Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 403. Васильковский Сергей Иванович (Sergey Vasilkovsky) (1854-1917).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Сергей Иванович Васильковский — замечательный украинский художник-пейзажист, яркий представитель украинской национальной школы живописи.

Сергей Васильковский родился в городке Изюм Харьковской губернии. Первые навыки в живописи получил в Харьковской гимназии, где его учителем был Дмитрий Безперчий, ученик Карла Брюллова. Позднее обучался в Императорской Академии художеств в пейзажном классе у М. К. Клодта и В. Д. Орловского. В качестве пенсионера Академии художеств выезжал за границу. Жил и работал во Франции, Англии, Испании, Италии, Южной Африке и Германии. Выставлял свои работы в Парижском салоне.

После возвращения на родину Сергей Иванович жил и работал в Харькове. Темами его произведений были степь и леса, сельские улочки и простые, несложные жанровые сценки, в которых люди органично вписываются в великолепную природу.
Перед смертью завещал Музею археологии и этнографии Слободской Украины более 1300 своих произведений и значительную денежную сумму для создания в Харькове большого национального художественного музея.

Рассказ об этом удивительном человеке и замечательном художнике, внесшим значительный вклад в развитие пейзажного жанра, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Пейзажи классного художника 1-й степени Сергея Ивановича Васильковского были хорошо известны в 1880–1890-х годах. Он всегда был большим патриотом Украины, по-настоящему любил свой родной край и его доброжелательных людей. За удивительную лиричность его пейзажных и исторических произведений художника называют поэтом украинской живописи, за светлую колоритность — «солнечным художником».
«Река. Полдень», 1890 год, холст, масло, 23,5 × 35,5 см., Бердянский Художественный Музей им. И.И. Бродского.

Сергей Иванович Васильковский родился 19 октября 1854 года в небольшом городке Изюм Харьковской губернии в семье местного писаря. Лирика и поэтичность мироощущения, глубокая эмоциональность и основа цветового восприятия окружающей действительности зародились у маленького Сергея еще с детских лет — на Слободской Украине, на берегах Северского Донца, где все дышало историей, воспоминаниями о знаменитом казацком прошлом, где во всем еще сохранялось народное искусство и песенный фольклор. От отца, виртуоза-чертежника и писаря Васильковский перенял любовь к рисованию, а мама навсегда заронила в его душу любовь к украинской песне…
«Казацкий двор», 1888 год, холст, масло, Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина.

Необходимо признать, что само окружение, в котором рос будущий художник на Слобожанщине, было по-настоящему благодатной средой для формирования его творческой личности. Его дед был чумаком, из старинного казацкого рода, всячески старался привить внуку любовь к старым казацким обычаям и обрядам, а отец способствовал раскрытию перед сыном эстетической выразительности строгой каллиграфической линии. Среда и окружение способствовали тому, что у Сергея с раннего детства стал проявляться творческий характер: он увлекался музыкой, недурно пел и рисовал.
«Полтавщина», 1892 год, холст, масло, Харьковский художественный музей.

В 1861 году родители мальчика переехали в Харьков, в котором было несравнимо больше возможностей для того, чтобы дать ему соответствующее воспитание. Здесь и начался его путь как будущего художника. Первые свои навыки в живописи юный Сергей получил в те времена, когда учился во Второй Харьковской гимназии. Будущему художнику вообще очень повезло с гимназией, поскольку уроки рисования в этом учебном заведении преподавал Дмитрий Безперчий (1825–1913) — бывший крепостной, знакомый Тараса Шевченко (1814–1861) и ученик самого Карла Брюллова (1799–1852) в Петербургской Академии художеств.
«Околица», 1890 год, Дерево, масло, 26.5 x 35 см., Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.

Талантливый художник и блестящий педагог, Безперчий сразу обратил внимание на юного самородка, оценив его природное дарование. Сергей очень любил делать различные зарисовки из школьной жизни, да еще рисовал карикатуры на своих учителей, за что ему периодически попадало на орехи. Безперчий, не жалея личного времени, подолгу занимался со своим учеником, обучая его азам художественного мастерства и художественной грамотности. Наставник посоветовал Сергею Васильковскому продолжать учиться живописи и помог попасть в частную и очень престижную в те годы в Харькове художественную школу российского живописца и педагога Марии Дмитриевны Раевской-Ивановой (1840–1912).
«Украинский пейзаж», 1886 год, холст, масло, Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.

Нельзя не отметить и тот факт, что на выбор жизненного пути Васильковским повлиял и его близкий родственник Владимир Александров (1856–1918) — двоюродный брат матери, украинский поэт, драматург и переводчик, автор популярных в то время оперетт «За Неман иду», «Не ходи, Грицю, на вечерницы», стихов, которые стали народными песнями. Он тоже считал, что будущее его талантливого племянника должно быть связано с искусством.
«Сельская улица», 1880–1890 годы, холст, масло, Музей украинской живописи, Днепр.

Однако родители Сергея Васильковского были людьми старых взглядов и традиций и видели будущее благосостояние сына исключительно в государственной службе, а раз так, то по настоянию отца юноша вынужден был поступить в Харьковское ветеринарное училище. Семья, в общем-то, справедливо считала, что специальность ветеринара — это гарантированный кусок хлеба в будущем. Отец, Иван Фёдорович, мечтал, что вдвоем они наконец-то тогда накопят средств, чтобы хотя бы настелить дощатый пол в своем доме. Мечтам этим, однако, так и не суждено было сбыться. После двух тяжелых лет обучения Сергей оставляет училище, перейдя на работу канцелярским служащим в Харьковское казначейство.
«Весенний день на Украине», 1885 год, холст, масло, Национальный художественный музей Украины, Киев.

Что поделать, нелюбимое занятие тяготило человека искусства, и Сергей сообщает отцу, что оставляет свою работу и уезжает в Петербург для поступления в Императорскую Академию художеств. На что отец ответил, что если он покинет должность, то пусть знает, что у него отца нет, поскольку он уже не будет считать его за сына. Несмотря на письмо с «проклятием» от отца, 22-летний Сергей покинул казенную должность, и в 1876 году рискнул отправиться в Санкт-Петербург в надежде осуществить мечту и поступить в Академию художеств.
«Запорожец в дозоре», 1899 год, холст, масло, Национальный художественный музей Украины, Киев.

Сразу поступить, однако, не удалось, но Васильковский не отчаялся и стал заниматься вольноприходящим учеником. Академические педагоги отметили несомненные успехи молодого стеснительного украинца, и вскоре Сергея без экзаменов зачислили в Академию и даже разрешили жить на чердаке академического здания, где для неимущих учеников было выделено специальное помещение, которое называлось «казёнка».
«Окрестности Ай-Тодора. Крым», 1890 год, картон, масло, 24 х 36 см., Музей украинской живописи, Днепр.

В Академии Васильковский будет заниматься девять долгих лет. Сначала он будет посещать общие классы, а затем перейдет в пейзажную мастерскую двух известных академиков: замечательного русского художника-пейзажиста второй половины XIX века Михаила Константиновича Клодта (1832–1902) и бывшего воспитанника Императорской Академии художеств, одного из лучших пейзажистов второй половины XIX века Владимира Донатовича Орловского (1842–1914). Ему будет постоянно не хватать денег и, испытывая сильную нужду, Васильковский вынужден будет зарабатывать на жизнь: то работая по светописи «ретушером», то копируя рисунки на продажу.
«Окраины Полтавы», 1893 год, холст, масло, Государственный Литературный музей, Москва.

А вот сам процесс обучения будет даваться легко талантливому украинскому пареньку. Педагоги нередко хвалили его, ставя в пример перед сокурсниками. Успешное обучение дополнялось также впечатлениями от выставок передвижников и поездок на родину. Работая преимущественно на этюдах во время каникул на Харьковщине, Полтавщине, на Запорожье, Васильковский потом в мастерских педагогов по памяти воссоздавал свои впечатления на полотне, невольно вызывая одобрение наставников.
«Подножье Казачьей горы. Коробов хутор. Харьковщина», 1882 год, холст, масло. 60 х 42 см., Музей украинской живописи, Днепр.

За время своего обучения Васильковский создал множество эскизов и этюдов, получив за них пять малых и больших серебряных медалей, множество благодарностей и большое количество премий от Академии. В 1879 году за этюд с натуры Сергей Иванович получил свою первую академическую награду — малую серебряную медаль, которой впоследствии очень дорожил, еще через два года — вторую малую серебряную медаль. Его большое живописное дарование в последующие годы обучения будет все более и более прогрессировать.
«Казачья левада», 1893 год, холст, масло, 133 x 93 см., Харьковский художественный музей.

Лето 1883 года выдалось особенно напряженным в творческой карьере молодого художника. Все лето Сергей Иванович много работал на Украине, создавая самобытные пейзажные этюды, исполненные творческого вдохновения и юношеской романтики: «Весна на Украине», «Летом», «Каменная балка», «На околице» и другие, имея намерение представить их на соискание золотой медали на академической выставке. В следующем году за картину «Утро» Васильковский получил уже малую золотую медаль.
«Весна на Украине», 1883 год, холст, масло, 60 х 105 см., Музей украинской живописи, Днепр.

Вершиной же раннего творчества Сергея Ивановича была картина «На Донце», которая принесла ему большую золотую медаль Императорской Академии художеств, звание художника 1-й степени и право на зарубежную поездку для профессионального усовершенствования в качестве пенсионера Академии сроком на четыре года. В то время это слово означало не пожилых людей, а талантливую молодежь, которую отправляли на многолетнее обучение за границу, выплачивая при этом значительную стипендию («пенсион»).
«Геленджик», 1889 год, дерево, масло, 23,5 х 36,5 см., Музей украинской живописи, Днепр.

Весной 1886 года Васильковский покидает Россию и направляется в пенсионерское путешествие по Западной Европе — Франции, Англии, Испании, Италии и Германии. Он сразу влюбляется в Париж, много работает и много учится. Сближается с «барбизонцами», творчество которых создавало в зрителе чувство приподнятого настроения, заставляло увидеть в окружающей природе поэзию и настоящую красоту.
«Свидание», 1894 год, дерево, масло, 24 х 36 см., Музей украинской живописи, Днепр.

Во время европейского турне украинский художник создает удивительные по своему художественному очарованию пейзажные произведения: «Утро в Безансоне», «Булонский лес зимой», «Охота на куропаток в Нормандии», «Типичная бретонская усадьба», «Вид в Пиренеях», «После дождя (Испания)», «Окрестности Сан-Себастьяно», «Зимний вечер в Пиренеях» и другие.
«После дождя», 1885 год, холст, масло, 25 х 43 см., Музей украинской живописи, Днепр.

После возвращения из своей зарубежной командировки Сергей Иванович оседает в родном Харькове полный творческих планов, замыслов и энергии. Предпринимает путешествия по родным украинским весям и степям. Его любимая тема — малороссийская степь. Васильковский пешком прошел практически всю Харьковщину, неоднократно спускался по берегам Днепра до самого Запорожья в поисках вдохновения и тем для своих работ.
«Задунайский запорожец», 1900 год, бумага, акварель, Харьковский художественный музей.

Он пишет степь и леса, сельские улочки и простые, несложные жанровые полотна, в которых люди органично вписываются в великолепную природу. Наступает время создания наиболее известных его произведений — украинских лирико-эпические пейзажей : «Чумацкий Ромодановский шлях», «Деревенская улица», «Заход солнца осенью», «Зимний вечер», «Стадо на околице села», «Мельницы» и множества других.
«Мельницы», 1910-е годы, холст, масло, Харьковский художественный музей.

Одним из основных мотивов творчества Васильковского была казацкая тема, в рамках которой появились исторические полотна, в которых художник воспевал славное украинское казачество: «Казачий пикет», «Запорожец на разведках», «Сторожа Запорожских вольностей» («Казаки в степи»), «На страже», «Казачья левада», «Казачья гора», «Казачье поле», «Запорожец в дозоре», «Казак в степи. Тревожные знаки», «Казак и девушка», «Поход казаков» и большое количество других.
«Казак в степи. Тревожные знаки», около 1905 года, холст, масло, Сумский художественный музей им. Н. Онацкого.

Сергей Иванович Васильковский пробовал свои силы в разных художественных жанрах, не ограничиваясь только пейзажами и историческими картинами, он работал также в жанре портретной живописи. Одним из самых известных является исполненный им портрет выдающегося сына украинского народа Тараса Григорьевича Шевченко (1814–1861). Также известен портрет матери художника, Прасковьи Уриловны Васильковской, исполненный в 1895 году.
Портрет Прасковьи Уриловны Васильковской, матери художника», 1895 год, холст, масло, 134 х 93 см., Харьковский художественный музей.

Высокое профессиональное художественное мастерство проявил художник и в монументальном жанре: он расписывал признанный шедевр украинского модерна — Полтавское губернское земство.
«Деревня Опишня. Полтавская область. Украина», 1903 год, холст, масло, частное собрание.

Всего же за свою 35-летнюю творческую деятельность Сергей Васильковский создал более трех тысяч полотен. Кроме этого, он является автором альбомов «Из украинской старины» (1900) и «Мотивы украинских орнаментов» (1912), над которыми Васильковский работал совместно с другим известным украинским художником Николаем Самокишем (1860–1944).
«Бездорожье», 1900 год, холст, масло, частное собрание.

Высоко ценя творческую независимость, Сергей Иванович никогда не связывал себя членством в каких-либо объединениях и представлял свои работы на выставки разных товариществ Петербурга, Харькова, Киева. От контактов с Советом Императорской Академии художеств Васильковский после своего возвращения из-за границы отошел. В 1900 году организовал в Харькове свою первую персональную выставку из 120 произведений.
«Казачий пикет» 1902 год, холст, масло, Харьковский художественный музей.

Уже перед смертью, во время болезни Сергей Иванович Васильковский завещал Музею археологии и этнографии Слободской Украины более 1300 своих произведений и значительную денежную сумму для создания в Харькове большого национального художественного музея. В последние дни жизни более полутора тысяч своих произведений передал Харьковскому художественному музею.
«Охотники на привале», 1905 год, холст, масло, частное собрание.

Сергей Иванович Васильковский скончался 8 октября 1917 года в возрасте 62 лет после продолжительной болезни в Харькове, не дожив нескольких дней до своего дня рождения. Был похоронен на Центральном Харьковском кладбище. Значительная часть работ художника находилась в музеях и частных коллекциях на Украине. К сожалению, многие из них погибли или были похищены в годы Великой Отечественной войны.
«Сторожа Запорожских вольностей», 1890 год, Холст, масло 98 х 114 см., Национальный художественный музей Украины, Киев.

Могила Сергея Васильковского чудом осталась нетронутой после реконструкции Харьковского кладбища № 1 в 1970-х годах. В наши дни на этом месте расположен молодежный парк недалеко от метро «Пушкинская». Каменная плита на могиле художника поможет найти место захоронения в парке, и каждый из сегодняшних почитателей таланта художника может почтить его память, возложив цветы.
Могила Сергея Ивановича Васильковского в Харькове.

Данный выпуск подготовлен по материалам:
1. Васильковский Сергей Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890–1907.
2. Огієвська І. Сергій Іванович Васильківський. К.: Наукова думка, 1980. 164 с.
3. Безхутрий М. С. І. Васильківський. Нарис про життя та творчість. К.,1954.
4. Сергій Васильківський: Альбом. К., 1987.
5. С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764–1914. СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. Т. 2. С. 34.
6. Справочник Императорской Академии художеств, 1915. С. 34.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта».