Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 409. Бруни Фёдор Антонович (Fedor Bruni) (1799-1875).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Фёдор Антонович Бруни — замечательный русский живописец итальянского происхождения, яркий представитель академического стиля.

Фёдор Бруни родился в Милане в семье художника и реставратора Антонио Бруни, впоследствии переехавшего с семьей жить и работать в Россию. Обучался в Воспитательном училище при Императорской Академии художеств под руководством А. Е. Егорова, А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева. После окончания Академии продолжил обучение в Италии. Участвовал в работах по созданию картонов для росписи Исаакиевского собора и написании образов для алтаря Казанского собора. Преподавал в Императорской Академии художеств.

Фёдор Бруни является автором знаменитого произведения «Медный змий», находящегося в наши дни в Государственном Русском музее рядом с полотном Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Будучи назначенным хранителем картинной галереи Эрмитажа, участвовал в приобретении картин для пополнения коллекции музея. Был удостоен высокого назначения ректором Академии художеств по отделу живописи и ваяния.

Рассказ об этом талантливом художнике, интересном человеке и замечательном педагоге продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Любуясь экспозицией Государственной Третьяковской галереи в зале, где представлены работы великого Карла Брюллова, вы невольно обращаете внимание на небольшой портрет, привлекающий своей выразительностью. Стараниями Фёдора Моллера, ученика Брюллова, вам представляется изображение кареглазого брюнета с копной волос и пушистыми бакенбардами. Белая накрахмаленная сорочка оттеняет бледное аристократическое лицо, а черный шелковый галстук невольно подчеркивает элегантность облика изображенного. О материальном достатке и признании владельца в обществе свидетельствуют изображенная золотая цепочка и фрачник ордена Святого Станислава. Это Фёдор Антонович Бруни, яркий представитель академического стиля и герой нашего повествования.
Моллер Фёдор Антонович «Портрет художника Федора Антоновича Бруни», 1840 год, холст, масло, 73 х 59 см., Государственная Третьяковская галерея.

Фёдор Антонович Бруни родился 10 июня 1799 года в Милане в семье швейцарского подданного, известного итальянского художника и реставратора Антонио Бароффи-Бруни (1767–1825). Находясь в чине обер-офицера австрийских войск, Бруни-старший принимал непосредственное участие в знаменитом Швейцарском походе А. В. Суворова и получил тяжелое ранение в ногу при штурме Чёртова моста в 1799 году, приведшее к его увольнению из армии.
«Служение ангелов», 1854 год, Эскиз иконы «Богородица с ангелами» для Петропавловского собора в Гатчине
холст, масло, 120 x 152 см., Государственный Русский музей.

В 1807 году Бруни-старший с семьей переезжает на постоянное местожительство в Россию. В XVIII–XIX веках на работу в Россию часто приезжали иностранные живописцы, архитекторы и скульпторы, пополняя русское искусство традициями европейской художественной культуры. Для многих из них далекая северная страна становилась второй родиной. Восьмилетним юношей приехал на свою новую родину и Фиделио Джованни (переименованный позже в Фёдора Антоновича), которому суждено будет впоследствии стать академиком Императорской Академии художеств, почетным членом Болонской и Миланской академий искусств, почетным профессором Флорентийской академии художеств и академии Святого Луки в Риме и одним из наиболее ярких представителей русского классицизма.
«Голова Христа в терновом венце», бумага, китайская тушь, кисть, 19 х 19,2 см., частное собрание.

А пока семья Бруни обосновалась в Царском Селе, где Антонио было поручено расписывать интерьеры Александровского дворца и реставрировать картины. В 1811 году он начинает преподавать рисунок в Императорском Царскосельском лицее. Согласно легенде, достоверного подтверждения которой, правда, не существует, дом Бруни в те годы посещает юный лицеист Александр Пушкин. Антонио Бруни, мастер «лепного, живописного и скульптурного цеха при царскосельских дворцах», стал основателем целой династии художников в Петербурге.
«Евангелист Марк», подготовительный рисунок для росписей храма Христа Спасителя, бумага, акварель, кисть, тушь, перо, графитный карандаш, 29,7 × 25,8 см., Государственная Третьяковская галерея.

В конце XVIII — начале XIX века в России насчитывалось несколько подобных художественных корпораций, в которых уроки мастерства, по традиции, передавались от старшего к младшему. Именно такими были семейства Скотти или Брюлло. Подобные «фирмы» существовали в Италии со времен средневековья и активно развивались в эпоху кватроченто.
«Апостол Иоанн», 1840-е годы, холст, масло, 78 x 58.5 см., Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера».

Работая в тесном творческом сотрудничестве с другими итальянскими художниками (Б. Медичи, А. Виги, Ф. Торичелли, Дж. Феррари), Антонио Бруни получал выгодные заказы по оформлению интерьеров императорских дворцов. Предприимчивые итальянцы часто заключали коллективные подряды с придворным ведомством. Благодаря протекции друзей в 1815 году Антонио Бруни получил звание академика живописи за «картины, представляющие страдания Иова».
«Князь Олег прибивает щит свой к вратам Цареграда», Офорт, 26.1 x 34.2 см., Государственный Русский музей.

Имея такого отца и постоянно находясь в обстановке творческого общения талантливых итальянских живописцев, Фёдор Бруни рано увлекся рисованием. Его первым учителем, естественно, стал отец, быстро оценивший природное дарование собственного сына. Понимая всю важность его дальнейшего художественного образования, Антонио стал хлопотать через друзей о возможности поступления сына в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств.
«Святая Цецилия», 1825 год, холст, масло, 164 x 124 см., Государственный Русский музей.

В 1809 году десятилетний юноша поступает сначала в Воспитательное училище, а позднее и в класс исторической живописи Академии. Его определяют в качестве «своекоштного ученика» пенсионера Юлия Помпея Литта (1763–1839). Итальянский граф, в прошлом генеральный комиссар австрийских войск, хорошо помнил своего бывшего сослуживца и земляка Антонио Бруни и охотно помог его сыну. В историческом классе Академии Фёдор Бруни получает блестящее образование у академических педагогов: известного исторический живописца и портретиста, представителя классицизма, профессора Григория Ивановича Угрюмова (1764–1823), замечательного русского живописца, действительного статского советника, академика Василия Козьмича Шебуева (1777–1855) и видного русского живописца и рисовальщика, заслуженного профессора Императорской Академии художеств Алексея Егоровича Егорова (1776–1851).
«Святая великомученица Екатерина», 1841 год, холст, масло, 60.5 x 35.4 см., Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

Обучение в Академии проходило для Фёдора Бруни вполне успешно, педагоги нередко хвалили его. За успехи в творчестве молодой Бруни был награжден серебряною медалью. Именно в стенах Академии произошло его знакомство с братьями Брюлло — Федором, Александром и Карлом, последнему из которых суждено будет стать своего рода пожизненным конкурентом Бруни. К этому периоду относится самый ранний автопортрет Фёдора Бруни (1813–1816), представленный ныне в коллекции Государственного Русского музея. Внешне похожий на отца, юный живописец изображен с кистями в руке. Все внимание сосредоточено на лице: высокий лоб, правильной формы нос, припухлые юношеские губы.
«Автопортрет», 1810-е годы, холст, масло, 52,5 х 42,5 см., Государственный Русский музей.

В это же самое время отец нашего героя, Антонио Бруни, в 1817 году перебирается в Москву, где выполняет заказы для известных царских вельмож, князей Куракиных и Барятинских. Начиная с 1820 года Антонио Бруни преподает рисование в Университетском благородном пансионе. Последнее документальное известием о мастере датировано мартом 1825 года: художник получил двухмесячный отпуск для исполнения живописных работ в Льговском уезде Курской губернии, в имении Марьино князя И. И. Барятинского.
«Девушка в тюрбане», 1810-е годы, холст, масло, 49 х 40 см., Государственный Русский музей.

В 1818 году Фёдор Бруни успешно оканчивает курс Академии художеств, получает звание художника с правом на чин XIV класса. Однако в соревновании за назначение пенсионерской стипендии за счет казны для последующей командировки за границу уступает своему извечному будущему сопернику Карлу Брюлло. В год окончания Академии Бруни держит экзамен на золотую медаль, дававшую право на заветное пенсионерство, но его программа «Самсон и Далила» не получает должной награды. Обладателем золотой медали и правом на зарубежную командировку становится Карл Брюлло. «Жаль Бруни, — писал тогда известный русский художник-пейзажист Сильвестр Щедрин (1791–1830), — надобно же быть такому несчастью, что ни в чем нет удачи».
«Богоматерь с младенцем», 1858 год, холст, масло, 63 x 46.7 см., Ивановское объединение художественных музеев.

Бруни уезжает в Италию самостоятельно, по настоянию отца. Молодой человек много работает: копирует по заданию Академии фрески Рафаэля, пишет полотна на библейские («Святая Цецилия») и мифологические («Пробуждение граций») сюжеты. Написав несколько картин, Бруни, к тому моменту не достигший еще 22-летнего возраста, принимается за первую большую картину «Смерть Камиллы, сестры Горация», которая в 1824 году была выставлена в Капитолии и принесла ее автору заслуженную известность. В Петербурге эта работа появилась лишь через десять лет, и за нее Бруни получил звание академика. Полотно было выполнено в лучших традициях классицизма. Однако обстоятельства складываются так, что художник не получает никаких денег ни за эту свою первую большую историческую картину, ни за вторую «Святая Цицилия» (1825), хранящиеся в наши дни в собрании Государственного Русского музея.
«Смерть Камиллы, сестры Горацио», 1824 год, холст, масло, 350 х 526,5 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

К тому же в 1825 году умирает отец Фёдора Бруни, и художник остается фактически без средств к существованию. Вопрос о пенсионерстве вновь остро встает перед художником, и только покровительство и помощь светской красавицы княгини Зинаиды Волконской спасает положение. В знак благодарности за помощь Бруни становится активным членом ее римского кружка. Лишь в 1828 году высочайшим указом государя-императора Николая I молодому художнику назначается долгожданная стипендия и он остается в Италии еще на пять лет. Указ гласил: «Повелеть соизволил оставить художника Бруни в чужих краях на пять лет для усовершенствования в живописном искусстве и производить ему в течение сего времени на содержание по 300 червонцев в год из Государственного казначейства». «Радуюсь сердечно, — писал пейзажист Сильвестр Щедрин, — что Бог взмиловался на сердечного Бруни».
«Моление о чаше», середина 1830-х годов, холст, масло, 246 x 134.5 см., Государственный Русский музей.

В Италии Бруни знакомится с Анжеликой Серни и через год женится на этой красивой, хорошо образованной девушке, с которой проживет счастливую и долгую жизнь. Влюбленный художник пишет в это время картины на сюжеты античной мифологии «Пробуждение граций» (1827, ГТГ) и «Вакханка, поящая амура» (1828, ГРМ). Полотна художника обращают на себя внимание в первую очередь чувственной красотой богинь, их нежными телами и расслабленными позами граций.
«Вакханка, поящая Амура», 1828 год, холст, масло, 91 x 67 см., Государственный Русский музей.

Профессиональные достижения молодого живописца были оценены, и он получил ответственный заказ на копирование для Академии художеств двух росписей Рафаэля в Ватикане. Поверив в свои силы, Бруни вознамерился сам создать великое произведение, избрав сюжетом для него эпизод из Ветхого Завета — историю Медного змия, поставленного Моисеем. Однако в 1836 году ему пришлось прервать начатую работу и вернуться в Петербург по приказу государя-императора.
«Пробуждение граций», 1827 год, холст, масло, 99,5 х 75,1 см., Государственная Третьяковская галерея,
Москва.

Вместе с ним на берега Невы приезжает и его молодая избранница. В Петербурге семейство обосновывается в доме Академии, а Федор Антонович, к тому времени уже профессор 2-й степени, начинает преподавать в Академии художеств. За преподавание он берется увлеченно, и студенты платят ему преданностью. Художник также много работает над росписью церкви Зимнего дворца. В 1837 году Бруни был в числе трех живописцев, делавших наброски после смерти поэта, и его уникальный рисунок «А. С. Пушкин в гробу» получает широкое признание в России.
«Пушкин в гробу», 1837 год, бумага, итальянский карандаш, Государственный музей А.С. Пушкина.

В августе 1838 года супруги Бруни вместе покидают промозглый Петербург и вновь отправляются в Италию. Но теперь художник занимает уже другое положение: он человек со средствами, обласканный императором, работает над огромным полотном, обещающим стать мировым шедевром. В декабре 1838 года Рим посетил цесаревич Александр Николаевич, он осматривал достопримечательности Великого города, интересовался содержимым антикварных лавок, посещал художественные ателье художников и скульпторов. Посетив ателье Фёдора Бруни, великий князь Александр Николаевич в письме к отцу-императору сообщал: «У него же я видел Мадонну, которая мне чрезвычайно понравилась». В биографическом очерке-некрологе А. И. Сомов подтверждал, что наследник престола действительно приобрел у Фёдора Бруни картину «Богоматерь».
«Мадонна с ребёнком», 1835 год, холст, масло, Государственный Русский музей.

Как гласит семейная легенда, композиционное решение было навеяно художнику его невестой Анжеликой Серни и ее младшим братом, стоявшим впереди нее на балюстраде балкона. Бруни, как некогда Рафаэль в «Сикстинской мадонне», прекрасно использовал мотив движения навстречу людям для раскрытия образа Марии.
Командировка в Италию продолжается два с половиной года. Мастер плодотворно работает над полотнами на библейские сюжеты. Для Казанского собора художник создает образ «Покров Пресвятой Богородицы». В это же время он дописывает свою самую известную картину «Медный змий», выставленную в 1841 году в Зимнем дворце и получившую высочайшую оценку и небывалый успех.
«Медный змий», 1841 год, холст, масло, 565 х 852 см., Государственный Русский музей.

Кисти Фёдора Бруни принадлежат изображения Марии с Младенцем в другой иконографии: «Богоматерь с Младенцем, отдыхающая на пути в Египет» (1838) или «Богоматерь с Младенцем в розах» (1843), обе находящиеся в собрании Государственной Третьяковской галереи. Оба полотна поступили в собрание уже в советской время.
«Богоматерь с младенцем в розах», 1843 год, холст, масло, 64.7 x 40 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Необходимо отметить, что взаимоотношения Павла Третьякова и Фёдора Бруни никогда не были простыми, ибо творчество стойкого приверженца академизма, естественно, не могло отвечать собирательским интересам Павла Михайловича, да и многие современные Третьякову художники, к чьему мнению знаменитый меценат прислушивался, весьма скептически относились к творчеству Бруни.
«Богомарерь с младенцем. отдыхающая на пути в Египет», 1838 год, Холст, масло, 111,2 х 84,6 (верх — полуовал), Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Павел Третьяков проявил интерес к творчеству Бруни лишь в конце 1860-х годов, когда заказал для своей коллекции его полотно «Образ Спасителя». Кроме того, в конце 1860-х — начале 1870-х годов Павел Михайлович начал целенаправленно приобретать и заказывать портреты «лиц, дорогих нации». И хотя Фёдор Антонович Бруни не относился к людям, близким Третьякову по своим художественным взглядам, коллекционер все же понимал его роль как человека, значимого для русской живописи. Исходя из этого, зимой 1871 года Третьяков, будучи в Петербурге, договорился с Федором Антоновичем и поручил художнику Аполлинарию Горавскому (1833–1900) написать его изображение. Исполняя поручение заказчика и опираясь на его замысел, Горавский воплотил на полотне своеобразный типологический сплав парадного и камерного. Размер произведения получился 105,4 на 78,5 см, поколенный срез фигуры, изображение модели в повседневной одежде — все это соответствовало другим портретам знаменитой третьяковской серии.
Аполлинарий Горавский «Портрет ректора по живописи и ваянию Императорской Академии художеств профессора Фёдора Антоновича Бруни» 1871 год, холст, масло, 105,4 х 78,5 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва..

Получив заказ на роспись достраиваемого Исаакиевского собора, Фёдор Антонович в 1845 году представляет 25 картонов с библейскими сюжетами, двенадцать из которых были выполнены в соборе. В 1849 году Бруни назначают хранителем картинной галереи Эрмитажа. На этой должности художник отдает много сил пополнению знаменитой коллекции. Он был дважды командирован за границу для покупки картин для коллекции музея. Его заслуги были высоко оценены. В 1855 году Бруни назначается на должность ректора Императорской Академии художеств, которая за время его руководства становится настоящим оплотом классицизма. В 1872 году утверждают его эскизы к росписи Храма Христа Спасителя, но работали по ним уже его ученики.
«Вакхант», 1858 год, холст, масло 91,2 х 71,5 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Фёдор Антонович Бруни прожил долгую и успешную с точки зрения художественного творчества жизнь и скончался 11 сентября 1875 года в возрасте 76 лет в Санкт-Петербурге. Был похоронен на участке Святого Петра Выборгского католического кладбища в Санкт-Петербурге. В 1936 году в связи с закрытием кладбища захоронение вместе с надгробием было перенесено на Тихвинское кладбище (Некрополь мастеров искусств) Александро-Невской лавры.
Могила Фёдора Антоновича Бруни.

Художественная деятельность Фёдора Антоновича Бруни занимает почетное место в истории русской живописи, и появление его произведений, равно как и произведений Карла Брюллова составило целую эпоху в русском искусстве. Работы художника заслуженно занимают достойное место среди шедевров собраний Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа и Государственной Третьяковской галереи.
«Портрет Н.А. Бруни в детстве», Конец 1840-х годов, холст, масло. 50,7 × 40,8 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Бруни Федор Антонович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890–1907.
2. Бруни Антоний // Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М., 1896–1918.
3. Петрушевский Ф. Ф. Бруни Федор Антонович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890–1907.
4. Письмо Сильвестра Щедрина из Неаполя 26 марта 1826 года в Рим скульптору С. И. Гальбергу // Итальянские письма и донесения Сильвестра Феодосиевича Щедрина. 1818–1830. М., 2014. С. 291.
5. Верещагина А. Г. Федор Антонович Бруни. Л., 1985.
6. Яйленко Е. Миф Италии в русском искусстве первой половины XIX века. М., 2012.
7. Половцев А. В. Федор Антонович Бруни: биографический очерк. СПб., 1907.
8. Римские картины Ф. А. Бруни // Художественная газета. 1837. № 15.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта».