Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 386. Якунчикова-Вебер Мария Васильевна(1870-1902).

Герой нового выпуска Энциклопедии — Мария Васильевна Якунчикова-Вебер – замечательный русский художник, талантливый и разносторонний, чьё творчество по мнению многих специалистов осталось недописанной главой в истории Серебряного века…

В вышедшей в 1901 году «Истории живописи в 19-м веке: Русская живопись» Александр Николаевич Бенуа писал: «Мария Васильквна Якунчикова-Вебер – удивительно симпатичная художественная личность. Она одна из тех, весьма немногих, женщин, которые сумели вложить всю прелесть женственности в своё искусство, неуловимый нежный и поэтический аромат, не впадая при том ни в дилентантизм, ни в приторность…»
Ее ставили в один ряд с Левитаном, Коровиным, Серовым и Врубелем…..

Она была вольнослушательницей в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и участницей знаменитых Поленовских рисовальных вечеров.

Она принимала самое активное участие в устройстве Кустарного отдела русского павильона Всемирной выставки 1900 года в Париже. Её произведения с большим успехом экспонировались в Парижском салоне.

Она скончалась в возрасте 32 лет в далёкой Швейцарии, так и не сумев реализовать свои грандиозные планы и задумки.

Мы открыли для вас новое имя? А ведь её произведения украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного русского музея и Музея-усадьбы В. Д. Поленова и достойны того, чтобы об их авторе вспоминали не только специалисты.

Итак, мы начинаем….

Ярким метеором пронеслась по небосклону отечественного искусства конца 19 века замечательный русский художник Мария Васильевна Якунчикова. Вспыхнула, просияла и угасла, во многом определив пути его дальнейшего развития. Период её творчества, небольшой по длительности, тем не менее был настолько значителен по масштабам его влияния, что критика начала 20 века решительно ставила её в один ряд с такими замечательными мастерами отечественной художественной культуры как Исаак Левитан, Константин Коровин, Валентин Серов и Михаил Врубель.
«Москва зимой. Вид из окна на Среднюю Кисловку», 1889 год, Холст, масло, 27х30,5 см, Государственный музей-заповедник В.Д.Поленова

Мария Васильевна Якунчикова родилась 19 (31) января 1870 года в немецком городе Висбадене в семье известного предпринимателя и мецената Василия Ивановича Якунчикова и его супруги Зинаиды Николаевны, урождённой Мамонтовой.
«Царь посещает заключенных», 1886 год, Картон, масло, 33,5х40 см, Частное собрание

Родившись в состоятельной московской купеческой семье, связанной родственными узами с Третьяковыми, Мамонтовыми, Алексеевыми и Поленовыми, Мария Якунчикова с детских лет росла в высокоинтеллектуальной, художественной среде, и нет ничего удивительного в том, увлечение рисованием пришло к Марии в раннем детстве, чему родители девочки были, естественно, очень рады. Рады настолько, что специально для неё и старших сестёр в 1883 году пригласили учителя по рисованию, известного московского художника, графика и акварелиста, Николая Авенировича Мартынова (1842—1913) .
«Царь в молельне», 1886 год, Картон, масло, 20х25 см, Частное собрание

В 1885 году Мария Якунчикова вслед за сестрой Натальей становится вольнослушательницей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где её педагогами были Евграф Семёнович Сорокин(1821-1892) — замечательный русский художник и педагог, Владимир Егорович Маковский(1846-1920) — русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, Илларион Михайлович Прянишников(1840-1894) — известнейший русский художник и педагог и, наконец, сам Василий Дмитриевич Поленов(1844-1927) — выдающийся русский художник, педагог.
«Лодка на Клязьме в Жуковке», 1888 год, Холст, масло, 33х22 см, Государственный музей-заповедник В.Д.Поленова

Годом позже Мария сблизилась с семьей Поленовых, вошла в организованный Еленой Дмитриевной Поленовой кружок по изучению исторических и археологических памятников Москвы, регулярно посещала знаменитые Поленовские рисовальные вечера, которые Василий Дмитриевич с сестрой организовывал в своём московском доме.
«За роялем. Портрет В.Вульф», 1880-е годы, Бумага, акварель, 45,5х47 см, Государственная Третьяковская галерея

Судя по утверждениям многих историков, дом Поленовых, вообще, стал для начинающей художницы настоящей академией, ведь она имела возможность творить в окружении Константина Коровина(1861-1939), Исаака Левитана(1860-1900), Валентина Серова(1865-1911), Михаила Нестерова(1862-1942), Сергея Иванова (1864—1910) и Ильи Остроухова(1858-1929) – лучших художников Московской живописной школы конца 19-го — начала 20-го века.
«Венеция», 1888 год, Холст, масло, 20х19 см, Частное собрание

Особенно тесными узами Мария Якунчикова была связана с сестрой Василия Поленова, Еленой. Маше было всего двенадцать лет, когда ее сестра Наталья вышла замуж за художника Поленова. Часто бывая в доме сестры в кругу людей, близких художнику, Мария подружилась с сестрой Поленова Еленой. Хотя разница между ними была почти в десять лет, девушки очень привязались друг другу и сохраняли эту привязанность практически до самой кончины Елены Дмитриевны.
«Улица в снегу», 1890-е годы, Холст, масло, 46х38 см, Частное собрание

Елена Поленова оказала заметное влияние на формирование Марии Якунчиковой как личности и как профессионального художника. В какой-то степени Поленова стала наставницей Якунчиковой на многие годы. Прежде всего, их объединила общность интересов. Более опытная Елена Дмитриевна делилась своими мыслями и наблюдениями, увлекала Марию Васильевну новыми идеями.
«С колокольни Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода», 1891 год, Бумага на картоне, пастель
42,4х33,7 см, Государственная Третьяковская галерея

Как художница, Мария с детства формировалась под влиянием Московской школы живописи с ее особой элегичностью и вниманием к исконно русским мотивам. Именно русский пейзаж стал любимой темой молодой художницы. Ей прочили блестящее будущее…
«В поле». 1891 год, Холст, масло . 41 x 53 см, Одесский художественный музей, Украина

В 1878 году Мария Якунчикова впервые в своей жизни отправляется в путешествие по Европе. 18-и летняя молодая начинающая художница посещает Австрию, Италию, а годом позже и город всех влюблённых — Париж. Город на берегах Сены сражу влюбил в себя впечатлительную девушку, и она будет здесь жить на протяжении практически всех 1890-х годов, лишь изредка и на короткое время возвращаясь в Россию.
«Вид с колокольни Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода», 1898 год, Фанера, масло, 52х48,3 см, Частное собрание

Но не только любовь к французской столице стала причиной вынужденной эмиграции Якунчиковой. Дело в том, что в возрасте 18-лет Мария Якунчикова очень серьёзно заболела. Туберкулёз был практически неизлечимой болезнью в конце девятнадцатого века, но именно такой страшный диагноз услышала молодая девушка от врачей.
«Широкая река при закате», 1890-е годы, Холст, масло, 51х70 см, Частное собрание

«Мель», 1890-1893 годы, Холст, масло, 22х27 см, Частное собрание

Были приглашены лучшие с медицинские светила, выписаны наиболее эффективные для того времени препараты с тем чтобы противостоять смертельному недугу. Марии посоветовали поменять климат. Было решено, что отныне она будет жить во Франции и Италии, а в Москву, навестить родных и друзей, станет приезжать только на лето…
«Тёмная комната с окном, открытым на Валисские горы», 1892 год, Холст, масло, 40х32 см, Государственный музей-заповедник В.Д.Поленова

В Париже, знакомая с современной французской живописью исключительно по богатому собранию мецената Сергея Михайловича Третьякова(1834-1892), младшего брата основателя знаменитой Третьяковской галереи, Мария Васильевна не теряет времени зря. Она посещает многочисленные выставки, проходящие во французской столице, салоны и действующие галереи, жадно впитывая в себя новые впечатления и знакомясь с новыми именами и направлениями.
«Версаль», 1891 год, Холст, масло, 29х32 см, Государственный музей-заповедник В.Д.Поленова

Мария Якунчикова записывается в Парижскую Академию Родольфо Жюлиана, где, будучи уже сложившимся художником, четыре года работает исключительно с натуры, кропотливо оттачивая своё мастерство, а затем и сама начинает выставляться в знаменитом Салоне Марсова поля.
«Медон зимой», 1892 год, Холст, масло, 39х48 см, Частное собрание

Нельзя не отметить тот факт, что Мария Якунчикова фактически стала первым русским художником своего поколения, органично вписавшимся в европейское искусство. Ей органично удалось соединить в своём творчестве подмосковное Введенское (семейную усадьбы, вдохновившую её на самые лучшие произведения) с далёким парижским Версалем, виды которого она начала писать раньше русского художника и историка искусства Александра Николаевича Бенуа(1870-1960).
«Кладбище в Медоне под Парижем», 1892 год, Бумага, пастель, 49х63,6 см, Государственная Третьяковская галерея

Именно это во многом объясняет тот факт, что когда Александр Бенуа вместе с Сергеем Дягилевым (1872-1929) создали свой «Мир искусства» в 1898 году, Мария Якунчикова регулярно приглашалась как к сотрудничеству в журнале, для которого она подготовила эскиз обложки, так и к участию в выставках, ими организуемых.
«Порт в Роскофе в Бретани», 1892 год, Холст, масло, 63х85 см, Частное собрание

В 1896 году Мария Якунчикова вышла замуж за Льва Вебера и стала еще реже появляться в России, неизменно скучая по родине. Из-за плохого самочувствия она тяжело переносила переезды. Природа Верхней Савойи, где художница в те годы жила и лечилась, отчасти напоминала русскую, о чем свидетельствует её письмо Елене Дмитриевне: «Здесь я очутилась неожиданно в райском одиночестве, во мху, чернике, землянике, елках, густой траве осеннего запаха России, с отсутствием всяких чуждых ассоциаций французской природы.» Последний раз художницы работали вместе в Париже с осени 1897 по весну 1898 года.
«Церковь в Москве», 1890-1893 годы, Холст, масло, 31х39 см, Частное собрание

Эти два последующих года (1897-1898) стали наиболее значимыми в творчестве Якунчиковой. Именно тогда из-под её кисти явились миру такие шедевры как «Из окна старого дома. Введенское», «Чехлы», «Церковь в старой усадьбе..Черемушки близ Москвы», «Монастырские ворота. Саввино-Сторожевский монастырь близ Звенигорода»,
«Монастырские ворота. Саввино-Сторожевский монастырь близ Звенигорода» 1897год, Холст, масло 63,6х49,3 см. Государственная Третьяковская галерея

и «Свеча. Задувает», украшающие в наши дни экспозицию Государственной Третьяковской галереи.
«Из окна старого дома. Введенское», 1897 год, Холст, масло, 88,3х106,5 см, Государственная Третьяковская галерея

Этот период интересен ещё и тем, что Якунчикова осваивает новую для себя технику совмещения в рамках одного произведения выжигания по дереву и масляную живопись, создавая уникальные произведения в этом виде искусства, приёмы которого использованные позже французскими фовистами во главе с Жоржем Руо (1871-1958) и Василием Кандинским (1866-1944) в своих ранних произведениях.
«Весло и кувшинки», 1896 год, Панно, выжигание по дереву, масло, собрание наследников, Швейцария

В 1898 году в семье Вебер происходит радостное событие: Мария Васильевна, несмотря на серьёзные предупреждения врачей познаёт радость материнства. В семье рождается мальчик, которого счастливые родители назвали Степаном.
«Свеча. Задувает», 1897 год, Темпера, холст на картоне, 64х44,4 см, Государственная Третьяковская галерея

Но счастье вскоре было омрачено трагическим известием из России – 21 ноября после долгой болезни умирает Елена Дмитриевна Поленова, лучший и ближайший друг и единомышленник Марии Якунчиковой-Вебер.
«Чехлы», 1897 год, Холст, масло, 73,5х56,7 см, Государственная Третьяковская галерея

Мария Васильевна очень тяжело переживает эту утрату, она буквально раздавлена горем, которое настолько велико , что в письме к Александру Головину Якунчикова напишет, что «…Даже Стёпка, которого, помните, я так хотела… не возбуждает во мне больше восторженной радости».
«Колея. Грязная просёлочная дорога», 1898 год, Холст, масло, 40х31 см, Частное собрание

Утешение Мария Васильевна находит в продолжении дела, начатого ею совместно с Еленой Дмитриевной Поленовой – активном участии в устройстве Кустарного отдела русского павильона Всемирной выставки 1900 года в Париже. За своё большое панно «Девочка и леший»(3х3.6м), выполненное в технике вышивки и аппликации Якунчикова удостаивается серебряной медали(не сохранилось).
«Лужайка», 1899 год, Картон, пастель, 33х42 см, Государственный Русский музей

Мария Васильевна, вдохновлённая высокой наградой продолжает напряжённо работать, что в свою очередь вызывает обострение смертельного недуга. Болезнь прогрессирует и семья переезжает в Шамони, где горный воздух и хороший уход приводят к временному улучшению состояния Марии Васильевны. Когда начинает казаться, что тяжёлый недуг побеждён и смертельная опасность миновала, семья возвращается в Верхнюю Савойю, где Якунчикова даже приступает к работе….
«Цветущие яблони. Дерево в цвету», 1899 год, Бумага, гуашь, 64,2х48 см, Государственная Третьяковская галерея

Но рождение в апреле 1901 года второго сына окончательно подрывает её здоровье. Муж увозит семью снова сначала в Шамони, а затем в Швейцарию, где все поселяются в купленном в Шен-Бужери доме. Но ни свежий швейцарский воздух, ни женевские медицинские светила, ни лучшие и самые современные на тот момент препараты не смогли сделать невозможного – 27 декабря 1902 года Марии Васильевны Якунчиковой не стало.
«Крест над святым колодцем в Наре», 1899 год, Бумага, гуашь, 51,3х54 см, Государственная Третьяковская галерея

Три года спустя, с 13 февраля по 27 марта 1905 года в рамках второй выставки «Союза русских художников» в Москве была проведена посмертная выставка Марии Васильевны Якунчиковой-Вебер. А ещё через 5 лет, в мае-июне 1910 года и женевский музей Рат провел выставку произведений Марии Васильевны Якунчиковой-Вебер и её сестры Веры Вульф,
«Скамейка под каштаном. Сад в Кламар», 1899 год, Панно, выжигание по дереву, масло, 54х45 см, Государственный музей-заповедник В.Д.Поленова

Так случилось, что вся жизнь нашей сегодняшней героини оказалась разделённой между Россией и Швейцарией. Это в полной мере относится и к её творческому наследию. И если в России оно хранится в Государственной Третьяковской галерее, то в Швейцарии, где художница и похоронена, её произведения собраны в доме, где Мария Васильевна Якунчикова провела последние дни своей короткой, но такой яркой жизни.
«Аллея в Булонском лесу», 1898 год, Холст, масло, 48х48 см, Частное собрание

Главным хранителем всего зарубежного наследия нашей замечательной соотечественницы сегодня является её внучка, которая делала и делает много для того, чтобы имя бабушки заняло достойное место в истории как русского, так и европейского искусства.
«Весна наступает. Две дороги», 1895 год, Панно, выжигание по дереву, масло, 31х35 см, Частное собрание

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .