Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 372. Горохов Иван Лаврентьевич(1863-1934).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Иван Лаврентьевич Горохов — замечательный русский художник-живописец с очень непростой судьбой.

Он родился в семье бывшего крепостного крестьянина без малейших перспектив хоть как-то проявить себя в искусстве.
Его величество — Счастливый Случай помог юному живописцу, мечтавшему стать художником, осуществить свою мечту.

Он учился у Ивана Прянишникова и Владимира Маковского, а тесное общение Константином Коровиным, Валентином Серовым, и Исааком Левитаном помогло ему постичь глубину реалистического воплощения жизни.

Ничего не давалось ему в жизни легко, но трудолюбие, упорство и настойчивость Горохова принесли ему и признание и успех.

Покупателями его работ были многие известные коллекционеры того времени, императрица Александра Федоровна и великий князь Константин Константинович Романов в их числе.

Любимая работа, интересные встречи, профессиональные достижения, всё это в полной мере было в жизни этого удивительного художника, с биографией и творчеством которого нам предстоит познакомиться сегодня.

Итак, мы начинаем….

Картины Ивана Лаврентьевича Горохова — это в основном небольшие жанровые полотна, посвященные деревенской жизни. Сюжеты и образы некоторых очень близки некрасовским, они поразительно пронзительны, невыносимо реалистичны и бесконечно правдивы. В них, словно в беспристрастном зеркале, отразилась великая и грозная эпоха «России, которую мы потеряли». Иван Горохов — часть правдивых сюжетов своих картин, а всё им написанное — прожитая и прочувствованная на себе проза существования, обличённая в графическую форму. Его картины — словно вызов, брошенный нам через годы и времена……
«В крестьянской избе», 1895 год, холст, масло частное собрание.

Иван Лаврентьевич Горохов родился 23 января 1863 года в деревне Бели, Можайского уезда Московской губернии Российской империи в семье бывшего крепостного крестьянина. Детство будущего живописца прошло в родной деревне Бели под Можайском. Отец мальчика у местного попа сумел научиться грамоте и сам занимался с сыном чтением и письмом. Из поездок на рынок всегда привозил сыну дешевые книжки.
«Мыльные пузыри», начало ХХ века, холст, масло частное собрание.

Однажды Иван взял бумагу и карандаш и попытался срисовать понравившуюся ему картинку. С того дня рисование стало его любимым занятием. Мальчик мог целыми днями бродить по окрестным полям и лесам, по берегу речки, жадно всматривался в окружающий его мир, а потом переносил увиденное в заветную тетрадку с рисунками. Мальчик мечтал серьёзно учиться живописи, однако его отец — крестьянин, работавший у местного помещика, материально поддержать увлечение сына живописью не мог. И не быть бы Ивану художником, если бы не его величество — Счастливый Случай.
«Улица Огородничья. Соляной склад». 1914 год, холст, масло, частное собрание

Слух об одаренном крестьянском мальчике, быстро распространился по округе. Узнал о нём и местный помещик Владимир Карлович фон Мекк (сын Карла Фёдоровича фон Мекка, предводителя дворянства Можайского уезда). Владимир Карлович за бесценок купил несколько рисунков юного художника и показал их гостившему у него в ту пору известному пианисту Николаю Григорьевичу Рубинштейну.
«Пишущий мальчик», 1900 год, холст, масло, частное собрание

Рубинштейн, будучи человеком, хорошо разбирающимся в изобразительных искусствах, сразу признал у маленького художника несомненное природное дарование, и подсказал своему другу, что при должном обучении из местного самородка может получиться выдающийся живописец.
«Ярмарка в Можайске», 1916 год, холст, масло, частное собрание

Рубинштейн и фон Мекк предложили Ивану поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, пообещав помощь в устройстве и финансовую поддержку на все время обучения.
«Дети за чтением» 1900 год, холст, масло, частное собрание

В 1874 году Иван Горохов становится вольнослушателем Московского Училища Живописи Ваяния и Зодчества, а с 1880 года — полноправным учеником. Учителями живописи у него были известный русский художник и педагог, мастер жанровой живописи Илларион Михайлович Прянишников(1840-1894) и выдающийся русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены, академик Владимир Егорович Маковский(1846-1920). Общение же с однокурсниками Константином Коровиным(1861-1939), Валентином Серовым(1865-1911), и Исааком Левитаном(1860-1900) помогло ему постичь глубину реалистического воплощения жизни.
«За столиком. Дети», 1910 год, холст, масло, Дальневосточный художественный музей

В 1886 году Иван Горохов с отличием оканчивает Училище. Ему была присуждена Большую серебряную медаль,а этой награды удостаивались тогда немногие, и две малых серебряных (большую золотую медаль присуждали тогда лишь в Петербургской Императорской Академии художеств) и звание классного художника. Дипломной работой художника стала знаменитая впоследствии картина «Выздоравливающая», исполнения в лучших традициях позднего передвижничества. «Я взял самый простой жанровый сюжет, — напишет впоследствии Горохов в своих мемуарах, — около кровати с выздоравливающей девицей сидит на кресле другая девушка и читает ей книжку. Обстановка мещанская, с кошкой, вязаными салфеточками и прочим».
«У постели выздоравливающей», 1886 год, холст, масло, Бурятский республиканский художественный музей им. Ц.С.Сампилова.

Эту картину Горохов показал Константину Егоровичу Маковскому, приехавшему в то время в Москву из Петербурга. Как вспоминает сам художник:«Он долго смотрел на нее, сделал кое-какие замечания. Я спросил его, между прочим, стоит ли мне завершать свое образование в Академии художеств. На это он решительно возразил, что мне нет никакого смысла туда ехать, что я вполне сформировавшийся художник и поездка в академию была бы для меня пустой тратой времени….»
«По миру», начало ХХ века, холст, масло, Бурятский республиканский художественный музей им. Ц.С.Сампилова.

Мечтам новоиспечённого художника продолжить свою профессиональную деятельность в Москве не суждено было исполниться. В недавнем прошлом деревенский паренёк, без серьёзной поддержки влиятельных москвичей попросту не получал заказов. Его никто не знал и никто не «продвигал» среди состоятельных московских горожан. Финансовое положение ухудшалось с каждым днём и Горохов вынужден был покинуть столь негостеприимную Москву и вернуться в родную деревню.
«У самовара», 1901 год, холст, масло, частное собрание

Возвратившись из Москвы на родину, живописец целиком отдает себя творческой работе. Однако, и здесь нужда не отпускает нашего героя. У него не было настоящей мастерской, за красками и холстом приходилось ездить в Москву, дорого обходилась перевозка картин на выставки, к тому же надо было содержать семью.
«Крестьянская девочка у печи», 1907 год, холст, масло, Козьмодемъянский художественно-исторический музей имени А.В. Григорьева

Как впоследствии напишет биограф Горохова (Н. Мусиенко): «Ивану Лаврентьевичу в смысле известности повезло гораздо меньше, чем многим его собратьям по искусству. Свои работы он, как правило, прямо с выставки или художественных аукционов продавал в частные коллекции, и теперь о судьбе большинства из них нет никаких сведений». Невзирая на трудности и лишения, художник регулярно участвует в многочисленных столичных и провинциальных выставках. А уже начиная с 1893 года Иван Лаврентьевич Горохов становится экспонентом «Товарищества передвижных художественных выставок».
«Ночь», Начало XX века, 32х24 см, холст, масло, частное собрание

Постепенно пришло и долгожданное признание. На XXI выставке ТПХВ Горохов демонстрирует своё полотно «Крестьянские дети». «Мою картину, — вспомнит потом не без гордости Иван Лаврентьевич, — не только приняли, но и вскоре купили с выставки, и газетная критика отметила её как талантливую и выдающуюся по технике вещь. А издатель журнала „Нива“ А. Ф. Маркс письменно предложил мне 50 рублей и бесплатную высылку в течение года журнала со всеми приложениями за право её воспроизведения».
«В избе», конец ХIХ века, холст, масло, 49 Х 35,8 см, Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Картины Ивана Лаврентьевича Горохова — это в основном небольшие жанровые полотна, посвященные деревенской жизни. Сюжеты их просты и незатейливы, а образы некоторых очень близки некрасовским. Таковы картины: «3абытые крестцы», «Запил», «В избе», «Дети в школе», «Швея», «В кузнице», «Ледовозы», «Гибель родного гнезда», «Сорванцы. Набедокурили», «Гнездышко», «У постели больного мужа», «По миру» и многие другие.Кисти художника принадлежат мастерские картины с видами старого Можайска. Некоторые улицы, здания города, ныне не сохранившиеся, мы можем увидеть только у Горохова.
«Забытые крестцы», 1912 год, 49,7х74 см, Холст, масло, Можайский историко-краеведческий музей.

В 1897 году в жизни художника случилось большое несчастье: пожар уничтожил почти всю деревню Бели, в том числе избу Гороховых. Удалось спасти только ничтожную часть имущества и готовившиеся для очередных выставок картины. Художник со своей многочисленной семьей вынужден перебраться в Можайск, где покупает в рассрочку дом.
«Игра в шахматы», начало ХХ века, холст, масло, Дальневосточный художественный музей

Семья художника продолжает испытывать нужду:«Я вынужден был писать такие картины, которые бы нравились буржуазной публике и подходили для украшения гостиных… От этого мне было невыносимо тяжело, горько, обидно». Но даже в этих условиях Иван Лаврентьевич не оставляет и свою любимую тему — жизнь простого народа. Нередко на его полотнах того времени как воспоминание о пережитой гибели родного гнезда полыхают пожары.
«Гибель родного гнезда», начало ХХ века, холст, масло, частное собрание

В 1903 году Иван Лаврентьевич покупает в одной из пригородных деревень продававшуюся на снос курную избу, переносит и ставит её на участке возле своего дома, превращая в мастерскую. Здесь впоследствии были написаны многие из его работ. Сюда он часто приводил натурщиков — деревенских ребятишек, мужиков и баб. Кроме художественной деятельности Горохов занимался преподаванием — с 1905 по 1930 год вел художественный класс в Можайском реальном училище.
«Девочка у окна», 1904 год, Картон, акварель, Козьмодемъянский художественно-исторический музей имени А.В. Григорьева

Октябрьский переворот 1917 года Иван Лаврентьевич, сторонник законности и порядка, естественно, принять не мог и не принял. В самый канун гражданской войны он пишет: «Мне, как провинциалу, не развитому в политических вопросах кажется, что благодаря борьбе партий и пропаганде коммунистами среди рабочих и крестьян захватнических тенденций, неподчинению властям и самоуправству, происходит какой-то хаос в народе, разнузданность. И от этого наша страна расшатывается, разоряется, и желается страшно за будущее страны».
«Юрьев (Егорьев) день. Лужецкий монастырь», 1911 год, холст, масло, Мемориальный музей-усадьба Н.А. Некрасова «Карабиха».

Тяжёлые условия жизни, сложившиеся в годы гражданской войны, когда все свои усилия Иван Лаврентьевич вынужден был направлять на элементарное спасение семьи от голода, оторвали Горохова от активного творчества. Но и в этих условиях он продолжал преподавать в местном реальном городском училище. Среди его учеников был будущий народный художник СССР, классик русского искусства ХХ века, Сергей Герасимов.
Горохов Иван Лаврентьевич учитель рисования и черчения. 1-й выпуск в первой средней школе (бывшее реальное училище) 1919 год.

После Октябрьского переворота Горохов постепенно начинает работать в жанре социалистического реализма — пишет портреты руководителей молодого государства рабочих и крестьян В.И. Ленина, А. В. Луначарского, картины на тему гражданской войны и строительства нового общества.
«Сумерки после боёв. Друзья» 1924 год, холст, масло частное собрание

К большому сожалению, большая часть этих полотен не сохранилась до наших дней, так как они были уничтожены оккупационными войсками, вступившими в захваченный Можайск в 1941 году.
«Сумерки после боёв. Друзья» эскиз 1924 год, холст, масло, частное собрание.

По счастливой случайности, около двух десятков полотен художника всё-таки удалось эвакуировать членам семьи художника, и в наши дни они находятся в доме потомков Ивана Лаврентьевича на улице Герцена в Можайске.
«Портрет девочки», 1892 год, 31 x 24 см, Собрание Музей изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре

В 1920 году Иван Лаврентьевич перенёс тиф. Оправившись от болезни, он в 1924 году совершил поездку в Крым. Оттуда живописец привез множество этюдов и набросков для будущих картин.
«Крым. Утро в предгорье», 1920 год, 33х53,5. Холст, масло, Частное собрание.

В последние годы жизни Иван Лаврентьевич много болел, Он оставил преподавательскую деятельность, но продолжал творить. В 1929 году Горохов написал картину «Запил»: пьяный отец семейства вламывается в дом с бутылкой и намерением продолжать банкет, дети напуганы, жена давно убита горем… Репродукцию этой картины напечатали огромным тиражом — 60 000 экземпляров. И распространяли с целью пропаганды трезвости и обличения пьянства.
«Запил», 1929 год, холст, масло, Переславль-Залесский художественный музей.

Его не забывали московские коллеги-художники, часто навещая в Можайске. Активно обсуждался вопрос о проведении его персональной выставки в Можайске и о присвоении ему звания академика живописи. Ему была назначена персональная пенсия, однако, случилось это слишком поздно.
«Яблочный базар в Можайске» 1913 год, холст, масло, частное собрание

Иван Лаврентьевич Горохов скончался после тяжёлой продолжительной болезни 6 октября 1934 года в Можайске, где и был похоронен на городском кладбище.
«Лунная дорожка», 1924 год, холст, масло, частное собрание

Работы Ивана Лаврентьевича хранятся в филиале музея-заповедника «Бородинское поле» — Можайском историко-краеведческом музее, Переславль-Залесском художественном музее, мемориальном музее-усадьбе Н.А. Некрасова «Карабиха» (под Ярославлем), Государственной Третьяковской галерее. Основная часть наследия художника находится в частных коллекциях, в том числе за рубежом.
«Базарный день в Можайске» 1913 год, холст, масло, Переславль-Залесский художественный музей.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .