Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 380. Калмыков Иван Леонидович(1866-1925).

Герой нового выпуска Энциклопедии — Иван Леонидович Калмыков замечательный русский художник-пейзажист и человек удивительной судьбы.

Он был родом из потомственных донских казаков и посвятил свою жизнь живописи и декоративно-прикладному искусству.
Его педагогами по Московскому Училищу Живописи Ваяния и Зодчества были Владимир Маковский и Василий Поленов, которые неоднократно отмечали природное дарование своего ученика.
Он был придворным художником у богатого и влиятельного индийского раджи, а затем(о, повороты судьбы!!) одним из первых Русских художников, устраивавших свои персональные выставки за океаном в промышленном Сан-Франциско.
Он завещал все свои работы и коллекции музею Строгановского училища в Москве.

А между тем, имя этого художника сегодня практически незнакомо абсолютному большинству любителей искусства в России, а в архивных документах нет даже фотографии этого неординарного человека. Справедливо ли это? Конечно, нет! А раз так — будем знакомиться…..

Итак, мы начинаем…..

Иван Леонидович Калмыков родился 26 января (7 февраля по новому стилю) 1866 года в Новочеркасске в семье казака — сотника Леонида Ивановича Калмыкова. Увлекался рисованием с раннего детства, мечтая стать профессиональным художником.
«Москва зимняя. Вид на Кремль с Москворецкого моста», 1900-е годы, холст, масло, Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки

В 1882 году после окончания Новочеркасского реального училища хотел сразу уехать с Москву учиться живописи, но родители оказались категорически против, не считая возможным, чтобы их сын стал художником. Следуя воле отца, на два года остался в Новочеркасске, но позже самовольно, вопреки воле отца, уехал учиться в Москву.
«У храма», 1918 год, Бумага, гуашь, пастель, карандаш, 50,5 х 65 см, частное собрание

В 1884 году, успешно выдержав вступительные экзамены, Иван Калмыков поступил в Московское Училище Живописи Ваяния и Зодчества, где его педагогами были: замечательный русский художник-передвижник, живописец и график, педагог Владимир Егорович Маковский(1846-1920), известный русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, будущий действительный член Петербургской академии художеств Илларион Михайлович Прянишников(1840-1894), известный русский художник и педагог, мастер исторической, религиозной и жанровой живописи Евграф Семёнович Сорокин (1821—1892).
«Взморье», 1889 год, Холст, масло, 42 x 63 см, Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

В числе учителей Ивана Калмыкова был и выдающийся русский художник, педагог, профессор Императорской Академии Художеств, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи Василий Дмитриевич Поленов(1844-1927), чьё влияние особенно чувствуется в работах раннего периода творчества художника.
«Вечер», этюд, конец ХХ века, бумага, акварель, Государственное бюджетное учреждение культуры Ставропольского края «Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко»

В 1889 году после успешного окончания Училища, Иван Калмыков уезжает в Феодосию, где берёт уроки у Ивана Константиновича Айвазовского(1817-1900). Позже возвращается в Москву, где постоянно проживает и работает.
«Деревня весной», 1896 год, Холст, масло, 48 x 68 см, Государственная Третьяковская галерея

Период 1904-1908 годов Калмыков проводит за границей. Он много путешествует в поисках натуры и новых тем для своих работ. Он посещает Италию и Швейцарию, много работает, строит планы на будущее. Большое число эскизов, выполненных художником в это время легли в основу его будущих полотен.
«Туман в долине». Начало ХХ века, холст, масло, 13,5 х 20 см, частное собрание

Иван Калмыков много экспонировал свои работы у нас в стране и за рубежом на протяжении всего периода своего творчества. Он участвовал в российских выставках: Московского Общества Любителей Художеств в 1890 году и далее ежегодно в 1893-1898 и в 1901-1906 годах, Московского Товарищества Художников в 1894, 1897, 1899, 1900, 1901, и 1904 годах, Товарищества Передвижных Художественных Выставок ежегодно в период 1904-1907 годов, ежегодных весенних выставках в залах Императорской Академии Художеств в 1898, 1901, 1902 годах, в 17-й выставке Санкт-Петербургского общества художников в 1909 году, а также в международных выставках в Вене 1895 года и Мюнхене 1901 года.
«Вид на храм», 1918 год, холст, масло, частное собрание

В 1904 и 1908 годах Иван Калмыков провел персональные выставки в Москве, а в 1912 году выставка его графических работ состоялась в Хабаровске.
«Торговые ряды у Ростовского кремля», Начало XX века, Холст, масло, 75 x 110 см, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

В 1912 году Калмыков увлекся декоративной керамикой и создал в Москве декоративно-художественную и облицовочную мастерскую, а весной 1914 года он переезжает в Пятигорск, где открывает керамическую мастерскую «Закал». Здесь он занимается созданием керамических икон, отделкой керамикой фасадов общественных и частных зданий, созданием надгробных памятников.
«Аллея в парке», Начало ХХ века, Картон, масло. 15,5 х 24,7 см, частное собрание

Калмыков создал художественную керамику для фасадов Тиличеевских ванн, Всесословного клуба, домов зодчего Кузнецова и Мациевского и других особняков и дач Пятигорска, а также памятник на могиле книгоиздателя К. К. Кибардина.
«Волга. Облака.», 1898 год, холст, масло, Астраханская картинная галерея им. П.М. Догадина

В 1913 году Иван Леонидович выполнил два декоративных керамических панно над входами в новом здании Общества взаимного кредита в Екатеринодаре (со сценами из античной жизни).
«Китайский храм», 1917 год, холст, масло, заложен на доске, подпись и дата внизу справа, доска: 6.625″h x 10″ w, общая (с рамкой): 7.125 «h x 10.5», частное собрание

На персональной выставке художника, состоявшейся в 1914 году в Пятигорске, известный коллекционер живописи того времени Евгений Догадин в числе некоторых других работ мастера приобрёл пейзаж «Дорога в скит», написанный в 1898 году. Калмыков был одним из любимых художников братьев-коллекционеров Догадиных. Они сумели приобрести несколько его замечательных пейзажей в то время, когда живописец жил и работал в России.
«Дорога в скит», 1898 год, холст, масло, Астраханская картинная галерея им. П.М. Догадина

В 1916 Иван Леонидович возвращается в Москву, где начинает преподавать а Строгановском училище. В конце 1916 года, будучи преподавателем Московского Строгановского училища, Иван Калмыков откомандировывается в Сиам с целью сбора художественных артефактов для музея училища. По пути следования художник организует ряд своих выставок в городах Сибири и Дальнего Востока.
«Аллея в парке», Начало ХХ века, Холст на картоне, масло. 34,5 х 50,5 см., частное собрание

Октябрьский переворот Иван Леонидович Калмыков не принял, считая насильственный, революционный захват власти большевиками глубоко противозаконным. Судьбе было угодно распорядиться таким образом, что в новую Россию Калмыков уже никогда более не вернулся.
«Ханчжоу, Китай», 1917 год, масло на бумаге, положенной на доску, подписанной, датированной и надписанной в правом нижнем углу, озаглавленной verso, доска: 6.625 «h x 10» w, общая (с рамкой): 7.125 «h x 10.5» w, частное собрание

Из Шанхая он переезжает в в Индию, где некоторое время работает придворным художником у местного влиятельного раджи.
«Пекин, Китай», 1917 год, масло на бумаге, выложенной на доске подписано, датировано и написано внизу справа, озаглавлено оборотная сторона, доска: 6.625 «h x 10» w, общая (с рамкой): 7.125 «h x 10.5» w, частное собрание.

В разгар массовой кампании против оккупационного британского правительства Калмыков уезжает в Австралию, а оттуда в Соединённые Штаты Америки.
«Китайская Городская сцена», 1917 год, масло на бумаге, заложено на доске, подписано и датировано в правом нижнем углу, доска: 6.625 «h x 10» w, в целом (с рамкой): 7.125 «h x 10.5» w. частное собрание

В Сан-Франциско он становится одним из первых Русских художников, устраивающих свои персональные выставки. В 1923 году он передал коллекцию своих произведений художественной галерее Сан-Франциско при условии того, что в случае, если новое правительство России будет признано правительством Соединённых штатов, опекуны коллекции должны будут перевезти работы в Москву, но только если там в музее под них «будет отведено особое помещение, которое должно быть известно под именем «Выставка картин Ивана Леонидовича Калмыкова».
«Гурзуф», 1897 год, холст, масло; 42х63 см, частное собрание

Увы, этого не произошло…..
«Кипарисы», 1904 год, Бумага, акварель, 59,5 х 39,3 см, частное собрание

Калмыков работал в разных техниках, на протяжении всего периода своего творчества много экспериментировал, но предпочтение всегда отдавал работе маслом и акварели. Увлекался современными живописными новациями, но в целом в своём творчестве оставался верен школе русского реалистического пейзажа конца ХIХ века.
«Летний фонтан», 1913 год, холст, масло, 50,5 на 102,5 см., частное собрание

Тепло отзывался об Иване Калмыкове и его творчестве выдающийся русский художник и историк искусства Александр Николаевич Бенуа (1870-1960), причисляя его к наиболее одаренным и талантливым последователям Исаака Левитана.
«Китайская деревня», подписала «Калмыков» (внизу справа), масло на бумаге, уложенной на доску
34 x 55 см (13 3/8 x 21 5/8 дюймов), частное собрание.

Художник всегда много путешествовал, совершил поездки в Африку, Южную Америку, Японию и Индию.
«Вид Пекина»,1917 год, Масло на картоне, 16,5 на 25 см., частное собрание

Иван Леонидович Калмыков скончался 18 марта 1925 года в Сан-Франциско, США, где и был похоронен. Завещание художника о передаче всех его работ и коллекций в Россию в музей Строгановского училища так и не было выполнено..
«В тени гигантов , Калифорния», 1923 год, Холст, масло, 80 x 119 см (31 1/2 x 46 7/8 дюйма.), частное собрание

Работы Ивана Леонидовича Калмыкова имеются в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, музеях Астрахани, Иркутска, Липецка, Ростова-на-Дону, Ставрополя, Хабаровска, Алматы, а также Национальной галерее современного искусства в Риме.
“Пейзаж”, Конец XIX века, Картон, акварель, гуашь. 20х36 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .