Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 369. Крыжицкий Константин Яковлевич(1858-1911).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Константин Яковлевич Крыжицкий — замечательный русский живописец-пейзажист, академик и действительный член Императорской Академии Художеств.

Художник большого природного дарования, но очень трагической судьбы, Константин Яковлевич Крыжицкий прожил очень яркую творческую жизнь.
Он был учеником выдающегося русского художника и педагога Николая Ивановича Мурашко. В императорской Академии художеств занимался под руководством известнейшего русского художника-пейзажиста второй половины 19 века , профессора, барона Михаила Константиновича Клодта фон Юргенсбурга.
Большинство его работ появлялось на ежегодных академических выставках.
Он был одним из организаторов, а впоследствии и председателем общества художников имени Куинджи. Трагическая гибель оборвала его творческий путь в самом расцвете сил. И для многих наших современников творчество этого замечательного пейзажиста продолжает оставаться неизвестным. Попробует это исправить.

Итак, мы начинаем….

Константин Яковлевич Крыжицкий родился 17 мая 1858 года в Киеве, в богатой купеческой семье. Способности к рисованию были отмечены у Крыжицкого в раннем детстве, которое прошло в шикарном отцовском особняке на Владимирской горке.
«Лесные дали», Холст, масло, Херсонский областной художественный музей им. А.А.Шовкуненко

Прекрасные виды полноводного Днепра, и великолепные уходящие вдаль зелёные перспективы, открывавшиеся из окон детской составили ранние впечатления будущего живописца и впоследствии неоднократно присутствовали на его полных солнечного света и воздуха пейзажах.
«Утро на озере», 1896 год, Холст, масло, Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств

Родители не препятствовали увлечению сына, но и особо не поощряли его, считая рисование обычной детской придурью. И только в 1875 году, получив общее образование в Киевском реальном училище, после открытия в Киеве общедоступной Киевской рисовальной школы Николая Ивановича Мурашко(1844-1909),украинского художника и педагога, Константин Крыжицкий приступил к профессиональному обучению живописи.
«Пейзаж», 1895 год, Холст, масло. 71 x 114 см, Дальневосточный художественный музей

10338335_1580308902218260_2365810556952708447_n.jpg

У Мурашко, в его рисовальной школе, следовавшей принципам передвижников, начинали свой творческий путь такие выдающиеся мастера отечественной живописной школы, как Валентин Серов(1865-1911), впоследствии замечательный русский живописец и график, мастер портрета, Михаил Александрович Врубель(1856-1910),впоследствии выдающийся русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве, Николай Корнильевич Пимоненко(1862-1912), впоследствии выдающийся российский жанровый живописец, украинского происхождения.
«Нивы», 1892 год, Холст, масло, Бердянский художественный музей имени И.И. Бродского

Отличительной особенностью преподавания в школе Мурашко была работа с натуры. Летом учитель со своими учениками целыми днями пропадали на этюдах, пленере в красивейших окрестностях Киева, запечатлённых позднее Крыжицким в его работах «Зелёная улица», «Хутор в Малороссии», «Хутор на Днепре» и многих других.
«Хутор на Днепре (Рыбачья пристань)», 1885 год, Холст, масло. 37 x 60 см, Челябинская областная картинная галерея.

В 1877 году Константин Яковлевич Крыжицкий поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств, где вплоть до 1883 года занимался под руководством профессора барона Михаила Константиновича Клодта(1832-1902).
«Зимний пейзаж со стогами», 1910 год, Холст, масло. 53 x 81 см, Окружная художественная галерея

11009927_1580308778884939_7446524347542052120_n.jpg

Крыжицкий вполне заслуженно считался одним из лучших студентов курса, педагоги в один голос отмечали его большое природное дарование и исключительное трудолюбие. Однако, перед самым выпуском едва не был исключён Советом профессоров академии за ревностную поддержку творчества Архипа Ивановича Куинджи(1841-1910), не принимавшегося строгой академической профессурой.
«Двор», 1886 год, Холст, масло 27,5 ×38 см, Вольский краеведческий музей

К счастью, конфликт молодого художника с его требовательными педагогами благополучно разрешился, и в 1884 году Крыжицкий успешно закончил академический курс со званием классного художника I степени и с малой золотой медалью, присуждённой ему за картину «Дубы». В этой работе художника уже отчетливо видны основные черты его творческого почерка : с одной стороны — высокий технический уровень, особая тщательность прорисовки натуры, а с другой — замечательное умение передать воздух, свет, настроение.
«Деревья у реки», 1890-е годы, холст, масло 95 ×119 см, частное собрание

10628534_1580308875551596_1050447510135517094_n.jpg

А с Архипом Куинджи Константин Крыжицкий впоследствии подружился. Молодые художники были близки друг другу по духу, их сближало особое солнечное восприятие окружающего мира, редкая способность различать свет сквозь глубокие тучи и ночную мглу. В дальнейшем художников связала крепкая дружба, продолжавшаяся долгие годы.
«Озеро», 1896 год, Холст, масло. 54 x 85 см, Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник.

11150969_1580308852218265_311232927090598387_n.jpg

Основным направлением художественного творчества Константина Крыжицкого был пейзаж. Писал художник не только масляными красками, но также работал в карандаше, и акварелью. Его картины в акварели, демонстрировались на выставках, созданных Обществом русских акварелистов. С момента основания Общества русских акварелистов Константин Крыжицкий являлся его постоянным активным членом.
«Весна», 1894 год, холст, масло 31 × 45 см, Частное собрание

11150180_1580309098884907_6793059087816713707_n.jpg

Мотивы для своих картин Крыжицкий находил в основном среди живописной природы Киевской губернии и окрестностей Санкт-Петербурга. Отличительной особенностью картин Константина Крыжицкого всегда являлась их удивительная эмоциональность.
«Осень», Холст, масло, Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Новгород

Художник всегда стремился передать на своих полотнах светлое и радостное ощущение присутствия солнца, пускай даже мнимого. Это особенно чувствуется в его мрачных осенних или сумрачных вечерних пейзажах: «Закат», «Осень», «Река», «Опушка леса»и других.
«Озеро», 1897 год, Холст, масло, Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

10629565_1580309012218249_52530662239283867_n.jpg

Ему очень правилось писать природу мест, где солнце бывало не таким частым гостем , как в южных краях нашей Родины, и по-этому ценилось по-особенному высоко. Широкие русские поля Северо-Запада, хмурые, неласковые воды Балтики, суровые норвежские скалы и фиорды в лучах скупого северного солнца- вот, что открывалось зрителям на картинах мастера.
«Лесная река», 1909 год, Холст, масло, Государственный Русский музей

Отдельно хочется сказать несколько слов о его выдающейся работе Крыжицкого «Звенигород» — художественном гимне русской природе в расцвете ослепительного лета. Яркое солнечное небо, торжественная белизна монастырских стен, отражённых в речной воде, блеск солнца на монастырских куполах…. От картины веет благодатью, кажется, ещё чуть-чуть и раздастся перезвон монастырских колоколов над рекой.
«Звенигород», 1895 год, Холст, масло, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» Архангельск

11146198_1580308655551618_6544170906378703234_n.jpg

Большинство его работ демонстрировалось на академических выставках начиная с 1879 года, где и охотно раскупалось известными или малоизвестными коллекционерами. Такие же картины художника, как «Лесные дали» (1889 год), «Майский вечер» (1886 год), Гроза собирается (1885 год), «Перед полуднем» (1886 год), «Зеленая улица» (1897 год ), были приобретены членами императорской семьи или самой Академии художеств. Был также Константин Яковлевич автором замечательных акварелей и первоклассных рисунков углем. В последнем виде творчества с ним в его время мало кто мог сравниться.
«В купальне (Купальня)», Конец XIX века, холст, масло, Музей изобразительных искусств Республики Карелия

11150279_1580309125551571_3990784276000654914_n.jpg

Константин Яковлевич Крыжицкий был очень хорошим и внимательным педагогом. Его всегда окружали талантливые ученики в его петербургской мастерской и в валдайской усадьбе. Крыжицкий всегда ценил талант, с трепетом к нему относился и с большой охотой делился своим знаниями с учениками.
«Балтийское море», 1897 год, Холст, масло. 60 x 90 см, Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Крыжицкий всегда учил личным примером — трудолюбию, пристальному вниманию к деталям, к природе во всем ее изменчивом и противоречивом многообразии.
«Болото», 1885 год, Холст, масло, Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина

В 1889 году Константин Яковлевич Крыжицкий получил почетную степень академика пейзажной живописи.
«Вечер на Украине», 1882 год, Холст, масло. 36 x 62.5 см, Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого

11149359_1580308942218256_9021994472788006322_n.jpg

В 1900 году работы художника экспонировались на Всемирной выставке в Париже. Крыжицкий жил и работал в непростое время, время появления новых взглядов на жизнь и искусство, время рождения новых теорий. Многие уважаемые коллеги Крыжицкого не разделяли новых веяний и были абсолютно непримиримы к тем, кто не разделял из взглядов. Художники стояли перед выбором: реализм или модернизм, новые «передвижники» или мир «традиционного» искусства…. Пытаясь примирить враждующие стороны, Константин Крыжицкий в числе своих немногочисленных единомышленников взвалил на свои плечи казалось неподъёмную ношу.
«Пейзаж с рекой», 1890-е годы, холст, масло 86,5 × 125,5 см, частное собрание.

11150329_1580309178884899_4190409166314915802_n.jpg

Он начал издавать журнал «Художник», в котором пытался напомнить своим товарищам по цеху, что несмотря на все противоречия и разногласия по идейным и эстетическим принципам, они прежде всего художники и это является главным объединяющим началом. Но, попытка с изданием журнала провалилась, и тогда Крыжицкий стал одним из основателей Общества художников имени А. И. Куинджи, а с 1908 года стал председателем этого общества.
«Повеяло весной», 1910 год, холст, масло 81 х 108,8 см, Харьковский художественный музей

Общество было призвано поддерживать всех нуждающихся художников, вне зависимости от стилей и направлений в которых они работали, помогать им в их творчестве и в быту. В 1909 году работы Константина Яковлевича выставлялись на Международной художественной выставке в Мюнхене.
«Водяная мельница», 1883 год, Холст, масло. 32 x 50.4 см, Вологодская областная картинная галерея

11156181_1580308978884919_3031898122351963140_n.jpg

Осенью 1910 года на выставке русской живописи в Лондоне была представлена последняя картина Крыжицкого —» Повеяло весной». В начале 1911 года в творческой карьере художника случился роковой эпизод, в конце концов приведший к трагической гибели художника.
«Хутор в Малороссии», 1884 год, холст, масло, частное собрание

10926188_1580308722218278_6027685570754810706_n.jpg

Его обвинили в плагиате за то, что он выставил на суд зрителей картину, похожую на ранее нарисованную картину известного русского живописца, Якова Ивановича Бровара(1864–1941),. Очевидной причиной инцидента стала фотография, которую Константин Яковлевич снял ранее в Беловежской пуще. Он воспользовался фотографией, которая затем была продана. Этой же фотографией, по все вероятности, мог воспользоваться и Бровар. Идентичность картин недоброжелатели нашли только в одном дереве и сразу этим воспользовались. Газеты подхватили эту сплетню, началась шумиха и травля художника.
«Закат», Холст, масло. 21.7 x 35.5 см, Тюменский музей изобразительных искусств

11174868_1580309068884910_1995859819434613858_n.jpg

4 апреля 1911 года, на 53-м году жизни Константина Яковлевича Крыжицкого не стало. Причиной его самоубийства, согласно оставленной им предсмертной записки, стала травля его недоброжелателями.
«Дали», 1901 год, Холст, масло, Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

Константин Яковлевич Крыжицкий был похоронен на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга.
В 1911 году в Санкт-Петербурге и в 1913 году в Москве прошли мемориальные выставки художника.За годы своей жизни Крыжицкий написал более четырёхсот картин.
«Деревня на берегу речки», 1890 год, холст, масло, Сочинский художественный музей

11150431_1580308692218281_3718482720576520115_n.jpg

Во многих музейных собраниях находятся его работы: в Третьяковской галерее – «Перед грозой» (1885 год), в Государственном Русском музее, в художественных музеях Украины, и также в личных коллекциях любителей живописи.
«Дорога в горах», 1897 год, Холст, масло. 67 x 105 см, Государственный Русский музей

Такие картины Константина Крыжицкого, как: «Проясняется» (1893 год), «Перед полуднем» (1885 год), «Снег выпал в сентябре» (1898 год) находятся в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
«Гроза собирается», 1885 год, Холст, масло. 52.5 x 74.5 см, Государственная Третьяковская галерея

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .