одно общее — вечность. Валы времени унесут, полыхая, его имя в даль веков, падая в темные глубины и снова вынося на гордые гребни…» (Владимир Станюкович, писатель).
«Прогулка при закате», 1903 год, холст, темпера, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

На рубеже XIX–XX веков в русском искусстве на смену реализму приходит символизм, новое направление охватывает театр, литературу, музыку, живопись. Ярким представителем этого течения стал художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов –– один из самых значительных мастеров символизма в русской живописи и один из самых поэтичных и одухотворенных русских художников.
«Сон божества», 1904-1905, эскиз неосуществленной фрески из цикла Времена года. Бумага, акварель, перо, кисть, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Виктор Мусатов родился 2 апреля 1870 года в Саратове, в семье местного железнодорожного служащего. Дед будущего художника Борис Мусатов был в крепостных у крупного саратовского помещика Шахматова. У него же служил камердинером после отмены крепостного права и отец Виктора, которого старик Шахматов очень ценил, брал с собой в столицу и даже в Париж. После смерти старика он выучился на бухгалтера и поступил на службу в местное отделение железной дороги. Мать Виктора была дочерью владельца крупной в Саратове живописной и переплетной мастерской.
«Реквием», 1905 год, бумага на картоне, акварель, черный карандаш, сангина, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Семья Мусатовых должна была быть многодетной, но первые четверо детей умирали сразу после рождения, и Виктор, естественно, был долгожданным и очень желанным ребенком. Его сразу полюбили и даже имя дали совсем необычное для крестьянского сына. Каким же горем для родителей мальчика стал несчастный случай, произошедший с Виктором в трехлетнем возрасте. Резвый и подвижный мальчуган упал со скамейки и повредил себе спину. Ушиб вызвал хронический воспалительный процесс в позвоночнике. Мальчик утратил детскую живость, начал часто плакать, стал нервным, замкнутым. У него начал расти горб. Родители не жалели сил и средств для поиска знающих специалистов, и им даже повезло…
«Натюрморт. Цветы», 1902 год, холст, масло, 37 x 45,5 см., Государственная картинная галерея Армении,
Ереван.

Его величество случай свел отца мальчика с молодым врачом, использовавшим в своей практике новые на тот момент ортопедические методы лечения. Чуда не произошло, и полного выздоровления не случилось, но к Виктору вернулась радость жизни, горб перестал расти (хотя остался при нем до конца жизни), а остановившийся было рост мальчика возобновился вновь. И хотя художник все последующие годы будет страдать от сильных болей позвоночника, вмешательство доктора, несомненно, облегчило его мучения.
«Дафнис и Хлоя», 1901 год, холст, масло, 56,5 х 63,5 см., частное собрание.

Болезнь и увечье не могли не сказаться и на характере юноши, на его моральном и физическом состоянии. Уже с детских лет у него были развиты такие качества, как мечтательность, сосредоточенность, самоуглубленность, стремление к одиночеству. Однако вместе с тем он был очень общительным, умел преданно дружить, всегда готовый помочь ближнему, рос несмотря ни на что живым и жизнерадостным.
«Осенняя песнь», 1905 год, бумага, пастель, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

«Он мог бы стать стройным и сильным, как и другие. Он знал это и, однако, никогда не жаловался, не злился на жизнь, обошедшуюся с ним чересчур жестоко», — писал о ребенке саратовский литератор Александр Федоров. Преодолевать жизненные трудности Мусатову всегда помогала живопись. Позднее он писал: «Когда меня пугает жизнь — я отдыхаю в искусстве».
«Капуста», 1893 год, этюд, холст, масло, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов.

Виктор с шести лет проявлял большой интерес к рисованию. Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски. Будучи очень застенчивым, мальчик любил уединение, предоставлявшее возможность оставаться наедине со своими мыслями и мечтами, которые он старался отобразить на бумаге и холсте. Он часто уединялся на берегу Волги, предавался мечтам и… рисовал. Постепенно рисование становится его любимым занятием, а занятия в Саратовском реальном училище, куда мальчика отдали в 1884 году, подарили ему встречу с художниками и педагогами, сумевшими по достоинству оценить его природное дарование.
«Прогулка», 1901 год, картон, темпера, Одесский художественный музей, Одесса.

Этими удивительными людьми оказались недавний выпускник Императорской Академии художеств Василий Васильевич Коновалов (1863–1908) и замечательный русский пейзажист Фёдор Александрович Васильев (1850–1873), которые разглядели незаурядный талант юного дарования и дали ему первые профессиональные уроки. Точные науки мальчику плохо давались, но по рисованию у него всегда были отличные оценки. Училище Мусатов, правда, вскоре оставил и продолжил занятия живописью уже самостоятельно и в студии Саратовского общества изящных искусств, но именно первые педагоги посоветовал ему продолжить художественное образование уже в Москве.
«В ожидании гостей», 1894 год, бумага, тушь, гуашь, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Вдохновленный успехами, Виктор Мусатов почти все время отдавал занятиям рисованием, и в шестнадцать лет написал свою первую картину «Окно». В 1890 году, следуя советам своих учителей, он отправляется в первопрестольную и поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Виктор берет себе двойную фамилию Борисов-Мусатов, добавив еще одну, по мнению исследователей творчества художника, в честь любимого деда.
«Окно», 1886 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Обучение в МУЖВЗ сразу не понравилось юноше. Ему казалось, что все то, чему учат в Училище, он уже хорошо знает и умеет, и через год в поисках лучшего обучения художник становится слушателем Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, параллельно занимаясь в мастерской известного русского художника и педагога, мастера исторической, жанровой и портретной живописи, академика, профессора и действительного члена Императорской Академии художеств Павла Петровича Чистякова (1832–1919).
«Венок васильков», 1905 год, этюд, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Занятия в столичной Академии нравятся молодому художнику. Ему кажется, что он, наконец, нашел то, что искал в системе обучения, но сырой невский климат не позволяет ему продолжить обучение. Обостряются боли, связанные с травмой позвоночника, и Виктор Борисов-Мусатов вынужденно возвращается в Москву, где вскоре восстанавливается в Училище и продолжает обучение в классе Василия Дмитриевича Поленова (1844–1927).
«Усадьба», 1902 год, холст, масло, Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко, Краснодар.

В 1895 году Борисов-Мусатов заканчивает МУЖВЗ, и в планах художника –– поездка за границу для совершенствования своего мастерства. Но прежде он отправляется путешествовать в Крым и на Кавказ. Благодаря проданной годом ранее великой княгине Елизавете Федоровне на ученической выставке картине «Майские цветы», Виктор становится обладателем значительной по тем временам суммы в 150 рублей, вполне достаточной для того, чтобы целый год путешествовать по новым живописным местам.
«Майские цветы», 1894 год, холст, масло, 51 х 64 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

После окончания своей творческой командировки молодой художник на три года уезжает за границу, совершенствовать свое мастерство. Он посещает ряд европейских столиц, но в первую очередь его привлекает и притягивает Париж –– общепризнанный центр мирового искусства. Это время характеризуется наличием во французской столице большого числа студий и мастерских известных европейских художников, многие из которых громко именуются академиями. Гость из России выбирает для своего дальнейшего художественного образования студию известного французского художника-реалиста, педагога Фернана Кормона (1845–1924).
«На террасе», 1903 год, холст, темпера, Государственная Третьяковская галерея, Москва..

В Париже Борисов-Мусатов посещает многочисленные художественные выставки, с большим интересом знакомится с музейными собраниями. В Лувре он изучает полотна классиков: Боттичелли, Ватто, Веронезе, но огромное впечатление на него оказывают работы импрессионистов, постимпрессионистов и символистов. Он открывает для себя работу на пленэре и свое главное увлечение –– Пьера Пюви де Шаванна (1824–1898). Его Борисов-Мусатов считал величайшим художником современности и даже пытался устроиться к нему в ученики, но не успел –– Пюви-де-Шаванн был уже очень стар и вскоре умер.
«Сидящая женщина», 1899 год, этюд к картине Гармония, Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского, Воронеж.

Каждое лето Борисов-Мусатов возвращался в родной Саратов. На родине у художника появилась идея создать масштабную картину. Первые попытки он предпринял в 1896 году в портрете сестры Елены Мусатовой. По цветам и характеру мазка эти работы напоминали картины французских импрессионистов. В более поздних работах — этюде «Девушка с агавой» и «Агава» 1897 года — проявились черты собственного стиля Борисова-Мусатова.
«Агава», 1897 год, холст, масло, 70,6 x 81 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В Саратове он также создал серию полотен с мальчиками-натурщиками. Первую картину «Мальчик с собакой» художник написал еще до поездки в Париж в 1895 году, а завершающую –– «Мальчик около разбитого кувшина» — через четыре года.
«Мальчик с собакой», 1895 год, холст, масло, 68 × 52 см., Харьковский художественный музей.

Парижская командировка Борисова-Мусатова имела очень большое значение в творчестве мастера, которое даже сегодня, по прошествии стольких лет, трудно переоценить. Однако в Париже художнику пришлось перенести очередную операцию, после чего он вынужден был вернуться в Россию.
«Дерево», 1898 год, этюд, холст, масло, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов.

Описывая командировку в Париже, важно упомянуть тот факт, что именно здесь Борисов-Мусатов практически полностью отказался от масла и перешел на темперу, что стало одной из характерных особенностей его творчества. Он всю жизнь мечтал о монументальных росписях. Находясь под впечатлением от росписи ратуши Пюви-де-Шаванном, художник сам всю оставшуюся жизнь мечтал совершить нечто подобное… Как бы там ни было, но переход к темпере –– это попытка станковую картину приблизить к фреске, темпера позволяла создать иллюзию такой росписи.
«Весенняя сказка», 1904-1905 год, Эскиз неосуществленной фрески из цикла Времена года, бумага, акварель, графитный карандаш, перо, кисть, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Борисов-Мусатов был близок к исполнению мечты. В Кропоткинском переулке архитектор Федор Шефтель строил в те годы особняк Дерожинской. Он хотел, чтобы расписывал гостиную Борисов-Мусатов. И поныне в Третьяковке хранятся эскизы к «Временам года», которыми он планировал украсить стены. Но Дерожинская категорически не приемлет его варианты и отказывается от его услуг.
«Летняя мелодия», 1904-1905 год, Эскиз неосуществленной фрески из цикла Времена года. Бумага, акварель, тушь, кисть, карандаш. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Вернувшись в Россию в 1898 году, Виктор приезжает в родной Саратов –– «туда, где меньше людей, где все проще и чище». Путешествия помогли мастеру найти свой живописный язык. В это время начался его самый плодотворный период — все увиденное, пережитое и наработанное художник воплотил в серии работ.
На «Автопортрете с сестрой» впервые появился образ задумчивой «мусатовской девушки», который стал характерным для большинства последующих картин художника.
«Автопортрет с сестрой», 1898 год, холст, масло, 143 x 177 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Борисов-Мусатов уже нашел и свой стиль, и свою палитру. Теперь мастер пишет лирические картины, проникнутые светлой грустью и духом прошедшего времени («Осенний мотив», «Гармония»). Художник умело соединяет тончайшее чувство природной световоздушной среды с поэтической фантазией. В его произведениях находят отражение раздольная саратовская природа, волжские просторы. В эти годы молодой человек серьезно увлекается фотографией, снимая не только уголки природы, но и делая сложные постановочные этюды.
«Осенний мотив», 1899 год, холст, масло, 143 × 98 см., Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева, Саратов.

Вскоре после окончания работы над автопортретом из-под кисти художника выходит серия картин: «Осенний мотив», «Мотив без слов» и «Гармония». Мастер передает на этих полотнах лирические сюжеты из жизни дворян XVIII века: неудачное признание в любви, декламацию стихов. На эти работы художника вдохновили летние поездки в имение Слепцовка в окрестностях Саратова.
«Мотив без слов», 1900 год, бумага на картоне, пастель, акварель, 46 х 58,6 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1901 году Борисов-Мусатов создает полотно «Весна», на котором отказывается от сюжетности и просто изображает девушку, гуляющую среди цветущих деревьев и одуванчиков. Ему удалось выразить настроение с помощью состояния природы — полотно буквально дышало весной, легкостью и светом. Эта работа обозначила новый этап в творчестве художника.
«Весна», 1901 год, холст, масло 71 х 98 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1901 году художник посещает Зубриловку — старинное имение князей Голицыных-Прозоровских. Хозяева редко приезжали сюда, поэтому усадьба и парк находились в запустении. Борисов-Мусатов чувствовал, что вместе с имением уходила в прошлое целая эпоха. После этой поездки он написал картину «Гобелен». На ней он изобразил двух женщин-аристократок в усадебном парке — мастер запечатлел последние дни жизни помещичьего дома. На IX выставке Московского товарищества художников современники высоко оценили эту работу, а автора наградили поощрительной премией.
«Гобелен», 1901 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Спустя год Борисов-Мусатов представляет на суд зрителей полотно «Водоем», написанное в этом же имении. Для эскизов и самой картины художнику позируют сестра Елена Мусатова и невеста Елена Александрова. По словам сестры, Борисов-Мусатов «усиленно работал, пользуясь теплыми днями лета и своими натурами, безотказно идущими в его желании для намеченных картин». Столичные художники и критики признали «Водоем» шедевром русской живописной школы, и картина сразу была приобретена.
«Водоём», 1902 год, холст, темпера, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1903 году Борисов-Мусатов, вдохновленный саратовскими окрестностями и заброшенными усадьбами, пишет еще два полотна: «Прогулка при закате» и «Призраки». На них девушки со старомодными прическами и в старинных платьях гуляют по пустынному усадебному парку. При этом художник изображал не какую-то определенную эпоху, а просто ностальгировал по прошлому. «Да никакая это эпоха! Это, знаете ли, просто красивая эпоха», — говорил он.
«Призраки», 1903 год, холст, темпера, 177 х 216 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Виктор Борисов-Мусатов никогда не писал отдельно Волгу, однако голубые, серебристые, перламутровые отблески волжской воды, изумрудная зелень и охра ее берегов, дрожащие отражения темно-зеленой листвы и розовых облаков в ее зыбкой глади живут во всех полотнах Борисова-Мусатова.
Литератор А. М. Федоров так писал о картинах художника: «Глядя на это синее молодое небо среди белых облаков, которые любил изображать Мусатов, мне вспоминается разлив Волги, Зеленый остров с долинами в лесу, белыми от ландышей, как будто облака упали с неба в траву и притаились там».
«Волга. Нижний Новгород», 1894 год, бумага, гуашь, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Главным мотивом, сквозь который для художника открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, становятся «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно он работал в имениях Слепцовка и Зубриловка в Саратовской губернии). Плавные, музыкальные ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна. На большинстве картин художника изображены три женщины: его младшая сестра Лена, жена Елена Александрова и Надежда Станюкович –– добрый друг, жена литератора Владимира Станюковича, также хорошего друга Борисова-Мусатова.
«Одиночество. (Грусть)», 1903 год, бумага, пастель, 44 х 54 см., Серпуховской историко-художественный музей, Серпухов.

Расцвет творческой деятельности живописца приходится на самое начало XX века. Романтические образы девушек в тишине природы или старых усадеб, написанные им, полны гармонии и поэзии («Водоем», «Изумрудное ожерелье»). Его картины вызывают огромный интерес и восхищение зрителей, он часто принимает участие в художественных выставках, а в 1904 году выставляется в Гамбурге и Берлине.
«Изумрудное ожерелье», 1903-1904 год, холст, темпера, масло, 214,3 x 125 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Виктор Эльпидифорович страстно увлекался фотографией, при этом сам снимал портретные этюды. Моделями его работ часто становились близкие художника: сестра Елена, знакомые девушки, их подруги. Часть этих фотоэтюдов в дальнейшем служила основой для живописных и графических произведений.
Е.В. Александрова, Е.Э. Мусатова, С. Стеблова, Т.С. Шемшурина на фоне усадьбы Введенское. Фотография.

Фотоэтюд к картине «Спящая девушка». На снимке: Ю.Ю. Домбровская.

Счастливым стал для художника день, когда его знакомая подарила ему целый сундук старинных платьев, юбок с кринолинами, шалей, кружев и т.п. Стало легче воплощать свои видения, мечтания о прошлом.
«Дама в голубом», 1902 год, бумага на холсте, акварель, пастель. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В конце 1903 года Борисов-Мусатов переехал в Подольск, поближе к Москве и Санкт-Петербургу. Здесь он создавал по шесть-девять законченных полотен в год. В этот период художник написал пейзажи «На балконе. Таруса», «Куст орешника», «Осенняя песнь». Также он занимался монументальной живописью — «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Осенний вечер» и «Сон божества». Но работы Борисова-Мусатова приходились по вкусу не всем. В России его картины мало выставляли и редко покупали, поэтому материальное положение художника было плачевным. Зато в Европе его полюбили и даже избрали членом французского Национального общества изящных искусств. Последней работой Борисова-Мусатова стала акварель «Реквием» в память об умершей Надежде Станюкович.
«Куст орешника», 1905 год, бумага, акварель, пастель, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Одна из последних работ художника.

Последние годы жизни художника проходят в бедности. Он живет в саратовской глуши не из любви к ней, а потому что не имеет средств на жизнь в столицах. В 1904 году в Германии с большим успехом проходит его персональная выставка. Возможно, признание и как следствие –– выход из замкнутого круга безденежья и такая желанная возможность создания монументальных росписей были близки, но все это несколько запоздало…
«Девушка в ожерелье», 1904 год, Этюд к картине «Изумрудное ожерелье», холст, масло, частное собрание.

А тогда, в 1905 году, страшно бедствовавший художник с женой и дочерью Марианной проводил лето на пустующей даче Цветаевых в Тарусе. Там же осенним утром 26 октября 1905 года Виктор Борисов-Мусатов умер тридцати пяти лет от роду после тяжелой простуды, полученной на Оке во время лодочной прогулки. Незадолго до ухода, гуляя возле старого хлыстовского кладбища и часовенки, он сказал, казалось, в шутку, что, когда умрет, хорошо бы лежать здесь, над Окой… Так и произошло.
«Отблеск заката», 1904 год, холст, темпера, Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород.

Похоронили художника на высоком берегу Оки, над обрывом, на кладбище у Вознесенской горы. На могиле Виктора Борисова-Мусатова был поставлен надгробный памятник работы скульптора Матвеева –– на плите крупнозернистого красного песчаника лежит уснувший мальчик. Местные жители говорят, что это не уснувший, а утонувший мальчик, которого в свое время спас художник, но возвратить к жизни его не удалось. Скульптура выполнена с необыкновенным мастерством.
Надгробный памятник В. Э. Борисова-Мусатова «Уснувший мальчик» в Тарусе.

Обаятельный и застенчивый Виктор Борисов-Мусатов был не с передвижниками, не с академистами, не с авангардистами. Чистота и красота, грезы, неизъяснимая грусть и нежность –– с такими настроениями ассоциируется у любителей живописи этот замечательный русский художник. Поэт Андрей Белый назвал его «тончайший и нежный горбун» и был прав. Изображать прекрасное без дешевой сентиментальности, очень тактично и тонко, без какой-либо морали и назидательности, не выражать идеи, но являть красоту, не скатываясь в пошлость, –– это редкий дар.
«Капуста и ветлы», 1894 год, холст на картоне, масло, 51 х 40 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович // Большая советская энциклопедия: в 30 т. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969.
2. Шилов К. В. Борисов-Мусатов. М.: Молодая гвардия, 1985. 336, [32] с. (Жизнь замечательных людей).
3. Дунаев М. М. В. Э. Борисов-Мусатов. М.: Искусство, 1993. 192, [48] с. (Жизнь в искусстве).
4. Дмитриенко А. Ф., Кузнецова Э. В., Петрова О. Ф., Федорова Н. А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Л., 1971.
5. Кочик О. Я. Живописная система В. Э. Борисова-Мусатова / цветная и тоновая фотосъемка А. П. Дорофеева. М.: Искусство 1980.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта».