Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 375. Гужавин Михаил Маркелович(1888-1931).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Михаил Маркелович Гужавин — замечательный российский советский живописец и график, вошедший в историю русского искусства как мастер лирического пейзажа.

Он родился в простой крестьянской семье Уржумского уезда Вятской губернии.

Он обучался в иконописной мастерской, в Петербургской школе поощрения художеств, в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств в классе пейзажной живописи у Николая Николаевича Дубовского.

Он получил право пенсионерской поездки за границу, но так им и не воспользовался.

Он экспонировал свои работы на Весенних выставках в залах Императорской Академии художеств и выставках передвижников, Общины художников и Общества художников имени А. И. Куинджи .

Он был популярен при жизни, но забыт после смерти, как это часто бывало в истории отечественного искусства.

Сегодня попытаемся исправить эту несправедливость.

Итак, мы начинаем.

Творчество Михаила Гужавина уникально. Оно несет в себе традиции русской школы живописи и раскрывается перед зрителем бесконечным разнообразием художественных возможностей. Гужавин был художником нового поколения, сохранивший в своих произведениях классику жанра и новаторство поиска.
«Писал хорошие этюды с прекрасной формой и свежими красками. Картины любил с эффектным освещением. В его живописи чувствовалась резкость, свойственная его большой и нервной натуре» (А.А. Рылов).

Михаил Маркелович Гужавин родился 17 февраля (по другим сведениям 20 октября) 1888 года в деревне Гужавино Уржумского уезда Вятской губернии в семье крестьянина, принявшего позднее сан священника церкви села Шурма. С детства мечтал стать художником. Его отец Маркел Семёнович Гужавин был рукоположен в сан священника в 1913 году, начинал служить в церкви села Шурма, затем в Русском Туреке, Лопьяле, Козьмодемьянском Уржумского уезда (района) и в Свято-Троицком соборе города Уржума. Проявляя с детства большие природные способности, Михаил был отдан отцом в ученики в местную иконописную мастерскую, где успешно осваивал первые профессиональные навыки.
«Крестьянки в поле», 1927 год, Доска, масло, 34 х 33,5 см, Днепропетровский художественный музей

В 1906 году Маркел Гужавин приехал в Петербург и начал обучение в рисовальной школе Общества поощрения художников у замечательного русского художника, живописца, акварелиста и рисовальщика Михаила Петровича Клодта(1835-1914), а в 1911 году поступил в Высшее художественное училище при императорской академии художеств, став учеником в классе замечательного живописца русской пейзажной школы, профессора пейзажной живописи Николая Никаноровича Дубовского(1859-1918), обладавшего поистине сильной волей и упорством и оказавшего на юного живописца огромное влияние.
«На родине «Калевалы», 1929 год, Фанера, масло, 35,6 х 45,5 см, частное собрание.

Маркел Гужавин во всём старался брать пример со своего наставника, не упуская ничего из его уроков и многие часы посвящая самостоятельным занятиям. Он упорно шёл к цели, которую поставил перед собой ещё в детстве, преодолевая все трудности и жизненные препятствия. И в конце концов он добился своего — стал профессиональным художником, мастером с большой буквы.
«В украинском селе». 1924 год, Бумага, акварель, белила, 26 x 20 см, частное собрание

Многие годы напряжённой учёбы не были потрачены зря, и в 1917 году он успешно заканчивает Высшее художественное училище и получает звание художника за выполненный пейзаж «Тихая ночь» и право на пенсионерскую поездку за границу за казённый счёт для продолжения образования и совершенствования знаний и умений, полученных в Высшем училище при Императорской Академии художеств.
«Закат зимой», 1920-е годы, Фанера, масло. 34,7 х 46,5 см, Государственный Русский музей.

В пенсионеры в те годы попадали, как правило, лучшие из лучших выпускников из числа окончивших курс в Академии и выполнивших утверждённую программу по написанию произведения на получение Большой золотой медали. Кроме возможности осуществить поездку за казённый счёт, пенсионерство было ещё очень статусно и престижно.
«Летний этюд», 1919 год, картон, масло 35 х23 см, частное собрание

Но, к удивлению многих Гужавин решительно оказался от пенсионерства и не воспользовался возможностью в то неспокойное время покинуть Родину, отдаться творчеству где-нибудь во Франции или Италии, посещать музеи и знакомиться с произведениями известных мастеров живописи в Европе. Будучи истинным патриотом своей страны, он остался в России.
«Пейзаж с летним домиком», 1917 год, Бумага на картоне / акварель, белила, 22.8 x 24.4 см, частное собрание

Революцию Маркел Гужавин встретил спокойно, без лишних восторгов и показной радости. Будучи умным и рассудительным от природы человеком, он прекрасно понимал, что следом за эйфорией революции придут трудные и тяжёлые времена. В голодные годы первых лет революции многие художники покидали столицу, направляясь туда, где можно было прокормить себя и свою семью. Не был исключением и Маркел Гуржавин — начало 20-х годов художник провёл на Полтавщине, где несмотря на крайне тяжёлые условия, продолжал увлечённо работать.
«Осенняя элегия», 1927 год, Фанера, масло, 33,2 * 37,7 см, частное собрание

В неспокойной Полтаве 1922 года,в это непростое время, художник сумел организовать полноценную художественную мастерскую, где ежедневно напряжённо работал не только сам, но и обучал местных талантливых художников, периодически устраивая выставки их работ. Так продолжалось вплоть до конца 1924 года.
«Зимний пейзаж с деревенской дорожкой», 1917 год, Бумага на картоне / акварель, белила, 24.1 x 24 см, частное собрание

Стоит отметить, что Михаил Гуржавин на протяжении всей своей творческой деятельности и сам с большой охотой принимал участие в многочисленных выставках, считая участие в них неотъемлемой частью творческого бытия каждого настоящего художника. Он с успехом регулярно, начиная с 1911 года(правда, с перерывами) экспонировал свои работы на Весенних выставках в залах Императорской Академии художеств , на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, Общины художников в 1917 и 1925 годах, Общества художников имени А.И. Куинджи в 1918 году, а также в период 1926–1930 годов.
«Залитая лунным светом деревня зимой». 1926 доска, масло, 51 Х 58,5 см, частное собрание

Темой полотен Михаила Маркеловича Гужавина были в основном природа, а также городские и сельские пейзажи срединной России. В своём творчестве художник сознательно придерживался традиций русского лирического пейзажа, испытывая влияние Исаака Левитана, в котором он чувствовал эмоциональную выразительность и глубину замысла. Специалисты и простые современники художника, почитатели его таланта, всегда отзывались о нём, как о серьёзном, вдумчивом пейзажисте реалистического направления.
«Перед грозой», 1919 год, холст, масло, 50,5 на 70 см, частное собрание

Художнику в равной степени удавалось изображение разных времён года, но сам он особенно тяготел к зимним пейзажам, всегда казавшимся ему наиболее удачными и эмоционально наполненными. Писал в основном лирические камерные (небольшого размера) пейзажи.
«Зимний этюд», Картон, масло, 28 x 37 см, частное собрание

Михаил Маркелович Гужавин является автором таких работ как, «На задворках», «Тихий вечер» (1911), «Ярмарка в Вятской губернии», «На Севере» (1912), «Весна в Петербурге» (1914), «После наводнения» (1915), «Весна», «Ночь» (1917), «Сумерки» (1918), «На реке» (1922), «Крым» (1925, серия), «Васильки в цветущем льне» (1929), «За околицей деревни» (1930) и других произведений живописи, наиболее известных широкому кругу почитателей его творчества.
«Пейзаж», 1918 год, Картон, масло, 17,7 х 31 см, частное собрание

Темой полотен Гужавина были и ярмарки в Вятской губернии и сцены из жизни деревенских жителей. Художник много путешествовал по России, неизменно привозя новые впечатления и новые эмоции для своих произведений. Он питался энергией и черпал вдохновение для своих пейзажей русской провинции, искал очарование в будничном мотиве, находя среди сельских жителей много колоритных образов: «Украинка», «Крестьянки в поле», «Кумушки судачат. Осенняя элегия» (1927). Последняя из работ написана широкими свободными мазками, которые великолепно лепят формы, расставляя яркие цветовые акценты. Очень живописны красные юбки, платки женщин, на фоне деревенского пейзажа под купами деревьев. Живописная палитра поражает богатством и выразительностью оттенков, свежестью восприятия натуры.
«Кумушки судачат», 1927 год, 32х33,5 см, Фанера, масло, частное собрание.

Одним из безусловных шедевров творчества Михаила Гужавина является картина «Полевые цветы», в которой выразил свою любовь к родной земле. Совмещение перспективного дальнего и переднего плана здесь выполнено исключительно удачно. Чистое голубое небо с легкими прозрачными облаками занимает почти всю плоскость холста, а в нижней части картины — край поля с цветами и разнотравьем. Художник мастерски прописывает травинки, мелкие незабудки, лютики и, тянущуюся к солнцу сурепку. В работе наглядно проявилось точность и виртуозность его кисти. Полевые цветы в полях М. Гужавин писал довольно часто, каждый раз обыгрывая этот мотив разнообразием цветовой гаммы. Картины с жанровым мотивом занимали в его творчестве особое место.
«Полевые цветы», 1927 год, Доска, масло, 34 х 33,5 см, Краснодарский художественный музей

За творческую деятельность Михаил Маркелович был отмечен премией братьев И.И. и С.И. Ендогуровых «За картину достойнейшему из пейзажистов», которая вручалась за лучшие произведения пейзажной живописи, выполненные художниками, окончившими курс Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Академии. Учреждена она была в 1899 году и считалась одной из самых престижных и материально значимых в то время. Также за свою творческую деятельность Михаил Гужавин был удостоен премии художника-пейзажиста, благотворителя Архипа Ивановича Куинджи.
«Летний двор», 1917 год, смешанная техника, частное собрание

В советское время Михаил Гужавин некоторое время трудился в Государственном Русском музее, занимаясь изучением и пополнением его коллекции.
«Летний пейзаж. Дорога по краю пшеничного поля», Не позднее 1917 года, Фанера, масло. 33,3 х 44,3 см, частное собрание

Михаил Маркелович Гужавин скончался 25 ноября 1931 года в Ленинграде, где и был похоронен.
«Пейзаж с рекой и церковью», 1923 год, картон на фанере, масло, частное собрание.

В наши дни работы художника украшают экспозиции многих областных и региональных художественных музеев нашей страны. Есть они и в коллекции одного из главных музеев Русского искусства — Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
«В сумерках», 1927 год, Доска, масло 24,5×26,5 см, Государственный Русский музей.

Все они были написаны в первом десятилетии прошлого века. Причём, три картины переданы в музей семьёй учителя Гужавина – Николая Дубовского.
«Портрет молодой девушки», 1922 год, холст, масло, частное собрание

Значительные собрания работ художника сосредоточены в экспозиции Краснодарского художественного музея, а также Днепропетровского государственного художественного музея соседней Украины). Есть его работы и в частных коллекциях у нас в стране и за рубежом,
«Цветы на краю луга», 1960 год, холст, масло, частное собрание

Творчество Михаила Гужавина во многом уникально. Оно несет в себе традиции классической русской школы живописи и раскрывается перед зрителем бесконечным разнообразием художественных возможностей. Михаил. Гужавин – художник нового поколения, сохранивший в своих произведениях классику жанра и новаторство поиска, всю глубину таланта которого нам ещё предстоит оценить.
«Осень золотая», 1917 год, Картон на оргалите, масло, 54,5 х 80,2 см, частное собрание

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .