Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 383. Каринская Анна Николаевна(1871-1931).

Герой нового выпуска Энциклопедии — Анна Николаевна Каринская – замечательный русский художник, живописец-пейзажист, график, краевед Вологодской области.

Что мы знаем о ней? Совсем немного(в архивах не сохранилось даже её фотографии)… Родилась в дворянской семье. Являлась самоучкой, художественного образования не получила. Обучаясь самостоятельно, пользовалась советами Александра Александровича Киселёва, известного русского живописца-пейзажиста, профессора Императорской Академии художеств.

Была активным экспонентом различных выставок, в том числе и выставок передвижников. После переезда в Вологду была одним из членов-учредителей Северного кружка любителей изящных искусств в Вологде.

А ещё принимала участие во всех шести Вологодских художественных выставках, организованных членами кружка и участвовала в Выставке картин, скульптуры и художественной индустрии в Рязани 1918 года.

Согласитесь, интересная творческая судьба художника, чью фамилию сегодня вспоминают разве, что только специалисты, и ещё коллекционеры при знакомстве с её работами на аукционах. Познакомимся с её творчеством и мы с вами. Согласны?

Итак, мы начинаем….

Начало «женского искусства» в России совпало с общим культурным переломом 1880-х годов, с момента создания знаменитого в своё время абрамцевского кружка. Именно в это время яркие представительницы абрамцевского кружка: Елена Дмитриевна Поленова(1850-1898) — русская художница, график, живописец, мастер декоративного дизайна, одна из первых художников-иллюстраторов детской книги в России, Нина Яковлевна Симонович-Ефимова(1877-1948) — русская и советская художница, работавшая в жанре офорта, силуэта и автолитографии, а также Мария Васильевна Якунчикова-Вебер(1870-1902) — замечательная русская художница нашли себя в глубоком изучении и воскрешении русского фольклора, в организации деревенских художественных промыслов, в обращении к образам русских сказок, легенд, песен,и конечно, в создании великолепного русского классического пейзажа. Естественно, это не могло не оказать заметного влияния на темы традиционной передвижнической живописи, приблизив их к ежедневным и будничным заботам семьи, школы, городской окраины, природе.
«Зимний серенький пейзаж», 1902 год, Холст на картоне, масло. 22 x 39 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Анна Каринская не была участницей абрамцевского кружка, но всё вышесказанное в полной мере относится и к её творчеству. Анна Николаевна Каринская родилась весной 1871 года(точная дата её рождения, к сожалению, не сохранилась) в небольшом городке Тотьме Вологодской губернии в обеспеченной дворянской семье.
«Осень на Сухоне», начало 1900-х годов, холст, масло, Тотемский краеведческий музей

С раннего детства увлекалась рисованием, что родители девочки всячески поощряли. Детские годы будущего мастера пейзажа прошли в Тотьме, в окружении прекрасной и живописной природы окрестностей реки Сухоны, многочисленных жемчужин Тотемской архитектуры и местных достопримечательностей. Она получила хорошее домашнее образование, в том числе и первые навыки в рисунке и живописи.
«Поздняя осень», первая четверть ХХ века, Холст на картоне, масло, 24,2х51,4 , частное собрание

Повзрослев, вполне самостоятельная девушка отправляется в столицу, мечтая получить там художественное образование, но не сложилось…. Академического образования Анне Каринской получить так и не удалось, однако, она длительное время брала уроки по технике живописи у известного художника тех лет, живописца, профессора Императорской Академии художеств Александра Александровича Киселёва(1838-1911), воспитанием детей которого занималась в Санкт-Петербурге в конце 1890-х — начале 1900-х годов.
«Застывает», 1919 год, холст, масло, Вологодский краеведческий музей

Киселёв сразу оценил способности своей ученицы и во многом определил ее будущее. Последние годы XIX века и первые десятилетия века XX — время становления Анны Николаевны Каринской, как художника, совершенствования ее мастерства и активного участия в различных художественных выставках.
«У мельницы», 1913 год, Холст, масло. 17 x 62 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

В нулевых годах 20-го столетия Каринская перебирается в Вологду с твёрдым намерением полностью посвятить себя любимому делу. Основные работы художницы создаются именно на Вологодчине, где она часто выезжает на этюды. Художник Каринская не только писала красоты любимой земли, но она еще была исследователем и краеведом родного края.
«Зима на Лумбе», середина 1910-х годов, холст, масло, Вологодская картинная галерея

Она много путешествует по хорошо знакомой ей ещё с детских лет реке Сухоне и по Северной Двине, изучает практически всю Вологотчину, посещает Великий Устюг, неизменно привозя из своих экспедиций большое количество этюдов и набросков. Многим из них в будущем суждено стать основой настоящих шедевров на тему родной природы, правдиво и лирично рассказывающих о суровой северной красоте. Каринская не ограничивалась только пределами Вологодской губернии, была в Туапсе, выезжала в Ниццу.
«Река Сухона», 1909 год, холст, масло, частное собрание

Анна Николаевна много и напряжённо работает в эти годы. Её творчество становится узнаваемым среди местных любителей изобразительного искусства, а работы пользуются постоянным спросом у местной интеллигенции. Темами её произведений преимущественно становятся пейзажи окрестных мест и интерьеры. В её мастерской всегда много желающих заказать ей картину с видами русской северной природы или купить готовую.
«Интерьер в усадьбе Л.Ф. Пантелеева в Мурманове Вологодской губернии», 1913 год, холст, масло, частное собрание.

Каринская становится одним из основателей Вологодского Северного кружка любителей изящных искусств.В период 1905- 1918 годов Каринская принимает самое активное участие во всех шести Вологодских художественных выставках, которые были организованы членами кружка. Её работы, как правило покупаются прямо с выставки.
«Пасмурный день», 1900-е годы, холст, масло, Вологодская картинная галерея

Ее картины с характерными названиями «Пасмурный денек. У Дедова острова на Сухоне», «Ясный вечер. Тотьма», «Междулесье. Около Вологды», «Все успокоилось. Осень», «Широкая Волга», «Бездорожье», «Пейзаж со стогом» посвящены родным для Каринской местам, патриоткой и знатоком которых она была.
«Пейзаж со стогом», 1903 год, холст, масло, Вологодская картинная галерея.

Душевность и доброта, пронизывающие произведения художницы, находят отзвук в зрителях, которым выпадает счастье общения с полотнами замечательного мастера лирического пейзажа. Каринская с удовольствием экспонирует свои работы на многочисленных выставках в обеих столицах, принимая участие в Петербургских весенних выставках, а также выставках Московского общества любителей художеств, Товарищества Передвижных Художественных выставок.
«Пейзаж», 1910-е годы, холст, масло, частное собрание

Также она регулярно выставляется в галерее Лемерсье, участвует в выставке акварелей, рисунков и графики русских художников, выставках «Художники — товарищам воинам» и «Художники Москвы — жертвам войны», в Выставке картин, скульптуры и художественной индустрии в Рязани 1918 года, Первой Козьмодемьянской выставке картин, этюдов, эскизов, рисунков 1920 года .
«Заросшая река», 1910-е годы, холст, масло, частное собрание

В 1915 году Анна Каринская переезжает в Москву и начиная с 1916 года проживает в Приюте для вдов и сирот русских художников имени Павла Михайловича Третьякова в Москве.
«Мостик», 1910-е годы, холст, масло, частное собрание

Анна Николаевна Каринская скончалась от тяжёлой простуды 30 декабря 1931 года в Москве.
«Осенний пейзаж», первая четверть ХХ века, Масло, холст на картоне. 22,3 х 38,5 cм, частное собрание.

Произведения Анны Николаевны Каринской находятся в экспозиции Государственной Третьяковской галерее, украшают собрания Тотемского и Вологодского краеведческих музеев, а также в в Вологодской картинной галерее и в частных коллекциях у нас и за рубежом.
«Летний пейзаж с прудом», 1912 год, холст, масло, 43х63 см, частное собрание

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .