Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 382. Cемирадский Генрих Ипполитович(1843-1902).

Герой нового выпуска Энциклопедии — Генрих Ипполитович Семирадский – выдающийся польско-русский художник, представитель европейского академизма.

Часто бывает, что мнение публики и узкого круга специалистов в оценке творчества того или иного художника не просто не совпадают, а полностью противоположны: если первые им восторгаются, то вторые его просто низвергают. Творчество Генриха Семирадского — именно этот случай….

Он творил во второй половине 19 столетия и оставил потомкам большое художественное наследие.
Он был мастером крупномасштабных полотен, исполненных с удивительным для таких размеров мастерством и исторической правдоподобностью сюжетов.

Он был академиком и профессором Петербургской Академии художеств, а также академий Рима, Турина, Берлина, Стокгольма, был членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств.
Каждая из его работ практически всегда восторженно принимались публикой, а художники-передвижники бранили его подходы к построению композиции и выбору тем, да и импрессионисты называли его академические приемы „восставшим из гроба призраком“.

Мясоедов обзывал Семирадского чертополохом(что не делает ему чести), а Павел Третьяков принципиально не покупал картин Семирадского для своего собрания, считая их далекими от подлинно русской живописи.

И это только малая толика того, что мы собираемся вам рассказать о нашем герое. Готовы?

Итак, мы начинаем….

Генрих Семирадский в первую очередь известен своими монументальными работами, посвященными истории Рима и Греции, а также пейзажами и портретами. Работал над росписью Храма Христа Спасителя. Несмотря на острую критику русских искусствоведов, в Европе талант Семирадского признавали; художник имел ученые звания не только Петербургской Академии художеств, но и Академий живописи Берлина, Рима, Стокгольма, Турина, а также Французской академии изящных искусств.
«Корсары», 1880 год, холст, масло, Харьковский художественный музей.

Генрих Семирадский (при рождении Генрик Гектор Семирадский) родился 12 (24) октября 1843 года в семье офицера драгунского полка царской армии польского происхождения Ипполита Эулевтерьевича Семирадского , в слободе Ново-Белгород(ныне Печенеги), что недалеко от Харькова. Отец Генриха был выпускником военного училища в Варшаве и строил свою карьеру, служа русскому оружию в качестве врача на юге России, а мама, Михалина Прушиньская, будучи домохозяйкой, воспитывала троих детей.
«Христос у Марфы и Марии», 1886 год, Холст, масло. 191 x 303 см, Государственный Русский музей

Род Семирадских упоминался в архивных документах, начиная с XVII века, однако эти сведения весьма отрывочны и скупы. Известно, что в 1850 году Ипполит Семирадский был удостоен потомственного дворянства, в 1871 году вышел в отставку, дослужившись до генеральского чина, и перебрался на постоянное жительство в Варшаву. Семья была католического вероисповедания и свято хранила польские национальные традиции в языке и в быту.
«Мученичество св. Тимофея и его жены Мавры», 1885 год, холст, масло, 125 Х 200 см, Национальный музей в Варшаве.

Раннее детство Генриха, его брата Михаила и сестры Марии прошли в деревенской обстановке в Харьковской губернии, но со временем семья переехала в Харьков, где будущий живописец был отдан во Вторую Харьковскую гимназию. Здесь произошла знаменательная встреча, оказавшая решающее влияние на всю дальнейшую судьбу Семирадского. Он встретил своего первого и главного учителя рисования, ученика самого Карла Брюллова, замечательного российского и украинского художника академического направления и педагога, мастера жанровой живописи — Дмитрия Ивановича Безперчия(1825-1913).
«Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла», 1887 год, холст, масло, частное собрание.

Будучи по отзывам современников, настоящим фанатом изобразительного искусства, он и ученикам своим старался привить искреннюю любовь к этому виду искусства, воспитав целую плеяду замечательных мастеров. Безперчий сумел привить своему самому известному ученику восторженную любовь к живописи, став его строгим наставником на долгие годы обучения Семирадского в гимназии, а позже – и в период учебы в Харьковском университете, куда Генрих поступил по настоянию отца.
«Баловник», 1872 год, холст, масло, Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина

Дмитрий Иванович Бесперчий также сумел привить юному дарованию вкус и помог определиться с направлением в искусстве. Академический классицизм в будущем станет основополагающим в творчестве Семирадского и принесет художнику, без всякого преувеличения, всемирное признание. Надо признать, что родители Генриха приветствовали увлечение сына живописью, но в то же самое время Семирадский-старший не считал, что профессия художника может обеспечить серьёзным заработком уважающего себя человека, а потому видел будущее своего сына, исключительно связанным с наукой.
«Блудный сын», 1870-е годы, Эскиз, Холст, масло. 48 x 67 см, Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого

Не желая идти против воли отца, в 1860 году 17-летний Генрих успешно сдаёт вступительные экзамены и поступает на физико-математический факультет Харьковского университета, где в течение последующих четырёх лет с усердием «грызёт гранит науки», одновременно совмещая занятия в университете с уроками рисования у своего первого наставника. Если бы кто-то спросил в эти годы у молодого студента о его самом сокровенном желании, то непременно услышал бы в ответ — СТАТЬ ХУДОЖНИКОМ. Никто, правда, об этом Генриха не спрашивал, поэтому и мечтал он втайне.
«В лавке гробовщика», 1860-е годы, Холст, масло. 80 x 107.5 см, Харьковский художественный музей

Годы учёбы в университете пролетели быстро и в 1864 году, после успешной защиты дипломной работы, Генрих сообщает родителям о своём решении серьёзно заняться живописью и намерении отправиться в столицу для поступления в Императорскую Академию художеств. Он прибыл в Санкт-Петербург осенью того же года и сдал вступительные экзамены, поступив вольнослушателем в Академию с оплатой в 25 рублей годовых.
«Восточный пейзаж», 1870- годы, Холст, масло. 34 x 51 см, Дагестанский музей изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой

Вольнослушателем он вынужден был поступить по причине того, что как раз в те годы по уставу учебного заведения, студенты, достигшие 20-летнего возраста принимались только вольнослушателями и только на платной основе.
«Сельская идиллия», Львовская галерея искусств. Работа времён обучения в Академии художеств, предположительно 1860-х годов, холст, масло.

Педагоги Академии сразу отметили большое природное дарование и исключительное трудолюбие нового студента. В мае 1865 года за работу «Избиение младенцев» Генрих Семирадский был награждён Малой серебряной медалью, что само по себе считалось небывалым достижением для студента первого года обучения.
«Избиение младенцев», Середина 1860-х годов, Эскиз, Картон, графитный карандаш, сепия. 17.8 x 23.2 см
Государственный Русский музей

Всего же за время обучения в Академии талантливый самородок пять раз награждался серебряной медалью и дважды золотой. По рекомендации ректора Академии Федора Бруни(1799-1875), год спустя, в 1866 году студент Семирадский подает прошение о переводе его в постоянные ученики, что давало ему право претендовать на Большую золотую медаль и соответственно, пансионерскую поездку за счёт казны в Европу. 13 сентября 1866 года прошение Семирадского было удовлетворено Советом Академии.
«Гибель Содома», Конец 1860-х годов, Эскиз, Бумага, графитный карандаш, сепия. 21.9 x 31.2 см
Государственный Русский музей

Генрих Семирадский был зачислен в натурный класс, где его преподавателями стали замечательный русский живописец, академик, заслуженный профессор батальной живописи, член Совета Императорской Академии художеств Богдан Павлович Виллевальде(1819-1903) и известный русский исторический и религиозный живописец, академик, профессор исторической и портретной живописи Императорской Академии художеств Карл Богданович Вениг(1830-1908).
«Итальянский дворик», Холст, масло. 28.5 x 22.5 см, Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко

На ежегодном осеннем экзамене 1866 года Семирадский был удостоен сразу двух серебряных медалей за рисунок с натуры и натурный этюд. В 1868—1869 годах три его этюда были отмечены денежными премиями (все три раза по 100 рублей) и благодарностями Совета Академии, впоследствии хранились как образцовые и даже были опубликованы в виде репродукций в журнале «Художественный автограф».
«Французский художник времён Людовика XV пишет портрет маркизы», Около 1868 года, холст, масло, Государственный музей искусств Узбекистана.

После того, как Семирадский был удостоен Малой золотой медали за полотно «Диоген, разбивающий чашу», перед ним открылась возможность принять участие в конкурсе на соискание Большой золотой медали, дававшей право на пенсионерскую поездку в Европу.
«Диоген, разбивающий чашу», 1868 год, холст, масло, частное собрание

Конкурсная работа художника «Доверие Александра Македонского к своему врачу Филиппу во время тяжелой болезни» была благосклонно встречена публикой и членами Совета Академии и 4 ноября 1870 года Семирадскому была присуждена Большая золотая медаль и звание классного художника I степени.
«Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу», 1870 год, Холст, масло. 245 x 346.5 см, Национальный художественный музей Республики Беларусь

Несмотря на не сданные хвосты по прошлым экзаменам, Совет Академии в виде исключения(вновь помощь Фёдора Антоновича Бруни) утвердил шестилетнее пенсионерство Семирадского, и в конце лета 1871 года выпускник Академии отправляется совершенствовать своё мастерство в Мюнхен, откуда уже через год отравляет в Россию полотно «Римская оргия блестящих времен цезаризма». Эта работа стала одной из лучших на Академической выставке и сразу же принесла известность Генриху Семирадскому. Полотно было приобретено прямо с выставки наследником-цесаревичем Александром (будущим императором Александром III), собиравшим собственную коллекцию произведений искусства и со временем мечтавшим открыть музей.
«Римская оргия блестящих времен цезаризма», 1872 год, Холст, масло. 117 x 183 см, Государственный Русский музей

В апреле 1872 год Генрих Ипполитович переехал во Флоренцию, предполагая здесь продолжительное время жить и работать, для чего им была снята просторная мастерская, однако, не сложилось… Природа внесла коррективы в планы художника. Извержение вулкана Везувий не могло остаться без внимания художника. В поисках новой темы и ярких впечатлений Семирадский отправился в Неаполь, затем были Помпеи, остров Капри и, наконец, Рим.
«Нимфа», 1869 год, холст, масло, 153 Х 156 см, Львовская галерея искусств.

Как только Семирадский познакомился с Римом, все остальные места в Европе перестали для него существовать. В Вечном городе он обосновался до конца своих дней, и в Россию в дальнейшем приезжал уже только наездами. Пока он жил в Риме российская Академия присваивала живописцу очередные звания: в 1873-м — он стал академиком, а в 1877 году профессором.
«Оргии во время Тиберия на острове Капри», 1881 год, холст, масло, 101,5 Х 216 см, Государственная Третьяковская галерея.

В Риме Семирадский написал одну из лучших своих работ — картину «Христос и грешница» («Грешница») по заказу Великого князя Владимира, работу над которой начал еще в Мюнхене. Колорит и высочайшая техника исполнения пришлись по вкусу публике Санкт-Петербурга – в 1873 году «Грешница» имела оглушительный успех на академической выставке и, вместе с тем, подверглась жёсткой критике одного из ведущих историков искусств того времени Владимира Стасова (1824 – 1906), главного вдохновителя «Товарищества передвижных художественных выставок».
«Грешница», 1873 год, Холст, масло. 250 x 499 см, Государственный Русский музей

Необходимо отметить, что многие русские критики того времени и коллеги по цеху часто критиковали новоявленного «русского итальянца» за чрезмерный монументализм в его работах , сумбурность композиции, скученность, холодность и неестественность. Павел Третьяков принципиально не покупал картин Семирадского для своего собрания, отказывая ему в праве именоваться русским художником и считая его полотна далекими от подлинно русской живописи…..
«Опасный урок», 1886 год, Холст, масло. 55 x 108 см, Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Успех «Грешницы» поссорил Семирадского и с Ильёй Репиным: они одновременно были выдвинуты на звание академика живописи (Репин — за картину «Бурлаки на Волге»). Всё решила позиция бывшего ректора Академии Фёдора Бруни, назвавшего картину Ильи Ефимовича «великой профанацией живописи», и великого князя Владимира Александровича, который заказал Семирадскому копию «Грешницы» сепией. Хотя Илья Ефимович и удостоился удостоился золотой медали «За экспрессию», он от огорчения заболел и с тех пор неизменно критиковал Семирадского, где только появлялась такая возможность.
«Ночь накануне Ивана Купалы», 1880-е годы, Холст, масло, Львовская государственная картинная галерея

Семирадский же спокойно относился ко всем критическим высказываниям в свой адрес. Его работы постоянно выставлялись на всевозможных международных выставках, проводимых в столицах Европейских государств, где отмечались наградами и премиями, а публика работы художника просто боготворила..
«Отдых», 1890 год, Холст, масло. 51 x 81 см, Львовская государственная картинная галерея

В 1876 году следующей после «Грешницы» выдающейся работой Семирадского стало полотно «Светочи христианства» («Факелы Нерона»), Огромное по своим размерам(3,85х7,04 м), полотно поражало своей грандиозностью. Шесть полных композиционных планов, более сотни фигур, бесчисленные наброски и эскизы – работа над «Светочами христанства» полностью поглотила художника. Её первый показ прошел в Риме и принёс автору восторженный приём со стороны публики и жёсткую критику со стороны специалистов. Далее картину показали в Мюнхене и Вене, и везде с теми же результатами: публика превозносила художника, критики же его низвергали.
«Светочи христианства (Факелы Нерона)», 1876-1877 годы, Уменьшенное повторение одноименной картины 1876 года, Холст, масло. 94 x 174.5 см, Частное собрание

Не всегда творчество Семирадского встречало понимание и со стороны членов Совета Императорской Академии. Так, написанное в конце 70-х годов полотно «Гонители христиан у входа в катакомбы» была подвергнута Советом Академии порицанию, а художник получил за неё официальный выговор.
«Гонители христиан у входа в катакомбы», конец 1870-х годов, холст, масло, Государственный исторический музей

В 1877 году официально заканчивается пенсионерство Семирадского в Европе. Весной 1877 года полотно художника «Светочи христианства», невзирая на трудности, связанные с русско-турецкой военной компанией, после шумного успеха в Европе наконец-то благополучно прибывает в Санкт-Петербург. Советом Академии картина была принята восторженно, и Генриху Ипполитовичу Семирадскому, имевшему к тому моменту звание академика, было присвоено статусное звание профессора, дававшее право вести преподавательскую деятельность.
«Пастушок, играющий на свирели», 1876 год, Холст, масло, Частное собрание

В 1878 году за картину «Женщина или ваза?» Генрих Семирадский был награжден золотой медалью на Всемирной выставке в Париже, и стал обладателем Ордена почетного легиона.
«Женщина или ваза? (Сложный выбор)». 1877 год, холст, масло. Музей Фаберже в Санкт-Петербурге.

Знаковым этапом в творчестве Семирадского стал период его участия в работах по росписи Храма Христа Спасителя в Москве. Художнику было заказано исполнение четырёх сцен из жизни святого Александра Невского на хорах северного придела храма; он работал над ними ещё летом 1876 года. К большому сожалению, уникальные росписи не сохранились до наших дней — Храм был взорван Советской властью в 1931 году, однако, сохранились эскизы, дошедшие до нас в собрании Государственного Русского музея.
«Александр Невский в Орде». 1876 год, Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве, Холст на картоне, масло. 39 x 32 см, Государственный Русский музей

«Александр Невский принимает папских легатов», 1876 год, Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве
Холст на картоне, масло. 37.8 x 32.3 см, Государственный Русский музей

Год спустя Семирадский продолжил свою работу в Храме. Он выполнил запрестольную роспись «Тайная вечеря», а годом позже – росписи «Крещение Господне» и «Въезд Иисуса Христа в Иерусалим».
«Въезд Иисуса Христа в Иерусалим», 1876 год, Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве, Холст на картоне, масло. 42 x 86 см, Государственный Русский музей.

«Крещение Господне», 1876 год, Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве, Холст на картоне, масло. 42 x 86 см, Государственный Русский музей.

В 1879 году Семирадский создаёт ещё одно своё замечательное полотно «Танец среди мечей», которое было приобретено графом Александром Орловским. К сожалению, эта работа не сохранилась до наших дней, зато, экспозицию Третьяковской галереи украшает авторская копия, заказанная в 1881 году художнику московским предпринимателем и коллекционером Козьмой Солдатёнковым.
«Танец среди мечей», 1881 год, Холст, масло. 120 x 225 см, Государственная Третьяковская галерея
Уменьшенное повторение картины 1879-1880 годов (местонахождение неизвестно)

В начале 1880-х годов Семирадский, получивший к тому времени широкое признание в Европе, возводит для себя и своей семьи трёхэтажный особняк в самом центре Рима на Via Gaeta.
Дом Семирадского в Риме. Фото 1896 года.

Большое место в доме отводится просторной мастерской художника, которая была разделена на две части. В первой, парадной, Семирадский принимал заказчиков и гостей; здесь же были выставлены его готовые картины. Во второй части все было устроено для работы, в том числе смонтированы специальные механизмы для подъема больших полотен.
Вид мастерской художника. Хорошо видны подъёмники для масштабных полотен.

В римских путеводителях того времени дом художника из России Генриха Ипполитовича Семирадского был указан как одна из местных достопримечательностей: хозяин дома принимал публику два дня в неделю. На узкой улочке толпились коллекционеры и представители царских семей, польские магнаты и русские меценаты, художники и поэты – все они приезжали полюбоваться новыми картинами мастера.
«Похороны знатного руса в Булгаре», Холст, масло. 380 x 540 см, Государственный Исторический музей

В ноябре 1884 года зрителям были представлены два монументальных полотна художника, созданные для Музея древностей в Москве:«Сожжение трупа вождя руссов в Булгаре» и «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году». Художник работал над полотнами очень увлечённо — они давали ему возможность проявить себя в композиционных решениях монументальных полотен. Два года спустя Семирадский создает еще два плафона – «Весна» и «Аврора», украсивших Санкт-Петербургский дом фабриканта и мецената Юрия Нечаева-Мальцова – коллекционера, фактически подарившего позже Москве Музей изящных искусств
«Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году», 1884 год, дерево, масло, Государственный Исторический музей

В 1889 году Семирадский представил на суд публики ещё одно великолепное полотно, в рафаэлэвском зале Академии художеств была выставлена работа «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». Художник писал: «Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в ее представление. В этом сюжете я нашел громадный материал! Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени, — восторг народа-художника, ни в чем не похожий на современный цинизм обожателей кокоток…» Картина была приобретена Императором и отправилась в выставочное турне по городам Европы.
«Фрина на празднике Посейдона в Эливсине», 1889 год, Холст, масло 366 х 544 см, Государственный Русский музей.

Искренне радуясь успеху «Фрины» Семирадский продолжил работать над полотнами, выбирая сюжеты в историко-бытовом жанре: «У фонтана» (1893), «После купания» (1895), «Игра в кости» (1899)..
«Игра в кости», 1899 год, Холст, масло. 88.5 x 141.5 см, Государственная Третьяковская галерея

На склоне жизни художник создал два грандиозных занавеса: для Краковской оперы, ставший фактическим подарком городу Кракову и для Львовского городского театра.
«Девушки на террасе у бюста Гомера», 1890-е годы, Холст, масло. 73 x 98 см, Тульский областной художественный музей

Одними из последних масштабных работ художника, стали два его панно: «Музыка светская» и «Музыка духовная», выполненные для Варшавской филармонии. Приехав в 1901 году на их монтаж, художник выразил сожаление, что теперь долго не сможет работать. Он чувствовал, что дни его сочтены. В конце октября 1901 года доктора подтвердили печальный диагноз – рак языка. Семирадский быстро угасал и летом 1902 года семья переехала в имение Стшалково на юге Польши.
«Святое семейство», Эскиз росписи, Холст, масло. 30 x 37 см, Государственный музей изобразительных искусств Кыргызстана

23 августа 1902 года Генрих Семирадский скончался. Его похоронили в Варшаве, рядом с могилами родителей. Позже, по просьбе общественности, гроб с телом художника был перезахоронен в Кракове, в Крипту заслуженных в церкви святого Ствнислава среди могил выдающихся сынов Польши.
Саркофаг Семирадского в Крипте заслуженных

Некролог, опубликованный в газете «Петербургский листок», в связи со смертью художник, был озаглавлен «Великий классик». Анонимный автор статьи называл Семирадского «Великим Паном», отметив как любовь художника к сюжетам из античной истории, так и его польское происхождение. Все некрологи, опубликованные на смерть Семирадского в самых различных европейских газетах были единодушны в том, что «умер последний классик русского искусства»….
Похороны Генриха Ипполитовича Семирадского. Фото из Tygodnik illustrowany. No 2, 1902 год. S. 597

В период расцвета авангарда Семирадский был забыт….. Музеи перестали покупать оставшиеся от него произведения, множество вещей были утрачены или рассеяны по частным собраниям Германии, Польши, Белоруссии, Украины и России.
«Христос и самарянка», 1890 год, Холст, масло 101 х 183 см, Львовская государственная картинная галерея

В октябре 2004 года в Третьяковской галерее открылась выставка «Пленники красоты. Русское академическое и салонное искусство 1830—1910-х годов», где были представлены «Фрина» и некоторые другие работы Генриха Семирадского, а с 20 декабря 2017 по 2 апреля 2018 года в корпусе Бенуа Государственного Русского музея проходила энциклопедическая выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме», приуроченная к 175-летию со дня рождения академиста. Выставка широко освещалась в центральной прессе и пользовалась большим успехом у посетителей. Интерес к произведениям великого художника жив и это самый лучший ответ всем критикам его творчества.
«Сократ застает своего ученика Алкивиада у гетеры», 1875 год, Холст, масло. 112 x 185 см, Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .