Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 392. Клодт Михаил Петрович (1835-1914).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Барон Михаил Петрович Клодт (Клодт фон Юргенсбург) , замечательный русский художник, живописец, акварелист, рисовальщик.

Он был сыном выдающегося скульптора Петра Карловича Клодта, автора коней на Нарвских воротах и Аничковом мосту и двоюродным братом художника-пейзажиста Михаила Константиновича Клодта.

Он с успехом писал жанровые и исторические полотна и был академиком Императорской Академии художеств.
В 1861 году, будучи студентом Императорской Академии художеств, исполнил картину «Последняя весна» и был удостоен большой золотой медали и права на пенсионерскую поездку за границу на 3 года за казённый счёт, с дополнительным правом путешествовать в течение такого же срока по России за казённый счёт с художественной целью.

Работал в Париже и Мюнхене и за картину «Чёрная скамья» был удостоен звания профессора.
Именно его полотно «Больной музыкант» положила начало собранию коллекционера и мецената Павла Михайловича Третьякова.

А ещё Клодт был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок и Общества русских акварелистов и преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Училище барона Штиглица…….

Поистине, удивительная судьба, рассказать о которой мы посчитали своим долгом…..

Итак, мы начинаем….

Михаил Петрович Клодт (Клодт фон Юргенсбург)родился 17 (29) сентября 1835 года в Санкт Петербурге в семье известнейшего скульптора барона Петра Павловича Клодта(1805-1867), автора памятников Ивану.Андреевичу Крылову, императору Николаю I, знаменитых коней Аничкова моста и коней Нарвских триумфальных ворот в С-Петербурге.
«Сироты», 1888 год, Холст, масло, Ростовский областной музей изобразительных искусств.

Будучи с раннего детства окружённым в семье атмосферой творчества, а ведь он был ещё и двоюродным братом художника-пейзажиста Михаила Константиновича Клодта(1833-1902) и племянником знаменитого гравера Константина Карловича Клодта(1807-1879), Михаил рано увлёкся рисованием и первоначальное образование получил в домашних условиях.
«Лежащая девочка», 1900 год, холст, масло, 88 х 137 см, частное собрание

В 1847 году Михаил поступает в училище при реформаторской церкви и одновременно с этим, по настоянию своего отца, в течение трёх лет берёт частные уроки рисования у известного в те годы русского художника, рисовальщика-иллюстратора, графика, выпускника Императорской Академии художеств, Александра Алексеевича Агина(1817-1875).
«За чайком», 1889 год, холст, масло, 105 х 85 см, Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.

Агин, видя несомненное природное дарование и и большое стремление к живописи своего ученика, со всей серьёзностью относился к этим урокам, стремясь научить Михаила всему тому, что умел сам.
«Казначейша. Въезд улан», 1862 год, Холст, масло, Пензенская областная картинная галерея им. К.А.Савицкого

В 1852 году после успешной сдачи вступительных экзаменов, Михаил Петрович поступает в Императорскую Академию художеств, обучаясь в классе исторической живописи у замечательного русского исторического живописца, академика, заслуженного профессора живописи Императорской Академии художеств Алексея Тарасовича Маркова(1802-1878). Учёба давалась молодому художнику легко, педагоги неоднократно отмечали его художественные успехи.
«Терем царевен», 1887 год, Холст, масло, Национальный художественный музей Республики Беларусь

И тем не менее, 1857 году Михаил Петрович прерывает своё обучение в Императорской академии и с разрешения её руководства на собственные средства отправляется во Францию в творческую командировку, где вместе с двоюродным братом Михаилом Константиновичем Клодтом в течение трёх лет знакомится с европейским искусством и совершенствует своё мастерство.
«Раскольников и Мармеладов», По мотивам романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание»
1874 год, Бумага, черная акварель, белила 32 х 27 см, Частное собрание

В 1860 году Михаил Петрович Клодт возвращается в Россию и возобновляет своё обучение. В период обучения в Императорской Академии художеств художник неоднократно удостаивается наград за свои работы. Это были большая и малая серебряные медали в 1855 году, большая серебряная медаль в 1857 году за картину «Финский крестьянский быт», малая золотая медаль в 1860 году за картины «Из быта нормандских рыбаков» и «Шорник».
«Шорник», 1860 год, холст, масло, 56 х 36 см, Донецкий художественный музей.

В 1861 году полотно художника «Последняя весна» удостаивается большой золотой медали, одновременно с этим предоставляя Михаилу Петровичу право на пенсионерскую поездку за счёт казны за границу сроком на три года, с одновременным правом путешествовать в течение такого же срока и по России за казённый счёт с художественной целью.
Картина «Последняя весна», удостоенная большой золотой медали Академии художеств, 1861 год, Холст, масло 71 х 100 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

В период 1862-1865 годов Михаил Петрович Клод в качестве пенсионера Императорской Академии живёт и работает в Мюнхене и Париже. В 1867 году за присланные в Петербург полотна «Деревенские крестины» и «Возвращение с поля» его удостаивают звания академика. В 1870 году Советом Академии ему присуждается премия по живописи жанра в размере 600 рублей за предоставленные работы «Антикварий» и «Пряха».
«Пряха», 1870 год, холст, масло, Национальный художественный музей Республики Беларусь

В 1872 году Михаил Петрович предоставляет полотно «Чёрная скамья», за которое Совет Академии единогласно присуждает ему звание профессора, дававшее в те годы право вести преподавательскую деятельность. В 1895 году художника удостаивают звания «Действительного члена Академии художеств»
«Марина Мнишек с отцом под стражей.(После погрома)», 1883 год, холст, масло, 83 х 112 см, Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Михаил Петрович Клодт, являясь одним из наиболее значимых отечественных живописцев второй половины XIX века, принадлежал к так называемым «малым жанристам». С его именем связано становление критического реализма в Российском живописном искусстве.
«Колдунья», 1891 год, холст, масло, 102 х 81 см, Государственный Русский музей.

И совсем не случайным является тот факт, что именно полотна Михаила Петровича (в частности, картина «Больной музыкант»)положили начало знаменитой коллекции мецената и коллекционера Павла Михайловича Третьякова(1832-1898).
«Больной музыкант», 1859 год, Холст, масло 39 х 51,2 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

.

Михаил Петрович Клодт был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок и Общества русских акварелистов. Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, вёл занятия по акварели в Училище барона Штиглица.
«Швея», 1875 год, Холст, масло, 60 x 45 см, Государственный Русский музей

В 1869-1871 годах Михаилу Петровичу Высочайшим Указом Государя Императора было предписано исполнять обязанности художника-рисовальщиком при экспедиции Императорской археологической комиссии по раскопке курганов на Таманском полуострове. С 1895 года Клодт служил живописцем-реставратором в Эрмитаже.
«Виленские евреи», 1870 год, холст, масло, частное собрание

Расцвет творчества Михаила Петровича Клодта приходится на 1850-е – 1860-е годы, когда им были созданы наиболее известные произведения: «Рыбаки-финны», «Больной музыкант», «Последняя весна», «Деревенские крестины», «Возвращение с поля» и ряд других.
«Рыбаки финны», 1855 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

По мнению историков искусства, наиболее характерными особенностями искусства Михаила Петровича Клодта являются ясно выраженная повествовательность, чёткость композиционного построения, тщательная проработка деталей, сдержанность колорита, с преобладанием в палитре теплых тонов.
«Шут», 1897 год, холст, масло, 63 х 85,5 см, частное собрание

Центральное место в его работах всегда занимало стремление художника передать внутреннее состояние человека, его переживания и эмоции, добиваясь при этом необычайной выразительности и правдивости.
«В тереме», 1880 год, холст, масло, Государственный Русский музей.

Михаил Петрович в своём творчестве часто обращался к офорту, создав в этой технике более 25 листов, преимущественно жанрового характера. Занимался литографией. Работал также в области театрально-декорационного искусства, и промышленной графики.
«У больной», 1885 год, холст, масло, Одесский художественный музей.

К богатому творческому наследию художника относятся и такие полотна, как«Внутренность хижины в Нормандии» (1859 год) и «Из быта нормандских рыбаков», «Антикварий» (1870 год), «Черная скамья» (1872 год), «Перед отъездом» (1878 год), «Мученица» (1880 год) и «Посещение заключенных» (1880 год), «Осиротевшие»(1897 год), в полной мере характеризующие его как выдающегося мастера отечественной школы живописи.
«Осиротевшие», 1897 год, холст, масло, 55,5 х 60,8 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Михаил Петрович Клодт ушёл из жизни 20 января 1914 года в Санкт-Петербурге, и был похоронен рядом с отцом на Смоленском кладбище. В 1936 году останки усопших были перезахоронены в Некрополь Александро-Невской Лавры.
«Ивану Грозному являются тени им убитых», бумага, тушь, гуашь, 27 х 39 см,, Ставропольский краевой музей изобразительного искусства

По материалам:
— Григорьева В. А. Михаил Петрович Клодт. — М.: Искусство, 1957. — 40 с.
— Клодт фон Юргенсбург, русские художники // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
— Клодт Михаил Петрович — статья из Большой советской энциклопедии.
— С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 92. — 454 с.
— http://www.artsait.ru/art/k/klodtmp/art1.php
— https://ehdu.livejournal.com/568476.html
— https://artinvestment.ru/auctions/850/biography.html

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;