Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 373. Грандковский Николай Карлович(1864-1907).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Николай Карлович Грандковский, талантливый русский жанровый живописец и педагог.

Он родился в небольшом волжском городке Саратове и учился в Московском Училище Живописи Ваяния и Зодчества на средства родного города.
За время учёбы был награждён двумя большими серебряными медалями Императорской Академии художеств «За успех в рисовании».

Был активным экспонентом Товарищества передвижных Художественных выставок. По приглашению Константина Савицкого долгое время преподавал в Пензенском художественном училище. Был дружен с Константином Клодтом и Петром Коровиным.

Как это часто бывало, после смерти художника имя его было незаслуженно забыто и в наши дни упоминается лишь в узком кругу специалистов, при том, что каждое появление произведений этого художника на современных художественных аукционах вызывает небывалый ажиотаж в рядах коллекционеров. Интересно, почему?

Познакомимся с творчеством Николая Карловича Грандковского поближе?

Итак, мы начинаем…..

Николай Карлович Грандковский родился 11 (23) февраля 1864 года в городе Саратове в семье портного. Подробных сведений о семье будущего живописца, к сожалению, не сохранилось. Увлечение рисованием пришло после «случайного» знакомства юного Николая с местным художником, Дмитрием Николаевичем Россовым(1835-1888), выпускником Императорской Академии Художеств, с 1863 года жившим и работавшим в Саратове, имевшим в Саратове мастерскую и выполнявшим светские и церковные заказы.
Николай Карлович Грандковский

Однажды Николай принёс Россову в мастерскую выполненный для него заказ. Многочисленные полотна художника, увиденные в мастерской настолько сильно взволновали юношу, что через несколько дней он вновь пришёл к своему новому знакомому и попросил научить его рисовать. С этого момента и началась дружба известного саратовского художника с юным дарованием саратовской земли.
«Возы с сеном», 1899 год, холст, масло, Донецкий областной художественный музей

Очень скоро Дмитрий Николаевич понял, что его юный друг обладает несомненным природными способностями, а кроме этого усидчивостью, терпением и трудолюбием, качествами столь необходимыми для настоящего художника. Показав рисунки своего ученика другу, известному саратовскому художнику-пейзажисту, Михаилу Ивановичу Доливо-Добровольскому(1841—1881), и получив от него подтверждение своим предположениям относительно природных способностей Грандковского, Россов решает заняться обучением своего юного друга основам художественного ремесла. Вскоре к занятиям присоединяется и Доливо-Добровольский. Именно у них Николай Грандковский и получает первоначальное художественное образование.
«Вечерний концерт в деревне», 1901 год, холст, масло, Саратовском Государственном художественном музее имени А. Н. Радищева,

В 1880 году по рекомендации своих саратовских учителей, художников Д.Н. Россова и М.И. Доливо-Добровольского, Николай Грандковский поступает в Московское Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, где учится на деньги, собранные его учителями по подписке среди жителей Саратова. За время своей учёбы в МУЖВЗ в 1885 и 1886 годах Грандковский удостоился двух малых, а в 1888 — двух больших серебряных медалей Императорской Академии художеств «За успех в рисовании».
«Диковинка», 1892 год, холст, масло, частное собрание.

В 1888 году Николай Грандковский успешно оканчивает Училище со званием классного художника. После окончания Училища художник живёт и работает в Москве. Он активно участвует в выставках училища, Московского общества любителей художников и Товарищества передвижников. Начиная с 1891 года — Николай Грандковский становится активным экспонентом Товарищества передвижных художественных выставок. Он участвовал в выставках: с 19 по 24 и с 26 по 30, на 1-й выставке этюдов, рисунков и эскизов в 1903 году и позднее с 31 по 35.
«Дедушку встретили», 1890 год, холст, масло, Пензенская картинная галерея

С 1892 года Грандковския — член Московского общества любителей художеств. В 1894 году он был награждён первой премией Московского общества любителей художеств за «Портрет писателя Н. Н. Златовратского», а в 1895 году удостоился второй премии за картину «Купаться».
«Портрет писателя Николая Николаевича Златовратского», 1894 год, холст, масло, Вольский краеведческий музей.

Николай Карлович Грандковский писал и выставлял жанровые полотна на темы народной жизни, бытовые зарисовки: «В классе» (1883), «У адвоката» (1884), «Политик», «Весточка от сына» (обе — 1885), «Евреи-музыканты», «На огороде» (обе — 1886), «Нищие» (1887), «Набегалась» (1891), «Троицын день» (1893), «Искушение», «Вдали от Родины» (обе — 1896), «Грибной рынок в Москве» (1897), «В мастерской художника» (1902) и «На базаре»
«На базаре», 1902 год, холст, масло — Ульяновский областной художественный музей

В 1907 году Николай Грандковский получает приглашение от Константина Аполлоновича Савицкого(1844-1905), возглавившего в том момент вновь построенную Пензенскую картинную галерею и Пензенское художественное училище им. Селивёрстова, переехать в Пензу и занять должность преподавателя Пензенского художественного училища. Николай Карлович с большим удовольствием приглашение принимает и покидает Москву. В Пензе Грандковский пишет замечательный портрет Савицкого, украшающий в наши дни экспозицию Государственной Третьяковской галереи
«Портрет Константина Аполлоновича Савицкого», (1902), холст, масло — Государственная Третьяковская галерея

В Училище Грандковский пользуется большим авторитетом и любовью студентов. Вместе с ним преподают здесь и его московские друзья Константин Александрович Клодт(1868-1928), замечательный художник, скульптор, педагог, Пётр Иванович Коровин(1857-1912), известный русский художник, живописец, портретист и жанрист и Николай Константинович Жуков(1874-1946), известный архитектор, будущий автор московского модерна. Одновременно Грандковский становится и преподавателем Пензенской духовной семинарии.
«В ожидании поезда. Вербное воскресенье», начало ХХ века, 32,7х55 см, Бумага на картоне, масло, частное собрание.

С этого времени и до конца жизни Николай Карлович жил в Пензе почти безвыездно, занимаясь преподаванием и живописью. Далеко не многие музеи нашей страны могут похвастаться сегодня наличием работ Николая Карловича Грандковского. В этом плане Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева является исключением. Здесь хранится пять его работ. Две из них — «Солдат» и «Натурщик» носят исключительно учебный характер, а вот уверенно написанный «Портрет старика» представляет собой достаточно интересную работу.
«Портрет старика», (ранее 1907), холст, масло Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

К бытовому жанру относятся работы Грандковского «Корм голубей в Китай-городе» и «Крещенские купания». Время их создания 1900-е годы. Как с содержательной, так и формальной точки зрения эти работы можно отнести к бытовому жанру позднего передвижничества.
«Крещенские купания», 1903 год, холст, масло, 86 Х 108 см, Пензенская картинная галерея

Трагичной по интонации является работа Грандковского «Осиротели». Сюжет ее прост и одновременно исполнен глубокого сострадания. Отец с двумя маленькими детьми сидят у могилы недавно похороненной матери. Трагичность ситуации контрастирует с удивительным прозрачным и светлым весенним пейзажем, а горе и чувство покинутости трёх осиротевших героев подчеркивается позой отчаяния отца и задумчивой созерцательности одного из детей.
«Осиротели», I четверть ХХ века, холст, масло, 62х99,5 см, частное собрание;

Скончался Николай Карлович Грандковский от тяжёлого простудного заболевания 18 мая 1907 года в Пензе, где и был похоронен. Уже после смерти художника, в 1907 году в Пензе состоялась персональная выставка его картин.
«Гость», 1903 год, холст, масло, частное собрание.

Полотна Грандковского, который следовал традиции позднего передвижничества, красочны и выполнены со вниманием к деталям. Среди них есть и философские пейзажи («Лес»), и психологические портреты («Солдат», «Натурщик»), и драматические произведения («На родной могиле»). Художник пробовал себя в достаточно редко встречающемся виде «профильного портрета» («Голова старика», «Портрет неизвестного (Пархоменко?)
«Портрет неизвестного», 1902 год, холст, масло, частное собрание

и в анималистическом жанре «Осмотр жеребца в цыганском таборе» .
«Осмотр жеребца в цыганском таборе», 1894 год, холст, масло, Пензенская картинная галерея

Произведения Грандковского хранятся в наши дни в Государственной Третьяковской галерее, в Пензенской картинной галерее, в Екатеринбурге, в Саратовском Государственном художественном музее имени А. Н. Радищева, музеях Иркутска, Ульяновска, Донецка.
«Розы в глиняном горшке», 1895 год, холст, масло, 57,5 х 43,5 см, частное собрание

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .