Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 379. Кайгородов Анатолий Дмитриевич(1878-1945).

Герой нового выпуска Энциклопедии — Анатолий Дмитриевич Кайгородов, замечательный русский живописец, пейзажист.

Он обучался в Императорской Академии художеств у самого Архипа Ивановича Куинджи

Он был членом и экспонентом Императорского общества русских акварелистов, Общества им. А. Куинджи, Товарищества передвижников.
После революции в силу обстоятельств вынужден был покинуть Россию и весь остаток жизни провести в эмиграции.
Он был основателем собственной Школы-студии и принимал самое непосредственное участие в создании Русского культурно-исторического музея в Праге.

Но увы, на Родине был забыт, как и многие другие, ставшие вынужденными эмигрантами в тяжёлые годы революционного лихолетья. Попытаемся же устранить эту историческую несправедливость и познакомимся с биографией и творчеством этого очень интересного представителя Русского искусства за рубежом.

Итак, мы начинаем….

Анатолия Дмитриевича Кайгородова специалисты традиционно относят к плеяде ярких представителей русского модерна, известного на рубеже ХIХ-ХХ веков своими пейзажами, жанровыми сценами и портретами.
Начало 20-го века было бурным и кровопролитным. В творчестве многих авторов это нашло своё отражение через мрачные и угрюмые тона. Многих, но не всех…. На всем этом фоне картины художника Анатолия Кайгородова отличаются легким настроением и какой-то особой детской непосредственностью. Написанные широкими и угловатыми мазками, картины Кайгородова очень хорошо передают свежесть весны, красоту лета, задумчивость осени и бодрость зимы.
«Дама на террасе», 1900-1910-годы, Холст, масло, 49,7 х 65 см, частное собрание

Анатолий Дмитриевич Кайгородов родился 2 ноября 1878 года в Санкт-Петербурге в семье известного орнитолога и популяризатора естествознания Дмитрия Никифоровича Кайгородова. С раннего детства увлекался рисованием. В 1896 – 1900 годах Анатолий Кайгородов учился в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица, в 1900 – 1902 году – в Высшем художественном училище при Императорской академии художеств, где его преподавателями были выдающийся русский живописец, мастер пейзажной живописи Архип Иванович Куинджи(1842-1910) и замечательный русский художник, рисовальщик, гравёр Василий Васильевич Матэ(1856-1917).
«Обнаженная»,1932 год, холст на картоне, масло. 38 х 60 см, частное собрание.

В 1902 году Кайгородов уезжает для продолжения обучения в Европу, где до 1904 года в Мюнхене берёт уроки у известного венгерский художника армянского происхождения Шимона Холлоши(1857-1918), а в 1905 году переезжает в Париж, где посещает занятия в частной академии художеств Родольфо Жулиана и частной художественной школе, основанной итальянским скульптором Филиппо Коларосси. Академия Коларосси пользовалась большим успехом у парижских и приезжих молодых художников, что во многом было обусловлено свободными взглядами на искусство, пропагандируемыми в академии. В 1903 году Анатолий Кайгородов параллельно оканчивает и юридический факультет С.-Петербургского университета .
«К весне», 1930-е годы, картон/темпера, 35х49 см., частное собрание

Анатолий Кайгородов работал в основном в жанре пейзажа, но писал также жанровые сцены и портреты маслом, темперой и акварелью. Художник любил изображать морской берег с деревьями и скалами
Начиная с 1900 года Кайгородов активно участвовал в Весенних выставках в залах Академии художеств, позже – в выставках Общества русских акварелистов, Товарищества независимых, Товарищества художников. Он принимал участие в международных выставках в Мюнхене 1904, 1906, 1913 годов и в Берлине а 1914 году.
«Портрет женщины», 1900-1910 годы, 53,2 х 52,5, Картон, масло, частное собрание.

В 1913 году Анатолий Дмитриевич Кайгородов был удостоен премии графа Строганова на ежегодном конкурсе ОПХ за картину «Прибой», он также неоднократно получал премии конкурса им. А.И. Куинджи на Весенних выставках в залах Академии Художеств. Работы художника неоднократно публиковались в журналах «Столица и усадьба», «Нива», «Огонек».
«Прибой» , I четверть XX века, холст, масло, 84,7 Х 96 см, частное собрание

Октябрьский переворот Кайгородов встретил настороженно, не понимая и не принимая настроений восставших народных масс и предвидя большие социальные потрясения в самом ближайшем будущем.
“Maastik talumajaga”, 1938 год, картон, масло, 31 x 53 cm, частное собрание

После революции Анатолий Кайгородов участвовал в петроградских выставках Общества им. А.И. Куинджи в октябрь 1917 и 1918 годов и Товарищества Передвижных Художественных выставок в 1917 и 1918 годах.
«Невидимый город Китеж», 1938 год, гуашь на холсте, 93,5 на 133,5 см., частное собрание

В 1918 году Анатолий Кайгородов вследствие несогласия с политикой новой власти вынужден эмигрировать из страны, живёт в различных городах Прибалтики, а с 1920 года постоянно проживает в Таллине, где в 1921 году открывает свою студию живописи и рисования. Здесь обучались молодые русские и эстонские художники, регулярно проводились выставки студии.
«Отдыхающие овцы», 1924 год, доска темпера, частное собрание.

С начала 1920-х годов Анатолий Дмитриевич Кайгородов состоит членом Профессионального союза русских деятелей искусства в Эстонии. С 1923 года он входит в Центральное общество эстонских художников,а с 1924 года – в кружок русских живописцев «Среда».
«Водяные лилии», первая треть ХХ века, холст, масло, частное собрание

В 1930-е годы помимо занятий в своей студии, Кайгородов некоторое непродолжительное время преподавал в русской группе в Таллинском педагогиуме.
«Сад зимой», 1889 год, холст, масло, частное собрание

Кайгородов живо интересовался эзотерикой, поддерживал активные деловые и творческие связи с Рерихами, был членом эстонского Антропософского общества. Провел персональные выставки в Таллине в 1920, 1921 и 1924 годах – последнюю в честь 25-летия художественной деятельности.
«Talumaja”, 1938 год, темпера на картоне, 32 x 48 cm, частное собрание

Также им были организованы в 1929 и 1935 годах две выставки, одна из которых прошла совместно с К.С. Высотским. Кроме этого выставки художника прошли: в 1939 году в Доме искусств – совместно с Э.Э. Преном и К.С. Высотским, в Хельсинки в 1930 году, совместно с Н.Р. Берггольцом, в Риге в 1932 году совместно с Э.Э. Преном, Н.Р. Берггольцом и Ю.И. Репиным.
«Осенний пруд», гуашью и карандашом на картоне, 58 x 78 см (22 13/16 x 30 11/16in), частное собрание.

Анатолий Дмитриевич Кайгородов участвовал в групповых выставках художественного объединения «Ars» в 1920–1924 годах, Центрального общества эстонских художников 1923 – 1926, 1929 – 1932, 1937 – 1939 годах, Управления целевого фонда изобразительного искусства 1928 – 1932, 1934 – 1938 годах в Таллине, в выставке Немецкого культурного самоуправления в Тарту в 1928 году.
«Призыв к вечерне в Псковско-Печерском монастыре», 1936 год, темпера на холсте 91.5 by 111cm., 36 на 43 3/4 дюйма, частное собрание

Кайгородов был участник выставок русских художников в Брюсселе в 1928 году, Копенгагене в 1929 году, Берлине в 1930 году, Таллине в 1931 году, Печорах и Нарве в 1933 году, в галерее P. Loujetzky в Гааге в 1936-1938 годвх. В 1935 году художник содействовал созданию Русского культурно-исторического музея в Праге.
«Церковь Николы Ратного в Петсери», первая треть ХХ века, частное собрание

На формирование творческой манеры Анатолия Кайгородова большое влияние оказало творчество его учителя Архипа Куинджи и тесное общение с Н. К. Рерихом. С Куинджи художника роднит интерес к передаче световоздушной среды, эффектов освещения.Влияние Рериха обнаруживается как в колорите, построенном на сочетании оттенков синего, желтого, оранжевого, так и в увлечении духовно-философскими темами.
«Изборск», первая треть ХХ века, гуашь на дереве, 34,8 х 50,2 см, частное собрание.

В 1939 году Кайгородов переехал на жительство в Генерал-губернаторство. Обосновался в Познани (Pozen), где прошли его последние персональные выставки в 1942 и марте 1944 года. С приближением советских войск в конце Второй мировой войны переехал в Австрию.
«Зимний лунный свет», первая половина ХХ века, холст, масло 67 x 74 см, частное собрание

В своих работах Кайгородов часто прибегал к технике масляной темперы, добиваясь мягких, сочных тонов. Излюбленными мотивами картин были пейзажи «русской старины» — Печоры, Изборска, Иван-города, Нарвы.
«Вид на Собор Святой Екатерины в Таллине / Эстония», 1928 год, Масло на бумаге и картоне, 40 см-54 см, частное собрание

Анатолий Дмитриевич Кайгородов скончался 18 июля 1945 года в возрасте 66 лет в Австрии, где и был похоронен.
«Месячное сияние», начало XX ст. Холст, масло, частное собрание

Творчество Анатолия Дмитриевича Кайгородова в наши дни представлено в экспозициях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи , музеев Риги, Белграда и Праги.
«Põhja — Eesti rannik», первая треть ХХ века, темпера на картоне 67 х 88 см, частное собрание

Также его работы находятся в многочисленных частных коллекциях, большей части за рубежом.
«Рябина’, начало 1930-х годов, бумага на картоне, гуашь. 35,2х50,7, частное собрание

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .