Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 376. Дроздов Иван Георгиевич(1882-1939).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Иван Георгиевич Дроздов — известный русский и советский живописец, график, член Ленинградского Союза художников.

Он родился в небольшом селе Московской губернии, но с детства мечтал стать художником.
Его педагогами в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств были Илья Репин и Владимир Маковский.
За свою дипломную работу был удостоен звания художника и права на двухгодичное пенсионерство за границей.
Был в о многих европейских странах, а по возвращении из-за границы участвовал на выставках „Весенней» и „Передвижников».
Его картины имеются в Музее Академии художеств, Музее революции и ряде других музеев.

Таковы скупые данные об Иване Дроздове из каталога художественной выставки «15 лет РККА». Москва 1933 год.

Сегодня мы хотим расширить эти данные и познакомить вас с творчеством этого интересного художника поближе.

Итак, мы начинаем….

Иван Георгиевич Дроздов родился 22 августа 1882 года в селе Введенское Московской губернии в простой крестьянской семье. С детства мечтал стать профессиональным художником..
И.Е. Репин «Мужской портрет, предположительно портрет Ивана Георгиевича Дроздова».
Холст, масло. 143,2×70,5 см. Частное собрание.

Первоначальное художественное образование Иван Дроздов получил в иконописной мастерской Михаила Васильевича Молова(1871-1922) и в художественной школе известного русского художника-живописца и преподавателя искусства Анатолия Петровича Большакова(1870-1937) в городе Москве.
«Толмачёво». 1924 год, Холст, масло, 26×43 см. Аукционный дом «Антикварные сезоны», Санкт-Петербург.

В 1900 году Дроздов поступил в Пензенское художественное училище им. Н.Д. Селиверстова, где занимался в классе у русский жанрового живописца, педагога, академика Константина Аполлоновича Савицкого(1844-1905).
«Двор», 1925 год, Холст, масло, 28×40 см. Аукционный дом «Антикварные сезоны», Санкт-Петербург.

Савицкий с большой теплотой относился к своему ученику, в котором его поражало не только большое природное дарование, но и удивительное трудолюбие. Упорство Дроздова, готового часами просиживать над холстом с тем, чтобы добиться требуемого результата, заслуживало всяческого уважения.
«Женщина, отдыхающая на диване», Холст, масло. 36х46 см. Аукцион Bukowskis, 2009 год, Картина продана за $2.650 USD.

После окончания училища в 1904 году благодаря рекомендательным письмам Савицкого и других преподавателей, Иван Дроздов был принят без экзаменов в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Преподавательский состав Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств в Санкт-Петербурге. Сидят (слева направо): В.Е. Маковский, М.П. Боткин, П.А. Брюллов, В.А. Беклемишев, В.Е. Савинский, И.И. Творожников. Стоят: Н.А. Бруни, В.В. Матэ, ? , Н.Н. Дубовской, Д.Н. Кардовский, ?, Н.С. Самокиш, Р.Р. Бах, В.И. Альбицкий, ?, . Фотография 1913 года.

И в этом учебном заведении будущему живописцу повезло с наставниками. Судьба подарила ему встречу с выдающимся русским художником-передвижником, живописцем и графиком, замечательным педагогом Владимиром Егоровичем Маковским (1846-1920) и классиком русской художественной школы, выдающимся русским живописцем, педагогом , профессором и действительным членом Императорской Академии художеств Ильёй Ефимовичем Репиным.
«Вид на Академию художеств», 1922 год, Картон, дублированный на дерево, масло. 50,5 х 69 см.
Аукционный дом «Кабинет», Москва.

Учёба в Училище давалась Дроздову легко. Он с лёгкостью и, как говорили его наставники, с особым изяществом осваивал ежегодные программы обучения, неизменно вызывая похвалу наставников. В жанровых работах художника тех лет отчётливо прослеживается влияние Владимира Маковского, являвшегося на тот период руководителем жанровой мастерской в Высшем художественном училище.
«Будни». 1910-е годы, Весенняя выставка в Академии художеств, 4-я премия. Опубликовано в журнале «Нива».

В кресле. 1911 год, 11-я премия на выставке в Академии художеств. Опубликовано в журнале «Нива».

Дроздов боготворил другого своего наставника — Илью Ефимовича Репина. Репин, будучи педагогом весьма сурового характера, неизменно требовал от своих учеников жизненность темы, живых людей и настоящих сильных переживаний.
«Весенний пейзаж», 1910-е годы, 35 х 90 см, Бумага, акварель, частное собрание

Учась ещё у одного своего наставника тех лет, Василия Евменеевича Савинского, Дроздов глубокого изучал натуру, дисциплину рисунка и точную передачу природных цветовых отношений.
«Женский портрет», 1916 год, холст, масло, 90 х 80 см, частное собрание

Дроздов всегда много времени проводил на пленэрах. Его полотна «Огородницы-мордовки» и «Мордовка-пастушка», всецело наполненные солнцем, правдиво демонстрируют женский труд в Российской глубинке. Картины несколько иного плана: «У самовара», «Летом», «Поливка цветов» наполнены жизнерадостным содержанием, и изображают сцены из счастливой и семейной жизни.
«Огородницы-мордовки», 1927 год, холст, масло, Екатеринбургская картинная галерея.

«У самовара», 1922 год, холст, масло, частное собрание

В 1910 году Иван Георгиевич успешно оканчивает Высшее художественное училище с дипломной работой «Раскаяние». За картины «Раскаяние» и «Перекупщики» Дроздов получает звание художника и право на заграничную поездку сроком на два года. В 1911-1912 годах в качестве пенсионера Академии художеств художник посещает Италию, Францию и Германию, Швейцарию и Болгарию.
«Раскаяние». 1911 год, Холст, масло. За эту дипломную работу Дроздову было присуждено звание художника и право на пенсионерскую заграничная поездка. Опубликовано в журнале «Нива».

После Октябрьской революции которую художник встретил с большим энтузиазмом, Дроздов принимает самое активное участие в пропаганде достижений молодой республики и изображении различных событий в её жизни.
«Уборка урожая», 1930-е годы, Холст, масло. 100х200 см. Атрибуция (After). Аукцион Shapiro Auctions LLC, 2009 год.

Начиная с 1923 года Иван Георгиевич Дроздов входил в состав Ассоциации художников революционной России, а в период 1924-1926 годов. возглавлял Ленинградское отделение Ассоциации Художников Революционной России.
«Махновщина», 1927 год, Холст, масло. Музей современной истории России, Москва.

Иван Дроздов в своём творчестве всегда старался отражать правдивую реальность происходившего в годы строительства молодого государства рабочих и крестьян.
«На Кавказе. Рабочие». Этюд. 1925 год, Холст, масло. 29,7 х 41,7 см, Аукцион Литфонд, Москва, 2018 год, Картина продана за $763 USD.

Об этом говорят его многочисленные произведения, созданные на историко-революционные темы и темы социалистического строительства.
«Слушают радио», 1938 год, Холст, масло, 79,6 х 111 см, частное собрание

Знаменитая картина Дроздова «Расстрел рабочих в 1905 году» изображает разгон мирного шествия петербургских рабочих к Зимнему дворцу, имевшего целью вручить царю Николаю II коллективную Петицию о рабочих нуждах. Разгон шествия, повлёкший гибель более нескольких сотен человек, вызвал взрыв возмущения не только в российском обществе, но и во всём мире. К этому событию обращались многие художники, в том числе и Дроздов, а также поэты и общественные деятели.
«Расстрел рабочих в 1905 году», 1929 год, холст, масло, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств.

В других своих произведениях на революционную тему, таких как «Подписание договора о соцсоревновании краснофлотцами» и «Великая Октябрьская Социалистическая революция. 1917 год», Дроздов изображает моряков — красу и гордость революции.
«Подписание договора о соцсоревновании краснофлотцами». 1932 год, Холст, масло. 115×175 см. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург..

Сюжет ещё одного известного полотна художника — картины «Обуховская оборона» рассказывает об одном из первых в российской истории открытого политического выступления рабочих под Санкт-Петербургом, переросшее 7 мая 1901 года в столкновение с полицией и войсками.
Обуховская оборона. 1931 год, Открытка. Из подборки «Город трёх революций».

Были в его творчестве и полотна, посвящённые быту крестьянства того времени. Известная работа художника «Девочка с козами», созданная в 1917 году посвящена небольшому эпизоду из обыденной российской деревенской жизни начала ХХ века. Композиция работы включает в себя деревенские постройки, и крестьянскую девочку с козами на первом плане. Живописная манера письма художника Дроздова свежа и чиста. Художник активно и очень умело пользуется цветом и светом.
«Девочка с козами», 1917 год, Картон, масло. 40,5 х 54,5 см, частное собрание

Иван Георгиевич Дроздов принимал самое активное участие в многочисленных выставках, начиная с 1908 года. Он был экспонентом Товарищества Передвижных Художественных Выставок в период 1908-1918 годов, Общества художников имени А. И. Куинджи в период 1917-1927 годов.
«Кузница», 1923 год, Холст, масло, 45,5 x 66,5 см, Государственный Русский музей.

В 1932 году Иван Георгиевич Дроздов становится членом Ленинградского Союза художников. В 1935 году в Ленинграде с большим успехом проходит персональная выставка работ художника, а в 1939 году, незадолго до своей кончины, художник участвует во Всемирной выставке в Нью-Йорке.
«Прибытие на флот первого комсомольского пополнения.1922 год», 1932 год, Холст, масло. 119 x 180 см,
Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Тематика большинства работ Ивана Дроздова послереволюционного периода его творчества посвящена реальным событиям, которые происходили в жизни России, и в этом их основная художественная и историческая ценность для нас и последующих поколений любителей изобразительного искусства.
«Визит», 1937 год, холст, масло, 76,2 x 130 см, частное собрание

«Прибытие кронштадтских моряков в Петроград для участия в демонстрации 4 июля 1917 года», 1930-е годы,
Холст, масло. 61×86 см. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.

«К.Е. Ворошилов среди краснофлотцев линкора «Марат»», 1939 год, холст, масло, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург..

Иван Георгиевич Дроздов скончался 26 ноября 1939 года в Ленинграде и был похоронен на Литераторских мостках – музее-некрополе Волковского кладбища в Ленинграде, где упокоились многие русские и советские писатели, музыканты, актёры, архитекторы, учёные и общественные деятели.
Могила Дроздова на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.

В 1940 году в Ленинграде состоялась посмертная выставка художника. Выставка прошла с большим успехом, собрала большое количество посетителей, освещалась в центральной прессе того времени.
«Женский портрет», 1916 год, Бумага на картоне, соус, уголь, 88,5 х 64 см, частное собрание.

Произведения Ивана Георгиевича Дроздова сегодня украшают экспозиции Государственного Русского музея, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Театрального музея С-Петербурга, Екатеринбургской Картинной Галерее, многих областных художественных музеев , а также частные собрания в России и за рубежом.
«Галантная сцена в парке», 1910-е годы, Картон, масло. 44 х 35 см, Частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .