Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 370. Головин Александр Яковлевич(1863-1930).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Александр Яковлевич Головин — русский советский художник, сценограф, декоратор.

Его картины, очень своеобразные по композиции, были насыщены выразительными линиями и ажурным рисунком. Их цветовая гамма всегда строилась на резких контрастах и порой доходила до крикливости.

Его сценографические решения именовались современниками не иначе, как «музыкой для глаз», при этом каждая постановка имела свое цветовое настроение и законченность декорационных и костюмных решений.

Его замечательные натюрморты с фарфором и цветами и сегодня являются образцом мастерского владения кистью в изображении различных фактур и поверхностей.

Его несомненный талант признавали Александр Бенуа и Мстислав Добужинский, а Сергей Дягилев высоко ценил многогранность и пластичность творчества Головина.

Сколько великих имён нашей отечественной и мировой культуры были связаны с творчеством этого замечательного художника, а кроме них были ещё Мейерхольд, Шаляпин и ….

Вне всякого сомнения — удивительный художник с удивительной судьбой, творчество которого невозможно обойти вниманием.

Итак, мы начинаем….

Александр Яковлевич Головин – вне всякого сомнения, выдающийся художник, один из тех, кто определил пути развития русского искусства конца XIX – начала XX века. Являясь, по сути своей, крупнейшим представителем эпохи Серебряного века, Александр Головин оставил многогранное наследие как живописец, график, театральный оформитель, мастер декоративного искусства…..
«Пейзаж. Павловск». 1910 год. Холст, темпера, пастель. 107х107 см, Государственная Третьяковская галерея.

Александр Головин родился 17 февраля (1 марта по старому стилю) 1863 года в Москве, на Плющихе в семье священника Якова Даниловича Головина. В 1866 году семья Головиных переехала в Петровское-Разумовское. Отца будущего художника назначили профессором богословия в только что основанную Петровскую земледельческую и лесную академию (ныне всем известная «Тимирязевка»), что и явилось причиной переезда.
«Березы», 1908-1910 год, Гуашь, картон 68,4 х 78 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Родители Александра были культурными и образованными людьми. Мама Александра прекрасно музицировала, любила литературу и театр и всячески старалась привить эту любовь и своим детям. В раннем детстве у юного Александра обнаружился абсолютный музыкальный слух, он серьёзно занимался игрой на рояле и пением. Увлечение рисованием пришло значительно позже, когда он уже учился в старших классах гимназии.
«Умбрийская долина». 1910-е годы, Холст, масло. 136х143 см.,Государственная Третьяковская галерея.

Как впоследствии вспоминал сам художник, художественные наклонности в нем первым заметил организатор и первый директор академии Н.И. Железнов – известный русский ботаник и агроном. Не без помощи академических профессоров мальчика удалось определить в самые престижные в то время учебные заведения Москвы. Сначала в 1872-1879 годах он учился в Катковском лицее в Москве, где получил первоначальное художественное образование под руководством художника Ивана Дмитриевича Нерадовского, а после смерти отца, случившейся в 1878 году, Александр перевёлся в не менее знаменитую Поливановскую гимназию, из стен которой вышли поэты Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, чемпион мира по шахматам Александр Алехин.
«Нескучный сад», 1910-е годы, Холст, темпера. 106х106 см., Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

Именно по совету Нерадовского в 1881 году Александр Головин поступает в Московское Училище Живописи Ваяния и Зодчества, где первые два года занимается на архитектурном отделении, в 1883 году переходит уже на живописное отделение. Педагогами Головина в Училище были: замечательный русский художник и педагог, мастер жанровой живописи,будущий действительный член Петербургской академии художеств Илларион Михайлович Прянишников(1840-1894), выдающийся русский живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены; художник-передвижник и академик Владимир Егорович Маковский(1846-1920), известный русский художник и педагог, мастер исторической, религиозной и жанровой живописи Евграф Семёнович Сорокин(1821—1892), его младший брат, известный художник, график, академик Императорской Академии художеств Павел Семёнович Сорокин (1839—1886) и выдающийся русский художник, педагог, профессор Императорской Академии Художеств, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи Василий Дмитриевич Поленов(1844-1927),
«На островах». Холст, масло. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Пейзаж не датирован, но по всей видимости, относится к раннему творчеству художника.

Начиная с 1884 года Александр Головин регулярно посещал также знаменитые поленовские рисовальные вечера. В училище Головин познакомился с такими художниками, как Исаак Левитан(1860-1900), Константин Коровин(1861-1939), Абрам Архипов(1862-1930), Илья Остроухов(1858-1929), Михаил Нестеров(1862-1942). Все они были приблизительно одного возраста, и всех их объединяла любовь к живописи. Позже Головин познакомился и с Михаилом Врубелем(1856-1910).
«Пейзаж с голубым павильоном. Вид в парке». 1910 год, Холст, темпера, 178х169 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Но особенно важным для будущего художника оказалось знакомство, переросшее в крепкую дружбу с Еленой Дмитриевной Поленовой, сестрой учителя, которой в будущем суждено было сыграть значительную роль в его судьбе. Так случилось, что именно она сумела открыть и развить в нём многочисленные грани его дарования, обусловившие то место, которое и занял Головин в российской культуре начала ХХ века.
«Березы ночью», 1908-1910 годы, Картон, акварель, гуашь, 78х70 см, Государственная Третьяковская галерея

Стоит отметить , что педагоги с большой теплотой относились к своему воспитаннику. И подкупало их прежде всего его удивительное трудолюбие, дававшее вкупе с природным талантом блестящие результаты.Его ученические работы отмечались педагогами, он удостаивался наград. В 1887–1888 годы за живописный этюд и рисунок с натуры Головин был награжден двумя малыми серебряными медалями. В 1889 году Головин пишет картину «Снятие с креста», за которую получает большую серебряную медаль и выпускается из Училища со званием классного художника.
«Осень», 1920-е годы, Темпера, холст, 136х136 см, Государственный Русский музей

В 1880-х годах Александр Головин сблизился с известным русским предпринимателем и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым(1841-1918) и художниками популярного в те годы абрамцевского кружка, неоднократно бывал в подмосковном имении Мамонтова.
«Натюрморт. Фарфор и цветы», 1915 год, Темпера, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург

В 1889 году Головин вместе со всей поленовской компанией художников отправляется в Париж на Всемирную выставку. Новейшая французская живопись поразила его. В Париже он начинает посещать Академию Коларосси (фр. Académie Colarossi) — частную художественную школу, основанную итальянским скульптором Филиппо Коларосси. Здесь занимается под руководством французского художника Жака-Эмиля Бланша(1861-1942). В Россию Головин возвращается полный планов и надежд. Его творчество испытывает влияние стиля «модерн».
«Испанка в красном», 1906-1907 год, Картон, темпера, пастель, 70х70 см, Государственный Русский музей

Его работы начинают привлекать коллекционеров. Одну из его пастелей приобретает Павел Михайлович Третьяков, и это уже настоящий успех. Художник начинает активно экспонировать свои работы. С 1893 года Головин участвовал в выставках, экспонировал свои картины на выставках Товарищества Передвижных Художественных выставок в 1893 и 1895 годах, Московского товарищества художников в 1893 году и позднее в 1901–1902 годах, Московского общества любителей художеств в 1894–1898 годах. В эти годы он также активно занимается росписью интерьеров.
«Христос и самаритянка. Композиция по эскизам А.А.Иванова». 1894 год, Холст, масло, 176х173
Государственная Третьяковская галерея

В 1890-х годах Головин много путешествует. Новые места, новые впечатления обогащают его творческий кругозор, он много и плодотворно работает, много экспериментирует. Он путешествует по Италии, Франции, а в 1897 года посещает Академию Витти (фр. Académie Vitti) — французскую частную академию художеств в Париже в районе Notre-Dame-des-Champs, существовавшую с 1894 по 1914 годы, где занимается у известного в те годы французского художника и иллюстратора Рафаэля Коллена(1850-1916) и известного французского художника, графика, гравëра, иллюстратора, члена Академии изящных искусств Люка-Оливье Мерсона(1846-1920). В 1898 года уже в Испании Головин изучает технику керамики.
«Преображение. Композиция по эскизам А.А.Иванова» 1894 Холст, масло 169х244 Государственная Третьяковская галерея

В ноябре 1898 года Александр Головин переживает большую утрату — умирает его самый близкий друг Елена Дмитриевна Поленова. Ещё совсем недавно вместе с ней он оформлял «русскую столовую» усадебного дома В. В. и М. Ф. Якунчиковых в Наре под Москвой, работал над интерьерами Кустарного павильона Всемирной выставки в Париже. И тут такое горе…. Он ошеломлён, раздавлен и потерян. Утрата оказывается для него настолько серьёзной, что мысли о скорой смерти посещают и его…. Выйти из такого состояния ему помогло сильнейшее увлечение искусством. Он много и упорно трудится. Художника фактически спасает театр. В 1898 году его назначают художником-декоратором Императорских театров. Это высокая должность и большая ответственность.
«Портрет графа Владимира Ивановича Канкрина, служащего петербургской конторы Императорских театров». 1909 год, Холст, темпера, пастель. 89х89 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

С 1899 года Головин становится постоянным и активным участником выставок «Мира искусства, а с 1902-го года – членом объединения и одним из сотрудников журнала «Мир искусства».
Художники журнала «Мир искусства» 1914 г.: 1. М.В. Добужинский, 2. А.Ф. Гауш, 3. О.Е. Браз, 4. Н.К. Рерих, 5. И.Я. Билибин, 6. Б.М. Кустодиев, 7. В.В. Кузнецов, 8. П.В. Кузнецов, 9. Е.Е. Лансере, 10. Н.Е. Лансере, 12. Н.Д. Милиоти, 13. А.П. Остроумова-Лебедева, 14. К.С. Петров-Водкин,15. А.И. Таманов, 16. А.К. Шервашидзе, 17. С.П. Яремич, 18. М.И. Рабинович.

В конце 1890-х годов Головин увлечённо работал на гончарном заводе Мамонтова «Абрамцево» за Бутырской заставой в Москве. По эскизам Головина на заводе изготавливались самые разнообразные майоликовые выставки, вазы, блюда. В 1900–1903 художник создал майоликовый фриз «Времена года» и несколько декоративных панно на мифологические сюжеты («Клеопатра», «Поклонение природе», «Поклонение божеству», «Купание наяд», «Жажда») для фасадов гостиницы «Метрополь» в Москве.
«Клеопатра. Панно на фасаде гостиницы «Метрополь» в Москве. Майолика. Здание гостиницы построено по проекту архитектора В.Ф. Валькота в 1899-1905 годах. Одновременно с Головиным М.А. Врубель создал свое панно «Принцесса Грёза».

В 1898–1900 годах Александр Головин совместно с Коровиным и Якунчиковой работает над интерьерами Кустарного павильона и павильона окраин России на Всемирной выставке в Париже 1900 года и гостиницы Метрополь в Москве. За свои произведения в керамике художник был награжден золотой и серебряной медалями.
«Принцесса Грёза». Майоликовое панно на фасаде гостиницы «Метрополь» в Москве.
Первоначальный эскиз панно Врубеля датируется 1896 г. Здание гостиницы построено в 1899-1905 годах

В 1903 году головин вступил в Союз русских художников. В 1898году был назначен на должность художника-декоратора Императорских театров. Оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности оперы А. Н. Корещенко «Ледяной дом» (1900), Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка» (1901). В 1901 переехал в Петербург, с 1902 года занимал пост главного декоратора Императорских театров и консультанта дирекции по художественным вопросам.
«Фиорды». Эскиз декорации к драме Генрика Ибсена «Дочь моря». 1905 год., Картон, акварель., 65х84 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

На 1900-1910-е годы приходится расцвет творчества Александра Головина. Его творчество в эти годы всецело связано с эстетикой модерна, опираясь на которую художник сумел выработать собственную узнаваемую манеру. Для его произведений, как в живописи, так и в прикладном искусстве, характерны часто преувеличенная декоративность, красочность, изысканность графического решения. Излюбленными в творчестве Головина были орнаментальные растительные мотивы, которые в изобилии встречаются на керамических изделиях по его эскизам, живописных панно, театральных декорациях.
«Драма М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Эскиз главного занавеса. Александринский театр», 1917 год, Картон, гуашь, серебряная и бронзовая краски, тушь, тростниковое перо. 71,9х90,4 см., Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

Александр Головин работал для Александринского и Мариинского театров, в том числе создал эскизы костюмов и декораций к операм «Кармен» Ж. Бизе (1908), «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка (1911), «Каменный гость» А. С. Даргомыжского (1917); спектаклям «У врат царства» К. Гамсуна (1908), «Гроза» А. Н. Островского (1916), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1917), «Песнь соловья» И. Ф. Стравинского (1919) и многим другим.
«Храм Эроса. Эскиз декорации к опере К.В. Глюка «Орфей и Эвридика»».Спектакль Мариинского театра. Петербург, 1911 г. Бумага, акварель. 69,8х97,3 см..Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

С 1902 года вместе с директором Императорских театров В. А. Теляковским Головин почти ежегодно бывал в Париже, путешествовал по Италии, Голландии, Австрии, Бельгии. В 1905 году работы Головина экспонировались на портретной выставке в Таврическом дворце в Петербурге. В 1906–1907 годах художник участвовал в выставках русского искусства, организованных С. П. Дягилевым в Париже и Берлине. И везде ему сопутствовали успех и хорошая пресса.
«Свадьба». Эскиз декорации 2-й картины балета на музыку Эдварда Грига «Сольвейг». 1922 год,
Бумага на фанере, акварель, темпера. 71,5х101,5 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

В 1908–1917 годы отмечены тесным сотрудничеством художника с великим русским театральным режиссёром Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом(1874-1940). Целую эпоху петербургского бытия Головина составила их совместная работа. К тому времени тот уже успел поиграть в Художественном театре, пытался реализовать свои новаторские идеи в театре Веры Комиссаржевской. Но во взглядах на режиссуру они не сошлись, и Мейерхольд в 1907 году оказался «на улице». Вот тут-то ему и помог Головин, энергично рекомендовавший режиссёра Теляковскому. И тот взял его на работу.
«Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда». 1917 год, Дерево, темпера. Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки

На протяжении последующих десяти лет Головин и Мейерхольд творили вместе, став близкими друзьями и в частной жизни. «Орфей и Эвридика» К. Глюка и «Маскарад» М.Ю. Лермонтова – самые успешные и резонансные плоды этого сотрудничества.
«Баута. Неизвестный. Эскиз костюма к драме М.Ю. Лермонтова Маскарад». 1917 год, 29×40 см, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

В 1909–1910 годах Головин оформлял постановки антрепризы Сергея Павловича Дягилева(1872-1929) Русские сезоны в Париже, в том числе вместе с Николаем Рерихом и Дмитрием Стеллецким(1875-1947) создал костюмы и декорации к операм «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, а также декорации к балету «Жар-птица» И. Ф. Стравинского.
«Овраг. Эскиз декорации ко 2-й картине III действия драмы А.Н. Островского «Гроза»». 1916 год, Картон, темпера. 70,5х99,5 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

В конце 1900-х — начале 1910-х годов Головин работал в художественно-керамических мастерских П. К. Ваулина в Кикерино под Петербургом.
«Портрет художника Николая Константиновича Рериха (1874-1947)». 1907 год, Холст, пастель. 106,5х106,5 см. Государственная Третьяковская галерея.

В 1912 году Александр Яковлевич Головин был избран действительным членом Императорской Академии Художеств. В 1913 году Головин поселился в Царском Селе(ныне город Пушкин) под Петербургом.
«Кощеево царство. Эскиз декорации к балету «Жар-птица»»

Работал Головин в станковой живописи, в области монументального и декоративного искусства. Но главным в его деятельности, несомненно, был театр, в котором художник выступил реформатором сценического оформления. Особый, «головинский стиль», присущий его театральным работам, театрализованным портретам, пейзажам и натюрмортам, отличает изощренная и прихотливая декоративность, изысканная фантазия и живописный темперамент.
«Портрет балерины Елены Александровны Смирновой». 1910 год, Холст, пастель, гуашь. 103,5×104 см. Государственная Третьяковская галерея.

Эпоха, которая была как – будто специально создана для Головина, окончилась в 1917 году. Рухнула старая Россия, а вместе с ней — и изысканная культура «серебряного века». В театре говорили об упрощенном «искусстве для народа». После революции художник принимал активное участие в деятельности Дома искусств. В 1919 году Головин экспонировал свои произведения на Первой Государственной свободной выставке произведений искусств, выставках театрально-декорационного искусства в Ленинграде в 1927 году и Москве в 1928 году.
«Портрет искусствоведа Эриха Фёдоровича Голлербаха (1895-1942)». 1923 год, Картон, темпера. 84х75 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Начиная с 1926 года Головин активно сотрудничал с Константином Сергеевичем Станиславским(1863-1928) в МХАТ, оформив постановки спектаклей «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше в 1927 году, «Отелло» У. Шекспира в 1930 году. В 1928 году Александр Головин был удостоен звания «Народный артист РСФСР».
Эскиз декорации к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». 7-я картина «Страшная игральная». Александринский театр. 1917 г. Картон, клеевая краска, гуашь, золото, клей. 70,5х100 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

С 1913 года и до самой смерти Александр Головин жил в Царском Селе (в 1918 году пушкинскую духовную родину переименовали в Детское Село — в 1937 году оно, в свою очередь, превратилось в город Пушкин).
Под конец жизни Головин тяжело болел и несколько отошел от практической работы в театре, однако в последние годы ему суждено было пережить еще один небывалый сценический триумф. Им была оформлена комедия Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» на сцене Художественного театра в постановке Станиславского (1927).
«Комната графа. Эскиз декорации к комедии П.-О.Бомарше «Безумный день или Женитьба Фигаро», 1927 год, Фанера, темпера, 66х81,6 см, Музей МХАТ, Москва

С исключительным даром мастер сумел соединить в этой постановке колористические чудеса живописи с живой игрой форм и объемов. Премьера состоялась 28 апреля 1927 года. Последняя работа Головина в театре относится к 1929 году. Это было оформление спектакля «Отелло» Шекспира во МХАТе в постановке Станиславского. В последние три года жизни мастеру, отлученному от активной жизни, все время снились декорации. Он чувствовал себя забытым и мучился этим. 17 апреля 1930 года Александр Яковлевич Головин скончался в Детском Селе. Был похоронен на Новодевичьем кладбище Ленинграда(Санкт-Петербурга).
«Сенат. Эскиз декорации к трагедии В.Шекспира «Отелло», 1930 год, Фанера, темпера, гуашь, 70х90 см, Музей МХАТ, Москва

Ретроспективные выставки произведений Головина прошли в 1940 в Государственном Русском музее в Ленинграде, в 1956 — в выставочных залах Академии художеств СССР в Москве и Ленинграде, в 1983 и 1988 годах — в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина в Москве.
«Портрет Михаила Ивановича Терещенко». 1913 год, Холст, темпера. 161х142 см., Художественный музей Мальмё, Швеция.

Александр Яковлевич Головин — один из наиболее значительных русских художников рубежа XIX–XX столетий, проявивший себя в самых разных областях искусства — живописи, графике, сценографии, керамике.
«Автопортрет с флоксами». 1927 год, Холст, темпера. 81х73 см., Собрание О.И. Рыбаковой, Санкт-Петербург.

Произведения Александра Головина находятся во многих музейных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина и многих других.
«Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Олоферна в опере А.Н. Серова «Юдифь»». 1908 год, Холст, темпера, пастель. 163,5х212 см. Государственная Третьяковская галерея.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .