Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 378. Журавлёв Фирс Сергеевич(1836-1901).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Фирс Сергеевич Журавлёв, русский жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств.

Он был в числе отказников, заявивших о нежелании участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль, проводившемся к 100-летию Императорской Академии художеств ( знаменитый «Бунт четырнадцати»).

Он был одним из основателей Санкт-Петербургской артели художников, образовавших в доходном доме Гудкова на 17-й линии Васильевского острова Санкт-Петербурга коммуну с общими мастерскими для работы и ведением общего хозяйства.

Он участвовал в выставках передвижников и Всемирных выставках в Филадельфии и Париже.

Он расписывал кафедральный собор храма Христа Спасителя а Москве и Христорождественский кафедральный собор в Риге.

Сложно представить, что столь богатая на исторические события биография принадлежит одному человеку, но, поскольку это именно так, и этот человек наш соотечественник, обойти вниманием творческий путь этого замечательного художника мы посчитали себя не в праве.

Итак, мы начинаем….

«Даровитый живописец, — со всей правдой пишет….» (В.В. Стасов о Ф.С. Журавлёве)

Полотна художника Фирса Журавлёва – это наглядное представление картин из позабытой, безвозвратно ушедшей в прошлое жизни, в которой обычным делом был брак между юной красавицей и стариком, оборванные дети на улице просили милостыню, а разухабистое купечество в своём разгуле не признавало никаких ограничений. Работы мастера достоверно, полно и наглядно представляли зрителям существовавший в то время жизненный уклад и обычаи. Лучшие произведения Журавлёва стоят в одном ряду с живописными полотнами величайших мастеров русского реалистического искусства 19 столетия.
«Отгадай, кто пришел», 1862 год, Холст, масло 67 х 80 см, Самарский областной художественный музей
Самара

Фирс Сергеевич Журавлёв родился 10 декабря 1836 года в Саратове в семье мещан. Отец мальчика был известным в городе портным, соответственно, и Фирсу родителями была уготована незавидная портновская доля. Именно поэтому, ко всем детским увлечениям сына, в том числе и рисованию, родители относились крайне негативно, считая это пустой тратой времени. До девятнадцатилетнего возраста будущий художник занимался портновским ремеслом.
«Отдых на сенокосе», 1887 год, холст, масло, 72 х 143 см, Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Однако, несмотря на надежды отца, что сын унаследует и продолжит его дело, юноша, в конце концов, выбирает свой путь, и, несмотря на родительский гнев, отправляется из родного маленького уездного Саратова в далекую столицу Санкт-Петербург, поступать в Императорскую Академию художеств.
«Поздравление молодых», конец 1880-х годов, холст, масло, частное собрание

В 1855 году Фирс Журавлёв, сын портного из Саратова, поступает в Императорскую Академию художеств.Ему повезло поступить сначала вольнослушателем, а потом перейти постоянным учеником в класс исторической живописи русского исторического живописца, академика, профессора живописи Императорской Академии художеств Алексея Тарасовича Маркова(1802-1878). Его педагогами были также русский художник итальянского происхождения, представитель академического стиля, академик и профессор Императорской Академии художеств Фёдор Антонович Бруни(1799-1875) и исторический и портретный живописец Тимофей Андреевич Нефф(1805-1876).
«Мальчик с книгой», 1860-е годы, холст, масло, 58,5 х 44 см, частное собрание.

Нельзя сказать, чтобы учёба давалась новоявленному студенту легко, но исключительное дарование и особая природная упёртость в характере, позволяли ему преодолевать все преграды в освоении сложного академического курса.
«Крестьянская сходка», 1870-е годы, холст, масло, 71 х 111 см, Вольский краеведческий музей

В Академии Журавлёв подружился с Иваном Крамским(1837-1887), Кириллом Лемохом(1841-1910), Николаем Дмитриевым-Оренбургским(1837- 1898), Алексеем Корзухиным(1835 — 1894), Николаем Шустовым(1834 — 1868) и другими молодыми художниками, которые впоследствии устроили бунт (протест) против правил Академии, который история назвала «бунтом четырнадцати». Они любили собираться на квартире Крамского, где кто-то читал вслух какое-либо произведение литературы, а остальные в это время либо заканчивали академические работы, либо рисовали с натуры.
«Русская красавица», 1870 год, холст, масло, 62,7 х 54,5 см, частное собрание

За время учебы Фирс Журавлёв напишет несколько значительных жанровых работ, удостоенных серебряных и золотых медалей. В 1858 году он получил свою первую награду — малую серебряную медаль.
«Портрет девушки в русском костюме», 1870-е годы, холст, масло, 46 х 38 см, Одесский художественный музей

В 1861 году Журавлёв представляет на академическую выставку картину «Умирающий отец». Один из сюжетов, популярных в начале 1860-х годов, был посвящен бедной и неустроенной жизни человека творческого — художника, музыканта, поэта. Журавлёв один из первых обратился к этой теме, которая имела свое развитие на протяжении всей второй половины 19 века. К сожалению, работа не сохранилась.
«Девочка с курами», 1874 год, холст, масло, Николаевский художественный музей

В следующем 1862 году Журавлёв получает малую золотую медаль за картину «Кредитор описывает имущество вдовы». И снова он обращается к судьбе художника, вернее уже к судьбам вдов и сирот. Знаменитый критик-демократ В.В. Стасов пишет по поводу этой картины в статье «Двадцать пять лет русского искусства»: «Вся квартира наполнена ужасом казённой расправы, а из-за двери виднеются ноги покойника на его бедном смертном одре».
«Кредитор описывает имущество вдовы», 1862 год, холст, масло, 84 х 111 см, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Осенью 1863 года Журавлёв в числе 14 учеников во главе с Крамским подал прошение о «свободном дозволении» писать конкурсную программу на большую золотую медаль на сюжет по собственному выбору. Но ответ оказался отрицательным, и в знак протеста ученики покинули стены Императорской Академии Художеств.
«Мачеха», 1874 год, холст, масло, 92 х 77 см, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Вышедшие из Академии художники образовали Санкт-Петербургскую художественную Артель, другими словами — коммуну художников, в которой все искали заказы, а выручку от продажи своей картины каждый художник должен был делить со всеми участниками Артели поровну.
«Пряха», 1868 год, холст, масло, 68 х 50 см, Одесский художественный музей

В 1868 году Фирс Журавлёв создаёт картину «Возвращение с бала». На картине изображены супруги, возвращающиеся в карете домой. Муж, утомлённый вином и картами, задремал, обхватив супругу рукой, а она пытается отстраниться, думая, явно, не о нём…..
«Возвращение с бала», 1868 год, холст, масло, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

В этом же году была создана картина «Приезд извозчика на родину». Вернувшийся домой после долгого отсутствия, муж находит свою жену беременной. Он просто ошарашен, застыв с вытаращенными глазами, а мать пытается его удержать. Виноватая же стоит перед ним, сама не своя, с видом преступницы, ожидающей неотвратимой казни, а к ней жмётся малыш, не узнающий в разгневанном мужике родного отца.
«Приезд извозчика на родину», 1868 год, холст, масло, 65,4 х 83 см, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Обе картины были представлены на академической выставке 1868 года и принесли автору чин классного художника 1 степени. В артельный период своего творчества Журавлёв создал свою известную картину «Дети-нищие», которая внесла новые акценты в имевшую широкое распространение в живописи этого времени детскую тему.
«Дети-нищие», 1868 год, холст, масло, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

После распада Артели Журавлёв сближается с передвижниками. В семидесятые годы к Фирсу Журавлёву приходит долгожданный успех. Фирс Сергеевич приобретает известность, в первую очередь, как мастер жанровой живописи — его картины пользовались большим зрительским интересом, а также коллекционным и коммерческим успехом. В 1874 году он становится академиком. Художник продолжает писать яркие реалистические полотна на темы народной жизни.
«Семейная сцена», 1970-е годы, холст, масло, Музей Полесья, Пинск

В 1870-е годы были написаны самые значимые в творчестве Фирса Сергеевича Журавлёва картины. Прекрасно разбираясь во всех тонкостях купеческого быта, художник неустанно черпает в эти годы сюжеты в знакомой теме.
Полотна Журавлёва во многом драматичны, их сложно забыть. Картины «Перед венцом», «После свадебной церемонии», «Возвращение с бала» рассказывают о женской доле в браке с нелюбимым.
«Троицын день», 1876 год, холст,масло, 62,5 х 45,5 см, Национальный художественный музей Республики Беларусь

Большое место в творчестве Журавлёва занимает женская тема, подтверждением чему служит галерея работ даровитого живописца. Одна из них — это картина «Девичник в бане», посвященная старому обычаю накануне свадьбы. Картина впечатляет своим сюжетом, где загрустила молоденькая невеста, которую не могут развеселить ее подгулявшие родственницы и подружки. Молодой девушке сейчас не до веселья. Родители «приговорили» ее к браку с нелюбимым. Именно Журавлёв — один из первых в истории русского искусства во второй половине 19 века обнажил и показал красивое женское тело в своей живописи.
«Девичник в бане», 1885 год, Холст, масло, 145 x 239 см, Национальный художественный музей Республики Беларусь

Несомненно, самой известной картиной в творчестве Журавлёва стало его полотно «Перед венцом», за которую, вместе с картинами «Носильщик», «Мачеха», «Девочка с курами», и «Трубочист» он был в 1874 году удостоен высокого и престижного звания академика Императорской Академии художеств и первой премии «по живописи народных сцен» от Общества Поощрения Художеств. Картина имела оглушительный успех: о ней с восторгом писала критика, её обсуждала публика. Позже художнику пришлось исполнить несколько повторений этого полотна, и написать ещё один вариант картины.
«Перед венцом», 1874 год, Холст, масло 99 х 134 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1876 году Журавлёв представил свое программное произведение «Купеческие поминки».«Лучшее и значительное создание Журавлёва, опять таки полное трагизма…» — так писал об этой работе мастера выдающийся художественный критик В. В. Стасов. Трагизм в состоянии людей, потерявших человеческое лицо, в хаосе, царящем вокруг, в преобладании низменных инстинктов даже на поминках.
«Купеческие поминки», 1876 год, холст, масло, 98 х 142 см, Государственная Третьяковская галерея.

Картины «Перед венцом» и «Купеческие поминки» знаменовали собой наивысший этап в творческой биографии Журавлёва. В них появился некий скрытый и новый художественный смысл. В полотнах ощущается глубина проникновения в повседневные проблемы человеческой жизни.
«Перед венцом», 1876 год, Холст, масло. 105 x 143 см, Государственный Русский музей, С-Петербург

В 1880 году Фирс Журавлёв пишет ещё одно своё знаковое произведение — картину «Неравный брак», на которой в богатом интерьере и в дорогом подвенечном платье изображена обворожительная невеста в полуобморочном состоянии.
«Неравный брак», 1880 год, холст, масло, 123 х 94 см, Екатеринбургский музей изобразительных искусств

В реалистических работах Фирса Журавлёва не было беззаботной легкости импрессионистов, величественности академизма, навязчивой красоты декаданса. В его полотнах всегда изображалась настоящая жизнь, с бедами и радостями, надеждами и разочарованиями. Успех художника продолжался до конца 1870-х годов. Далее интерес к его творчеству теряется. Он все чаще повторял себя.
«Трубочист», 1875 год, холст, масло, 64 х 47 см, Ульяновский областной художественный музей

В период с 1880 по 1890-е годы художник писал портреты. Среди них есть автопортрет художника, в котором он предстает перед публикой в ермолке, косоворотке и халате.
«Автопортрет», Холст, масло, 58 x 49 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Фирс Сергеевич также исполнял заказы по росписям храмов в Риге, Санкт-Петербурге и в Москве в храме Христа Спасителя.
«Христос у фарисея», конец 1880-х годов, Собор Воскресения Христова на Крови

В 1866, 1871-1872 годах Журавлёв преподавал в рисовальной школе Общества Поощрения Художников, с 1879 года имел свою художественную мастерскую. «Просители» – одно из последних произведений бытового жанра, выставленное Журавлёвым на передвижной выставке, словно подтверждая, таким образом, важность и приоритетность этого направления в творческой биографии художника.
«Чиновник», 1884 год, холст, масло, частное собрание.

В последнее десятилетие жизни художник практически ничего не писал. Он потерял интерес к некогда любимому преподаванию, разочаровался в выставках, его не радовали и заказы на росписи храмов в различных городах.
«Замечталась», 1884 год, холст, масло, Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Фирс Сергеевис Журавлёв скончался 4 сентября 1901 года в возрасте шестидесяти четырёх лет в С-Петербурге, где и был похоронен. Уже после его смерти, супруга художника преподнесла в дар Саратовскому художественному музею им. А. Н. Радищева несколько его художественных произведений.
«Жена-модница (Сборы на бал)», 1872 год, холст, масло, 115,5 х 87 см, Сумской областной художественный музей.

К большому сожалению, сегодня имя Фирса Сергеевича Журавлёва мало кому известно, кроме узкого круга специалистов. А жаль! Журавлёв – замечательный живописец и знаток русской жизни. Лучшие его картины стоят в одном ряду с произведениями крупнейших мастеров русского реалистического искусства.
«Нагая женщина», 1870-е годы, холст, масло, 71.5 x 117 см, Государственный Русский музей

Фирс Журавлёв – это крупное явление в русской живописи. Его работы раскиданы по музеям многих городов нашей страны и ближнего зарубежья, росписи украшают стены православных храмов. Одни из лучших – в соборе Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Участвовал он и в росписи Храма Христа Спасителя в Москве.
«Знахарка», 1870-е годы, холст, масло, 52,5 х 62 см, Калужский областной художественный музей

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .