Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 388. Коровин Константин Алексеевич(1861-1939).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Константин Алексеевич Коровин — замечательный русский живописец, театральный художник, педагог и писатель.

Его учителями а Московском Училище Живописи Ваяния и Зодчества были Алексей Саврасов и Василий Поленов.
Он поступил в Императорскую Академию художеств, но через три месяца ушёл оттуда, разочаровавшись в методах преподавания.

Он участвовал в оформлении российской экспозиции на Всемирной выставке в Париже 1900 года, где выступил и как архитектор (спроектировал здание Кустарного отдела) и как автор экспозиции.

Он познакомил соотечественников с дорогим его сердцу Парижем в часы утреннего пробуждения, и вечером в сиянии огней на улицах и бульварах.
На протяжении десятилетий он участвовал в выставках художников разных направлений и объединений — передвижников, «Мира искусства», «Союза 36-ти», Союза русских художников.

А ещё….., а об этом уже в нашей публикации….

Итак, мы начинаем….

Константин Алексеевич Коровин родился 5 декабря 1861 года в Москве в состоятельной купеческой старообрядческой семье.Его отец — Алексей Михайлович получил университетское образование(учился в МГУ), а мать — Аполлинария Ивановна, урождённая Волкова, происходившая из знатного купеческого рода, получила домашнее музыкальное образование, любила искусство, создавала неплохие, по утверждению известного русского художника Иллариона Михайловича Прянишникова, акварели, и хорошо играла на арфе. Она и привила детям любовь к живописи: впоследствии Константин и его брат Сергей стали профессиональными живописцами.
«Мостик», 1880-е годы, Холст, масло. 45 x 63 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

1960390231.jpg

Константин и Сергей с раннего детства проявляли интерес к рисованию, демонстрируя при этом несомненный природный талант. Кроме родителей их увлечение живописью всячески поощрял дед мальчиков по отцовской линии, купец первой гильдии Михаил Емельянович Коровин, большой любитель искусства, охотно покровительствовавший художникам.
«Осень. На мосту», Начало 1910-х годов, холст, масло, частное собрание

Михаил Емельянович владел «ямским извозом», однако, его сын не унаследовал от него деловых качеств, и вскоре после смерти деда разорился,позднее покончив с собой.
В доме отца Константин с детства встречался со многими известными художниками того времени и под влиянием своего родственника, И.М. Прянишникова , с ранних лет вместе с братом Сергеем начал заниматься рисованием,постигал азы будущей профессии.
«Зимний пейзаж», Начало XX века, холст, масло, 32×40 см, частное собрание

После разорения отца семья Коровиных вынуждена была переехать жить в деревню Мытищи под Москвой. По воспоминаниям Константина, это был один из самых счастливых периодов его детской жизни. Предоставленный самому себе, целыми днями напролет он пропадал в ближайшем лесу – Лосином острове. Скоро ему подарили ружье, и Константин очень полюбил охоту. Это увлечение и вместе с ним искренняя любовь к природе не оставляли художника до конца жизни. Одновременно близкие поощряли его занятия живописью, и любимым его делом стало зарисовывать самые красивые охотничьи уголки.
«За чайным столом», 1888 год, холст, масло, 48×60 см, Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область

1255627239.jpg

«Чтобы выучиться рисовать», – говорил Коровину его брат Сергей, студент московского Училища ваяния и зодчества, – «нужно рисовать людей». И тогда Константин принялся за портрет своего друга Дубинина. Готовый портрет и несколько других работ брата как-то по случаю, Сергей Коровин показал своим преподавателям – Василию Перову и Алексею Саврасову. Профессорам работы понравились. Позже Сергей говорил брату: «Твои этюды видел Алексей Кондратьевич Саврасов и очень тебя похвалил. А Левитан сказал, что ты особенный и ни на кого не похож из нас. Но боится – поступишь ли ты. Ты ведь никогда не рисовал с гипса, а это экзамен».
«Северная идиллия», 1886 год, холст, масло, 115×155 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Тем не менее, Константин Коровин стал самым младшим студентом Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. В четырнадцать лет он поступил на архитектурное отделение училища , а через год перешёл на отделение живописи. Среди учителей Училища в то время были лучшие художники того времени: Саврасов А.К.(1830-1897), Перов В.Г.(1834-1882), Прянишников И.М.(1840-1894), братья Павел и Евграф Сорокины, Поленов В.Д.(1844-1927), Маковский К.Е.(1839-1915).

1755159826.jpg

Учителями Коровина были Алексей Кондратьевич Саврасов и Василий Дмитриевич Поленов.
Саврасов учил начинающего художника находить в незаметных уголках природы скрытую поэзию и лирику, точно схватывать и эмоционально передавать незримое ощущение жизни в пейзаже. В работе «Ранняя весна» (1870) особенно чувствуется характерное саврасовское ви́дение простого русского пейзажа с его щемящей и неброской красотой. Позже Коровин близко подружился с Левитаном. Исаак Левитан был одним из немногих, кто сразу оценил его необычную живопись. Впоследствии они часто вместе работали над этюдами в окрестностях Москвы и получали медали за свои работы.
«Набережная адмирала Курбе в Вильфранш-сюр-Мер» 1922 год, холст, масло, 59.5×80.5 см, частное собрание

Для завершения образования в 1882 году Константин Коровин отправился в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств, но через три месяца ушёл оттуда, разочаровавшись в тамошних методах преподавания:»…В этой чудной Академии дух искусства был так мне чужд…»…..

221115565.jpg

Константин Коровин довольно рано нашел свой собственный почерк –яркие, сочные цвета, «радостная» манера письма, некоторая условность деталей, иногда в ущерб академической четкости.Вернувшись назад в Москву после неудачной учёбы в Санкт-Петербурге, Коровин в Училище попал в мастерскую Поленова, возглавившего после Саврасова пейзажный класс. Именно Поленов был первым, кто познакомил своих учеников с искусством импрессионистов. В 1883 году Коровин создаёт произведение, которое впоследствии назвали «первой ласточкой» импрессионизма в России – «Портрет хористки».
«Портрет хористки», 1887 год, холст, масло, 53.5×41.2 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

untitled57d1da288479f.png

В этой работе Коровин экспериментирует в поисках импрессионистических живописных приемов. На обратной стороне картона он оставил пространную надпись об истории создания картины, ошибочно датировав ее 1883 годом. Художник подчеркнул, что “Серов еще не писал в это время портретов”, имея в виду произведения “Девочка с персиками” (1887, Государственная Третьяковская галерея) и “Девушка, освещенная солнцем” (1888, Государственная Третьяковска галерея). Научные сотрудники Третьяковской галереи на основании внимательного анализа данных, сумели доказать, что работа была создана не в 1883, а в 1887 году.

1331118374.jpg

Однако стоит признать, что далеко не все благосклонно приняли новое направление в русской живописи: в 1884 году Коровин получил звание «неклассного» художника, как и его товарищ по училищу И. Левитан.
Но зато, благодаря Поленову, они познакомились с Саввой Ивановичем Мамонтовым и в конце 1884 году вошли в его кружок.
«Гурзуф», 1914 год, холст, масло, 89 x 121 см, Одесский художественный музей

Знаменитый меценат полюбил Коровина и пригласил его работать в своей знаменитой Частной опере. Константин Коровин вместе с Василием Поленовым и Виктором Васнецовым увлечённо занялись создаванием оперных декораций для «Аиды» и «Снегурочки». Несмотря на большую нагрузку, сотрудничество с оперой Мамонтова дало возможность художнику писать то, что ему хотелось и не думать о сроках.
Он оформлял оперы «Аида» Верди, «Лакме» Делиба, «Кармен» Бизе. О своей работе он писал так: «Художник своими декорациями делает то же, что и певец, окрыляющий своим звуком фразу автора… Его обязанность по отношению к исполнителю – это выделить меру последнего на фоне цвета».К сожалению, эскизов декораций художника к постановкам Частной оперы Мамонтова почти не сохранилось.
«Севастополь зимой», 1916 год, Холст, масло, Частное собрание

1018145772.jpg

Тогда же, в середине 1880-х годов Константин Коровин влился в Мамонтовский (Абрамцевский) кружок и стал активным его участником. Для участников мамонтовского кружка было характерно увлечение фольклором, что отразилось и на творчестве Коровина. В 1886 году художник исполнил большую картину «Северная идиллия», в которой проявилось влияние В. Васнецова.Художник изобразил крестьянок Тульской губернии в национальных платьях.Пейзаж картины написан тонко, с особым настроением, но фигуры девушек не сливаются с пейзажем, они как бы искусственно поставлены здесь.

2190239.jpg

Одним из членов Мамонтовского кружка был и будущий ближайший друг Коровина – Валентин Серов.
Они познакомились в 1889 году. О взаимном влиянии художников много написано и много исследовано. Их мастерские находились рядом, там они приютили и Михаила Врубеля.
«Лодка», 1913 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 80-х и начале 90-х годов Константин Коровин выставлялся у передвижников; к этому периоду принадлежат его картины: «Испанки у окна», «Фонари»», «Хозяйка», «Север».
«Север. Этюд», 1890-е годы, холст, масло, 23×31 см, Курская областная картинная галерея имени А. А. Дейнеки, Курск

1218144700.jpg

В 1894 году Коровин вместе с Серовым, совершил путешествие на Север. В результате появились пейзажи «Гавань в Норвегии», «Ручей святого Трифона в Печенге», «Геммерфест. Северное сияние», «Мурманский берег.»
Собранный художником материал пригодился впоследствии при оформлении павильона «Крайний север» на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Это стало первой монументальной работой художника, высоко оцененной публикой и принесшей ему подлинный успех. Павильон был построен Коровиным в стиле северных деревянных строений и послужил прототипом для последующей русской деревянной архитектуры нового стиля. Внутри он был украшен рядом декоративных панно, изображавших жизнь и природу нашего севера, впоследствии перенесенных в здание вокзала Московско-Ярославской железной дороги.

346034192.jpg

Позже опыт подобной работы был повторен и расширен Константином Коровинм во время оформления здания Кустарного отдела на Всемирной выставке в Париже 1900 года.Коровину были поручены постройка и устройство русского кустарного отдела на парижской всемирной выставке 1900 года и декорирование сибирского и среднеазиатского павильона там же.
За панно для парижской выставки Коровин получил золотую медаль и орден кавалера Почетного легиона.
«Парижское кафе», 1890-е годы, холст, масло, 52.5×43.5 см, Государственная Третьяковская галерея

0_d64ba_5f723ebf_XXL.jpg

С Парижем у Коровина связано очень много. Впервые он посещает французскую столицу в 1887 году. Здесь он знакомится с импрессионизмом и становится его продолжателем в русской живописи. Затем он посещает Париж в 1892 и 1893 годах. и, наконец, переезжает туда навсегда в начале 20-х годов XX века.

В 1890-х годах произошло сближение Константина Коровина и его друзей с Сергеем Дягилевым. «Я увидел – Дягилев восторженно любит живопись и театр. И тут же затеяли с ним издать журнал «Мир искусства». Я рисовал первую обложку для журнала и сделал несколько рисунков красками», – вспоминал впоследствии Коровин. Вплоть до 1903 года он будет активным участником выставок журнала «Мир искусства».
«Париж. Утро», 1906 год, холст, масло, частное собрание

1347206931.jpg

В 1899 году Коровин начал педагогическую деятельность в школе Е. Н. Званцевой, а с 1901 года начал вести совместную с Серовым портретно-жанровую мастерскую в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.. Среди его студентов в разное время были Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Роберт Фальк, Илья Машков, Борис Иогансон и многие другие в будущем знаменитые русские живописцы. Также одним из его учеников был сценограф С. Ф. Николаев и будущий педагог, писатель и краевед С. П. Волков.

477496567.jpg

Тонкий колорист, отличный декоратор, Коровин стал первым русским художником, сумевшим объединившим живопись с архитектурой. Он автор удивительных пейзажей, в которых сумел достичь большого живописного впечатления; кроме его северных пейзажей, выделяются его виды Парижа: «Boulevard des Capucines» (1898), «Cafe de la Paix ночью» (1905), «Boulevard des Italiens ночью» (1909), целая серия «Les feux de Paris» (1913), а также яркие южные пейзажи и этюды: «Татарская улица ночью» (1911), «Сад в горах» (1911), «Крым» (1914) и его интересные nature morte в дневном и ночном пейзаже.

1057259620.jpg

В 1900-х годах художник активно работал в театре, создавая эскизы костюмов и декорации к драматическим постановкам, а также операм и балетам. В частности, он оформил спектакли «Фауст» (1899), «Конёк-горбунок» (1901), «Садко» (1906), «Золотой петушок» (1909). Можно с полной уверенностью утверждать, что декорации Коровина составили создали целую эпоху в русском театральном искусстве. Константин Коровин работал над оформлением спектаклей Большого театра, Мариинского театра и театра Ла Скала в Милане.
«Мефистофель», 1906 год.

Творчество Константина Коровина отмечено исполнением несколько чрезвычайно интересных портретов: княгини Голицыной (1898), певца Шаляпина (1912), г-жи С. (1913), и некоторых других.

405806015.jpg

Во время Первой мировой войны Константин Алексеевич работал консультантом по маскировке в штабе русской армии.На протяжении десятилетий Коровин участвовал в выставках художников разных направлений и объединений — передвижников, «Мира искусства», «Союза 36-ти», Союза русских художников.
«Лето», 1906 год, холст, масло, частное собрание

Значительное место в творчестве Коровина занимал Париж. Городские пейзажи художника были созданы под сильным влиянием французских импрессионистов. Ему мастерски удавалось передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения, но более всего вечером, в сиянии огней на улицах и бульварах («Париж. Бульвар Капуцинок», 1902, 1906 и 1911; «Париж утром», 1906. Все — Государственная Третьяковская галерея).
«Россия. Ностальгия», Начало 1930-х годов холст, масло

444121874.jpg

В Париже Константин Коровин увлёкся символизмом и, вернувшись в Россию, посещал лекции художника-эстета М. А. Дурнова, общался с поэтом К. Д. Бальмонтом. В эти годы он написал картины «Северная идиллия» (1892, Государственная Третьяковская галерея) и «Муза» (1890-е, там же). После октябрьской революции в России, которую художник встретил с воодушевлением, Коровин активно занимался вопросами сохранения памятников искусства, организовал аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключённых, продолжал сотрудничать с театрами. С 1918 года художник жил в имении Островно Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, преподавал в свободных государственных художественных мастерских на даче «Чайка».

230718064.jpg

Однако со временем интерес к творчеству художника стал падать, его новые картины не признавали критики. Жить становилось всё труднее. Его также очень беспокоили здоровье и судьба сына Алексея, художника, который в детстве, попав под трамвай, лишился ног.
«Утро. Охотничья палатка», 1914 год, холст, масло, частное собрание

Постепенно, под давлением сложившихся обстоятельств, Константин Алексеевич принимает решение уехать из России навсегда. В 1922 году он получает разрешение на выезд за границу и в 1923 году по совету А. В. Луначарского покидает страну и обустраивается во Франции. Там живописец участвует в выставках русских художников, и оформляет редкие театральные постановки.
«Зима», 1911 год, холст, масло, частное собрание

Наряду с даром живописца, Константин Алексеевич обладал ещё и незаурядным литературным талантом. Когда утрата зрения вынудила его полностью отказаться от изобразительного искусства, художник начал писать рассказы и мемуары.
«Ручей», 1890-е годы, холст, масло, 70×89 см, частное собрание

751148789.jpg

Скончался Константин Алексеевич Коровин 11 сентября 1939 года( внезапно на улице от сердечного приступа) и был погребен на кладбище Бийанкур около Парижа. В марте 1950 года на средства, собранные русскими парижанами, останки Коровина и его жены были перенесены на православное кладбище в Сен-Жене-вьев де Буа.
Могила Коровина Константина на кладбище St Geneviеve des Bois

В наши дни творчество художника широко представлено в Русском музее и Государственной Третьяковской галерее.
«Двор», 1904 год, холст, масло, Государственный Русский музей

Как уже упоминалось выше, Константин Коровин был не только выдающимся художником, оставившим потомкам большое творческое наследие, но и талантливым писателем, оставившим рассказы и воспоминания о своей жизни, друзьях, творчестве и путешествиях. Воспоминания Коровина заслуженно входят в число лучших литературных опытов русских художников XIX века.
«Гурзуф», 1915 год, картон, масло, 65×87 см частное собрание.

358437233.jpg

А ещё Константин Алексеевич умел очень хорошо дружить, лучшими его друзьями были художники Исаак Левитан, Валентин Серов и Михаил Врубель, а дружеские отношения связывали его со многими современниками, в том числе с Фёдором Шаляпиным, и Саввой Мамонтовым. Вся жизнь этого человека представляет собой образец беззаветного служения любимому делу, а человеческие качества этого выдающегося русского художника конечно же заслуживает глубочайшего уважения и вечной памяти потомков. Одним словом — Вечной Памяти Достоин…..

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .