Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 384. Поленова Елена Дмитриевна(1850-1898).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Елена Дмитриевна Поленова – замечательный русский художник, график, живописец, одна из первых художников-иллюстраторов детской книги в России и основоположник стиля модерн в русском искусстве.

«Её занимало всё русское, национальное, народное. Как известно, не только её. Ибо это и было время, как бы сказали позднее, «пробуждения национального сознания» в среде творческой интеллигенции, потребности возвращения к истокам чисто русской культуры.» (Елена Кудрявцева)

Она не получила формального высшего художественного образования, по причине того что женщин не принимали в Императорскую академию художеств до 1890 года, но зато в домашней обстановке обучалась у самого Павла Петровича Чистякова, позже у Ивана Николаевича Крамского и далее уже в Париже, в мастерской Шарля Джошуа Шаплена.

Обучаясь в рисовальной школе при Обществе Поощрения Художеств, первой их женщин-художников удостоилась высокой чести быть отправленной на стажировку в Париж.

Она первая из русских художников обратила внимание, на то, что русские дети растут на иностранных, как правило, немецких и английских сказках, с огорчением обнаружив при этом в своём письме Владимиру Васильевичу Стасову, что «не знает ни одного детского издания, где бы иллюстрации передавали поэзию и аромат древнерусского склада».

Будучи сестрой великого Василия Поленова не затерялась в тени громкого имени своего знаменитого брата, а наоборот, сумела оставить свой яркий след в истории отечественного искусства.

А раз так, оставить без внимания творчество Елены Дмитриевны Поленовой мы не в праве.

Итак, мы начинаем….

«Искусство ревниво. Оно требует отдаться ему всем существом и не терпит никаких отвлечений и измен…»
(Е.Д. Поленова)
«Зимний пейзаж. Опушка леса», 1885 год, бумага, акварель, Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область

До недавнего времени имя Елены Дмитриевны Поленовой оставалось в тени славы ее знаменитого брата – выдающегося русского художника XIX века Василия Дмитриевича Поленова, хотя ее творчество было не менее самобытным. Не кто иной, а именно она стояла у истоков русского неоромантического стиля, следуя славным традициям живописи Виктора Васнецова. Елена Поленова – автор замечательных иллюстраций к русским сказкам, воплощавших «пленительное безумие детской фантазии», как говорил Александр Бенуа. В 2012 году в Третьяковской галерее с большим успехом прошла ее персональная выставка – первая после 1902 года. После этого о ней снова вспомнили и заговорили, а ее творчество стало известно широкой аудитории.
«Иконописная мастерская XVI столетия», 1887 год, холст, масло 38,5 х 32 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Елена Дмитриевна Поленова родилась 15 (27) ноября 1850 года в семье чиновника особых поручений при государственном канцлере, статского советника Дмитрия Васильевича Поленова и его жены Марии Алексеевны, урождённой Воейковой. Все члены этой семьи так или иначе были связаны с научным и художественным миром. И естественно, что девочка с самого рождения попала в творческую атмосферу.
«Пейзаж с воронами». 1880-е годы, холст, масло, частное собрание

Отец, Дмитрий Васильевич Поленов (1806-1878), был юристом, уважаемым в научном мире учёным, археологом, историком, член-корреспондентом Российской Академии Наук, занимался исследованием летописей. Мать, Мария Александровна Поленова, (1816-1895),была детской писательницей, хорошо рисовала на любительском уровне, брала уроки у ученика Павла Васильевича Басина(1793-1877), академика Константина Молдавского(1810-1855). Воспитывая детей, она старалась избегать праздности в их повседневной жизни, большое внимание уделяла русской и мировой истории, подолгу по-взрослому беседовала с ними, занималась с детьми рисованием.
«Гладильщица», 1880-е годы, Холст, масло. 45х73 см, Частное собрание

Все дети в семье Поленовых получили достойное домашнее образование. Кроме того, образованием детей занималась бабушка, Вера Николаевна Воейкова, которую в семейном кругу называли «Бабаша».
«Улица в Костроме», 1888 год, холст, масло, частное собрание

Детство маленькой Елены прошло в родовом имении Имоченцы Олонецкой губернии, окружённом неповторимой карельской природой, а на лето бабушка забирала всю детскую команду в своё имение «Ольшанка» в Тамбовской губернии(ныне с. Красное Знамя Уваровского района). Неблизкая дорога всегда занимала много времени и чтобы дети не скучали во время долгого путешествия, бабушка рассказывала им сказки.
«Старый сад. Заросли», середина 1890-х годов, бумага, акварель, Государственный Русский музей, С-Петербург.

Елена, как и старший брат с юных лет увлекалась рисование. Отмечая эту особенность в поведении дочери, родители всячески поощряли это увлечение. В 1859 году в семью Поленовых в качестве учителя рисования был приглашен студент Академии Художеств Павел Петрович Чистяков(1832-1919), будущий известный русский художник и педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи, академик, профессор и действительный член Императорской Академии художеств. Он давал уроки два раза в неделю: обучал рисунку Василия, Веру, Алексея и самую младшую — девятилетнюю Елену.
«Князь Борис перед убиением», 1896 год, холст, масло, 103×142.5 см, Государственный Русский музей.

Однако, в отличие от старшего брата, продолжить обучение и получить высшее художественное образование в «главном» учебном заведении тех лет — Императорской Академии художеств — Елене Поленовой не удалось, поскольку женщин в число полноправных студентов этого учебного заведения, в те годы попросту, не принимали(положение изменится, начиная с 1890 года).
«Путник», 1895 год, холст, масло, 102.8×144.6 см, Курская областная картинная галерея имени А. А. Дейнеки, Курск.

В 1864 году Елена Дмитриевна поступила в Санкт-Петербургскую рисовальную школу Общества поощрения художеств, Крамской(1837-1887), известнейший русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. Елена брала у Крамского ещё и дополнительные частные уроки.
«Белые цветы тысячелистника», 1883 год, бумага, акварель, Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова

Во время первой поездки во Францию в 1869—1870 годах Поленова посещает частную школу-студию Шарля Шаплена в Париже. По возвращении в Россию она продолжает свои занятия в частной мастерской Чистякова (1870—1877), а позже вновь в Школе Общества поощрения художеств (1878—1880) одновременно в двух классах: акварельном и керамическом.
«Без сил, без денег. Бытовая сцена», 1895 год, холст, масло 167,5 х 96 см, Воронцовский дворец, Алупка

Поленова всерьёз увлеклась керамикой, и её увлечение дало прекрасные результаты. На экзаменах Елена Дмитриевна Поленова была удостоена серебряных медалей (золотых в школе при Обществе не давали) и в качестве поощрения ей была предоставлена возможность поехать на стажировку в Париж, случай для того времени исключительный( до неё пенсионерство женщинам-художникам не предоставлялось).
«Боярский двор»Эскиз к картине «Пляска медведя». холст, масло 13 х 17,5 см
Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево»

«Какой скандал, Вася, — писала она брату, — меня посылают в командировку за границу от Общества поощрения. Я думаю, это первый пример в истории, по крайней мере, в русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получала поручение и отправляема была в командировку с целью изучения и т. д.». В Париже Елена Поленова освоила различные керамические техники, занимаясь в мастерской известного французского керамиста Жозефа Теодора Дека, основавшего в 1856 году завод в Париже, а с 1887 года назначенного директором Севрской мануфактуры, Именно он нашёл способ изготовления цветных глазурей, который и осваивала в Париже Поленова. Работала она и в Парижской керамической мастерской русских художников, которой руководил живописец по фарфору и фаянсу Евдоким Алексеевич Егоров(1832-1891), сын художника Алексея Егоровича Егорова(1776—1851).
«Крыши Парижа», конец ХIХ века, картон, масло; 14,5х13 см, частное собрание.

Вернувшись в Петербург, в 1881—1882 годах Поленова около года преподавала живопись по фарфору и фаянсу в созданном ею классе майолики в школе при Обществе Поощрения Художеств. С 1882 года она жила преимущественно в Москве. Переехав в Москву, Елена Дмитриевна вместе с братом оказалась в центре кружка талантливой молодежи, который составляли: Константин Коровин(1861-1939), Исаак Левитан(1860-1900), Михаил Нестеров(1862-1942), Александр Головин(1863-1930), Сергей Иванов(1864—1910), Мария Якунчикова(1870—1902), Илья Остроухов(1858-1929).
«Желтые цветы», 1885 год, бумага, акварель, Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево»

Тёплая, дружественная, творческая атмосфера, царившая в кружке, вернула её к жизни, воскресив от тяжёлого сна, в котором она жила после трагедии в личной жизни (неудавшееся замужество); возродила дремавшие до этого времени творческие силы художницы — вновь зажгла огонёк в её душе и жажду не только общественной работы, но и личного творчества. Поленова подолгу гостила в имении Мамонтовых Абрамцево. Ходила на этюды вместе с Константином Коровиным. Здесь же Поленова познакомилась и с Виктором Васнецовым.
«Столовая в доме Мамонтовых на Садово-Спасской» 1884 год, акварель, бумага, картон, 24.2×36 см, частное собрание

В 1884 году вместе со своей подругой Прасковьей Дмитриевной Антиповой (1848 -1916 ), будущей основательницей и директором частной женской гимназии в Ярославле, Елена Дмитриевна совершила поездку для этюдов по Волге и Дону, на Кавказ и в Крым и привезла из этой поездки большое количество акварелей. Как живописец-станковист Елена Поленова была очень многоплановым художником. Одной из самых важных тем в её живописном творчестве была тема детства. Дети являются главными героями нескольких её картин и рисунков.
«В детской», 1892 год, холст, масло 80 х 64 см, Челябинская областная картинная галерея

Поленова не только великолепно владела техникой живописи, но была и признанным мастером акварели. Она всегда отдавала предпочтение «малым формам», детальному изображению. Даже в своих акварельных пейзажах, выполненных в окрестностях Абрамцева, Поленова писала замкнутые, интимные уголки природы и подробно разрабатывала переплетения трав и цветов переднего плана. Основное в пейзажах Поленовой — внимание к мелочам, веточкам, грибам, насекомым.
«На дворе зимой», Начало 1880-х годов, бумага, акварель 50 х 32,1 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

В середине 1880-х годов Поленова всерьёз начинает интересоваться русским народным искусством. Вместе с Елизаветой Григорьевной Мамонтовой Елена Дмитриевна создаваёт в Абрамцеве музей народного искусства, собирая по деревням предметы быта, образцы ткачества, вышивки, зарисовывая орнаменты. Чтобы пополнить коллекцию, дамы даже ездили в специальные экспедиции за предметами быта по Ярославской, Владимирской и Ростовской губерниям. Экспонаты коллекции служили образцами для столярно-резчицкой мастерской, управляемой Поленовой и Мамонтовой. У мастерской было много заказов, а в Москве был открыт специальный магазин.
Буфет в доме архитектора Кузнецова, выполненного по эскизам Поленовой

Внимательное и кропотливое изучение русского народного искусства знакомит художницу с народным фольклором, в результате чего Поленова заинтересовалась иллюстрированием сказок. Елена Дмитриевна писала критику В. В. Стасову: «Думаю, что иллюстрировать русские народные сказки – дело большой важности, – я не знаю ни одного детского издания, где бы иллюстрации передавали поэзию и аромат древнерусского склада, и русские дети растут на поэзии английских и немецких чудно иллюстрированных сказок».
Иллюстрация к сказке «Белая уточка»

Иллюстрация к сказке «Белая уточка»

Иллюстрация к сказке «Белая уточка»

Первые свои иллюстрации к сказкам Елена Дмитриевна сделала в 1886 году. С этого времени и до конца своей жизни она не бросала любимого занятия. За двенадцать лет Поленова сделала иллюстрации более чем к двадцати русским народным сказкам и поговоркам. Собирая материал для своих иллюстраций, Елена Дмитриевна проехала по многим русским губерниям, посетила большое количество северных и подмосковных деревень, изучая одновременно русский крестьянский быт, уклад, нравы и обычаи народа.
Иллюстрация к сказке «Война грибов»

Иллюстрация к сказке «Война грибов»

У неё было много планов и сил для их осуществления, но трагическая случайность помешала их осуществлению. В апреле 1896 года, когда Елена Дмитриевна ехала на извозчике по крутому спуску к Трубной площади, пролётка налетела на рельсы конки и перевернулась. Поленова ударилась головой о мостовую, и её болезнь и смерть спустя два года стали прямым следствием этого удара.
«Зверь (Змий)», Эскиз, 1895-98 годы, Музей-усадьба Абрамцево

Елена Дмитриевна Поленова скончалась 7 (19) ноября 1898 года в Москве, в расцвете сил и таланта.
Потрясённый Василий Поленов писал: «Она неутомимо работала, можно сказать, всю свою жизнь и всё время шла вперёд, и вот, когда талант её развился и окреп, когда полная творческих замыслов она могла бы дать ещё много высокодаровитого и интересного, жестокая судьба её убивает…»
«Иллюстрация из журнала «Мир искусства»»

Несколько месяцев спустя в журнале «Искусство и художественная промышленность» вышел биографический очерк о Елене Поленовой, написанный Стасовым. В 1902 году в Москве и Петербурге состоялись посмертные выставки Елены Дмитриевны Поленовой. После смерти художницы её братья в память о ней учредили премию в 300 рублей, которая выдавалась молодым художникам на заграничные поездки.
«Иллюстрация к «Русским народным сказкам и прибауткам»»

Работы Елены Дмитриевны Поленовой в наши дни украшают экспозиции Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В. Д. Поленова, Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево», хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее, Ярославском художественном музее, Государственном историческом и Государственном литературном музеях, в многочисленных частных собрания.
«Осенний мотив», 1883 год, Бумага, акварель 32,2 х 24 см, Частное собрание

«Поленова заслужила себе вечную благодарность русского общества тем, что она первая из русских художников обратила внимание на самую художественную область в жизни – на детский мир, на его странную, глубоко поэтическую фантастику. Она нежный, чуткий и истинно добрый человек, проникла в этот замкнутый детский мир и угадала его своеобразную эстетику».
(А.Н. Бенуа)
«Улица в Москве», Последняя четверть XIX века, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .