Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 406. Чистяков Павел Петрович (Pavel Chistyakov) (1832-1919).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Павел Петрович Чистяков — замечательный русский художник и педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи, академик, профессор и действительный член Императорской Академии художеств.

Павел Чистяков родился в небольшом селе Пруды Тверской губернии. Первоначальное образование получил в приходской школе в Красном Холме и Бежецком уездном училище. Обучался в Императорской Академии художеств у русского исторического и портретного живописца профессора П. Басина. В качестве пенсионера Академии жил и работал в Европе. Был удостоен звания академика за ряд написанных за границей работ. После возвращения в Россию посвятил себя главным образом преподавательской деятельности, воспитав целую плеяду известных живописцев.

После преобразования Академии в 1892 году Павел Чистяков был назначен членом академического совета, профессором высшего художественного училища и заведующим мозаичной мастерской. Долгие годы заведовал мозаичным отделением Академии художеств.

Рассказ об этом талантливом педагоге и замечательном художнике продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Павел Петрович Чистяков — вот человек, пробывший пятьдесят лет профессором Академии… У него была славная метода преподавания, которая дала блестящие результаты. Она дала Врубеля, Серова, Коровина, Головина и многих других талантливых художников…» (Н. С. Самокиш).
«Мальчик, играющий на скрипке», 1869 год, холст, масло, 158 х 84,5 см., Государственный Русский музей.

«Единственным (в России) истинным учителем незыблемых законов формы» почтительно назвал Павла Чистякова Валентин Серов (1865–1911). Такое признание педагогического таланта выдающегося мастера стало уже заслуженно традиционным, подчас даже умаляя сам источник успеха — напряженную работу в искусстве. Однако в ней, несмотря на скромное количество завершенных картин, современники видели начало «настоящей» русской исторической живописи.
«Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту», 1860 год, холст, масло, 175 x 217 см., Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств.

Павел Петрович Чистяков родился 23 июня (5 июля) 1832 года в селе Пруды Тверской губернии (ныне Краснохолмский район, Тверская область) в семье бывших крепостных крестьян генерал-майора Тютчева. Отец будущего мастера Пётр Никитич Чистяков был управляющим в имении своего барина, и за свой многолетний и честный труд получил невиданную по тем временам награду — вольные, которые получали его дети при крещении: Павел стал свободным через три дня после своего рождения.
«Портрет отца», 1860 год , холст, масло, 67 х 57 см., (овал), Музей Российской Академии художеств, С-Петербург.

Первоначальное образование будущий художник получил в приходской школе в Красном Холме, после окончания которой, по настоянию отца поступил в уездное училище города Бежецка. Учился с большим усердием и училище окончил с отличием. В училище же проявился и его интерес к рисованию. На талантливого мальчика обратили внимание и городские власти, пожелавшие отправить его на обучение в тверскую гимназию за казенный счет, но Павел отказался, устроившись работать в Бежецке землемером. Работая, продолжал заниматься рисованием, и через два года окончательно решил во что бы то ни стало стать профессиональным художником.
«Боярин», 1876 год, холст, масло, 131 x 107 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Поделился своей мечтой с отцом и тот не стал возражать, дав вместе с согласием еще и денег — 17 с полтиной рублей, взятых в долг. Этого оказалось достаточно, чтобы, собрав нехитрые пожитки, в 1849 году отправиться в столицу добиваться поставленной цели. В Санкт-Петербурге талантливого юношу зачисляют вольноприходящим учеником в Императорскую Академию художеств. Живет он у родственников, ежедневно ходит пешком на занятия и дает уроки рисования, чтобы хоть как-то свести концы с концами.
«Портрет М.А.Григорьевой», 1862 год, холст, масло, 71 х 55., Музей-квартира И.И.Бродского. Санкт-Петербург.

Чистякову очень не нравились постоянные повторения рисования гипсов — непременной составной части тогдашней программы обучения, но приходилось терпеть. Давая частные уроки, он постоянно придумывал новые приемы, в том числе особый принцип рисования снизу вверх — «с земли, с ног». Он умел объяснить и показать ученикам основы рисунка, объяснить принципы композиции, делая все это доходчиво и понятно, без какой бы то ни было напыщенности. Его педагогический талант был замечен, и Чистякова пригласили преподавать в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.
«Старик с табакеркой», 1860-е годы, бумага, итальянский карандаш, 67 х 48 см., Вологодская областная картинная галерея.

В период 1854–1858 годов Павел Чистяков получает две малые и две большие серебряные медали Академии за отличные рисунки и этюды с натуры. В 1860 году за полотно «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту» он удостаивается уже малой золотой медали, а годом позже, в 1861 году, оканчивает курс Академии со званием художника XIV класса. В этом же году грандиозное по своему исполнению полотно «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Тёмного» приносит Павлу Чистякову вожделенную большую золотую медаль, дающую право на пенсионерскую заграничную поездку за счет Академии, а сама картина приносит автору еще и 800 рублей — очень значительную по тем временам сумму.
«Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому», 1861 год, холст, масло, 147.5 x 201.5 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

Перед отъездом за рубеж Чистяков некоторое время преподает в Петербургской рисовальной школе для приходящих. На родине, в Красном Холме, он пишет одну из лучших своих работ «Нищие дети», украшающую в наши дни собрание Государственного Русского музея.
«Нищие дети», 1861 год, картон, масло, 31,5 х 23 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Начиная с 1862 года Павел Чистяков живет и работает за границей. Он последовательно посещает Германию, Францию и благословенную Италию, которая сразу влюбляет в себя художника. Пышная природа, яркие краски, восхитительные итальянки: «…представьте наше лето, наше небо, только все краски ярче и в то же время несколько туманнее, сквозь флер, как будто, и мнится, что все вам видится, — вот эта-то полусонная замирающая нежность и есть исключительный характер Италии».
«Джованнина, сидящая на подоконнике», 1864 год, холст, масло, 52 x 99,8 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Чистяков много и напряженно работает в Риме, ходит по музеям, наслаждается увиденным и впитывает новые и яркие впечатления. Он пишет картины «Джованнина», «Голова чочары», «Римский нищий», начинает работу над «Мессалиной» — картиной, которую будет писать всю жизнь, но так и не окончит.
«Портрет 10-летней девочки-римлянки (Джованнина)», 1863 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1870 году уже по возвращении в Петербург Чистяков получает звание академика за написанные им за границей картины «Римский нищий», «Голова чочары» и «Француз, собирающийся на публичный бал». После этого, посвятив себя главным образом преподавательской деятельности, очень редко будет выставлять свои новые произведения. Начав свою преподавательскую деятельность в стенах Императорской Академии художеств, Чистяков с первых же уроков дает понять своим студентам, что топтаться на одном месте и бесконечно повторять одно и то же они на его уроках не будут.
«Римский нищий», 1879 год, холст, масло, 75 x 62 см., Пензенская областная картинная галерея им. К.А.Савицкого.

«Хорошо учить, значит, любя учить, а любя — ничего не скучно делать» — с таким подходом к преподаванию Павел Петрович естественно наживает себе множество врагов из числа консервативных академиков. Они дружно осуждают его новые и недопустимые по их мнению методы обучения, а вот студенты его обожают, и постепенно самые талантливые объединяются вокруг страстного и одаренного учителя. Васнецов называл Чистякова «посредником между учеником и натурой».
«Мальчик-итальянец», 1867 год, бумага, акварель, 29,1 х 21 см., Ульяновский художественный музей.

В 1872 году Павел Петрович Чистяков получает должность адъюнкт-профессора гипсоголовного и этюдного натурного классов, которую занимает впоследствии на протяжении двух десятилетий. Он обучил основам рисунка сотни студентов, чутко выделяя наиболее талантливых из них. В его классах учились Елена Поленова (1850–1898) и Федор Бруни (1799–1875), Виктор Борисов-Мусатов (1870–1905) и Генрих Семирадский (1843–1902), Дмитрий Кардовский (1866–1943) и Василий Матэ (1856–1917), Илья Репин (1844–1930) и Виктор Васнецов (1848–1926).
«Боярышня. (Аннушка)», 1870-е годы, холст, масло, 124 x 107 см., Одесский художественный музей.

Как вспоминал Павел Петрович, «Поленов, Репин по окончании курса в Академии брали у меня в квартире Левицкого уроки рисования, то есть учились рисовать ухо гипсовое и голову Аполлона. Стало быть, учитель я неплохой, если с золотыми медалями ученики берут уроки рисования с уха и с головы…» Врубель учился в личной мастерской Чистякова с 1882 года, и, по его словам, именно Павел Петрович вернул ему радость живописи.
«Три мужика», 1858 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

При этом Павел Петрович старался дать своим ученикам не только технические знания: он учил их чувствовать, соображать, думать. Чистяков всегда интересовался вопросами теории цветов, углубленно изучал физиологию зрения. В сферу его интересов входила не только живопись, но и философия, литература, музыка и история.
«Портрет старой женщины». 1876 год, холст,масло, 50 х 52 см., Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

В 1892 году Павла Петровича Чистякова назначают членом академического совета, профессором высшего художественного училища и заведующим мозаичной мастерской. С 1890 по 1912 год он заведует мозаичным отделением, оставив преподавание гипсов и натуры. Необходимо отметить, что именно под руководством Павла Чистякова проводились работы по оформлению интерьеров Исаакиевского собора и храма Воскресения Христа, а в Москве — храма Христа Спасителя. Именно Чистяков развеял сомнения Василия Васнецова, и тот дал согласие на свое участие в росписи Владимирского собора в Киеве.
«Голова девушки в повязке. Этюд», 1874 год, холст, масло, 56 х 41,5 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

После возвращения Павла Петровича Чистякова из зарубежной пенсионерской поездки в его жизни происходит знаменательное событие — бракосочетание с Верой Егоровной Мейер (1848–1917). Молодожены селятся в казенной квартире Академии на Васильевском острове. Позднее, в 1876 году, Павел Чистяков купил дачу в Царском Селе (ныне город Пушкин), куда два года спустя переехал с семьей на постоянное жительство, оставив за собой мастерскую в городе.
Дом-музей Павла Петровича Чистякова в Пушкине.

В доме Чистяковых всегда было много посетителей: приходили на уроки ученики, приходили друзья, соседи по дачам, многие задерживались на обед. Павел Петрович дружил с Василием Поленовым, который после Академии уехал преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В обширной переписке с Павлом Третьяковым Чистяков часто обсуждал перспективы тех или иных своих учеников, давал советы по приобретению наиболее выдающихся работ для галереи.
Студия художника в доме-музее Павла Петровича Чистякова в Пушкине.

В 1914 году Павел Петрович Чистяков выходит в отставку. Он продолжает работать и принимает многочисленных учеников. Незаметно проходят три года. Революция приносит разруху, голод, рушится привычный образ жизни.
В 1917 году умирает жена Павла Петровича Чистякова Вера Егоровна, что становится большим ударом для художника, а через год уходит из жизни и он сам. Павел Петрович Чистяков скончался в своем доме в Детском Селе 11 ноября 1919 года.
Могила художника Павла Петровича Чистякова.

Павел Петрович Чистяков оставил потомкам живописное наследие, число работ которого относительно невелико. Главным его призванием и смыслом всей жизни стала педагогическая деятельность. За годы преподавания в Императорской Академии художеств Чистяков выработал свою собственную систему, в которой объединил лучшее из академической школы и собственных наработок, создав основу для развития у учеников более широких взглядов на реалистическое искусство.
«Портрет девушки. Этюд», 1870-е годы, холст, масло, 70 х 57 см., Пензенская картинная галерея.

Методы Павла Петровича Чистякова, сопоставимые с методами знаменитых мюнхенских художественных школ, его удивительная способность безошибочно угадывать особый язык каждого таланта, бережное отношение к любому дарованию дали удивительные практические результаты, а разнообразие творческих индивидуальностей учеников мастера говорит само за себя.
«Итальянский музыкант», 1867 год, бумага, акварель, 16 х 12,7 см., Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Чистяков Павел Петрович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.
2. Белютин Э., Молева Н. П. П. Чистяков — теоретик и педагог. М., 1953.
3. Белютин Э., Молева Н. Павел Петрович Чистяков. 1832–1919. М., 1954.
4. Гинзбург И. П. П. Чистяков и его педагогическая система. Л.; М., 1940.
5. Лясковская О. А. П. П. Чистяков. М.: Изд-во Гос. Третьяковской галереи, 1950. 64 с.
6. Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. 1832–1919. М., 1953.
7. Чурилова Е. Б. Я еще могу съездить к Чистякову. (П. П. Чистяков в Царском Селе). СПб., 2004.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта».