Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 377. Дюккер Евгений Эдуардович(1841-1916).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Евгений Эдуардович Дюккер — замечательный русский художник-пейзажист, академик Императорской Академии художеств.

Его педагогом в Императорской Академии художеств был сам Сократ Максимович Воробьёв.
Он сорок четыре года преподавал пейзажную живопись в Дюссельдорфской академии художеств.
Постоянно находясь в Европе, он был удостоен (исключительный случай!!) высокого и статусного в те годы звания академика Императорской Академии художеств.
Его полотно «Вид на острове Рюген», украшавшее русский отдел на Берлинской выставке в 1866 году, получило высшую награду — большую золотую медаль.
Евгений Дюккер был художником удивительной, полной ярких событий судьбы, о которой мы сегодня и попытаемся рассказать.

Итак, мы начинаем…..

Евгений Эдуардович Дюккер родился 29 января (10 февраля) 1841 года в местечке Аренсбурге Эстляндской губернии (остров Эзель), Российской империи в дворянской семье балтийских немцев. Детство и юношество провёл на своей малой родине. Увлечение рисованием пришло в раннем возрасте. Родители увлечение сына всячески поощряли, наняв ему в учителя местного художника.

Детские и юношеские впечатления Евгения Дюккера от малой родины были столь велики, что сопровождали впоследствии художника в течение всей его творческой жизни. Он постоянно возвращался в своих работах к сюжетам, связанным с дорогим его сердцу прибалтийским пейзажем.
«Валуны», 1880 год, холст, масло, 45 х 63,4 см, частное собрание

Первоначальное художественное образование будущий художник получил под руководством Фридриха Штерна- учителя рисования в Высшей губернской школе Аренсбурга. В 1858 году он занимался в скульптурной мастерской профессора Д.И. Иенсена в Петербурге.
«Приближение грозы», 1869 год, холст, масло, 95 х 154 см, Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого

В 1858 году Евгений Дюккер поступает в Петербургскую Императорскую академию художеств в класс Максима Никифоровича Воробьёва(1787-1855), замечательного русского живописца и наставника целого поколения русских пейзажистов .
«Ловля рыбы во время отлива», 1899 год, холст, масло, 45 x 65 см, частное собрание

Воробьёв сразу обратил внимание на природное дарование своего нового ученика. Уделяя ему много дополнительного внимания, Максим Никифорович выделял его среди остальных. Немаловажную роль в этом играло и большое трудолюбие Евгения Дюккера, с детства привыкшего каждое своё дело доводить до конца.
«Закат на море», 1887 год, картон, масло, 83,5 х 146 см, Государственный Русский музей

В 1859 году, в первый же год своего обучения в Академии, Дюккер получает получает свои первые награды — две малые серебряные медали за этюды, а в 1860 году одну большую серебряную медаль. В 1861 году художник удостаивается новой медали, на этот раз малой, но зато золотого достоинства. В 1862 году за картину «Лифляндские виды» Совет Императорской Академии награждает Дюккера большой золотой медалью и удостаивает звания классного художника 1-й степени.
«Полдень в лесу», 1866 год, Холст, масло, 94 х 142 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Дубовый лес в окрестностях Ревеля», 1862 год, Холст, масло, 83 x 116 см, Государственная Третьяковская галерея

Большая золотая медаль Императорской Академии многое значила в те годы в судьбе её обладателей художников, ибо предоставляла право на пенсионерство за границей Российской империи с целью совершенствования мастерства, но за счёт средств Академии. Получил такое право и Евгений Дюккер сроком на 6 лет.
«Восход луны», 1904 год, холст, масло, Эстонский художественный музей, Таллин

В 1863 году в рамках своего пенсионерства Дюккер покидает пределы Империи и отправляется в путешествие по Европе. Он посещает многие страны, наслаждаясь увиденным и жадно вбирая в себя новые впечатления, много работает, посещает ведущие европейские музеи.
«Прилив», 1904 год, холст, масло, частное собрание.

К этому времени относится его знакомство с выдающимся русским художником-маринистом, мастером русской батальной марины, внуком писателя А. Н. Радищева, Алексеем Петровичем Боголюбовым(1824-1896).
«Береговая линия с заходящим солнцем», 1911 год, холст, масло, Кунстхалле, Дюссельдорф

Работы Евгения Дюккера «Жатва в Дюссельдорфе» и «Вечер на Балтийском море», написанные в 1867 году, была приобретена Боголюбовым и впоследствии поступили в Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева из его коллекции.
«Вечер на Балтийском море», 1867 год, холст, масло, Саратовский художественный музей им. Радищева

В 1868 году за присланные в Совет Императорской Академии Художеств картины «Поле после жатвы», «Болото на острове Рюгене», «Морской берег» Евгений Эдуардович Дюккер был удостоен звания академика.
«Морской берег (Остров Рюген)», 1865 год, Холст, масло, 52,5 х 79 см, Государственный Русский музей

В 1869 году Евгений Эдуардович переезжает на жительство в Дюссельдорф, где в 1872 году занимает место преподавателя пейзажной живописи в Дюссельдорфской академии художеств (вместо Освальда Ахенбаха) и занимается преподавательской деятельностью в течение 44 лет.
«Берег Балтийского моря», 1900-е годы, холст, масло, 80*100 см, частное собрание

Постоянно находясь в Европе, часть своих картин он отсылал на академические выставки в Петербург. Большая же часть картин раскупалась западноевропейскими частными коллекционерами и музеями. Именно поэтому работы художника часто «всплывают» в каталогах современных аукционов Русского искусства, торги по которым регулярно в последние годы проводят ведущие аукционные дома.
«Рыбак в лодке», 1894 год, холст, масло частное собрание.

Произведения Дюккера пользовались широкой известностью в Европе и России, расходились по частным коллекциям и музеям, преимущественно русским и немецким. Среди его покупателей были и представители русской интеллигенции, члены императорской фамилии.
«Küstenlandschaft», 1874 год, холст, масло, 36 x 47 см, Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств.

В 1874 году Полотно Дюккера «Рыбаки крабов на балтийском побережье» было приобретено президентом Императорской Академии Художеств великим князем Владимиром Алексеевичем.

Художник очень любил писать на пленэре. Он неоднократно выезжал «на этюды» в различные страны Европы — в Бельгию, Францию, Голландию и в Италию, однако больше всего любил писать суровую природу северной Германии. Большинство его работ показывают морские виды, сделанные со стороны побережья. Позднее писал также пейзажи горные и полевые.
«Tiskre Rand», 1890 год, холст, масло частное собрание

В 1873 году Евгению Эдуардовичу Дюккеру Советом Петербургской Императорской академии художеств «за отличные познания в пейзажной живописи» было присвоено высокое и очень престижное в те годы звание профессора пейзажной живописи, дававшее право вести преподавательскую деятельность.
«Берег моря», после 1900-го года, холст, масло, Берлинская национальная галерея

Евгений Дюккер с большим успехом экспонировал свои работы на многочисленных выставках того времени. Он был участник академических выставок в С.-Петербурге начиная с 1861 года, Общества выставок художественных произведений в 1872 году, Общества русских акварелистов в 1912–1914 годах, Всемирных выставок в Париже 1867 года, в Лондоне 1872 года, в Вене 1873 года,в Берлине 1886 года. Полотно Дюккера «Вид на острове Рюген», которое украшало русский отдел на Берлинской выставке в 1866 году, получило высшую награду — большую золотую медаль. Участвовал Дюккер и выставках, организованных Товариществом Передвижных Художественных выставок в период 1872-1874 годов.
«Рыбалка на рассвете», 1900 год, холст, масло, частное собрание.

Евгений Эдуардович Дюккер был почётным членом Академий художеств в Берлине и Стокгольме, членом общества акварелистов в Вене и Брюсселе. Помимо живописи занимался офортом.
«Пейзаж с эстонской фермой в день летнего солнцестояния», 1862 год, холст, масло, Эстонский художественный музей, Таллин.,

Среди учеников Евгения Эдуардовича. Дюкера следует упомянуть таких мастеров, как Оскар Гофман,(1851‑1912) — российский художник-реалист, рисовальщик, гравёр конца XIX — начала XX веков, Макс Кларенбах(1880-1952) — немецкий художник, один из организаторов дюссельдорфского объединения Зондербунд, Георг Макко(1863-1933) — немецкий художник и иллюстратор — экспрессионист, Фриц Овербек(1869-1909) — известный немецкий художник., Генрих Петерсен-Ангельн(1850-1906) — известный немецкий художник-маринист, Отто Зернер(1857-1909) — немецкий художник-импрессионист и пейзажист, Отто Штрютцель(1855-1930) — известный немецкий художник-пейзажист, анималист, график и иллюстратор, Карл Вутке(1849-1927) — известный немецкий живописец, Юлий Феддерс(1838-1909) — российский живописец-пейзажист, академик Императорской Академии художеств.
«Прибрежные виды», 1897 год, холст, масло, 65 x 99 см, частное собрание.

В последние два десятилетия жизни художника его связь с родиной заметно ослабевает, но в России остаются его картины, украшающие экспозиции многих отечественных музеев.
«Заслуженный отдых», 1909 год, холст, масло, Берлинская национальная галерея

6 декабря 1916 года в возрасте 75 лет, Евгений Эдуардович Дюккер скончался в Дюссельдорфе, где и был похоронен.
«Ожидание возвращения рыбаков». 1896 год, холст, масло, частное собрание

Творчество Евгения Эдуардовича Дюккера в наши дни представлено во многих музейных собраниях России и Европы, среди них Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Научно-исследовательский музей РАХ, Эстонский художественный музей в Таллине, Берлинская национальная галерея, Кунстхалле в Дюссельдорфе и др.
«Возвращение рыбака», Начало ХХ века, Холст, масло, 58,3 х 96 см, частное собрание

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .