Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 385. Симонович-Ефимова Нина Яковлевна(1877-1948).

Герой нового выпуска Энциклопедии — Нина Яковлевна Симонович-Ефимова – замечательный русский и советский художник, работавшая в жанре офорта, силуэта и автолитографии.

Она брала уроки живописи у своего двоюродного брата, знаменитого Валентина Серова.
В числе её педагогов были Огюст-Жозеф Делеклюз и Филиппо Каларосси, Эжен Каррьер и Анри Матисс.

Она была одной из создательниц отечественного профессионального театра кукол.

Она принимала самое активное участие в выставках объединений «Мир искусства» (1913-1916) и «Маковец» (1925-1926). Работала в жанре офорта, силуэта и автолитографии. И, наконец, в её честь назван «Кратер Ефимова» на Венере.

И это только малая толика того, кем была эта удивительная женщина и что она успела сделать за свои неполные 72 года жизни. Согласитесь, ВПЕЧАТЛЯЕТ!!! Будем знакомиться!!

Итак, мы начинаем….

Нина Яковлевна Симонович-Ефимова — замечательный художник и яркий, интереснейший человек. Так получилось, что на её долю выпало жить на рубеже веков, в сложное и неспокойное время мировых войн и революций. Тем интересней для нас её творческий и жизненный путь – яркий пример честного, патриотического, страстного служения народу всем своим удивительным и таким разносторонним талантом. В ее творчестве всегда была великая простота русского искусства, честность мысли, взгляда, чувства, слова – без оглядки на обстоятельства, моду, веяния и влияния, без корысти личного успеха и личной карьеры.
«Праздничная демонстрация в Ижевске», 1932 год, Холст, масло, 53 х 72 см. Собрание Романа Бабичева, Москва.

Нина Яковлевна Симонович(впоследствии Симонович-Ефимова) родилась 21 января 1877 года в Петербурге в образованной интеллигентной семье. Отец семейства, Яков Миронович Симонович, был известным в столице детским врачом, мать, Аделаида Семёновна, занималась педагогической деятельностью. Нина была племянницей первого в России композитора-женщины, Валентины Семёновны Серовой, и двоюродной сестрой замечательного русского живописца и графика Валентина Александровича Серова(1865-1911).
«Новгород. Нередица», 1935 год, холст, масло, частное собрание

Родители Нины придерживались передовых, демократических взглядов, были знакомы с Герценом. Они, вообще, знамениты тем, что стояли у истоков отечественного дошкольного воспитания, в своё время открыли первый детский сад в столице и издавали журнал «Детский сад», в который сами же и писали статьи по теории и практике дошкольного воспитания – эти статьи впоследствии легли в основу русской педагогики дошкольников.
«Перунова роща», 1935 год, холст, масло, частное собрание.

Увлечение рисованием пришло к маленькой Нине в раннем возрасте, она начала рисовать с пяти лет. В этом юном возрасте свою сестренку и запечатлел Валентин Серов, оставив потомкам прелестный рисунок серьезной, стеснительной девочки. Он сразу распознал природное дарование своей сестры и стал охотно с ней заниматься. Будущий знаменитый художник стал наставником Нины: дарил тетради для рисования, а потом и настоящие альбомы в парусиновых переплетах, давал сюжетные задания, а потом придирчиво их проверял, частенько ставя на ее первых детских рисунках подпись: «Одобряю. В.С.».
«Пейзаж с розовым облаком», 1932 год, холст, масло, частное собрание

Нина Симонович так рассказывала о своем детстве:
«Когда уставали рисовать, начиналась шумная беготня в большом зале, где нагромождены были парты у задней стены. Серов, изображая шимпанзе, скакал по партам с необыкновенной легкостью. Взобравшись под самый потолок, он почесывался по-обезьяньи, всей согнутой рукой не разгибая, быстро-быстро, потом — ногой чуть не за ухом… Прыгал на нас сверху и пугал.
Врубель, надев мой вязанный из красного гаруса берет и белый фартучек, представлял Красную Шапочку. То, приняв вид певца, пел «Санта Лючия» по-итальянски».
«Генуэзская крепость в Судаке», 1937 год, Холст, масло. 59 х 80 см,Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1897—1899 годах Симонович занималась рисованием в частной школе Оскара Ивановича Шмерлинга(1863—1938) в Тифлисе. В 1900 году окончила Строгановское училище. Позднее, вплоть до 1911 года обучалась в Московском Училище Живописи Ваяния и Зодчества. В период обучения неоднократно совершала поездки в Европу, посетив Францию, Испанию, Англию, где занималась в студиях известных европейских мастеров, в частности, у Огюста-Жозефа Делеклюза(1855-1928), Филиппо Каларосси(1841-1906), Эжена Каррьера(1849-1906) и Анри Матисса(1869-1954), совершенствуясь в живописи и графике . Деньги на поездки Нина Яковлевна зарабатывала преподаванием рисования в школах Тифлиса и Твери, не отказываясь при этом и от помощи сестры Марии, жившей во Франции (серовская «Девушка, освещенная солнцем»).
«Портрет Павла Флоренского», Холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1906 Нина Симонович вышла замуж за художника-анималиста, скульптора, графика и иллюстратора, Ивана Семёновича Ефимова(1878-1959) — и начала участвовать в выставках Московского товарищества художников.
Позднее, в 1924 году Симонович-Ефимова участвовала в Международной выставке в Венеции, а в 1926-1928 годах Нина Яковлевна участвовала в выставках обществ «Четыре искусства» и «Маковец».
«Мастерская И.С. Ефимова», 1938 год, Холст, масло. 70 х 94 см, частное собрание

Совместно с мужем она работала над созданием русского театра кукол, основанного на народных традициях театра Петрушки. В 1918 году супругами был организован «Кукольный театр художников Ефимовых», возродив тем самым старую русскую куклу-петрушку, которая всех покорила. В кукольном театре Ефимовых привлекали синтез искусств, необозримые творческие просторы и демократичность уличных представлений.
«Эскизы кукол. Петрушка, тетка, жена», 1933 год, Картон, масло, 50 х 64 см. Галерея Веллум, Москва.

Для представлений кукольного театра избиралась хорошая драматургия, русская и мировая классика – «Леди Макбет» Шекспира, «Декамерон» Бокаччо, пьесы Мольера, сказки Салтыкова-Щедрина, А.К. Толстого, Андерсена, басни Крылова. Ефимовы сами делали декорации и своих кукол, изобрели систему театральной куклы на тростях, и даже получили патент на это изобретение.
«Макдуф». Персонаж трагедии Уильяма Шекспира «Макбет». Художники И.С. и Н.Я. Ефимовы (слева).
«Пушкин и негр». Театр Ефимовых (справа). 1932 год

Это было сродни хождению в народ, как у шестидесятников XIX века. Молодые, энергичные, со своими кукольными спектаклями Ефимовы вдвоем объездили практически все центральные губернии и Поволжье. Театр действовал до 1940 года и дал более 2000 спектаклей.
Именно Симонович придумала и реализовала на практике новую систему кукол – большие маски, в которых на сцене выступали живые актёры. За это изобретение она посмертно была принята в члены Международной академии кукольников.
Кукольный театр Ефимовых. Фотография 1930-х годов

Страстно отдаваясь театру, Нина Яковлевна не забывала и о живописи, которая взрослела вместе с неё. Постепенно её манера претерпела изменение, освободившись от влияния её первого наставника, стала более категорична и мажорна, в ней утвердилась искренность и чистота.
«Крым», 1937 год, Холст, масло. 59 х 80 см, Тверская областная картинная галерея

Её герои — обычные люди со своими жизненными заботами. Они вяжут снопы, роют картошку, строят метро, баюкают детей, расхаживают по ярмарке, идут на праздничных демонстрациях.. Все эти лица, сюжеты, пейзажи были увидены, «изловлены» художником в многочисленных поездках с кукольным театром по русским провинциям.
«Метростроевки», 1934 год, Холст, масло, Пермская государственная художественная галерея.

В своих многочисленных поездках с театром, Нина Яковлевна неустанно делала зарисовки, так сказать — на злобу дня. Из этих зарисовок и живописных работ впоследствии рождались её знаменитые циклы картин. Так родился цикл Симонович-Ефимовой «Тамбовские бабы», где отражены мощь и благородная красота тамбовского народа. Есть у неё замечательный живописный липецкий цикл, сюжеты из Удмуртии и Башкирии; высоко оценен художественной критикой ее крымский и новгородский циклы.
«Красный обоз в Ижевске», 1931 год, Холст, масло. 43,5 х 62 см, Государственная Третьяковская галерея.

Нина Яковлевна Симонович-Ефимова с успехом иллюстрировала детские книги, оформляла экспозиции в музеях, преподавала методику кукольного и теневого театра. Она оставила большое творческое наследие.
«Масленица. Эскиз рельефа» 1945 год, Бумага, акварель, гуашь. 50 х 70 см. Тверская областная картинная галерея.

«Балда и черти», 1945 год, Бумага, акварель, карандаш.Пермская государственная художественная галерея.

Это не только живописные полотна, листы акварелей, офортов, автолитографий, альбомы с рисунками, театральные эскизы для постановок «Кукольного театра художников Ефимовых», куклы, но и книги, статьи по истории и теории театра кукол, дневники. Она автор книг «Записки петрушечника» (1925), «Куклы на тростях» (1940), «Воспоминания о В.А. Серове» (1964), А.С. Голубкиной, Е.С. Кругликовой, И.С. Ефимове, П.А. Флоренском.
Русская народная сказка «Репка». Москва-Ленинград, ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1937 год Обложка.

Когда началась Великая Отечественная война, Нине Яковлевне Симонович-Ефимовой было уже 65 лет. Они с мужем отказались от эвакуации. Лютой морозной зимой 1941-42 годов она работает в разборочном госпитале в Лефортове (это ее не первый опыт помощи фронту – в 1915 году, во время Первой мировой, она была воспитательницей в Хамовническом приюте для детей солдат)
«Московское метро во время воздушной тревоги» 1941 год, холст, масло, Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля

В годы Великой Отечественной войны Нина Яковлевна участвовала в работе фронтовых концертных бригад с кукольными спектаклями на историко-героические темы, написала монографию о Валентине Серове. Изданная в 1964 году, она стала основой создания мемориального музея замечательного художника в тверском Домотканове.
«Праздник в Тамбовской губернии». 1914 год, Собрание семьи художника (Москва)

Нина Яковлевна Симонович-Ефимова скончалась 24 февраля 1948 года в Москве и была похоронена на Введенском кладбище столицы.
«Парижские тяжеловозы», 1909 год, Холст, масло. 25 x 33 см, Донецкий областной художественный музе

Нина Яковлевна оставила нам своё замечательное творческое наследие. Вновь и вновь возвращаются люди к ее радостной и сочной живописи – персональные выставки художницы прошли уже после ее смерти, в 1959, 1968, 1975 и 2002 годах.
«Вид из окна». 1915 год, холст, масло, частное собрание.

Ее живопись и графика притягательны своим возможным движением: пейзаж, портрет – вроде бы все неподвижно, а все живет. Можно смотреть бесконечно, возвращаться и находить новое – это качество, признак большого искусства.
Крымский пейзаж. 1917 г. Холст, масло. 82 х 70 см., Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

Работы Нины Яковлевны Симонович-Ефимовой сегодня украшают экспозиции многочисленных отечественных музеев и частных собраний. Есть они в коллекциях Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Тверской областной картинной галерее, Музее Валентина Серова в деревне Домотканово, Тверской области, Пермской государственной художественной галерее, Вологодской областной картинной галерее, Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля и частных собраниях.
«Девичья», 1911 год, Картон, масло. 83 x 97 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .