Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 387. Башкирцева Мария Константиновна(1858-1884).

Герой нового выпуска Энциклопедии — Мария Константиновна Башкирцева – художник удивительной и трагической судьбы, большую часть жизни проведшая во Франции, автор знаменитого дневника.

Ей даровал Бог слишком много!
И слишком мало — отпустил.
О, звездная ее дорога!
Лишь на холсты хватило сил…

Ей даровал Господь так много!
А Жизнь — крупинками считал.
О, звездная ее дорога!
И Смерть — признания пьедестал! (М. Цветаева)

Феномену её неповторимого очарования не суждено было быть познанным ни при её короткой жизни, ни после её смерти.
Обладая необычайным природным талантом, и волею судьбы практически ничего не успев сделать в своей жизни, эта хрупкая девушка, тем не менее, сумела взволновать чувствительные души художников и поэтов своего времени(и не только!!), благодаря своему удивительному обаянию, незримо присутствовавшему в русском «серебряном веке» и во французской теории существования…..

Её творческое наследие невелико, но по-своему уникально: девичий дневник, несколько сохранившихся полотен и …. гениальная тоска по несбывшемуся…..

Вам это интересно? Нам — очень интересно!!

Итак, мы начинаем….

«Мое тело плачет и кричит, но что-то, что выше меня, радуется жизни, несмотря ни на что!», — так о себе писала Мария Башкирцева, художник, которая в конце XIX века на некоторое время стала, пожалуй, самой знаменитой «русской в Париже». При жизни она была известна как талантливый живописец и первая красавица Парижа, а после ранней трагической смерти огромную популярность обрели ее опубликованные дневники.
«Детский портрет», 1883 год, холст, масло, 93 х 76 см, Государственный Русский музей, С-Петербург

В начале 1900-х годов в Люксембургском дворце в Париже появилась мраморная композиция под названием «Бессмертие», работы известного скульптора Лонжерье.
Он выполнил ее по заказу французского правительства, вписав в сюжет крылатую фигуру ангела, у ног которого умирает молодой гений. В руках ангела находится свиток, где высечены имена безвременно покинувших этот мир выдающихся людей. Их восемь, и среди них лишь одно русское — Мария Башкирцева.
Мраморная композиция «Бессмертие» скульптора Лонжерье

Мария Константиновна Башкирцева родилась 12(24) ноября 1858 года в селе Гайворонцы близ Полтавы в богатой родовитой дворянской семье Константина Башкирцева и Марии Бабаниной. Отец, Константин Башкирцев, являлся действительным статским советником и предводителем местного дворянства. Он владел в Полтавской губернии имением Гавронцы, где Мария и появилась на свет, однако первые годы своей жизни Мария провела в Черняковке, во владениях полковника Черняка, недалеко от воспетой Гоголем Диканьки.
«Весна», 1881 год, холст, масло, 215,5 х 199,5 см, Государственный Русский музей

Спустя два года после свадьбы ее мать разошлась с мужем и переехала с двумя детьми в имение своих родителей в Харьковской губернии. В 1870 году Башкирцевы: мать, тетка, дедушка, брат, кузина — в сопровождении домашнего врача отправляются за границу. В течение двух лет семейство путешествует по Европе, посещает Австрию и Швейцарию, останавливаясь на время в Вене, Баден-Бадене, Женеве, и заканчивает свои «скитания» во Франции, где после знакомства с Парижем обосновывается в Ницце.
«Портрет юной читающей девушки», 1880 год, холст, масло, 130 Х 90 см, частное собрание

Именно здесь 12-и летняя Мария Башкирцева и начинает вести на французском языке свой знаменитый дневник, первые записи которого датированы 1870 годом.
Для Муси, как ласково называли Марию домашние, нанимали гувернанток и учителей. Это было наилучшее образование для тринадцатилетней девочки в то время. Мария сама выбирала предметы для изучения, и круг её интересов был чрезвычайно широким. Помимо обязательных танцев, изобразительного искусства, вокала и музыки ее интересовали также языки, история, литература и философия.
«Девушка с букетом сирени», 1881 год, холст, масло, 64,5 х 80,5 см, Государственный Русский музей

Маленькая и хрупкая девочка на самом деле отличалась недетским честолюбием, целеустремленностью и большими амбициями. В течение пяти месяцев 1873 года она окончила трехлетний образовательный курс лицея. Кроме русского и украинского языков свободно владела несколькими европейскими, а также латынью и древнегреческим, на которых издавались в основном научные и философские труды.
«Женский портрет», 1883 год, холст, масло, 116 х 89 см, Государственный Русский музей

Обладая незаурядными способностями в области изобразительного искусства, девочка была ещё наделена и безупречным слухом, а также сильным и чистым, с широким диапазоном меццо-сопрано. Она превосходно освоила игру на рояле, арфе, гитаре и мандолине.
Проблемы со здоровьем, начавшиеся, когда Марии было 16 лет, помешали ей осуществить мечты о карьере певицы.
«Жоржет», 1881 год, Холст, масло, 55 x 46 см, Museum of Castle Henri IV Haute Garonne Nerac Франция

В возрасте 16-и лет девушке диагностировали чахотку, как некогда называли туберкулез. Осложнение перешло на горло, что привело к утрате певческого голоса и появлению постепенно возрастающей глухоты. Если бы не это прискорбное обстоятельство, биография Марии Константиновны Башкирцевой, возможно, была бы совсем иной. Со временем Башкирцева поняла всю серьёзность своего заболевания, фактически означавшего в те годы смертный приговор, и собралась жить, стараясь брать от жизни все возможное…
«Женский портрет», 1881 год, Холст, масло, 92 х 73 см, Rijksmuseum (Рейксмузеум)

В 1877 году по настоянию Марии семья переезжает в Париж, где Башкирцева на первых порах изучает технику живописи в студии выдающегося художника и педагога того времени Роберта-Флери, а затем поступает в известную и очень популярную в Европе тех лет Академию Родольфо Жюлиана, крупнейшего конкурента парижской школы изящных искусств.
«Восточная девушка», 1882 год, Холст, масло, Jules Chéret Museum Ницца Франция

Академия Жюлиана было на тот момент единственным художественным учебным заведением в Париже, куда могли поступать женщины. Поэтому там находилось много студенток из Америки, Бразилии, Канады и большинства европейских стран. Среди них учились две известные в будущем художницы, Анна Билинская-Богданович(1857-1893) из Польши и Луиза Бреслау(1856-1927) из Швейцарии, которых Башкирцева, как она отметила в своем дневнике, считала своими единственными настоящими соперницами.
«Три улыбки. Улыбка девочки», 1883 год, Холст, масло, 55 х 46 см, Государственный Русский музей

Через 11 месяцев учёбы в Академии, Совет Академии, состоявший из знаменитых художников того времени :Антуана Робера-Флери(1837-1911), Вильяма-Адольфа Бугро(1825-1905), Гюстава Буланже(1824-1888), Жюля Лефевра(1836-1911), — единогласно присуждает ей золотую медаль. Курс Академии , рассчитанный на 7 лет, талантливая студентка освоила за два года, работая без устали, написала более 150 картин и 200 рисунков.
«Три улыбки. Улыбка девушки», 1883 гол, Холст, масло, 55 х 46 см, Государственный Русский музей

Начиная с 1880 года и до самой своей кончины Мария Башкирцева участвовала в регулярных экспозициях престижнейшей художественной выставки Парижского салона. Исключением был только 1883 год. Полотно «В студии. Мастерская Жюлиана», выставленное художницей в 1882 году, получило второе место, картина «Встреча» и пастельный портрет ее кузины в 1984 году удостоились почетного упоминания жюри.Выставки Башкирцевой проходили с большим успехом, впоследствии критики скажут, что она могла бы стать «Бальзаком живописи».
«В студии. Мастерская Жюлиана», 1881 год, холст, масло, 154 х 188 см, Днепропетровский художественный музей

Основной темой произведений Башкирцевой были женские и детские портреты, в которых она всегда мастерски передавала настроение, характер, глубокое душевное состояние своих моделей, что является несомненным признаком высокого художественного мастерства автора. Также она любила писать парковые пейзажи и городские сюжеты.
«Парижанка. (Ирма)», 1883 год, Холст, масло, 46 х 55,3 см, Petit Palais Museum Париж Франция

Особенно ярко это проявилось в одной из лучших ее работ «Встреча». Многие маститые мастера никак не хотели поверить, что «Встречу» написала молодая, почти начинающая художница. Глядя на эту картину, вспоминаешь слова Марии: «Я рождена скульптором, я люблю форму до обожания. Никогда краски не могут обладать таким могуществом, как форма, хотя я и от красок без ума. Но форма! Прекрасное движение, прекрасная поза! Вы поворачиваете — силуэт меняется, сохраняя все свое значение!»
«Встреча», 1884 год, холст, масло, 195 х 177 см, мзей Орсэ, Париж

В ряде автопортретов Башкирцева гораздо лучше, чем это отражают фотографии тех лет, подчеркнула живость и утонченность своей натуры, концентрируя внимание то на пытливом, проницательном взгляде, то на мимолетной и многозначительной улыбке.
«Автопортрет в шляпе с пером», 1878 год, холст, масло, Ziem Museum Martigues

Башкирцева стала первым русским художником, чьи работы приобрел Лувр. Такие картины Башкирцевой, как «Парижанка» (в Petit Palais), «Автопортрет с палитрой» (1883) и «Восточная женщина» (обе в музее Cheret в Ницце), «Бойдар Карагеоргиевич» (в Белграде) и другие были написаны в традициях реализма салонной живописи 1880-х годов.
«Автопортрет с палитрой» 1883 год, холст, масло, Музей изящных искусств, Ницца

Многие картины Марии Константиновны Башкирцевой написаны в стиле реализма и натурализма, несколько напоминая манеру Жюля Бастьен-Лепажа(1848-1884) — знаменитого французского художника, представителя натурализма в живописи как составной части реализма, любимого учителя и друга художницы, которым она восхищалась. Однако если Лепаж черпал свое вдохновение в природе и сельских пейзажах, Башкирцева зачастую обращалась к городским сценам. —
«Гренада», 1881 год, холст, масло, Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова

Лепаж тоже страдал смертельным недугом и, возможно, именно этот факт так сблизил его с ученицей. Вначале Мария Башкирцева приходила к нему сама, после – ее, уже практически беспомощную, на руках приносил брат Жюля. Жюль и Мария вели беседы о живописи так, словно бы ничего не происходило, оба были обречены, но искали утешения в искусстве. Провидению было угодно, чтобы Мария Башкирцева ушла первой.
Она умерла от скоротечного туберкулёза осенним дождливым днем, 31 октября 1884 года, не дожив двух недель до своего очередного дня рождения — двадцати четырех лет.
«Осень», 1883 год, холст, масло, 97 х 117 см, Государственный Русский музей

Мария Константиновна Башкирцева была похоронена на кладбище Пасси в Париже. На могиле художницы была построена часовня, где до сих пор хранятся некоторые памятные вещи умершей: мраморные бюсты ее родителей, бюст самой Башкирцевой работы скульптора Сен-Марсо, кресло, молельный стул, ее палитра, фотографии, а главное — одна из самых важных её работ, полотно «Святые жёны», которое она так и не успела завершить,
Усыпальница Марии Константиновны Башкирцевой на кладбище Пасси в Париже

Ещё в Ницце 12-летняя Мария начала писать дневник, рукопись которого хранится в Национальной библиотеке Франции в Париже. Впервые изданный на французском языке в 1887 году, а затем переведенный почти на все европейские языки, в том числе и русский, «Дневник» сделал ее имя знаменитым. Его публикация во Франции вызвала настоящую бурю интереса к незаурядной личности, в России, напротив, была встречена неоднозначно. Вместе с тем, дневник читали Толстой и Чехов, Хлебников и Брюсов. Высоко оценила талант Башкирцевой Марина Цветаева, посвятившая этой несломленной духом художнице свой «Вечерний альбом» поэта. Начиная с 1990-х годов «Дневник» неоднократно издавался в России.
«Три улыбки. Улыбка ребенка», 1883 год, Холст, масло, 55 х 46 см, Государственный Русский музей

Несмотря на то что весь творческий путь художницы, включая учебный период в академии, исчисляется семью годами, она была очень продуктивна в своём творчестве. Большую часть её работ после двух выставок, устроенных в Париже Французским обществом женщин-художниц, приобрели музеи Франции и Америки: так, одна из ее лучших картин, «Встреча», находилась в Люксембургском музее Парижа; в музее Массена в Ницце есть отдельный зал ее работ. Несколько картин хранится в Русском музее, Третьяковской галерее, днепропетровском, саратовском, харьковском художественных музеях.
«Дина», 1883 год, Бумага, пастель, 61 х 50 см, Музей Орсе (Musee d’Orsay)

В Люксембургском музее в Париже существует давнее правило, согласно которому этот музей хранит произведения художников в течение десяти лет после их смерти, а затем лучшие передает в Лувр. Так случилось с картинами Марии Башкирцевой «Встреча», «Портрет натурщицы», «Жан и Жак», которые были приобретены на посмертной выставке художницы, а затем поступили в Лувр. Следует отметить, что это был первый случай, когда картины русского художника попали в мировую сокровищницу Лувра.
«Жан и Жак», 1883 год, холст, масло, музей Лувра.

Из всех картин Марии Башкирцевой на сегодняшний день известно о существовании 150 полотен и пастелей, около 200 рисунков, эскизов и акварелей, а также об одной скульптуре. Произведений было гораздо больше, но они не были каталогизированы, а многие из них не имели названий. Большинство картин Башкирцевой, к сожалению, утрачены, и потому оригинальные работы художницы сейчас довольно редки, их по всему миру осталось около 60 единиц.
«За книгой», Холст, масло, 63 х 60,5, Харьковский художественный музей

В начале XX века мать Башкирцевой передала в дар Русскому музею Александра III собрание художественных работ своей дочери. В коллекцию входили рисунки, этюды, выполненные маслом полотна, пастели. Тринадцать рисунков и восемь живописных произведений художницы Русский музей оставил в своей экспозиции. В начале 1930 годов несколько работ было передано Красноярскому музею и два полотна Днепропетровскому. В украинские музеи было предоставлено 127 произведений Башкирцевой, из которых сейчас в стране осталось три картины, остальные пропали во время Великой Отечественной войны. Из Харьковской галереи в период эвакуации утрачено 66 полотен, судьба остальных работ не известна. Самые известные работы художницы за рубежом представлены в коллекции парижского музея Орсе и в Лувре. Некоторые из ее произведений находятся в частных коллекциях по всему миру.
«Портрет молодой девушки», Холст, масло, 58 x 45, Vitvarneho Usmeni Gallery Ostrava Чешская республика

Русская поэтесса Ольга Чюмина в 1889 году посвятила памяти Башкирцевой сонет, в котором описала полотна, увиденные в мастерской художницы в Париже. О Марии Башкирцевой написано несколько романов.
Через год после смерти Башкирцевой, в 1885 году, известный писатель и драматург Франсуа Коппе опубликовал очерк «О Марии Башкирцевой»
«Женский портрет», Холст, масло, 35 х 27 см, Государственная Третьяковская галерея

«Ей даровал Бог слишком много!
И слишком мало — отпустил.
О, звездная ее дорога!
Лишь на холсты хватило сил…»

Так писала о ней Марина Цветаева, посвятившая Марии Башкирцевой свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом».
Мопассан, посетив её могилу, сказал: «Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!» Можно ли сказать лучше?…….
«Женский портрет», Холст, масло, 55 x 66 см, Soutzos Museum Афины Греция

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .