Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 369. Герасимов Александр Михайлович(1881-1963).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Александр Михайлович Герасимов — русский, советский живописец, архитектор и теоретик искусства, первый президент Академии художеств СССР в 1947—1957 годах.

Его педагогами были К. А. Коровин, А. Е. Архипов и В. А. Серов.

Он был одним из первых кавалеров почётного звания «Народный художник СССР», учреждённого 26 июля 1943 года, наряду с художником Борисом Иогансоном, скульпторами Сергеем Меркуровым и Верой Мухиной.

Он являлся любимым живописцем многих вождей государства победившего пролетариата, а его портреты Сталина, при жизни вождя считались каноническими.

Занимая официальные посты в главных художественных организациях СССР в самые реакционные годы, проводил жесткую политику борьбы с любыми отклонениями от метода социалистического реализма.

С приходом же к власти Никиты Сергеевича Хрущёва, Герасимов был постепенно освобождён от всех постов, а его полотна были удалены из музейных экспозиций.

Безусловно талантливый художник, и в то же время человек далеко не однозначной творческой судьбы, Александр Герасимов в полной мере заслуживает подробного знакомства со своим творчеством.

Итак, мы начинаем….

Народный художник СССР, лауреат четырех Сталинских премий, первый президент Академии художеств СССР Александр Михайлович Герасимов, вне всякого сомнения, личность яркая и неоднозначная. Талантливый художник, человек разносторонних увлечений, друживший со многими выдающимися людьми своего времени, вызывал у современников противоречивые чувства, одни его ненавидели, другие завидовали, третьи любили….
«Натюрморт с розами», 1935 год, холст, масло, 99.5×118 см, частное собрание

И только сейчас, по прошествии времени, приходит понимание того, что Герасимов — это человек-глыба,в полном смысле этого слова, сделавший сам себя, добившийся карьерных высот, оставивший на своих полотнах с одной стороны летопись эпохи в монументальных полотнах и портретах своих современников, а с другой стороны тонкие и лирические пейзажи и натюрморты.
«Семейный портрет», 1930-е годы, холст, масло, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Александр Герасимов родился 12 августа 1881 года в небольшом уездном городке Козлове (ныне Мичуринск), на Тамбовщине в простой крестьянской семье. Отец будущего художника, выходец из крестьян, впоследствии стал прасолом — торговцем скота.
«Тройка», 1914 год, холст, масло, частное собрание

Александр закончил церковно-приходскую школу, и позднее Козловское реальное училище. Увлечение рисованием пришло в раннем возрасте, однако отец Александра увлечение сына не одобрял, считая это пустой тратой времени, в то же время постепенно привлекая «наследника» к торговому делу.
«Париж ночью», 1934 год, Холст, масло, 47 х 63,5, Частная коллекция

Впоследствии маленький и уютный городок Козлов всю жизнь будет для Герасимова не только малой родиной, но и душевным убежищем – художник, став уже заслуженным мастером кисти и холста, будет часто приезжать из шумной столицы в Козлов: отдыхать и набираться новых сил, писать для души.
«Песня скворца», 1938 год, Холст, масло. 122 х 96 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Трудно сказать, кок сложилась бы дальнейшая судьба юного дарования, если бы ни его величество — счастливый случай. В начале 90-х годов в Козлов на постоянное жительство приехал выпускник Петербургской Академии художеств, будущий академик, Сергей Иванович Криволуцкий(1869-1922) и открыл в городе художественную школу, которую юный Александр стал посещать.
«Волчий голос в поле», 1913 год, холст, масло, частное собрание

Именно Криволуцкий первым распознал большое природное дарование своего ученика, распознал и посоветовал ему учиться дальше.
«Весной на порубке», 1913 год Холст, масло, Частная коллекция.

В далёком 1903 году Александр Герасимов отправляется в Москву, где после сдачи крайне непростых вступительных экзаменов(из 18 абитуриентов поступили только двое, одним из которых был Герасимов) на долгие 12 лет становится учащимся Московского Училища живописи ваяния и зодчества..
«Девочка с яблоком», 1928 год, холст, масло, 84×105 см, Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев

Стоит отметить, что Александру Герасимову очень повезло с учителями. Его наставниками в разные годы его учёбы были: замечательный русский живописец и график, мастер портрета Валентин Александрович Серов(1865-1911), замечательный русский живописец, театральный художник, педагог и писатель, Константин Алексеевич Коровин(1861-1939), известный русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед, Аполлинарий Михайлович Васнецов(1856-1933), известный русский художник, член Товарищества Передвижных Художественных выставок, Алексей Михайлович Корин(1865-1923), известный русский художник-живописец, передвижник, Абрам Ефимович Архипов(1862-1930) и замечательный русский живописец и график, Леонид Осипович Пастернак(1862-1945).
«Полевые цветы», 1945 год, холст, масло, частное собрание

Все они отмечали большое природное дарование и исключительную усидчивость своего юного ученика. За двенадцать лет учёбы он получил блестящее образование, защитив сразу два диплома — художника первой степени и архитектора. Что интересно, в его свидетельстве об окончании Козловского уездного училища (в 1885 году) в графе «Черчение и рисование» стояла жалкая «тройка». Пройдут годы, и троечник Герасимов «соберёт» немыслимое число высочайших наград и всевозможных регалий. Такое случается, если судьба благоволит своему избраннику….. Хотя, везёт тому, кто везёт….
«Яблони в цвету», 1916 год, Холст, масло. 67 х 53 см, Собрание семьи художника

После его окончания, в 1915 году, он был мобилизован в армию и до 1917 года находился на фронтах Первой мировой войны. Как нестроевой солдат, служил в санитарном поезде на южном (галицийском) фронте. Революция 1917 — также внесла свои коррективы в жизнь Александра Герасимова. После демобилизации, в 1918 году Герасимов возвращается на свою малую родину, и целых семь лет работает здесь декоратором в местном театре. Здесь же он женился и в 1918 году у него родилась дочь Галина.
«Вести с целины», 1954 год, Холст, масло. 182 x 197 см, Новокузнецкий художественный музей

В 1925 Герасимов возвращается с семьёй в столицу. Сначала все складывалось очень не просто, первые годы он вынужден был перебиваться случайными заработками. Однако, вскоре, почувствовав конъюнктуру, Герасимов начинает писать картины «на потребу дня», часть по собственной инициативе, часть по заказу, среди них такие как «Портрет К.Е. Ворошилова» в 1927 году.
«Портрет К.Е. Ворошилова», 1927 год, Холст, масло. 126 х 91 смс, Государственный центральный музей современной истории России (бывший Центральный музей Революции СССР), Москва.

Постепенно Герасимов вовлекается в водоворот культурной жизни молодой республики и очень своевременно пишет свой знаменитый посмертный портрет вождя «Ленин на трибуне». Можно только представить, какой фурор в те годы произвело ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ на народ. Страна недавно потеряла вождя, а тут просто живой Ленин – на трибуне, на фоне красных знамен… Слава портретиста тут же закрепилась за художником.
«В. И. Ленин на трибуне», 1930 год, Холст, масло. 288 x 177 см, Центральный музей В.И.Ленина

Хотя начинал свой творческий путь Герасимов с натюрмортных и пейзажных этюдов. И нужно заметить, что художник имел превосходный дар легко воспроизводить портретное сходство, при том не прописывая образы до мельчайших подробностей.
«Портрет балерины О.В.Лепешинской», 1939 год, Холст, масло. 200 x 157 см, Государственная Третьяковская галерея

Широкими импрессионистскими мазками он словно лепил их на своих полотнах, добиваясь потрясающей узнаваемости.
«Пионерка» Холст, масло. 125 х 100,5 cv Частная коллекция.

Своего жилья в городе Москве Герасимов не имел, не говоря уже о мастерской. Первое время он с семьёй жил на Волхонке в помещении правления Ассоциации художников революционной России, куда он вступил. Затем соорудили для него времянку, типа большого сарая, на Балтийской улице при Изофабрике, где находился «Всекохудожник».
«Приезд Остапа и Андрия»Иллюстрация к повести Гоголя «Тарас Бульба», 1952 год, бумага, акварель, частное собрание

Здесь он, в 1935 году и написал по заказу Ворошилова свою знаменитую картину «Первая конная армия». Годом позже, в 1937 году это произведение было показано в Париже на Всемирной выставке и получило высшую награду — Гран-При.
«Первая конная армия», 1935 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1937 году Герасимов переселяется в своём доме в поселке Сокол. Здесь по заказу правительства он приступает к созданию большого полотна «Заседание Совета при наркоме тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе». На картине более сорока фигур. «Я работал над ней, — рассказывал художник, — с большим подъемом. Мне хотелось создать коллективный портрет командиров индустриализации». Когда Александр Михайлович писал картину, к нему на сеансы по три, четыре, пять раз приезжали выдающиеся современники: Г.К. Орджоникидзе, академик Губкин, архитектор Веснин и многие другие. Во время работы Герасимов с каждым из них беседовал, проникал в образ, сживался с ним…
«Заседание Совета при наркоме тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе», 1937 год, холст, масло Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Большинство его масштабных полотен создавались так называемым бригадным методом, т. е. подмастерьями, сам Герасимов прописывал лишь живописные детали». Отсюда становится понятным, почему в его мастерской делили углы художники, которых он приютил: И.Г. Антропов и Н.А. Денисовский, а позднее и его ученики.
«Главный павильон ВСХВ», конец 1940-х — начало 1950-х годов, холст, масло, частное собрание

Можно сказать, что в эти годы Герасимов фактически «распахнул дверь» в свою мастерскую, и в нее широким потоком влилась повседневная жизнь простых советских людей. Ни одно общественное событие, которое затрагивает страну, живописец не пропускает – у него все находит отклик.
«Колхозное поле. Чернозём», 1929 год, холст, масло, Институт русского реалистического искусства

В это же время Герасимов становится одним из руководителей в секретариате правления Союза советских художников. На его портретах начинают все чаще появляться первые лица государства. Герасимов-художник становится любимым портретистом Сталина.
«Сталин и Ворошилов в Кремле», 1938 год, холст, масло, 386×296 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Затем последовали портреты Иосифа Виссарионовича по фото, позже — с натуры, а со временем художник создал «канонический облик Сталина». Писал он также и портреты первых лиц государства. И за все заслуги был щедро обласкан властью. С большим удовольствием писал Герасимов и любимую столицу.
«Красная площадь», 1947 год, бумага, акварель гуашь, частное собрание.

Его политические произведения широко тиражировались, принося художнику гонорары. И по тем временам Герасимов был весьма обеспеченным человеком. И именно он стал первым президентом созданной в 1947 году Академии художеств СССР.
«Портрет Сталина», 1944 год, холст, масло, 100 x 79 см, Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО, Москва

После войны, в 1947 году, его выбирают первым президентом Академии художеств СССР. В этой связи стоитр отметить, что до 1949 года он даже не был коммунистом. Настойчивым предложениям вступить в партию Александр Михайлович сопротивлялся, и заявление о приёме в ряды КПСС его заставили написать, когда готовился указ о его назначении первым президентом Академии художеств СССР. Эта номенклатурная должность беспартийности не подразумевала.
«Встреча президента Франклина Делано Рузвельта с шахом Ирана Мохаммедом Реза Пехлеви», 1944 год, холст. масло, 74,5*89,3 см, Институт русского реалистического искусства.

Александр Герасимов был человеком своей эпохи, в которой гармонично сплетались и картины к годовщине Октября, и мокрые доски террасы после дождя, поэтому все выпады его критиков, а чаще всего, просто завистников, о том что он был простым конъюнктурщиком, который с лакейской угодливостью малевал и малевал вождей, не стоит принимать во внимание.
«После дождя. Мокрая терраса», 1935 год, Холст, масло. 78 х 85 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Именно они в начале 50-х годов, начали представлять художника совершенно в новом свете: карьеристом и лакеем, угождавшим самолюбию политических деятелей. После смерти Иосифа Сталина карьерная лестница Герасимова внезапно закончилась, а с приходом Хрущёва он становится неугоден новым властям.Герасимов попал в опалу, его «парадные» картины в связи с выявленным культом личности вождя убрали в запасники музеев или просто уничтожили.
«Портрет старейших художников: Павлова И. Н., Бакшеева В. Н., Бялыницкого-Бирули В. К., Мешкова В. Н.» 1944, Государственная Третьяковская Галерея, москва

Оставшиеся годы художник провёл большей частью уединённо, работая в основном для себя.
«Колхозное стадо»1958-59 годы, холст, масло, 116*180 см, частное собрание

Александр Михайлович Герасимов умер 23 июля 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).
Могила Герасимова на Новодевичьем кладбище Москвы

В годы советской власти в Мичуринске был создан Мемориально-художественный музей-усадьба А. М. Герасимова. Музейный комплекс сохранил типичный облик городской купеческой усадьбы конца XIX века. Хорошо сохранился двухэтажный кирпичный дом, построенный в 1886 году отцом художника, Михаилом Сафроновичем Герасимовым. В этом доме Александр Имхайлович провёл свои детские и юношеские годы, здесь жил со своей семьёй после революции, с 1918 по 1925 год. На территории музея-усадьбы функционирует картинная галерея, представляющая работы художника.

Многие из почти трёх тысяч созданных Александром Герасимовым за полвека произведений вошли в золотой фонд советского изобразительного искусства. Они находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее Вооружённых сил, Музее современной истории России, частных собраниях. А самая полная коллекция подлинных работ художника — 141 полотно — экспонируется в Музее-усадьбе Герасимова в Мичуринске.
«Натюрморт Розы», 1948 год, холст, масло, 107*126 см, Государственный музей искусств им. Кастенеева, Республики Казахстан

В феврале 2016 года В Государственном историческом музее с большим успехом прошла выставка «Александр Герасимов. К 135-летию со дня рождения». В экспозиции были представлены импрессионистические натюрморты и пейзажи, проникновенные портреты и полотна, благодаря которым Александр Герасимов вошел в историю как создатель соцреалистического канона и мастер картин сталинской эпохи.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .