Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 407. Маковский Николай Егорович (Nikolai Makovsky) (1841-1886).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Николай Егорович Маковский — замечательный русский живописец, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Николай Маковский родился в Москве в известной дворянской семье потомственных живописцев. Обучался в Московском дворцовом архитектурном училище, позднее в Императорской Академии художеств по отделению архитектуры. В 1870 году в числе других пятнадцати художников подписал устав Товарищества передвижных художественных выставок, став, таким образом, одним из учредителей Товарищества. Являлся активным экспонентом передвижных выставок.

Николай Маковский прославился благодаря своим многочисленным картинам — произведениям с жанровым и исторически-бытовым содержанием. Художник большей частью писал сцены из повседневной жизни разных сословий, с тонкими нотками едкой, отчасти злой сатиры или добродушного юмора. В 1872 году Николай Маковский был признан Академией классным художником III степени, а через год после того повышен в классе.

Рассказ об этом замечательном художнике, авторе ряда великолепных жанровых работ, в которых архитектура является основой внешней обстановки сюжета, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Семья Маковских внесла значительный вклад в отечественное искусство. Одиннадцать представителей известной в России фамилии, среди которых были художники, реставраторы, преподаватели, критики, искусствоведы, внесли в той или иной степени вклад в развитие русской культуры XIX — середины XX века. Стал известным живописцем и средний из сыновей Егора Ивановича Маковского — Николай Егорович Маковский.
«Отдых на жатве», 1871 год, холст, масло, Одесский художественный музей.

Николай Маковский родился 28 апреля (10 мая) 1841 года в Москве в семье бухгалтера по профессии, художника-любителя, коллекционера и общественного деятеля, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества Егора Ивановича Маковского и его жены Любови Корнелиевны, в девичестве Молленгауэр, натуры творческой, известной на всю Москву своим прекрасным сопрано.
«Деревенский пейзаж», 1870 год, холст, масло, 60 x 45 см., Харьковский художественный музей.

Николай с детства увлекался рисованием, что было совсем не удивительно, ибо дети, появлявшиеся на свет в семье Маковских, были с младенчества погружены в мир музыки, живописи, театра. Творчеством была пропитана сама атмосфера этого удивительного дома. Гостеприимный дом Маковских славился в Москве как своего рода культурный центр бывшей столицы. Частыми гостями в нем бывали представители московской аристократии и, естественно, служители муз.
«Вид города», 1884 год, холст, масло, 79.5 x 60 см., Томский областной художественный музей.

Большое влияние на Николая в выборе его жизненного пути оказал отец Егор Иванович Маковский, художник-любитель, при непосредственном участии которого, а также усилиями художников Алексея Степановича Добровольского (1791–1844), Василия Степановича Добровольского (1787–1856) и Александра Сергеевича Ястребилова (1799–1858) в 1832 году на Большой Никитской улице возник Московский художественный класс (позже переехавший на Мясницкую улицу), который впоследствии превратился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, существующее в столице и по сей день и именуемое теперь Московским государственным академическим художественным институтом имени В. И. Сурикова.
«Вид на Волге близ Нижнего Новгорода», 1878 год, холст, масло, 69.8 x 59.7 см., Ярославский художественный музей.

Своих детей Маковский-старший не только учил, но и старался всячески вдохновлять, буквально заражать любовью к искусству. «Любуйся и запоминай» — наставлял он каждого, снаряжая на прогулку карманными альбомчиками и карандашом для зарисовок. Ворона, лица прохожих, уличная сценка — все это сыновья и дочери Маковского привыкли оставлять на листах своих тетрадей, именно так, как учил отец — любуясь.
«Кормление индюшек», 1870-е годы, холст, масло, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

В молодости Николай Маковский активно интересовался архитектурным творчеством, и свое первоначальное образование получил в Московском дворцовом архитектурном училище. В 1859 году для продолжения обучения он отправляется в столицу, где поступает в Императорскую Академию художеств на архитектурный факультет. В 1865 году за проект каменной сельской церкви на 150 прихожан студент Маковский награждается малой серебряной медалью Императорской Академии художеств. Обучение в Академии продолжалось вплоть до 1866 года, когда по ее окончании Николаю Маковскому было присвоено звание неклассного (свободного) художника с правом производить постройки.
«Пасека», 1882 год, холст, масло, 71 x 52 см., Харьковский художественный музей.

После окончания Академии молодой архитектор непродолжительное время работает по специальности, в 1866 году он поступает на должность архитекторского помощника при Министерстве Императорского двора, но в конце концов понимает, что его истинное призвание — живопись и бросает занятие архитектурой. Стоит отметить, что юношеское увлечение архитектурой не сразу отпускает молодого художника, в своих первых полотнах Николай Маковский волей-неволей обращается к видам Москвы и ее окрестностей.
«У Крутицкого терема в Москве», 1870-е годы, холст на картоне, масло, 40.5 x 31.2 см.,
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1870 году в числе пятнадцати других художников Николай Маковский подписывает устав Товарищества передвижных художественных выставок, становясь, таким образом, одним из его учредителей. В 1872 году он будет исключен из Товарищества за неучастие в выставочной деятельности и лишь с 1875 года станет регулярным экспонентом Товарищества, будучи принятым вновь в его члены в 1879 году.
«Городской пейзаж», 1886 год, холст, масло, 38 х 62 см., частное собрание.

Знаменательным для молодого художника становится 1872 год, когда полотно «Вид церкви в селе Дьякове Московской губернии» приносит ему звание классного художника III степени. Сегодня это полотно размером 69 на 43 см украшает экспозицию Государственной Третьяковской галереи. На нем изображена Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Это один из немногих сохранившихся многостолпных храмов XVI века и выдающийся памятник русского зодчества. Храм до сих пор является действующим.
«Вид церкви села Дьякова в Коломенском близ Москвы», 1872 год, холст на картоне, масло, 69 x 43 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Проходит год и полотно «Вид Москвы» приносит Маковскому повышение в звании до классного художника II степени. В этом же 1873 году Николай Маковский создает еще одно интересное произведение «Замоскворечье, 1873», на которой мы может сегодня увидеть, как выглядел самый первый Храм Христа Спасителя, Кремль, мост и деревянные покосившиеся домишки с лодками того времени.
«Замоскворечье», 1873 год, холст, масло, 54.3 x 103.4 см., Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Новгород.

В 1873 году Николай Егорович по приглашению брата Константина отправляется с ним за границу. Он посещает ряд европейских столиц, несколько месяцев живет в Париже — центре европейской культуры тех лет. Он много работает и не теряет времени даром, занимаясь в Париже живописью под руководством жившего там замечательного русского художника-мариниста Алексея Петровича Боголюбова (1824–1896).
«Каир», 1876 год, холст, масло, Национальная галерея республики Коми.

В 1874 году Николай Маковский путешествует по Египту, знакомясь с жизнью местного населения и наслаждаясь местной природой. Здесь из-под его кисти выходит ряд великолепных жанровых полотен, основой внешней обстановки в которых является местная архитектура.
«Каир», 1879 год, холст, масло, 33.5 x 28.5 см., Чувашский государственный художественный музей.

Это в полной мере относится к работам «Каир» (1874) из собрания Государственного Русского музея, «В Каире» (1874) из собрания Пермской областной художественной галереи, «Улица в Каире» (1875) из собрания Ярославского художественного музея. Маковский показывает себя вполне сформировавшимся мастером воздушной перспективы, успешно решающим задачи светотеневого моделирования объема.
«Улица в Каире», 1875 год, холст, масло, Ярославский художественный музей.

Вернувшись в Россию, Николай Егорович продолжает много и напряженно работать. Известность ему приносят многочисленные картины — произведения с жанровым и исторически бытовым содержанием. Он с большим мастерством воссоздает на своих полотнах сцены из повседневной жизни разных сословий, с тонкими нотами едкой, отчасти злой сатиры или добродушного юмора. Вместе с этим художник с успехом работает в портретном жанре, создавая произведения с глубоким внутренним содержанием, и практически всегда безукоризненные в композиционном построении и рисунке.
«Мальчик. Этюд», 1880 год, дерево, масло, Калужский музей изобразительных искусств.

В поздних полотнах художника из его знаменитой украинской серии «На пашне. Украина» (1882) из собрания Государственной Третьяковской галереи, «Ярмарка» (1886) из собрания Государственного Русского музея и некоторых других проявляется новая эволюционировавшая живописная манера художника — широкая и свободная, лепящая формы красочной массой.
«На пашне. Украина», 1882 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Николай Егорович Маковски много экспонировал свои произведения, выставляя их на суд зрителей на многочисленных передвижных выставках, выставках Академии художеств, художественных выставках в Петербурге и Москве.
«Улочка в Каире», 1880 год, масло по дереву, 21 x 16,5 cм., частное собрание.

Николай Егорович Маковский скончался 6 (18) октября 1886 года в Санкт-Петербурге, где и был похоронен.
«Мельница», 1870—1880 годы, холст, масло, 39,1 x 31 см., Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Сегодня его картины украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, художественных и краеведческих музеев Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Калуги, Перми, Рыбинска, Саратова, Сыктывкара, Томска, Тюмени, Ярославля и других городов, а также многочисленные частные собрания.
«Вид от набережной Москвы-реки на храм Христа Спасителя и Каменный мост», 1875 год, бумага, акварель, частное собрание.

Современным любителям изобразительного искусства творчество Николая Егоровича Маковского менее известно, чем художественные достижения его братьев. Однако созданное им осталось в русской живописи, и во вкладе славной семьи Маковских в национальную культуру несомненно и его участие.
«Фермерский двор», 1886 год, масло по дереву, 19.5 х 33 см., частное собрание.

Активная художественная деятельность Николая Маковского насчитывает всего около пятнадцати лет, а между тем он является одним из интереснейших пейзажистов своего времени. Его произведения отличаются мастерским рисунком, умелым композиционным построением и высокой цветовой культурой.
«Малороссия», 1882 год, холст, масло, частное собрание.

В 1997 году работы Николая Маковского экспонировались на выставке «Семья Маковских» в Государственной Третьяковской галерее.
«Речной пейзаж с облаками на небе», 1880-е годы, холст, масло, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Сомов А. И. Маковский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890–1907.
2. Коптева А. Династия Маковских: передавая таланты по наследству. Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина. Архивировано 17.04.2013.
3.Пресс-служба ГРМ. Выставка «Семья Маковских» (рус.) // Электронное издание «Культурное Наследие». 2008. Вып. 8 дек. ISSN 1684-9574.
4. Маркина Т. Выставка трех поколений (рус.) // Коммерсантъ-Weekend. М.: ИД «Комерсантъ». 2008. № 48 (94). 12 дек.
5. Маковский Николай Егорович. Биография. Произведения искусства из собрания Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций».

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта».